И.А.Лихачев
Правоваяпсихология как феномен общественного сознания до сих пор остается на перифериинаучного внимания философов и социологов. Большинство ученых рассматривают еелишь в контексте изучения правосознания как особого вида социального отражения.Поэтому самостоятельным объектом изучения данный феномен не выступаетпрактически ни в одной работе. Такая недооценка самостоятельного значенияправовой психологии как объекта научного исследования имеет в своей основе,по-видимому, более общую тенденцию, доминировавшую некоторое время в советскойобщественной науке, когда проблемам социальной психологии уделялосьнеоправданно мало внимания.
Интенсивноеизучение советской общественной наукой проблем правового сознания и правовойпсихологии началось в первой половине 60-х годов. Одной из первых работ, вкоторой достаточно глубоко анализируется феномен правовой психологии, сталамонография Д.А.Потопейко “Правосознание как особое общественное явление”1.
Заслугойданного автора является то, что она достаточно глубоко проанализировала такиеэлементы правовой психологии, как правовые чувства и воля, показала их роль вфункционировании правового сознания. Вместе с тем, собственно правоваяпсихология не получила в работе достаточно глубокого освещения. Упомянутыеправовые чувства и воля не были даже отнесены автором к правовой психологии, арассматривались ею как общие составляющие элементы правового сознания в целом.
Недостаточночетко также проведены границы между правовой психологией и правовой идеологией.Д.А.Потопейко пишет: “Правовая психология как одна из сторон проявлениясамосознания различных классов немыслима без осознания в той или другой степеничленами данной социальной группы их социальной взаимосвязи между собой наоснове общности бытия, без осознания в той или другой мере единства кореннныхинтересов данного класса и необходимости их определенного правового выражения изащиты”2. В этой трактовке правовая психология предстает лишь как формарационального отражения действительности, как предварительная, подготовительнаястадия формирования правовой идеологии.
Вневсякого сомнения в правовой психологии той или иной социальной группы действительновызревают и постепенно осознаются общие интересы группы, что служит основой длядальнейшего формирования правовых идей. И в этом проявляется взаимосвязьправовой психологии и правовой идеологии. Но правовая психология имеетсамостоятельное значение и собственную специфику. В данной работе, к сожалению,отсутствует трактовка правовой психологии как самостоятельного феноменаправового сознания.
Рассмотрениеправовой психологии через соотнесение ее с правовой идеологией прослеживается ив работе В.А.Чефранова “Правовое сознание как разновидность социальногоотражения”3. По мнению ученого, правовую психологию отличает от правовойидеологии прежде всего форма, в которой она отражает объект. Он пишет: “Вотличие от правовой идеологии правовая психология выступает как совокупностьправовых переживаний (чувств, эмоций, настроений), установок, привычек,складывающихся под непосредственным влиянием правовой жизнедеятельностиобщества”4. Другими словами, правовая психология в отличие от правовойидеологии отражает правовую действительность в чувственно-эмоциональной форме.При этом подчеркивается некая “ущербность” правовой психологии, которая посравнению с правовой идеологией имеет незначительную “степень погружения всущность объекта”5.
Определениедругих аспектов правовой психологии происходит также через сопоставление справовой идеологией. Так, источником формирования правовой психологии“выступают те же общественные отношения, которые отражаются в правовойидеологии”6. По способу своего формирования правовая психология такжеотличается от правовой идеологии: “Она не может создаваться искусственнымобразом, а возникает и становится реальностью в процессе правового общениялюдей”7. И по наличию субъективности в отражении действительности правоваяпсихология противопоставляется правовой идеологии: “В правовой психологии взначительной мере проявляется субъективность отражения, так как в этой областив наибольшей степени дают себя знать особенности (состояния) отражающегосубъекта, в отличие от правовой идеологии, где объективная форма правовогоотражения как бы преобладает над субъективной”8.
Такимобразом, весь анализ правовой психологии осуществляется через сопоставление стеми характеристиками, которые присущи правовой идеологии. Такой подход копределению понятия “правовая психология” свойственен практически всем работам,в которых освещается интересующий нас феномен. Правовая психология ставится вподчиненную зависимость от правовой идеологии и трактуется при этом как низший,более простой уровень отражения правовой действительности.
Действительноли правовая психология является низшим и более простым уровнем отраженияправовой действительности по сравнению с правовой идеологией? Мы намереныраскрыть те стороны правовой психологии, в которых она выступает как болееглубокое и разностороннее общественное явление, нежели правовая идеология.
Идеологиявообще и правовая идеология в частности представляют собой в конечном счетерационализацию чувств, потребностей, настроений какой-либо группы людей в формелогически стройной системы идей и представлений, призванной оправдатьнеобходимость того или иного социального порядка, определенного способажизнедеятельности, отвечающего интересам этой группы. Идеология всегдаформируется на основе психологического отражения аспектов общественной жизни.
Правоваяидеология, в частности, возникает тогда, когда на уровне социально-правовойпсихологии уже сформировались определенные обычаи, запрещающие или, наоборот,предписывающие те или иные формы поведения. Эти первоначальные нормы-обычаификсировались только на уровне непосредственного общения членов общины ипредставляли собой единый комплекс рациональных представлений о том, какнеобходимо поступать в той или иной ситуации, и эмоциональных проявлений,выражавшихся в частности в “священном ужасе” перед опасностью нарушить то илииное табу.
Рождаемыеобъективными условиями жизнедеятельности людей, первоначальные нормы затемподкреплялись “идеологическим осознаванием в виде преданий и верований”9. Ониосознавались “частью как традиционные правила поведения, частью как велениясверхъестественных сил, не подлежащих сомнению и критике”10. Можно согласитьсяс высказыванием Г.В.Плеханова о том, что на первом этапе своего формированияидеология вырастает из общественной психологии, является ее обобщением,кристаллизацией социально-психологических явлений11.
Такимобразом, несомненной является первичность правовой психологии по сравнению справовой идеологией в генезисе их функционирования. Именно в правовойпсихологии вызревают и проявляются новые потребности социального регулирования,которые затем оформляются и закрепляются в концептуальной форме в виде новыхнорм и их идеологического обоснования.
Первичностьправовой психологии выражается также в том, что по своему содержанию онагораздо шире правовой идеологии. Правовая психология охватывает всюсовокупность разнообразных проявлений социальной психики, в которых отражаетсяправовая действительность. Сюда могут включаться и аспекты общественного бытия,не нашедшие своего отражения в официальной правовой идеологии.
Всоветской общественной науке закрепилось понимание правовой идеологии каксистематизированного ядра всего общественного правосознания, в котором“отражаются и обосновываются интересы, потребности, задачи общественногоразвития и роль государственно-правовых средств в этом процессе”12. Признаетсятакже, что идеология всегда носит классовый характер. Таким образом, правоваяидеология представяет собой общественно-государственный институт, призванныйвыразить и защитить посредством системы законов интересы определенного класса.
Внастоящее время, когда произошел отход от догматического понимания процессовобщественного развития, признается, что такие общественные институты, какидеология и политическая власть, в ходе своего развития теряют непосредственнуюсвязь с потребностями и интересами различных социальных групп, “обретают своисобственные содержания и основания..., становятся особыми, сувереннымифеноменами”13. Такие общественные образования, “отчуждаясь от естественныхусловий существования людей, приобретают антагонистический, во многомсамодовлеющий характер, противостоящий человеку”14.
Правоваяидеология не избежала подобной участи. Свод формальных законов и предписанийникогда не сможет полностью удовлетворить интересы и потребности всех слоевобщества. Всегда будут определенные слои общества, чьи интересы не найдутсвоего выражения в официальном законодательстве. Тем не менее, это не означаетотсутствия в этих социальных группах мыслей и воззрений по поводу права,закрепляющих в рациональной форме их интересы.
Кромеэтого, даже в случае выражения и защиты в законах интересов определенногокласса полного совпадения объемов идей и мыслей по поводу права, имеющихся вреальном сознании класса и выраженных в законах, не существует. Живое сознаниекласса продуцирует значительно больший объем рационального по своему характеруматериала, чем это может быть охвачено правовой идеологией.
Такимобразом, правовая идеология как институализированная форма общественного сознанияне способна воспринять и выразить все богатство рационального материаларазличных слоев общества.
Подобнаяограниченность правовой идеологии выражается также в том, что она фиксируетпреимущественно только те социальные потребности в изменении правовогорегулирования, которые уже достаточно четко проявились в жизни общества. Вправовой психологии могут иметь место такие настроения и чувства, которые покаеще не получили достаточно широкого распространения и поэтому еще не приобрелиобщесоциальной значимости.
Влитературе по правовому сознанию часто подчеркивается, что правовая идеология(в отличие от правовой психологии) способна адекватно отразить сущностьправовых явлений, вскрыть объективные закономерности правового регулирования.Действительно, идеологическое знание строится в форме логических стройных,теоретических положений. Идеология нередко для обоснования собственныхположений использует данные науки. Однако это не является критериемдостоверности идеологических положений. Идеология способна как проникать всущность социальных явлений, так и, напротив, искажать объективно происходящиепроцессы, выдавать желаемое за действительное. Момент пристрастности выражает вбольшей степени сущность идеологической формы общественного сознания, чем еетеоретическая форма изложения, ее наукообразность.
Сдругой стороны, правовая психология не является простой суммой расхожих мненийи суждений о правовых явлениях в обществе, которые не способны проникнуть всуть происходящего. Правовая сущность социальных явлений может постигатьсянепосредственно в процессе целостного чувственно-образного восприятия ситуации.Оценка справедливости тех или иных правовых норм также часто основывается на“чувстве справедливости”, в котором в концентрированном виде находит свое выражениеправовой опыт человека. Таким образом, постижение сущности правовых явленийможет происходить в различных формах, что доказывает целостность человеческогосознания.
Вместес тем, некоторые исследователи общественного сознания склонны отрицать познавательнуюфункцию правовой психологии. Типичным изъяном при определении правовойпсихологии является сведение последней к эмоционально-чувственной сторонеправосознания. Заметна эта тенденция у В.А.Щегорцова15. Все рациональныеэлементы правосознания, по его мнению, содержатся в правовой идеологии, аэмоциональные — в правовой психологии16. В.А.Чефранов также склонен разделятьэти две стороны правового сознания. Он пишет: “Правовая идеология можетрассматриваться как правовое миропонимание в отличие от правовой психологии какправового мироощущения”17.
Исходяиз положения о том, что специфика общественной психологии состоит в том, чтоона, как и идеология, всегда окрашена в цвет интересов классов и другихсоциальных групп, за правовой психологией признают только оценочную функцию.
Действительно,психология права как ни один из видов общественной психологии имеетнормативно-оценочный характер. Это связано, прежде всего, с тем, что самаобласть права была вызвана к жизни общественной потребностью в создании формальнозакрепленных положений, норм, которые бы разрешали или запрещали те или иныедействия людей, регламентировали бы их отношения. При этом правовая оценкадействительности, закрепленная в нормах права, выступает первичным моментом вформировании правомерного поведения граждан, их правовой психологии.Эмоциональные реакции на те или иные правовые явления общественной жизниявляются у законопослушных граждан результатом усвоения людьми представлений одолжном, одобряемом законом поведении, о легитимности действий, совершаемых вразличных сферах общественной жизни.
Такимобразом, оценочная функция правовой психологии если не всех, то, по крайнеймере, законопослушных граждан подкрепляется и усиливается формальнозакрепленными оценками в нормах права и санкциями, следующими за нарушение этихнорм.
Вместес тем, как уже отмечалось, имеются все основания, чтобы признать за правовойпсихологией и познавательную функцию. Действительно, невозможно отношение ккакому-либо факту правовой действительности без предварительного восприятия ипонимания смысла этого факта. Эмоциональные реакции человека, особенно в такойрационализированной сфере общественного бытия, как право, невозможны безпознания содержания правовой ситуации. Как правильно замечает В.С.Грехнев: “Отрицаязнания, образность информации, поступающей из общественной среды и формирующейсоответствующую эмоциональную реакцию, тем самым, хотим мы этого или нет, мысводим эмоциональную реакцию к сугубо инстинктивному, рефлекторному акту,свойственному именно в таком содержании животным”18.
Необходимоотметить специфику рационального в правовой психологии. Все рациональныеэлементы правовой психологии вплетены в практическую жизнедеятельностьсоциальных групп и отражают актуальные потребности и интересы людей. Знания ипредставления людей о правовой действительности не просто закрепляют вобобщенной форме результаты их мыслительной деятельности, но и являютсярациональным обоснованием их отношения к тем или иным аспектам правовой сферы.Поэтому рациональные элементы в правовой психологии неразрывно связаны сэмоциями, чувствами.
Мывыделили ряд особенностей правовой психологии, сопоставив ее с правовойидеологией как основным противостоящим ей элементом в структуре правовогосознания. Правовую психологию и правовую идеологию нельзя характеризовать какуровни правового сознания и, тем более, давать применительно к ним такиеоценки, как “более высокий уровень” или “более низкий уровень”. Мы согласны сутверждением В.Иванова о том, что общественная психология и идеологияпредставляют собой не уровни общественного сознания, а своеобразные способы егопроявления19.
Еслиправовая психология отражает в своих формах реальное, живое сознание людей, ихнепосредственную реакцию на те или иные события правовой действительности, топравовая идеология представляет собой продукт целенаправленной деятельноститеоретиков-идеологов и выполняет роль инструмента или орудия защиты иобоснования интересов определенной социальной группы. Правовая идеологияявляется внешне объективированной, институализированной формой правовогосознания. Правовую психологию нельзя оторвать от реального сознания людей. Она,собственно, и есть это реальное сознание людей, отражающее правовые условия иотношения, сложившиеся на данный момент в обществе.
Список литературы
1Потопейко Д.А. Правосознание как особое общественное явление. М., 1971.
2Там же. С. 100.
3Чефранов В.А. Правовое сознание как разновидность социального отражения. Киев,1976.
4Там же. С. 38.
5Там же. С. 45.
6Там же. С. 44.
7Там же. С. 44.
8Там же. С. 45.
9История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986. С.233.
10Там же. С. 554.
11Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1957. Т. 3. С.180.
12Бельский К.Т. Указ. соч. С. 51.
13Алексеев С.С. Теория права. Харьков: Изд. БЕК, 1994, С. 22.
14Там же. С. 22.
15Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.
16Там же. С. 47.
17Чефранов В.А. Указ. соч. С. 45.
18Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений.М., 1985. С. 70.
19Иванов В. Политическая психология. М., 1990. С. 27.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/