Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Основные методы психологических исследований

Основнымиметодами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа иэксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которыеуточняют, но не изменяют их сущность.
1.Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскиминаблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение),лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное иособый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членомисследуемой группы). Общая процедура наблюдения складывается из следующихпроцессов:
определениезадачи и цели (для чего, с какой целью?);
выборобъекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
выборспособа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболееобеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
выборспособов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
обработкаи интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдениевходит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент.
2.Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устноеили письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которыхобъективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сборанамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. попамяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – приобъективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, прикоторой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычнозаранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответыпредставляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существуетряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзяпревращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случаеустановления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно приэтом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана,задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду сответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа даетбольше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых напоставленные вопросы.
Однаиз разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либоотсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что ондумал, чувствовал, переживал).
3.Эксперимент является главным методом психологического исследования – этоактивное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с цельюсоздания условий, в которых выявляется психологический факт. Лабораторныйэксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальнаяаппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает,что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента можетне знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых,что позволяет устанавливать общие статистически достоверные закономерностиразвития психических явлений.
корреляционныйэксперимент
квазиэксперимент
Нарядус описанными методами психологического исследования большое значение имеют иколичественные и качественные методы оценки психических процессов и методыизмерения уровня их развития:
4.Методы диагностики.
Методтестов – метод испытаний, установления определенных психических качествчеловека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, порезультатам которого определяются наличие и уровень развития определенныхпсихических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими.Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивыепсихологические характеристики.
5.Количественные и качественные методы оценки психических процессов.
Измерение
многомерноешкалирование
факторныйанализ
Интроспекция.Длительный период психология определялась как наука о субъективном миречеловека. И этому содержанию соответствовал и набор ее методов. Согласноидеалистической концепции, отделявшей психику от всех других явлений природы иобщества, предметом изучения психологии являлось изучение субъективныхсостояний сознания. В них явление совпадало с сущностью — т.е. формы сознания,которые человек мог наблюдать на самом деле рассматривались в это время какосновные свойства духа / сущность психических процессов. Это совпадениеопределило метод — субъективное описание явлений сознания, получаемое впроцессе самонаблюдения (интроспекция). Но этот подход исключал объективное,причинное объяснение психических процессов.
Наблюдениеза поведением. Пересмотр самонаблюдения как метода психологическогоисследования был связан с тем, что оно стало рассматриваться как сложный видпсихической деятельности, являющейся продуктом психического развития,использующий речевую формулировку наблюдаемых явлений и имеющий ограниченноеприменение. Последнее связано с тем, что не все психические процессы протекаютсознательно, а самонаблюдение за своими психическими процессами может внестизначительные изменение в их протекание. Т.о., встала задача разработкиобъективных методов исследования, которые были бы обычными для всех остальныхнаук приемами наблюдения за протеканием деятельности и экспериментальнымизмерением условий ее протекания. Основным приемом стало наблюдение заповедением человека в естественных и экспериментальных условиях, а также анализизменений, задаваемых экспериментатором. На этом этапе было создано три методапсихологических исследований:
а)Метод структурного анализа. Дункеровская задача — психолог ставит передиспытуемым задачу и прослеживает структурное строение процессов, с помощьюкоторых испытуемый решает задачу. Здесь психолог не только регистрируетрезультат, но и внимательно прослеживает процесс решения задачи. Приемы,которые могут осуществить полный структурный анализ, могут носить прямой(изменение структуры задачи + предложение способов, помогающих решению = >происходит изменение протекания психологического процесса) или косвенныйхарактер (использование признаков, которые не являются элементами деятельности,но могут быть показателями его состояния и т.п.)
б)Экспериментально-генетический метод. ВПФ — продукт длительного развития ипоэтому важно проследить как шел этот процесс и т.п. Это можно узнать какизучая выполнение задач на последовательных ступенях развития ребенка(генетические срезы), так и создавая экспериментальные условия, позволяющиевыявить как формируется психическая деятельность.
в)Метод экспериментально-патологический (синдромный анализ) — анализ изменений вповедении, которые наступают при патологических состояниях. Он часто применяетв нейропсихологических исследованиях. Но может использоваться и в общейпсихологии и психологии индивидуальных различий, в которых сверхразвитие к-л.стороны психической жизни или индивидуальная особенность может вызватьперестройку всех психических процессов.
Типысвязей:
1.Корреляционные (связи во времени — всегда, когда есть есть А — есть Б). Связипсихики с мозгом на эпмирическом уровне — есть корреляционная связь. Здесьгипотеза — чем выше корреляция, тем больше гарантия того, что это и естьпричина.
2.Причинные (А порождает, создает Б). Здесь нас интересуют причины того, почемуесть эта корреляция. В отличии от корреляционных связей здесь и показываетсякак возникает эта связь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта flogiston.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нильс Бор
Реферат Синтаксическое учение Теньера
Реферат Анализ аспектов организации работы руководителя
Реферат The Involvement Of The International Brigades In
Реферат Рим царей — истоки и основания грядущего величия
Реферат Haggard
Реферат American Transcendentalism Essay Research Paper American TranscendentalismTranscendentalism
Реферат Raves Essay Research Paper Social Problems of
Реферат Теоретический анализ компонентов удовлетворенности трудом персонала торговых организаций
Реферат биография В. И. Ленина до 1910 года
Реферат Особенности монархического правления в Древнем Риме
Реферат 1935) и международный гроссмейстер (1950), заслуженный мастер спорта (1945), доктор технических наук (1951), заслуженный деятель науки и техники России (1991)
Реферат Возникновение Древнего Рима
Реферат Конституционный строй в Российской Федерации
Реферат Сировина для текстильної промисловості і тканини промислового призначення