Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Обучение психологии: проблемы содержания психологического образования

А.Э. Симановский
Последниегоды обучение психологии приняло массовый характер. Уже в начальной школе приосвоении курса «Окружающий мир» учащихся знакомят с элементами психологическихзнаний.
Психологическиезнания ученики получают и в среднем и старшем звеньях школы. Существует большоеколичество разнообразных программ психологических курсов, активнопропагандируемых и для взрослых людей. Однако возникают вопросы: для чегоизучаются психологические дисциплины? Приносит ли изучение психологии ожидаемыйэффект? Достаточно вспомнить, что в конце 40-х годов прошлого столетияпсихология уже вводилась в качестве обязательного школьного курса, однако былаубрана из учебного плана школы, так как не оправдала возложенных на неёожиданий. Сегодня, с нашей точки зрения, также многие преувеличиваютвозможности психологии, расценивая её в качестве панацеи от большинства бедсовременного общества.
Дляответа на поставленные вопросы необходимо определить основные цели изученияпсихологии и затем сопоставить с ними возможности этой науки.
Снашей точки зрения, всё многообразие целей психологического обучения можносвести к трём основным:
1.Формирование необходимых социальных навыков, таких, как навыки общения,мышления и деятельности. Нередко такие навыки называют психотехническими, таккак они позволяют усовершенствовать способности личности, повысить ее техническоемастерство при решении различных жизненных ситуаций.
2.Освоение психологических понятий для того, чтобы лучше ориентироваться впсихологической составляющей жизни людей. Психологические знания в совокупностис психотехническими умениями формируют необходимые компетенции, позволяющиерешать сложные познавательные и практические проблемы, возникающие впрофессиональной деятельности каждого человека, работающего с другими людьми.
3.Создание единой картины мира, осознание себя в этой картине и освоение культурныхценностей, связанных с философскими и методологическими традициями изучения ирассмотрения человека и личности. В определенном смысле здесь можно говорить оформировании мировоззрения личности, выражающемся в отношении к себе и другимлюдям.
Каждойиз названных целей, с нашей точки зрения, соответствует определённое содержаниепсихологического образования. Это содержание можно также рассмотреть с точкизрения уровней, так как каждая последующая цель является более общей поотношении к предыдущей и дополняет её, формируя в совокупности полную картинупсихологического образования. Несоответствие заявленных целей предлагаемому впроцессе обучения психологическому содержанию может вести к разочарованию идискредитации психологии как науки.
Рассмотримсодержание психологического образования, которое должно соответствоватьэксплицированным нами целям.
Приформировании социальных навыков важно, чтобы они легко воспроизводились ииспользовались именно в той ситуации, для которой предназначались.
Дляэтого лучше всего подходит тренинговая форма образования. На сегодняшний деньразработано большое число тренингов, ориентированных на различные ситуацииделового и личностного общения, разрешения интеллектуальных ситуаций.Особенностью этих форм обучения является минимальное использованиепсихологических понятий и строгое соответствие выработанных на тренингахнавыков тем ситуациям, для разрешения которых они предназначались.
Обобщениеи перенос выработанных навыков на другие ситуации является достаточно ограниченными даже нежелательным. Причина этого заключается в том, что носители навыка необладают знаниями (понятиями), позволяющими выявить существенно важныехарактеристики приобретаемых умений, и при переносе в другую ситуацию,приспосабливая его к новым условиям деятельности, могут его исказить вплоть дополной потери его эффективности. Не случайно в тренинге делового общения строгооговаривают и регламентируют ситуации взаимодействия: «составление резюме о себе»,«приём на работу», «активное слушание при консультировании», «разговор приусловии столкновения интересов», «публичное выступление», «организациядискуссии», «отказ в просьбе», «выработка коллективного решения» и др.
Ещёодной особенностью первого уровня психологического образования является то, чтомаксимальное внимание уделяется формированию индивидуальных стратегий действия,учитывающих не только особенности деятельностной ситуации, но индивидуальныекачества обучающегося, его темперамент, характерологические особенности.Образно можно сказать, что в процессе тренинга происходит «притирка» субъекта квозможным ситуациям общения и деятельности. Данный вид психологическогообразования можно назвать первым уровнем, так как его можно начинать сдошкольного возраста и он не требует высокого развития аналитическойспособности, владения аппаратом науки.
Втораяцель – освоение психологических понятий – является более сложной, чем первая.Она требует от обучающегося хорошего понимания сути (существенныххарактеристик) психологических понятий для того, чтобы использовать их вразличных ситуациях. Образно говоря, понятия в этом случае играют роль очков,сквозь которые человек видит окружающий мир. Для этого человек, осваивающийпонятия, должен понимать как их основное содержание, так и ограничения в сфереих использования. Для конкретизации этих исходных целевых основ можнопредложить несколько зарисовок из практики работы автора со студентамипсихологических и педагогических высших учебных заведений: «При обсуждениизамысла курсовой работы студентка выразила желание изучать взаимовлияниетемперамента и установки. Для изучения темперамента она предполагалаиспользовать тест В.М. Русалова, а установку планировала вызвать у испытуемых,используя методику «Корректурная проба». Для этого она первоначально хотела предложитьиспытуемым вычёркивать две буквы («Б» и «М»), а затем через три минуты сменить заданиеи продолжить вычёркивание других двух букв, «К» и «Л». Количество допущенныхпри этом ошибок (зачёркивание букв «Б» и «М» вместо «К» и «Л») должно, с еёточки зрения, свидетельствовать о силе сложившейся установки».
Данныйпример хорошо иллюстрирует, что студентка не поняла сути понятия психологическаяустановка и освоила его формально. Действительно, определение установки, какего даёт, например, психологический словарь, фиксирует только внешние чертыэтого явления: «готовность к определённым действиям» или «предрасположенность(склонность) субъекта к совершению определённого поведения» [1]. С позициитаких определений наличие ошибок при смене задания может свидетельствовать осохраняющейся тенденции действовать в русле прежнего задания. Суть же понятияустановка открывается только тогда, когда его рассматривают в контекстеэкспериментов авторов данного понятия. В частности, автор термина«фиксированная установка» Д.Н. Узнадзе детально описывает процедуруэксперимента, в котором можно наблюдать это психологическое явление. Она(установка) возникает в форме иллюзии восприятия, когда после несколькихпробных попыток сравнительного взвешивания большого и тяжёлого шарика (в однойруке) с маленьким и лёгким (в другой) в руки испытуемого вкладывались шары,равные по размеру и весу. Иллюзия состояла в том, что шары воспринимались какнеравные: в той руке, в которую ранее вкладывался маленький шар, шар казалсябольше и тяжелее, а в той, в которую ранее вкладывался большой шар – меньше илегче, чем на самом деле. Таким образом, фиксированная установка возникала какрезультат внезапной (для испытуемого) смены материала, с которым работал человек,тогда как цель задания оставалась прежней. В случае же изменения задания путёмпредложения новой инструкции, как это могло происходить в эксперименте,предложенном студенткой, мы бы имели дело совершенно с другим психологическимявлением.
Можнопредположить, что если бы ошибки испытуемых при внезапной смене инструкцииимели бы место, то их можно было бы объяснить целым рядом причин, одной изкоторых могла быть низкая скорость генерации нервной системой процессовторможения и возбуждения, поскольку при смене задания необходимо быстро затормозитьстарую временную связь и сформировать новую.
Какизвестно, легкость генерации процессов торможения и возбуждения нервной системыв процессе формирования функциональных систем была названа В.Д. Небылицинымтермином «динамичность» (корректность предложенного В.Д. Небылициным понятия«динамичность») [3]. Другой возможной причиной ошибок могла быть низкаяпроизвольность нервных процессов, которая затруднила бы понимание и принятиеновой инструкции. Таким образом, исследуя связи темперамента с ригидностью, студенткана самом деле изучала бы связи между темпераментом и одним из свойств нервнойсистемы человека либо между темпераментом и способностью к быстрой перестройкецели и направленности деятельности.
Снашей точки зрения, описываемый случай ярко демонстрирует, что суть любогопсихологического понятия обнажается, во-первых, при анализе ситуации и процессапорождения этого понятия, во-вторых, при сопоставлении внешне близких понятиймежду собой. Эти две особенности выявления и понимания сущности психологическихпонятий можно сформулировать в виде двух принципов обучения теории психологии: 1.Каждое психологическое понятие должно рассматриваться в контексте процедуры еговыведения.
2.Суть каждого психологического понятия должна уточняться при сопоставлении свнешне сходными понятиями.
Первыйпринцип можно дополнить положением о том, что в ряде случаев, когдарассмотрение ситуации порождения понятия невозможно (либо не описано в научнойлитературе, либо введено умозрительно), можно использовать процедуру практическогоприменения данного понятия. В любом случае анализу должен подвергаться сценарийприложения психологического понятия к реальности, что даёт возможность сравнитьсходные понятия между собой. К сожалению, сегодняшнее обучение психологии невключает обязательного рассмотрения сценариев и процедур получения илииспользования психологического понятия, что делает это усвоение формальным илишённым научной основы.
Третьяцель обучения – создание единой картины мира и усвоение культурных ценностей –не связана с непосредственным, утилитарным использованем психологическогознания, однако она важна для формирования личности человека. Её значениепроявляется в деятельности человека при целеполагании и смыслообразовании. Дляреализации этой цели важно не только изучение ситуации порождения ииспользования психологических понятий, но и философские, методологические,общекультурные предпосылки их возникновения. В этом случае психологическиепонятия должны рассматриваться как историкокультурный феномен, в контексте стой научной или философской школой, в русле которой они возникли. Блестящим примеромподобного анализа является работа Л.С. Выгодского «Исторический смыслпсихологического кризиса» [2].
Такимобразом, содержание психологического образования, с нашей точки зрения, должновключать три уровня, каждый из которых соответствует своей особой цели. Напервом уровне учащийся должен осваивать психотехники для формированиянеобходимых ему психологических навыков общения, мышления и деятельности. Навтором уровне знакомиться с психологическими понятиями, рассматривая наряду сих функциональным значением также сценарии и процедуры их порождения ииспользования. При этом для выявления существенных свойств важную роль играетсопоставление функционально близких понятий. На третьем уровне учащийся должен узнатьо психологических школах и философских и методологических парадигмах, принятыхв этих школах. Это даёт ему возможность понять исторический и культурный смыслпсихологии, определить для себя актуальный набор ценностей и сформулироватьосновные принципы взаимоотношений с другими людьми и самим собой.
Список литературы
1.Большой психологический словарь /Под. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко,СПб.; М., 2003. С.45.
2.Выгодский Л.С. Собрание сочинений. Т.1. М., 1982.
3.Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. СПб; М; Харьков; Минск, 2001.С.108-109.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Новые разработки для процесса редуцирования газа в газорегулирующих системах
Реферат Iii всероссийская научно-практическая конференция c международным участием «Традиции и современная ситуация в области художественного образования и культуры: проблемы и инновации»
Реферат Исторические судьбы самоуправления в России и современность
Реферат Жизнь и творчество А.И. Солженицына
Реферат А. Н. Островский «Гроза», «Бесприданница» И. А. Гончаров «Обыкновенная история»
Реферат Catch-22 (Joseph Heller)
Реферат Организационно-правовая система управления транспортно-дорожным комплексом и связью
Реферат Банковские и бухгалтерские информационные системы
Реферат Анализ целевых аудиторий Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации
Реферат Macbeath Essay Research Paper Anthony Sears12298Period 2Macbeth
Реферат Экономика Великобритании и диалектика её развития
Реферат Рентгеновское излучение
Реферат Порядок формирования и сдачи бухгалтерской отчетности
Реферат Человек на войне (по произведению В. Быкова "Сотников")
Реферат Ассоциация гимназий Санкт-Петербурга Конференция педагогов «Стратегическая роль педагогических сообществ в определении образовательных приоритетов» «Конференция победителей»