Прот. Александр Зелененко
Всовременном российском обществе продолжаются беспрецедентные по размахуреформы, затрагивающие все без исключения стороны политической, социальной,экономической и нравственной жизни страны. Незначительно позитивные результатыэтих нововведений и преобразований, наметившиеся в последние годы, омрачаютсярядом деструктивных тенденций, совокупность которых правомерно охарактеризоватькак кризис нравственности и бездуховности семьи, молодежи и общества. Внаиболее явном виде этот кризис проявляется в следующем:
1.Дисбаланс социальных идеалов, который выражается, прежде всего, в явной ибезусловной доминанте материальных ценностей над духовными. Естественнымследствием этого являются крайне мутные представления детей, молодежи и дажевзрослых о таких добродетелях, как любовь, вера, благочестие, целомудрие,почитание, милосердие, великодушие, сострадание, справедливость, честность,совестливость, ответственность, гражданственность и патриотизм.
2.Общий рост социальной агрессии. Эта негативная тенденция наиболее ярко выраженау подрастающего поколения и проявляется в формах культа силы и насилия,неадекватной агрессивности и немотивированной жестокости. В стране сохраняетсянедопустимо высокий уровень детской и подростковой преступности иправонарушений.
3.Бездуховность подрастающего поколения стала почвой для распространения наиболееопасных и разрушительных форм оккультизма, сектантства, наркомании и половойраспущенности. Российская Федерация занимает сегодня одно из первых мест в мирепо нарко — и порнобизнесу и, как следствие, по уровню венерических,нервно-психических заболеваний и детского суицида.
Нетоснований сомневаться, что объективно складывающаяся в молодежной субкультуресистема социальных идеалов, ценностей и интересов деструктивна, а подчассоциально опасна.
Искажениерелигиозно-нравственного сознания (определяющего нравственный выбор);эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодняне только у молодежи и подростков, но и у детей младшего школьного возраста.Современная социальная ситуация развития подрастающего поколения в России носитдраматический характер, о чем свидетельствуют статистические данные средствмассовой информации.
Присохранении существующих тенденций в нашем обществе даже позитивные изменения вполитической, экономической и социальной сферах не могут положительно повлиятьна духовно-нравственное состояние подрастающего поколения. Целостноеоздоровление общества и выход его из кризисного состояния возможны лишь приобращении к духовным ценностям русского народа и историко-культурному наследиюПравославной Руси. Сама история российского государства, письменности,культуры, искусства, экономики, общественного уклада жизни и воспитанияформировалась под сенью Православия. Без всякого преувеличения можно сказать,что Православное Христианство явилось для России исторической первоосновой,этнообразующим, культурообразующим и государствообразующим стержнем. Именно наэтой основе возросли все российские святые, был воспитан великий народ,создавший сильное государство, богатую культуру. Особый уклад и образ жизни,имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом –Богочеловека Иисуса Христа, а целью – достижение Царства Небесного. Ищите жепрежде Царства Божия и правды Его и это все приложится вам (Мф.6,33). Эти словаГоспода в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывалсяв духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, егоземное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же наматериальные ценности, на устроение «царства земного» имело результатом великиескорби, политические нестроения, экономический полуразвал, нарушениенравственных законов и растление народа, кризисное состояние семьи и школы.
Современнаясемья, как правило, безукладна и живет вне церковной традиции, все болеестановясь неспособной к духовно-нравственному и трудовому становлению своихчад. Подобная безучастность также растет, и все более наблюдается вовзаимодействии семьи и школы.
Современнаясветская школа, к сожалению, секулярна. Она стоит и хочет стоять внерелигиозной жизни, в отрыве от Церкви, православной традиции, вновь выдвигаяидеал всестороннего развития личности, стремясь к формированию научногомировоззрения, сохраняя свой гуманистический курс. Поэтому сейчас как никогдаперед обществом стоит задача духовно-нравственного и культурно-патриотическоговоспитания подрастающего поколения.
Безобращения к вопросам истории, духовного наследия, православной традицииневозможно вполне оценить кризисное состояние общества, семьи и современнойшколы. Всякая педагогическая система всегда сильна истинным основанием,многовековой традицией, преемственностью, духовным содержанием, тем, чтоназывается педагогической школой. На протяжении многовековой истории русскаяпедагогика всегда была верна духу православной Церкви и ее учению. В попечениио «малых сих…», объединялись семья, школа и Церковь – пастыри, родители ипедагоги.
Важновсмотреться в это триединство с педагогической позиции и определить назначениеи призвание каждой из этих сфер в деле воспитания подрастающего поколения.
Какизвестно, воспитание происходило прежде всего и более всего в семье, гдеребенок проводил большую часть жизни. Именно в семье закладывались первоосновывоспитания, обучения и даже образования, на которые человек опирался в своейпоследующей жизни. В семье он запечетлевал дух, уклад, обычаи и образ отношенийвсех домочадцев, получал первоначальные трудовые навыки, представления о мире,Боге, Церкви, человеке. Но семья своими силами не могла решить задачу образования,поэтому на помощь ей приходила школа, значительно расширяя и углубляяполученные в семье знания. Школа, в историческом процессе возникшая значительнопозже семьи, была призвана поддержать семейное воспитание и восполнить егонеобходимым комплексом знаний, формирующих христианское мировоззрение учащихся.
Ещеболее важную – освященную – роль имела Церковь, где подрастающее поколениеприобщалось к подлинной церковной жизни – к вероучению, к богослужению, кТаинствам, столь необходимым в духовно-нравственном становлении личности подруководством пастырей.
Этоттриединый союз указывает нам на жизненную необходимость объединения усилийсемьи, школы и Церкви, а значит, родителей, педагогов и пастырей в воспитаниидетей и юношества. Безучастность одного из этих трех институтов в попечении о«малых сих», ак правило приводит к ущербности в воспитании.
Следуетотметить, что сейчас на этом пути чрезвычайно важно триединое сотрудничествогосударственной школы, семьи и Церкви в их педагогическом попечении оподрастающем поколении детей. Церковная педагогика может обогатитьгосударственную опытом развития духовно-нравственного уклада жизни вмноговековой православной традиции, воспитании целостно-гармонической личности,христианским миропониманием. А государственная педагогика – дополнить церковнуюразработанными научными концепциями, методиками и подходами преподавания.
Назреланеобходимость создания целостной концепции Православной Церкви, поддерживающейдуховно-нравственные, национально-патриотические традиции и отвечающейсовременным требованиям психолого-педагогической науки.
Сущностьпедагогики – душеспасительное попечение и служение больших меньшим. Преждевсего, обратимся к пониманию сущности, к назначению и цели педагогики вхристианском осмыслении, главной отличительной особенности и ее категорий. Вдревнегреческом обществе педагогом именовали раба, приводящего сына своегогосподина в школу к учителю. Новозаветное понимание, опираясь на этот жесмысловой символ, под рабом Господина понимает верующего в Господа педагога.Школой жизни является Церковь, а тем таинственным Учителем – сам Христос,который Себя признает и именует Учителем всех учителей.
А)…Вы называете Меня Учителем и Господом (Ин. 13:13);
Б)…не многие делайтесь учителями, ибо один у вас Учитель, Христос.
Назначениепедагогики – содействие, развитие и раскрытие богодарованного в личности впериод ее становления.
Направленностьпедагогики – детовождение ко Христу и во Христе через веру и Церковь.
Цельправославной педагогики – приблизить (вплоть до богоединения) детей к Богу,посредством воцерковления, ибо по словам святителя Феофана Затворника: «…сгосподом тот, кто с Церковью», так как Церковь и Бог едины, какбогочеловеческий организм, где Главой является Сам Христос, а телом – всеживущие во Христе. Связь именно такова, как лоза и ветви, голова и тело.
Живущиеи совершенствующиеся в богочеловеческом теле Церкви – ее члены (чада) имеютсвои особые этапы духовного роста (совершенствования) вплоть до обожения илисвятости. Так как педагогическое (учительско-просветительское) дело и служениеЦеркви есть лишь доля из части форм Ее многогранного служения в мирепосредством церковных педагогов, которые призваны воцерковлять (черезвоспитание, обучение, просвещение, образование) детей, родителей и коллег по работе.Она, эта степень и мера приводимых под более опытное и глубокое водительство, — руководство пастырское.
Исходнымикатегориями православной педагогики являются понятия главного ее предмета ицели. Между этими категориями и выстраивается траектория всего педагогическогопроцесса.
Главнымпредметом православной педагогики является человек (ребенок) – развивающаясябогоподобная личность с присущими ей психовозрастными, половыми инаследственными особенностями.
Согласноправославной догматике, назначение человека не ограничивается одной земнойжизнью, а простирается в вечность. Поэтому земная жизнь христианина по словусвт. Игнатия (Брянчанинова) должна быть школой приготовления к жизни вечной.
Главнымпрепятствием на пути к этому во всех людях являются последствия первородногогреха, внесшего расстройство в их природу, как духовную, так и телесную. Грехвызвал в них порочные склонности, удалил их от Бога и навлек на них Божий гнев,осуждение, болезни, смерть.
Послову св. Григория Синаита: «Если мы не уведаем, какими нас создал Бог, то непознаем и того, какими нас создал грех» (Доброт. Т.5, с.206) Исказив в людяхобраз Божий, грех не уничтожил его (см.: Быт. 9,6), и духовная природа человекавсе-таки осталась восприимчивой к добру и помощи Божией (см.: Рим. 1,19),сохранила стремление к истине и свободу воли. Тем не менее, своими силамичеловек не способен преодолеть греховную поврежденнось своей природы. Именнопоэтому для спасения человека Богом к жизни вечной были нужны: Боговоплощение(Ин. 1,14) Крестная смерть (Ин. 19,30), Воскресение Сына Божия (Лк. 24,6),создание на земле Церкви Христовой (Мф. 16,18; Дн. 2,47) как особого местапредуготовления души человека и устранения препятствий на пути к жизни вечной.
Оцели христианского воспитания коротко и ясно писал в прошлом веке архиеп.Евсевий: «Воспитание для земли и воспитание для неба нераздельно между собою…»,как двуединая цель православной педагогики. «Как член гражданского общества,человек должен возрастать для круга общественной деятельности, к которой Богпризывает его; а как предназначенный к небесной жизни, он должен созреть ко днюжатвы и принести неувядаемые плоды… Главного и последнего нашего назначения мыможем достигнуть только верным исполнением Евангельской правды, повседневныхнаших обязанностей в настоящей жизни по мере дарованных нам сил» (Демков М.И.Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1898. С.178).
Воснове православной педагогики лежит понимание того, что вне Церкви и церковнойжизни достичь основной цели воспитания и жизни невозможно. Достижение основнойцели воспитания не может быть реализовано только внешними, формальнымиспособами, это есть путь не власти Церкви над человеком, но жизнь человека,проникнутая духом Церкви, духом православия, ибо воцероквление и означаетодухотворение или облагодатствование и преображение жизни и личности силоюСвятаго Духа.
Главныйсмысл и задача православной педагогики, по высказываниям прот. ВасилияЗеньковского, состоит в том, чтобы приблизить подрастающее поколение к Богу,обучить подлинной жизни во Христе, помочь в освобождении их от власти греха,через благодатное восполнение дарами Церкви и содействовать раскрытию иодухотворению образа Божия в них.
Вовсех своих основоположениях и принципах православная педагогика как педагогикавоцерковленная опирается теоретически на слово Божие и учение Церкви, апрактически – на живую Личность Богочеловека Христа, осуществившего на Себеидеал человека, и на опыт бесчисленного множества христиан, достигшихуврачевания своей поврежденной природы и показавших высочайшие образцыхристианской жизни вплоть до святости.
Итак,основываясь, прежде всего, на Евангельской заповеди Спасителя о любви см.:Матф. 22, 37-40, Мк. 12: 30-31), учении Церкви о человеке и его спасении, атакже на православном осмыслении педагогического процесса как Богочеловеческогои целожизненного, можно выделить целый ряд основополагающих принциповправославной педагогики. Педагогичсекий принцип подобен канону (по определениюПолного церковно-славянского словаря под редакцией священника Г.Дьяченко, канон– есть «правило, которое Церковь поставляет в отношении веры, нравственностиили церковного благочиния для обязательного выполнения со стороны верующиххристиан»), это норма того, как воплощать неизменные истины педагогического искусствав изменяющихся условиях истории. Он является идейно-сущностным ядромпедагогических истин.
А)принцип христоцентричности (определяющий отношение к Богу),
Б)принцип экклезиоцентричности (определяющий отношение к Церкви),
В)принцип педоцентрирчности (определяющий отношение к ребенку),
Г)принцип нравственно-педагогического аскетизма (определяющий отношение педагогак себе и к своей профессиональной деятельности).
Всянаша христианская жизнь, по слову Спасителя, должна быть основана наевангельской вере (см. Мк.1:15) и нравственности (см. Лк. 10: 27; Мк. 12: 31),протекать в лоне Матери-Церкви (см. Мф. 18:17), в последовании Господу (см. Ин.13:15). Подобным образом и все педагогическое дело, будучи органическинеотъемлемой частью жизни, должно иметь тот же дух, смысл и устремленность.Поэтому православная педагогика, основываясь на православной вере, — религиозна; руководствуясь ко всем и вовсем Евангельским духом любви, — нравственна; стремясь к соборному единству всех и каждого во Христе, посредствомЦеркви, — церковна.
Главнымначалом христианской жизни, ее нравственности и педагогики, является любовь,без которой, по апостолу Павлу, все тщетно, напрасно и бесцельно «если я неимею любви, то я ничто…» (см.:1 Кор. 13,3). Как в Ветхом, так и в новом Заветеона является высшим мерилом человеческих отношений к Богу, к ближним и к себе.Поэтому в основании православной педагогики и ее принципов лежит Евангельскийобраз отношений любви. Ибо «личность способна становиться «сама собой»,«находить себя» лишь в живом и действенном взаимообщении с людьми, с миромценностей, с Богом». От качества отношений между людьми, колеблющимися от любвидо ненависти, во многом зависит педагогический успех, наша жизнь и ее конечныйрезультат. Именно к такой любви, которая есть совокупность совершенств(Кол.3,14), должен стремиться православный педагог, и такой должна быть всяправда наших отношений к Богу, к ближним и к самим себе.
Трицентральных основополагающих принципа педагогики выделял в свое время и проф.прот. Василий Зеньковский. Его педагогическая система, построеная нахристоцентричном православном богословии, является антропоцентричной вопределении целей и задач воспитания и экклезиологичной в понимании средств длядостижения этих целей (через понимание Церкви как «благодатного организма», вкотором преображается человеческая природа и достигается спасение).
Исходяиз этого, аксиологически оправданным будет следующее иерархическое построениепринципов: христоцентричность, экклезиоцентричность и педоцентричность, соотносящиесякак Богочеловек, богочеловечество и богоподобная личность.
А)О христоцентричности
Христоцентричностьявляется основополагающим первопринципом всей православной педагогики, ибоХристос есть ее главный центр, основание, идеал и цель.
Господьнаш Иисус Христос, как Спаситель людей, есть центр, на Котором зиждется и кКоторому все возвращается в нашей жизни. На Нем, как на незыблемом камне, стоитнаша вера и Церковь, понимание догматических истин и нравственных начал жизни.Поэтому и сказал Он: …без меня не можете делать ничего… Я есть путь, истина ижизнь; никто не приходит к отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Он открыл вСвоем Лице средоточие беспредельного соединения Бога с человеком, и вместе стем, Он дал в Своем лице опору для всего последующего процесса возрастания вмеру Божественного совершенства, до тех пор, пока, по слову Апостола, не будетБог все во всем (1-Кор. 15:28).
Господьслужит идеалом для воспитания развивающегося человека. О детстве Его вЕвангелии сказано мало, но емко: Младенец же возрастал и укреплялся духом,исполнял премудрости; и благодать Божия была на нем (Лк. 2:40). Отрок Иисуспреуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2:52).
Своимдетством Спаситель освятил важнейшие институты воспитания. Смиренномудреннымпослушанием родителям (см.Лк. 2:51) Он признал покорность сыновней любви ивласть родителей над чадами. Посещением храма (см. Лк. 2:41-46) – явилвоспитательную роль храмового действа. Пребыванием между учителями (см.Лк.2:16) – почтил науку. Сначала выслушивая, потом вопрошая – указал путь, покоторому может идти усвоение всякой истины (см.Лк. 2:46-47).
Термин«христоцентричность» чаще всего употребляется в богословии, философии, истории,аскетике, а в последнее время и в трудах православных педагогов. Именно прихристоцентричном подходе, когда за основу берется Боговоплощение и Евангельскоеблаговестие о Христе в духе вероучения Православной Церкви, обретается истинноепонимание богословии, истории, философии, христианской жизни и педагогики.
Внас должны быть те же чувствования (см. Фил.2,2,5), мысли (см.! Кор. 2,16) иволя (см. Ин. 15,4,6,10), что и во Христе Иисусе. Об этом убедительно говоритсербский святой нашего века преподобный Иустин (Попович): «Если мысли человекаобо всем в жизни не переходят в мысли о Христе, они обязательно превратятся вбессмысленное и самоубийственное мучение». Святой Апостол Павел. Говоря онепристанной молитве (см.1 Сол.5,17), также напоминает нам о необходимостипостоянной обращенности нашего ума и сердца к Богу.
Примеромподлинной христоцентричности был св.прав. Иоанн Кронштадтский: «Тобою, Господи,живу, Тобою дышу, вижу, слышу, осязаю, обоняю. Тобою мыслю, чувствую,воображаю, радуюсь, помятую, упокоеваюсь, каюсь, очищаюсь, укрепляюсь,исцеляюсь, просвещаюсь, избавляюсь от врагов видимых и невидимых, торжествуюпобеды над страстями льстивыми и губительными. Тобою и Тебя исповедаю,прославляю, благодарю, люблю… С Тобою умру и с Тобою уповаю воскреснуть отмертвых и жить с Тобою и в Тебе во веки бесконечные».
Итак,христоцентричность – главный основополагающий (см.1 Кор.3,11), универсальный(Колос. 1, 16-20), смысло- и целеобразующий принцип, руководящий нассоотноситься в жизни, в педагогике и во всем (Ин.5,19) с Господом нашим ИисусомХристом – непреложной Истиной, высшим Авторитетом, Идеалом и Путем (Ин. 14,6),Источником Премудрости, ведения (кол.2,3) и благодати (Ин.1,16), дабы веруя вНего все творить во имя и во славу Его (Ин. 20,31).
Безэтого первопринципа педагогика будет как без головы и без истинного основания;без образа и без духа истины, без любви, порождая детский и педагогическийэгоцентризм. Как в свое время писал К.Д.Ушинский: «Для нас любая нехристианскаяпедагогика – вещь немыслимая, безголовый урод, деятельность без цели и безрезультата впереди» (Т.2.С.452).
Б)Об экклезиоцентричности
СГосподом тот, кто с Церковью. Будьте так, не суемудрствуя, и будете наспасенном пути. Свт.Феофан Затворник.
Главныйсмысл и задача православной педагогики – приблизить подрастающее поколение кБогу, обучить подлинной жизни во Христе в лоне Церкви. Поэтому для всехправославных педагогов должно быть ясным понятие о Церкви. О ее историческомбытии, о ее земном назначении, высокой значимости в педагогическом деле иБожественном домостроительстве нашего спасения.
Истиннойхристоцентричности можно достичь только живя в Богочеловеческом Теле Церкви –экклезиоцентрично.
Накаждого члена Церкви возлагается долг – узнавать свою веру, воцерковляться вотношении учения церковного и стремиться к достижению совершенства дарами исредствами Церкви и всем своим жизненным подвигом. Источником научения, длявсех доступным и равно необходимым, служит богожитие, обретаемое лишь черезусвоение церковного вероучения, участие в богослужениях и таинствах, и во всемстрое и укладе церковной жизни.
«Глубинаведения Церкви заведомо превышает силы отдельного человека, как бы он не былодарен. Но он должен проверять себя по Церкви, учиться у Церкви, вопрошатьЦерковь, искать в ней, а не в себе самом истины. Для него не должно быть другойзаботы или другого желания, как быть церковным, находиться во внутреннемсогласии с Церковью, и всякое самочиние, своемыслие должны быть ему чужды».Однако такое послушание Церкви не есть внешнее, пассивное, но внутреннее,творческое, — послушание не раба, но сына, не страха, но любви. У любящего нетбольшей заботы, как быть в согласии с любимым. У сына же – быть в единении сНебесным Отцом и Матерью-Церковью. Но это единение тогда только полно ивозможно, когда оно является искренним и свободным. Высоко ценил (и нами должнобыть ценимо) такое свойство, как единство в людях, священный архиепископИлларион Троицкий. Это – свойство, даруемое господом и обретаемое лишь черезЦерковь, о чем он пишет в работе «Триединство Божества и единствочеловечества». Ведь любовь, заповеданная нам Господом, и единство – этосвойства нераздельные, также как мир и единство; свобода и единство. Поэтомуэталоном свободного миролюбивого единства всех и каждого во Христе являетсяЕдиная Святая Соборная и Апостольская Церковь. И потому трудиться, жить ислужить на благо этого единства Церкви, по слову архиепископа Иллариона, самоеважное на земле дело:
«Всякаядеятельность в основе своей имеет дарование Духа, а по своему обнаружению и поцелям она должна быть церковным служением… Не ради нас даны нам силы душевные,а ради Церкви, и не себе должны мы угождать своей деятельностью, а Церкви…Церковное послушание беру на себя и я, восходя на эту кафедру. Ведь толькоЦерковь дает смысл и цену земному бытию; только служение Церкви, по моемуверованию и убеждению, дает смысл и цену нашей земной деятельности… Если неслужить Церкви – нет никакого смысла и незачем жить на Божьем свете». Научнаядеятельность не исключается из такого всецелого служения, ибо «наука стремитсяк познанию истины», а «Церковь как сокровищница истины может и должна бытьруководительным авторитетом для всякого ищущего истины».
Длятого же, кто признает живущим в Церкви Духа Божия, противление Церкви естьпротивление Духу Святому и желание солгать Ему (см. Деян.5,3).
«Мыслитьобо всем «во Христе» или Христом – вот главные заповеди для каждогохристианина, вот наш категорический христианский императив теории познания».«Размышляя Христовым умом, соборным умом Церкви, христиане могут «иметь однимысли», одни чувства, «иметь одну любовь», быть одной душой и одним сердцем,«единодушным и единомысленным» (Флп.2,2; 3,16; 4,2; Рим. 15,5; 1Кор. 1,10).Именно в Церкви происходит неизменное единение человека со Христом, в Которомисточник благодатной силы, позволяющей принести плод в духовной жизни и вовсяком деле. …Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет налозе, так и вы, если не будете во Мне (Ин.15,4).
Наивысшимплодом духовной жизни является святость, последовательно вести к которой ипризвано все дело православной педагогики и жизни. Святость, будучи свойствомБога и Церкви, обретаема православными христианами «не от самих себя, но всегдатолько от Церкви, не от людей, но от Христа Господа, неразрывно соединенного сНею, как Глава с Телом. И нет иной святости, кроме церковной. Все добро, всясвятость, какая есть во вселенной, где бы она ни находилась, нераздельнопринадлежит Церкви». И потому вторым центром обращенности христианской жизни иправославной педагогики является Церковь. Из этого положения можно вывестипринцип экклезиоцентричности, который также неразделен с христоцентричностью,как Христос и Его Церковь, как «глава и тело» (1 Кор. 12,27), «лоза и ветви»(см.Ин.15,5), «жених и невеста» (см.Еф. 5,23), а в педагогическом смысле – как«учитель, училище и ученики».
Итак,экклезиоцентричность – это второй основополагающий и взаимоединый схристоцентричностью принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизниво Христе через необходимость руководствоваться со знанием, учением и опытомПравославной Церкви.
В)О педоцентричности
Смотрите,не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесахвсегда видят лице Отца Моего Небесного.
Мф.18,10
Вцентре педагогического процесса стоит ребенок – развивающаяся личность, несущаяв себе образ Божий, призванная достигнуть Богоподобия и унаследовать Царствиенебесное. «От воспитания наших детей зависит наша будущая жизнь, оправдание илиосуждение перед Богом, а потому нерадение о них есть величайшее зло» (свт.ИоаннЗлатоуст). Каждый ребенок – Божий дар и Божие достояние, потому и воспитан ондолжен быть по Богу в законе Господне во славу Его. Сам Господь призывает нас кэтому: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых естьЦарство Небесное (Мф. 19,14). Из этих слов господа видно, как часто взрослыестановятся препятствием на пути детей к Богу, и мешает в этом, прежде всего,педагогический эгоцентризм, авторитаризм, волюнтаризм и другие формы «бездетнойпедагогики», где в центре педагогического процесса не дитя, не господь и никтодругой, как слышащий себя и утверждающийся перед детьми учитель (педагог). Вотчего важно избегать.
Поэтомув ответ на вопрос апостолов, кто из них будет больше в Царстве Небесном, Онговорит: Кто умалится как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном (Мф. 18,4).Потому и значимы в духовной жизни качества детскости – чистота, простота,незлобие, искренность.
Вотношении детей Христос требует любви, уважения и признания их личногодостоинства (ск. Мк. 10,16; 18,4,10; Мк. 9,42). Господь ублажает детей запростоту, искренность и смирение – в чем и должны уподобиться им взрослые.Однако совершенство детской души является неосознанным и неутвержденным,поэтому дети призваны сознательно утвердиться в добре.
ОтношениеГоспода к детям является образцом для христиан – родителей и учителей. Образецдля нас – любовь отца и его всепрощение в притче о блудном сыне (см. Лк.Гл.15), символизирующие любовь Небесного Отца к человеческому роду. Вместе стем Христос остерегает родителей и детей от ложной любви, которая ради человеказабывает о высшей любви и достижении спасения (см. Мф. 10:37).
Высокоеназначение человека – жить по образу Божию и достигать уподобления Богухристоподражательной жизнью. Цель земной жизни человека – принятие дара жизнивечной в Сыне Божием: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную…пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6, 54-56). Об этом замечательно пишетсвятитель Феофан Затворник: «Последняя цель человека – в Боге, в общении илиживом союзе с Богом». Это богообщение начинается здесь на земле и продолжаетсяв вечности.
Главнымпрепятствием в достижении этой цели является повреждение образа Божия вчеловеке, вызванное грехопадением. В первородном грехе произошло раздвоение ирасстройство в природе человека, но не утратилось стремление к богообщению.Образ Божий в человеке поврежден, но не уничтожен. Вот как раскрывает эту мысльв педагогическом аспекте протопресвитер Василий Зеньковский: «эта безграничнаявера в человека, это чувство, что ничто не может окончательно зачеркнуть образБожий в человеке, это твердое исповедание того, что никому никогда нерастратить того сокровища, которое заключил Господь в душу нашу». И вместе стем это есть та самая надежда, о которой писал свои богодухновенные словаАпостол Павел, что она есть для души как бы якорь безопасный и крепкий и входитво внутреннейшее за завесу (Евр. 6,19). Вера в человека поистине входит внутрьчеловека за ту завесу, которая соткана его тьмой и грехом, …куда предтечею занас вошел Иисус (Евр. 6,20), и там она видит нерастраченные силы, данные Богомкаждому, — и от этого видения питается и живет и любовь к человеку, и светлыйвзгляд на него. «Это есть главная правда, главное откровение о человеке, какего знает православное сознание. Поскольку зрим мы человека «в светеХристовом», — за его недостатками, грехами, за его ограниченностью и слабостьюоткрывается основная правда о человеке, которую нужно всегда держать всознании», чтобы христоцентрично понимать человека. Человек нуждается висцелении, преображении своей природы, ее обожении.
Помочьчеловеку на этом пути призвано все педагогическое дело. Вот как говорит об этомсвятитель Григорий Богослов: цель священника (и всякого воспитателя) состоит втом, чтобы «образ Божий, пребывающий в человеке, — соблюсти, или упадающийподдержать, или разрушенный созобновить, и Христа через Святого Духа вожворитьв сердце».
Вдетях сияние образа Божия еще не закрыто, как у взрослых людей, потому и нельзявойти в Царствие Божие, не став как дети (Мф. 18,3), «если не доберемся до тойглубины, в которой люди близки детям».
Итак,педоцентричность – это третий основополагающий принцип православной педагогики,ставящий богоподобную развивающуюся личность ребенка в центр нашегопедагогического дела для обретения подлинной жизни в Боге под руководствомЦеркви и приложения сил, способностей и педагогического мастерства.
Итак,три центра – это три единых, взаимосвязанных уровня обращенности ипосвященности в педагогическом процессе, но различающихся ценностью по своемудостоинству, а следовательно, и иерархично; и соотносящихся между собой, какдух (Богочеловек), Душа (Церковь – душа мира и христианской педагогики) и Тело(ребенок).
Или:
— Богочеловек – Господь Иисус Христос, — т.е. Христоцентричность, какпервопринцип.
— Богочеловечество – Церковь – Тело Христово – поэтому Экклезиоцентричность, какпримыкающий и единый с Христоцентричностью принцип.
— Богоподобная развивающаяся личность – т. е. ребенок (дитя) – поэтомупедоцентричность.
Отсутствие,неучитывание или пренебрежение этими центральными принципами в педагогике, какправило, дадут перекос, искажение и отрицательный результат. Например:
10там, где не будет христоцентричности, т.е. обращенности, соотнесения иориентации на Христа, как величайший жизненный и педагогичсекий идеал, всесовершеннуюличность, — там, как правило, будет эгоцентризм, нехристианские настроения иантихристианский образ жизни.
2)где не будет экклезиоцентричности, здравой православной церковности,обращенности и причастности к Церкви, ее опыту, дарам и благодатным средствам,- результатом будет рассудочный интеллектуализм, крайний индивидуализм,еретизм, сектантство или полное вероотступничество. Враждебное отношение ковсему, что связано с Церковью.
3)где не будет Евангельского образа отношения и любви к ребенку как образуБожьему, призванному быть членом Церкви и наследником жизни вечной, там будетавторитаризм, жестокий педагогический ригоризм, волюнтаризм (окрики, затыкания,подавление, «бездетная педагогика»), или другие крайности: сплошнаязаласканность, вседозволенность, безнаказанность – слепая «неразумная любовь».
Г)О нравственно-педагогическом взаимоединстве
«Дабудут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Наседино…»
(Ин.17:21)
Педагогическийпроцесс, начинаясь педагогическим воздействием воспитателей на воспитуемых,органически переходит в из взаимодействие, высшим результатом которого должностать их взаимоединство в духе христианской любви и благочестия при содействииБожественной благодати. Педагогическое воздействие должно быть движимо чувствомлюбви и помощи; результатом же взаимодействия должен стать душевный контактвоспитателей и воспитуемых, приводящий их к «духовно-эмоциональному созвучию»,единодушию, единомыслию – нравственно-педагогическому взаимоединству. Это взаимоединствобудет все более и более возможным при условии взаимного воцерковленияучастников педагогического процесса, приумножения истинной любви с возрастаниемв Того, Который есть глава Христос (Еф. 4,15). Вот как об этом молится залитургией Василия Великого священник:
Насже всех, от Единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, воединого Духа Святого Причастие…
Главнымсмыслом всей православной педагогики к достижению цели является необходимостьсвязать педагогическое дело с нашим спасением. По учению православной Церкви.Педагог и педагогика являются не целью, а средством, руководящим нас к высшейцели – ко спасению. Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божийдар; не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы Его творение, созданы во ХристеИисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять (Еф. 2, 8-10).Будучи орудием в руках Божьих. Педагог, как детоводитель должен вести ребенкане к себе, а – посредством собственных и совместных усилий – ко Христу, вКотором и обретается наше взаимоединство под руководством и в лоне Церкви.Соединяясь со Христом в Евхаристии, причащающиеся верующие (воспитатели ивоспитуемые) соединяются и друг с другом: один хлеб, и мы многие одно тело; ибовсе причащаемся от одного хлеба (1 Кор. 10,17).
Ввоспитании мы ведем дитя, помогаем ему достичь такой силы личности, при которойоно достаточно овладевает тайной свободы в себе; воспитание плодотворно лишь втой мере, в какой оно обращено к духовной жизни, пронизано верой в силу Божию,в человеке святящую, как образ Божий, способно зажечь детскую душу любовью кдобру и правде. Смысл воспитания в том, чтобы уяснить, освоить и усвоить путьспасения, привить детскую душу к Церкви и напитать ее дарами свыше, живущими вЦеркви. Это ясно раскрывает Апостол Павел: а теперь во Христе Иисусе вы, бывшиенекогда далеко, стали близки Кровью Христовой. Ибо Он есть мир наш, соделавшийиз обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду.., дабы из двух создать вСебе Самом одного нового человека, устрояя мир (Еф. 2, 13-15).
Вотглавное триединство всех участников педагогического процесса (Бога,воспитателей и воспитуемых), обретаемое в лоне Церкви и раскрываемое черезвоплощение принципа нравственно-педагогического взаимоединства какбогочеловеческий синергийности или соработничества. Иными словами, это значитсоединение по благодати с Богом и между собою всех участников педагогическогопроцесса. Обретение этого благодатного взаимоединства должно стать главнымрезультатом усилий всех участников педагогического процесса. Сила – в единстве,единство – в духе, Дух живет в Церкви – в ее благодатных таинствах. Принимая сблагодарностью эти небесные дары, мы получаем спасительную благодать как залогвечной жизни. Именно в этом и заключается вся соль и главная суть православнойпедагогики.
Такимобразом, группа принципов нравственно-педагогического взаимоединства определяетвзаимоотношения участников педагогического процесса к Богу. Церкви, Отечеству,друг к другу и к миру с целью обретения наиболее полного взаимоединства в духехристианской любви для спасения.
Д)О нравственно-педагогическом аскетизме
«Аскетикаесть путь к богоподобному устроению личности, а через нее и мира», — говоритпротоиерей Зеньковский.
Напути достижения цели христианской педагогики и решения ее главных задачпредстоят большие совместные усилия всех участников педагогического процесса,ибо временем воспитания часто решается судьба человека – не только земная, но ивечная (см. Мф. 11,12). Потому свт. Иоанн Златоуст говорит: «Всему нужно предпочитатьпопечение о детях и воспитанию их в учении и наказании Господнем». Чтобы учитьдругих, надо самому учиться. «Истинный педагог тот, говорил К.Д.Ушинский, ктоучится», этим училищем является для нас Церковь, а учителем – Христос. Этонеминуемо требует от педагогов собственного совершенствования и неусыпногобдения и трезвения в ходе воспитания и развития личности ребенка. Важно, чтобыправославный педагог имел подлинную любовь, глубокое познание Бога, себя исвоей профессиональной деятельности и непрестанными усилиями возрастал в этом.Православный педагог должен являть достойный образ христианина и пример личногоблагочестия перед воспитанниками, подражая Господу нашему Иисусу Христу.Педагог должен быть ответственен за дело, собран, требователен к себе,по-христиански и профессионально совершенствуясь.
Еслиребенок является главным предметом – живым материалом педагогики, ради которогои существует педагог и педагогика, то Церковь – та истинная школа, училищеблагочестия, подлинной христианской жизни, где Учитель – Христос, Егоруководство – заповеди любви и Евангелия, Его чаяния для всех – приход к Нему,обретение разума истины и спасения.
Здесьснова вспоминается онтологический (изначальный, сущностный) аспектдревнегреческого понятия ПЕДАГОГ – раб-детоводитель, отводящий ребенка своегоГосподина к Учителю для обучения в школе. Поему же педагог только раб? Кто ТотУчитель, к Которому приводится ребенок? Что это за Школа, где идет обучениечад?
Этопонятийная модель служит прекрасным преобразовательным символом, и если мыуясним его, то многое встанет на свои места:
— Педагог как раб господина, раб любви, в новозаветном истолковании должен бытьсоработником Господа, преподающим то и так и ведущим его таким образом, чтобыребенок приводился, прилеплялся и жил в господе Христе.
— Дитя есть достояние господа, наделенное от Него различными дарами(способностями) и талантами, которые необходимо взращивать и преумножать.
— Главной школой для обучения является мать-Церковь преизобильно исполненнаявсего необходимого для освящения, просвещения, воспитания, обучения,образования, совершенствования, благодатного преображения и для спасения вжизнь вечную.
— Учителем же в новозаветном смысле является Христос наш Спаситель, — которыйесть главное наше основание (камень педагогического домостроительства), какжизненное, так и педагогическое.
Принципыправославной педагогики не равнозначны, они находятся в иерархическом единствеи являются жизнепреложимыми.
Важноиметь в виду, что одной системы принципов недостаточно для достижения высокихрезультатов в педагогике. Хотя требования принципов одинаковы для всехправославных педагогов, их практическая реализация личностно обусловлена. Онине заменяют ни личного духовного опыта, не специальных знаний, ни мастерства,но способствуют большему пониманию педагогического процесса, обогащают сознаниеи опыт педагога, дают ориентацию, помогают вести все педагогическое делодушеспасительно.
Воспитатьребенка – значит заложить в нем основы духовной жизни, сформировать характер,добрую волю и довести его до верного самоопределения в жизни и способностисамовоспитания, самообразования и самосовершенствования. Воспитать ребенка –значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложномсовременном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях.Воспитать ребенка – значит поставить его на стезю самоотверженного и радостногослужения своим ближним, своей Родине, своему Господу. Воспитать ребенка –значит научить его слышать и исполнять слово и волю Божию во имя любви коХристу для спасения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/