Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Основные положения теории Эриха Фромма

Контрольная  работа по психологии личности
Выполнила Ткачева Ольга Юрьевна, курс II
Институт последипломного образованияОдесского национального университета им. И.И.Мечникова
Одесса – 2003 г.
Вступление.
Мы знаем, чтотеория того или иного автора отражает его интерес в определении и пониманиитого, как люди проживают свои жизни. Для того чтобы обеспечить максимальнополный анализ, он должен исследовать, чем люди похожи друг на  друга и в чемони различаются. выявление различий между людьми формирует основу для анализапериферии личности, в котором делается акцент на определение типов и базовых,нередуцируемых характеристик личности. Выявление сходства между людьми лежит воснове рассуждений о ядре личности, где основное внимание уделяетсяидентификации характеристик и тенденций, которые определяют человеческуюприроду и проявляются во всех аспектах существования.
Анализируя ядроличности, мы задаем себе вопрос: каковы основные свойства и долговременныестремления человека. Ядерные тенденции и характеристики по своей природепредставляют собой очень высокий уровень обобщенности, и нам не следуетожидать, что их влияние будет заметно в каком-то отдельном маленьком сегментеповедения. Но если мы анализируем совокупность таких элементов, мы можемпостичь выраженную в них общую направленность жизни, и это уже будет анализядерных характеристик личности.
Интенсивноисследуя и используя различные теории, определены три категории, сущностькоторых определяется следующим образом: модель конфликта, модель самореализациии модель согласованности. В модели конфликта предполагается, что личностьпостоянно и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными другдругу влияниями. Жизнь в соответствии с этой моделью необходимым образомпредставляет собой в лучшем случае компромисс, который реализуе6тся вдинамическом балансе этих движущих сил, а в худшем – обреченную на провалпопытку отвергнуть существование одной из них. Существуют две модели конфликта.В психосоциальной версии источник одной из этих сил кроется в самом человеке,тогда как источник второй – в группах или обществе. В интрапсихической версииобе движущие силы возникают внутри самой личности независимо от того,рассматривается ли она как индивидуальная или как социальная сущность.Поскольку две эти силы изначально антагонистичны друг другу, в обеих версияхконфликтной модели делается акцент на их непосредственном содержании;считается, что изменить эти силы невозможно.
Напротив, модельсамореализации предполагает, что существует лишь одна ведущая сила, и источникэтой силы кроется в самой личности. В соответствии с данной моделью жизни – этовсе возрастающее выражение движущей силы. Хотя и в этой модели существованиеконфликтов рассматривается кА вполне возможное явление, эти конфликты не являютсяни необходимыми, ни бесконечными. Когда тот или иной конфликт имеет место, онозначает, что в жизни человека произошла какая-то досадная ошибка. Как у моделиконфликта, у модели реализации также существует две версии. В соответствии сверсией актуализации движущая сила представляет собой некую генетическуюпрограмму, детерминирующую специальные способности. И в этом случае полная,успешная жизнь представляет собой процесс реализации этих способностей. Вверсии  совершенствования, напротив, акцент  делается не столько на генетическизаложенных способностях, сколько на идеалах того, какая жизнь может считатьсякрасивой, превосходной и наполненной смыслом. Движущая сила стимулируетстремление к достижению определенных человеком идеалов совершенства независимоот того, влечет ли это использование заложенных в человеке способностей, инезависимо от того, каковы его слабые места. В обеих версиях модели реализацииявно или неявно предполагается, что содержание движущей силы фиксировано и ономожет быть определено.
В моделисогласованности не делается акцент на том, сколько существует движущих сил иприводят ли они к конфликту. Скорее, главным является влияние обратной связи извнешнего мира, которое определяет личность. если обратная связь согласуется сожиданиями человека или с тем, что ему привычно, личность находится в состояниипокоя. Если же имеет место расхождение между обратной связью, с одной стороны,и ожиданием или привычкой – с другой, человек будет чувствовать давление, врезультате которого появится стремление к устранению неудовлетворительногоположения вещей. Жизнь в соответствии с этой моделью понимается как попыткаподдержать согласованность. Конфликт в модели конфликта продолжителен,неизбежен, его содержание предопределено, он может быть сведен к минимуму,однако принципиально неустраним; несогласованности в модели согласованностивполне можно избежать, и ее содержание может касаться совершенно разных аспектовжизнедеятельности человека. В противоположность модели реализации в моделисогласованности не делается акцент на существовании каких-либо врожденныхспособностей или приобретенных идеалов, которые направляли бы жизнь человека.Модель согласованности также имеет две версии. В версии когнитивного диссонансате аспекты личности, в отношении которых может иметь место несогласованность,когнитивны по своей природе. Так, может существовать рассогласование междудвумя идеями или между ожиданием и восприятием того, что произошло вдействительности. Напротив, в версии активации акцент делается насогласованности либо несогласованности между то степенью физического напряженияили активации, которая является привычной для личности, и той, что существует внастоящий момент.
Основная часть
В модели конфликтажизнь всегда рассматривается как компромисс, цель которого – свести конфликт кминимуму. Но конфликт всегда потенциально обширен и опасен, и поэтому достичькомпромисса нелегко. В модели самореализации предполагается наличие в человекетолько одной силы, а поэтому жизнь рассматривается не как компромисс, а какпроцесс развертывания этой силы. Существуют  два варианта моделисамореализации; разница между ними – в природе постулируемой силы. Если силапредставляет собой тенденцию к максимальному выражению способностей,потенциальных возможностей, талантов, заложенных в генофонде, тогда мы имеемдело с подходом актуализации. При подходе совершенствования сила, в своюочередь, является тенденцией стремиться к тому, что сделает жизнь идеальной илиполной, возможно, даже компенсируя функциональные и генетические недостатки.Актуализационный подход является гуманистическим, в то время как подходсовершенствования – идеалистическим.
Необходимовспомнить, что Фромм различает животную природу и человеческую природу.Животную природу приблизительно можно определить как  биохимические и физиологическиеосновы  и механизмы, служащие целям физического выживания. Хотя у человека,конечно же, есть животная природа, он единственный организм, обладающий также ичеловеческой природой. Этот факт, согласно Фромму, сделал животную природучеловека наименее важной его частью. Фромм снижает значимость животной природы или оппортунистического существования человека, считая его человеческуюприроду, или проприативное существование, гораздо более характерным. На самомделе, единственное по-настоящему точное истолкование тенденции ядра в пониманииФромма можно сформулировать как попытку реализовать свою человеческую природу.В его теории, возможно, подразумевается и другая тенденция ядра, имеющаяотношение к удовлетворению животной природы человека, но Фромм нигде этого неподчеркивает. Даже  когда человек уклоняется от яркого проявления человеческойприроды, в терминах Фромма это характеризуется как избегание человечности, а некак принятие тварности. Человек  никогда не сможет по-настоящему стать животнымпросто потому, что у него есть биологические потребности выживания. Очевидно,именно потому, что Фромм делает акцент на следовании личности своейчеловеческой природе. Фромм признает в человеке существование животной сущностинаряду с человеческой. Однако он определенно дает понять, что между животной ичеловеческой природой личности существует противостояние, служащее движущейсилой развития и существования.
Чтобы полнеепонять точку зрения Фромма и определить, стоит ли считать его сторонникомварианта актуализации или совершенствования модели самореализации, мы должнывнимательно изучить постулируемое содержание человеческой природы. К счастью,Фромм многое может сказать о том, что составляет человеческую природу. Фроммначинает с утверждения о том, что организмы, у которых преобладает животнаяприрода, составляют единое целое с миром природы. У них нет четкого разделениясамих себя, других организмов и окружающей среды. У них нет опыта раздельности.
Но природачеловека уникальна, что порождает необычайные возможности и проблемы. Возможно,наиболее базовым свойством человеческой природы является ее способностьпознавать саму себя и объекты, отличные от нее. Если организм наделен подобнымзнанием, он неизбежно отделяется от природы и других организмов. Положительнойстороной такого отделения является свобода, а отрицательной – отчуждение.Именно свобода и независимость, проистекающие из человеческой природы личности,могут привести человека к величайшим вершинам творческих достижений. Именнострах одиночества и изоляции, с которыми связано действие в соответствии счеловеческой природой, часто приводят человека к отказу от получаемого прирождении права на свободу. Человек в принципе не может существовать так, какесли бы его природа целиком была животной, но он может к этому приблизиться,избегая свободы, которую можно было приобрести, энергично действуя всоответствии со своей человеческой природой. Но такое избегание – это не прямоедействие в соответствии с животной природой, и поэтому оно не может приноситьтакое же удовлетворение, как простая жизнь животных, и, конечно, гораздо хужеяркого проявления человечности. Бегство от свободы – это то, что на социальномуровне составляет конформность, а на индивидуальном уровне образует то, чтоОлпорт называл реактивным поведением. Это защитный образ жизни, хотя Фромм необсуждает защиту сколь-нибудь систематическим образом. И наоборот, действие всоответствии с человеческой природой ведет к продуктивности и к жизни, необремененной защитами. Акцент, который Фромм делает на свободе, продуктивности,индивидуальности и отсутствии защит как проявлении высшей формы существования,полностью согласуется с другими теориями самореализации.
С точки зренияФромма, продуктивный человек мог бы приспособиться к обществу, только если быобщество было конструктивным и здоровым. А если бы оно таковым не является,продуктивный человек не может приспособиться – на это способен лишь конформист,отклоняющийся от своей человеческой сущности.
Фромм не говорит обазовом противостоянии человека и общества, что соответствует моделисамореализации. Он подчеркивает то, что сущность человека достигнет выраженияпосредством способов, которые эффективны и возможны в той данной социальной икультурной обстановке, в которой он существует. Фромм полагал, что вина за то,что человеческая природа получает искаженное проявление (что выражается вбегстве от свободы, ведущем к конформности и реактивности), лежит на обществе.В авторитарных, директивных, монолитных, карательных обществах повышаетсявероятность того, что их члены будут испытывать недостаток человечности. Нообщество не должно быть принудительным, поэтому, когда оно таково, Фромм охотноназывает его патологическим. Персонологи психоаналитических убеждений частосчитают Фромма социальным психологом. В действительности Фромм подчеркивалважность общества, признавая его силой, которую нельзя избежать, невозможноизменить и выйти за ее границы. Фромм, как и все сторонники моделисамореализации, придает первостепенное значение полному выражениюиндивидуальности и мало интересуется приспособлением человека к обществу.Единственный аспект, в котором можно рассматривать Фромма в качестве социальногопсихолога, заключается в том, что он постоянно критиковал общества прошлого инастоящего и поставил себе задачу прояснить, каким образом патологическиеобщества искажают человеческую сущность. В этом он сходится с другимисторонниками модели самореализации, хотя, возможно, более систематичен, чемони.
Фромм описалсодержание человеческой сущности более конкретно, чем это было представленодругими. Характеристиками ядра, связанными с ядерной тенденцией, являютсяпотребности в установлении связей, преодолении, корнях, идентичности и всистеме взглядов. Потребность в установлении связей берет свое начало в тойнепреклонной истине, что человек, становясь человеком, разрывает первоначальноеживотное единение с природой. Вместо такого бездумного слияния с природойчеловек должен использовать рассудок и воображение, чтобы установить своисобственные отношения с природой и другими людьми. Отношения, способныепринести наибольшее удовлетворение,  это отношения, основанные на продуктивнойлюбви, которая всегда подразумевает взаимность, щедрость и уважение.Потребность в преодолении составляет мотивационную основу для проактивногосуществования. Это стремление быть продуктивной личностью, а не простоживотным. Потребность в корнях, очевидно, очень похожа на потребность вустановлении связей. Фромм говорит, что в природе человека заложено стремлениеискать корни в этом мире и что наибольшее удовлетворение здесь могут принестикорни, основанные на ощущении братства с другими мужчинами и женщинами.Потребность человека в личностной идентичности немного похожа на егопотребность в преодолении, поскольку обе потребности ведут в направлениииндивидуализации. Наиболее эффективный способ реализовать стремление кидентичности – это положиться на свои таланты и продуктивные способности. Еслиэто не удается, можно достичь идентичности менее удовлетворительного характерапосредством идентификации с другими людьми или идеями. И наконец, человекунужно иметь систему взглядов – устойчивый и согласованный способ восприятия иосмысления мира. Поскольку при рассмотрении содержания природы человека мыопустились на такой уровень конкретности, становиться понятно, что ееустремления связаны с повышением напряжения. И снова мы видим Фромма в качествесторонника модели самореализации.
Потребность впреодолении похожа на проприативное стремление, потребность в корнях – нарасширение самости, потребность в личностной идентичности – на самоидентичностьи самоуважение, а потребность в системе взглядов напоминает рациональноеуправление самим собой, на основе которого развивается жизненная философия.Содержательное сходство между характеристиками ядра в этих двух позициях – однаиз причин, заставляющих полагать, что концепцию Фромма лучше всегорассматривать как теорию совершенствования. Согласно Фромму, человек стремитсяк идеальному осмыслению совершенной жизни, а не просто к выражению своихврожденных потенциальных возможностей, что происходит сознательно, но безучастия самости. Точнее, совершенство определяется на основе того, что должно бытьв природе человека. Но для каждого данного человека его природа – это не простообщая сумма его конкретных сильных и слабых сторон; понятие о человеческойприроде более универсально. Фромм полагает, что в человеческих силахсовершенствовать себя самого, но путь к такому совершенству не сводится кпростому проявлению врожденных сильных качеств. Человек должен тренироватьсябыть человеком, чтобы научиться делать это хорошо. Это потребует частогопреодоления врожденных недостатков.
То, что былосказано о ядре личности, описывает тенденции и характеристики, присущие всемлюдям во все времена, оказывающие влияние на общее течение жизни. И наоборот,каждый периферический аспект личности присутствует в некоторых, а не во всехлюдях и оказывает скорее специфическое, нежели общее воздействие на поведение.Периферические концепции личности наиболее четко, ясно и очевидно соотносятся споведением (или с тем, что требуется объяснить), идеальная теория личностидолжна включать в себя описания как ядра, так и периферии. Положения,описывающие ядро, нужны для того, чтобы понять общую психологическую природулюдей, а периферические положения важны для понимания различий междуконкретными представителями человеческого рода.
Существует двавида периферических характеристик – конкретные периферические характеристики итипы.
Конкретнаяпериферическая характеристика – это наименьший наиболее однородный элементличности, описываемый исследователем. Именно эти характеристики используютсядля объяснения наблюдаемых закономерностей поведения. Например, исследовательможет объяснить особенности поведения человека, проявляющиеся в том, что ончасто звонит другим людям по телефону,  ходит на многие вечеринки, вступает вклубы, активно разговаривает, проявлением такой  личностной черты, каккоммуникабельность. Мы можем рассматривать коммуникабельность в качествепериферической характеристики личности, если считать, что эта чертаприобретается путем научения и не  присутствует в равной мере у всех людей.
Когда жеисследователь привлекает понятие «тип», он объединяет совокупностипериферических характеристик, формируя тем самым большие менее однородныеэлементы, наглядно представленные в виде стилей жизни, которые можно наблюдатьу людей. Функция понятия о типе заключается в том, чтобы организовать болеепростые элементы личности в функциональные группировки.
Фромм разработалодну из самых сложных и полных моделей периферии личности в персонологии. Егоконкретная периферическая характеристика – черта характера, он описывает иориентации, или типы характеров. Представляющие собой системы взаимосвязанныхчерт.
Фромм четкоформулирует то, что должно быть справедливо для всех персонологов:периферическая характеристика личности является объяснительным понятием,изобретением ученого, а не простым описанием наблюдаемых явлений.
Егохарактерологическими типами являются четыре непродуктивные ориентации и однапродуктивная ориентация. В разряде непродуктивных выделяются рецептивная,эксплуатирующая, накапливающая и рыночная ориентации. По словам Фромма, человекс рецептивной ориентацией: «… чувствует, что источник всего хорошего находитсявовне, и полагает, что единственный способ достичь того, чего он хочет – будьэто нечто материальное, привязанность, любовь, знание, удовольствие, — этополучить объект своего желания из внешнего источника. В общем и целом можносказать, что люди рецептивной ориентации выглядят оптимистичными идружелюбными, они обладают определенной уверенностью в жизни и ее дарах, ностановятся тревожными и обезумевшими от горя, если источник их ресурсовоказывается под угрозой…».
К этомувыразительному описанию Фромм добавил конкретный список черт, образующихрецептивную ориентацию. В этих чертах выделяются положительный и отрицательныйполюсы. Фромм включает оба полюса, потому что полагает. Что чем больше личностьчеловека соответствует непродуктивному типу, тем большее количество негативныхполюсов черт будет в ее поведении. Но если рецептивная ориентация смягчена вкакой-то мере более продуктивной ориентацией, более подходящими будут положительныеполюсы черт.
Эксплуатирующуюориентацию Фромм описывает следующим образом: «Основой эксплуатирующейориентации, как и рецептивной, является ощущение того, что источник всегохорошего находится вовне, что все, чего человек хочет, нужно искать там, и чточеловек сам ничего произвести не может. Но разница между этими двумя типами,однако, в то, что эксплуатирующий тип не ожидает ничего получить от другихлюдей в качестве подарков, он забирает это силой или коварством. Они используюти эксплуатируют все и всех, от чего или от кого они могут чего-нибудьдобиться…»
Третьимнепродуктивным стилем жизни является накапливающая ориентация, а словами Фроммаэто выглядит так: « …Эта ориентация заставляет людей мало верить в то, что ониполучат что-то новое из окружающего мира; их безопасность основана нанакоплении и сохранении, а трата воспринимается как угроза. Они как бы окружилисебя защитной стеной, и их главная цель – внести как можно больше внутрь этихукреплений и выпускать оттуда  как можно меньше. Их скупость распространяетсяна деньги и материальные ценности, а также на чувства и мысли…»
Последнийнепродуктивный стиль жизни – это рыночная ориентация, и в ее описаниипроявляется в большей мере своеобразие Фромма как ученого-персонолога. Фроммиспользует современный рынок в качестве модели этой ориентации, в которойчеловек сводится у товару потребления: «…Ориентация характера, основанную навосприятии себя как товара и своей ценности как обменной стоимости, я называюрыночной ориентацией…Успех во многом зависит от того, насколько хорошо человекоценивает себя, насколько хорошо он подает свою личность, насколько хороша его«упаковка», «весел» ли он, «крепок», «настойчив», «надежен», «честолюбив»,кроме того, каково его происхождение, к каким клубам он принадлежит, знает лион нужных людей…Человек должен быть моден на рынке личностей, как дамскаясумочка, а чтобы быть модным, нужно знать, личности какого типа больше всегонужны… Поскольку современный человек чувствует себя одновременно и продавцом, итоваром, который нужно продать на рынке, его самоуважение зависит отнеподконтрольных ему условий. Если он «успешен», он ценен, а если нет –бесполезен. Степень появляющейся в результате этой ориентации неуверенности инеустойчивости трудно переоценить. Если человек чувствует, что его собственнаяценность напрямую определяется не теми человеческими качествами, которымиобладает он, а его успехом на конкурентном рынке с постоянно изменяющимисяусловиями, самоуважение человека неизбежно становится неустойчивым и нуждаетсяв постоянном подтверждении со стороны других. Поскольку человека побуждаютбеспрестанно стремиться к успеху, а любая неудача – это серьезнейший удар посамоуважению, в результате возникают чувства безнадежности, тревоги  инеполноценности. Если превратности рынка – судьи человеческой ценности, чувствособственного достоинства и гордости разрушается…».
Рыночнаяориентация лежит в основе проблемы отчуждения.
Обсудив четыренепродуктивные ориентации, Фромм считает идеальным типом характера – продуктивнуюориентацию. Эта ориентация носит черты сходства  с фрейдистским генитальнымхарактером, с полноценно функционирующей, или самоактуализирующейся, личностямиРоджерса и Маслоу, а также с активно конструктивным стилем жизни у адлерианцеви зрелой личностью в понимании Олпорта. Фромм описывает продуктивную ориентациюследующим образом: «Рассматривая продуктивный характер, я осмелюсь произвестикритический анализ и исследовать сущность характера, достигшего высшей ступениразвития – цели развития человека и одновременно идеала гуманистическойнравственности…Термин «продуктивная ориентация» личности относится кфундаментальной установке, состоянию взаимосвязанности во всех областяхчеловеческого опыта. Она охватывает интеллектуальные, эмоциональные и сенсорныереакции по отношению к другим людям, самому себе и предметам. Продуктивность –это способность человека использовать свои силы и осознавать заключенный в себепотенциал. Когда мы говорим, что он должен использовать свои силы, мыподразумеваем, что человек должен быть свободен и не зависеть от кого-то, ктоконтролирует его силы. Кроме того, мы подразумеваем, что человек управляетсярассудком, поскольку он может воспользоваться своими силами, только если знает,какие они, как их использовать и зачем. Продуктивность означает, что человекчувствует себя воплощением своих сил и «деятелем»; что он ощущает, что он и егосилы – это единое целое, что они не служат объектом оценивания и отчуждения…Продуктивность – это осознание человеком своих потенциальных возможностей,использование своих сил… Внешний мир может восприниматься двумя путями:репродуктивно, воспринимая действительность так же, как пленка делаетбуквальную запись фотографируемых объектов… и продуктивно, осмысляя иперерабатывая этот новый материал посредством спонтанной деятельностиинтеллектуальных и эмоциональных сил… Существование человека характеризуетсятем, что он одинок и отделен от мира; не в силах перенести это отделение, онстремится к взаимосвязанности и единству. Существуют много способов, которымион может реализовать эту потребность, но только один позволяет его собственнымсилам разворачиваться в процессе совместного бытия. Парадокс человеческогосуществования в том, что человек должен одновременно стремиться к близости инезависимости, к единению с другими, а в то же время – к сохранению собственнойуникальности и неповторимости. Ответом на этот парадокс – и на моральнуюпроблему человека – является продуктивность.
Человек можетпостроить продуктивные отношения с миром, действуя и осмысляя. Человекпроизводит вещи, и в процессе созидания он учится овладевать материей. Человекпостигает мир, интеллектуально и эмоционально, с помощью любви и рассудка.Способность думать позволяет ему проникать сквозь поверхность и пониматьсущность своего объекта, вступая с ним в активные отношения. Способность любитьпозволяет ему пробиться сквозь стену, отделяющую его от другого человека, ипознать его. Хотя любовь и рассудок – просто две разные формы постижения мира,хотя ни одна из них невозможна без другой, в них проявляются различные силы –мышления и эмоций, поэтому они нуждаются в отдельном рассмотрении».
Согласно Фромму,мало вероятно, что кто-то мог бы продемонстрировать продуктивную ориентацию,достигшую полного развития. В этом Фромм сходится с Роджерсом, который считал,что полноценно функционирующая личность – это идеальная характеристика жизни,никем в действительности не достигаемая. С точки зрения Фромма, то, что мыобычно встречаем, — это какое-то сочетание продуктивной и непродуктивной ориентаций.Вот почему Фромм называл и положительные, и отрицательные стороны черт,составляющих непродуктивные ориентации. Чем сильнее непродуктивная ориентациясоединена с продуктивной, тем более подходящими будут положительные сторонычерт, составляющих непродуктивную ориентацию. Таким образом, положительныестороны черт, перечисленных при описании непродуктивных ориентаций, могутхарактеризовать продуктивные качества стиля жизни человека. 
Хотя теория Фромма– это, главным образом, теория самореализации, в ней объединены также иэлементы модели конфликта.
Взгляды Фромма наразвитие личности и на то, как различные ориентации могут возникнуть врезультате выражения тенденции ядра и вступающей с ней во взаимодействиеокружающей средой сильно отличаются от позиции Фрейда. Прежде всего, ониописывают разные тенденции ядра. С точки зрения Фромма, жизнь человека – это восновном попытка реализовать его человеческую природу, которая включаетпотребности в установлении связей, преодолении и идентичности. Психосексуальностьне играет во всем этом заметной роли. Второе отличие от Фрейда касается природыродительско-детских отношений, которые считаются важными в пониманииразвившихся в результате личностных типов. С точки зрения Фромма, тремяважнейшими типами взаимодействия являются симбиотическая взаимозависимость,деструктивное избегание и любовь. В ситуации симбиоза по Фромму: «…человексвязан с другими, но теряет свою независимость или никогда ее не приобретает;он убегает от опасности одиночества, став частью другого человека, либопозволив этому человеку себя «проглотить», либо сам «проглотив» его». Если человека «проглатывают» родители, развиваются мазохистские паттерны поведения,своего яркого проявления достигающие в рецептивной ориентации. Весь этотпаттерн поощряется родителями, которые делают ребенка зависимым от себяособенно насильственным образом, в результате чего, стремясь к удовлетворению,человек приучается раскрываться и давать другим себя использовать. Но еслискладывается противоположная ситуация, когда родители отказываются от власти,удовлетворяя любую прихоть ребенка и позволяя ему себя использовать, паттерн,развившийся в результате, будет больше напоминать садизм. Садизм ребенка найдетсвое полное воплощение в эксплуатирующей ориентации, которая выражаетзависимость от других с целью применения в отношении их насилия.
Симбиотическиеотношения – это отношения близости и интимности с другим человеком, хотя и засчет свободы и целостности. И наоборот, тип деструктивного избегания вотношениях родителя и ребенка характеризуется дистанцией. По Фромму: «Вописанном здесь явлений избегание становится формой взаимоотношений с другими,как бы отрицательной взаимосвязью. Его эмоциональным эквивалентом становитсяравнодушие к другим людям, часто сопровождаемое компенсаторным ощущениемчванства».
Этот паттернизбегания достигает своей кульминации в рыночной ориентации, поддерживаетсяродителями, пагубно влияющими на ребенка. Другими словами, они будут не простофрустрировать его потребности, а стараться поработить и сломить его самого.Перед лицом таких нападений ребенок справляется с чувством беспомощности,уединяясь и становясь равнодушным. Но деструктивность, порождающая потребностьизбегания, не обязательно должна исходить от родителей. На самом деле, если родителиравнодушны и отчуждены от ребенка, у него вполне может развиться паттерндеструктивности, который, с точки зрения Фромма, является активной формойизбегания. Образующийся в результате паттерн напористости достигнет своегомаксимального проявления в накапливающей ориентации.
Когда основойродительско-детских отношений является любовь со всеми вытекающими отсюдапоследствиями в виде взаимного уважения, поддержки и одобрения, ребенок будетразвиваться в направлении продуктивной ориентации. Любимый своими родителями,такой ребенок будет любить самого себя и не иметь никаких причин, мешающих емулюбить других людей.
Родители оказываютвлияние на своих детей, будучи представителями своей культуры, и поэтому можноожидать, что в определенных культурных условиях будет развиватьсяпреимущественно та или иная ориентация. Фромм полагает, что рецептивная,эксплуатирующая и накапливающая ориентации были особенно характерны для XVIII – XIX веков,хотя, безусловно, они присутствуют и сейчас. Он так датирует их преобладаниепотому, что они требуют общественного устройства, в котором одна группа имеетузаконенное право эксплуатировать другую. Поскольку у эксплуатируемой группынет сил измениться  или даже задуматься о возможности изменить свое положение,она склонна считать своих поработителей кормильцами. Так мы получаемрецептивную ориентацию. Социальная модель эксплуатирующего характера уходитсвоими корнями к предкам-пиратам и феодалам и оттуда идет к  главарямграбительских шаек  XIX века, эксплуатировавшим природные ресурсы  европейскогоматерика. «Накопительная ориентация», по мнению Фромма, «существовала вместе сэксплуатирующей ориентацией  XVIII  и XIX веков. Накапливающий тип был консервативен, проявлялменьше склонности к безжалостному овладению, чем к стремлению методичноэкономить, основанном на конкретных принципах и сохранении того, что ужеприобретено». Фромм связывает накапливающую ориентацию с протестантскойморалью. Но рыночная ориентация достигла господствующего положения только в  XX веке с егоакцентом на современном рынке и его материалистических, поверхностныхценностях. Социальная модель, совместимая с продуктивной ориентацией, по мнениюФромма, еще не появилась на мировой арене. Однако такую модель можно описать.Если сделать это в одном предложении, то это – общество, соответствующеепотребностям человека, а не рынка. Это было бы по-настоящему здоровое общество.
Заключение
Эрих Фромм родилсяво Франкфурте, Германия, в 1900 году и изучал в колледже психологию исоциологию. Он получил степень доктора философии в университете Гейдельберга в1922 году, после чего обучался психоанализу в Мюнхене и Берлине. В 1933 году онприехал в США в качестве лектора Института психоанализа Чикаго и занялсячастной практикой. Затем в ходе своей профессиональной деятельности онпреподавал в ряде университетов и институтов США, а после уехал. Чтобывозглавить Мексиканский институт психоанализа в Мехико. В течение многих лет,занимая этот пост, он не только продолжал писать, но также обучал многихстудентов своим психотерапевтическим методам и научным воззрениям.
Подводя итогивышесказанного хотелось бы сформулировать основные постулаты теории Фромма:ядро личности, развитие, периферия личности.
Ядро личности.
Тенденции ядра.Стремление выразить человеческую природу. Человеческая природа и животнаяприрода личности радикальным образом различаются. Однако в действительности онине вступают в конфликт между собой, во-первых, потому, что животная природаиграет лишь второстепенную роль, и, во-вторых, потому, что животная природаобычно не испытывает особых лишений.
Характеристикиядра. Содержание человеческой природы выражается в установлении связей(контакте с людьми и физическим окружением), потребность в преодолении(отделении от других людей и мира), потребность в корнях (ощущениипринадлежности), потребности в идентичности (знании, кто ты и каков ты) ипотребности в системе взглядов (способе восприятия и понимания мира).
Развитие.
Существует тритипа взаимоотношений между родителями и ребенком: симбиотическая связь (взаимозависимость,невозможность достичь самостоятельности), отчужденно-деструктивная (большаядистанция, равнодушие друг к другу) и любовь (взаимное уважение, поддержка ипринятие). Развитие больше зависит от типа отношений между родителями иребенком, нежели от прохождения каких-то стадий.
Периферияличности.
Ориентации (илитипы) как совокупности черт.
Рецептивнаяориентация формируется на основе мазохистских паттернов поведения, которымнаучается ребенок, играющий пассивную роль в симбиотических отношениях сродителями. При такой ориентации человек предполагает, что источник всегохорошего находится вне его самого, и пребывает в состоянии пассивного ожидания.Типичные черты личности с такой ориентацией – это пассивность,слабохарактерность, склонность подчиняться и малодушие.
Эксплуатирующаяориентация проистекает из садистских паттернов поведения, которым научаетсяребенок, будучи доминирующей стороной в  симбиотических отношениях сродителями. При этой ориентации человек уверен в том, что источник всего хорошегонаходится вне его самого, однако не столько ожидает его получения, сколькопытается взять его силой. Черты, типичные для личности с такой ориентацией, — это агрессивность, эгоцентризм, склонность к лести и заносчивость.
Накапливающаяориентация основывается на поведенческих паттернах деструктивности, которымребенок научился, реагируя на отчужденность родителя приотчужденно-деструктивном типе взаимоотношений. Личность с такой ориентациеймало верит в то, что из внешнего мира может быть почерпнуто что-то новое; оначувствует себя в безопасности, накапливая и сохраняя то, чем уже обладает.Типичные личностные черты при такой ориентации включают в себя упрямство,подозрительность, язвительность, отсутствие воображения, собственническийинстинкт.
Рыночная ориентацияформируется на основе поведенческих паттернов отчужденности, которым ребенокнаучился, реагируя на деструктивность родителя при отчужденно-деструктивномтипе взаимоотношений. При такой ориентации человек воспринимает себя как товар,который можно выгодно продать или обменять, который обладает определеннойценностью на рынке. Для такой личности характерны оппортунизм,противоречивость, беспринципность. Отсутствие целей, расточительность.
Продуктивнаяориентация проистекает из поведенческих паттернов. которым научился ребенок.Чьи отношения с родителями строились на любви. При этой ориентации человекуважает самого себя и других, чувствует себя защищенным и находится в ладах ссамим собой. Типичные черты личности такой ориентации отражают и потенциальноблагоприятные аспекты других ориентаций. Например, скромность, адаптивность,доверие, активность, гордость, уверенность в себе, практичность, терпение,преданность, гибкость, открытость к миру и новому опыту, духэкспериментаторства. Очевидно, что этот тип Фромм считает идеальным.
Списоклитературы
Асмолов А.Психология личности. М., 2001.
Зейгарник Б.В.Психология личности – норма и патология. М.- Воронеж, 2002.
Мадди С. Теорииличности. С-Пб., 2002.
Психологияличности. Хрестоматия в 2-х томах. М., 2002.
Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.