Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Об институциализации конфликтологии как "развивающейся дисциплины"

Об институциализации конфликтологии как«развивающейся дисциплины»
Семенов Владимир Анатольевич
«Конфликтявляется, образно говоря, развивающейся индустрией»
(Р.Фишер, У. Юри )
Системнаясоциальная трансформация нашего общества актуализировала конфликтологическийдискурс по крайней мере в двух отношениях: во-первых, конституировавонтологический статус конфликта как системного явления; во-вторых, востребоваворганизационные и институциональные ресурсы общества, обеспечивающие изучениеконфликта и возможности по его управлению.
Идеологизированноеотношение к феномену конфликта в условиях политической системы уложившейся загоды советской власти, ограничивало возможности его научного изучения.Директивно-авторитарный стиль управления обществом плюс централизация выработкивсех управленческих решений касающихся жизнедеятельности общества, неспособствовало созданию условий по формированию социального заказа на научно-исследовательскиеи научно-практические разработки проблемы конфликта. Вульгаризированнаяинтерпретация концепции Маркса была положена в качестве идеологической основыполитической доктрины, преследующей цели создания «гармоничногообщества» с «общенародной формой собственности», "общенародным государством" и идеологией рабочего класса, отражающейинтересы «всего народа». Так же полагалось исходить из того, что прикоммунизме не будет «антагонистических социальных противоречий» всилу действия указанных выше факторов. С точки зрения современной теорииконфликта, в обществе закладывалась и целенаправленно создаваласьбесконфликтная модель с положительной обратной связью, для которой характерноне развитие, а загнивание и развал в той или иной форме.
Конфликтнаяже модель ассоциировалась с расстановкой сил на международной арене, где«империалистические силы» противостоят «международному рабочемудвижению» и «социалистическому лагерю». Причем первыеатрибутировались как «реакционные», вторые — как «прогрессивные».Впрочем, существовала еще и «внутренняя контрреволюция», периодическименяющая свое лицо.
Парадоксзаключается в том, что на самом деле отношения между двумяобщественно-политическими системами(капиталистической и социалистической), сточки зрения теории конфликта, порождают ситуацию, характеризующуюся какбесконфликтная [1]. Дело в том, что отношение обеих систем друг к другу взаимнонегативно(имеет знак «минус»). При переумножении получается знак«плюс», указывающий на существование положительной обратной связи всистеме международных отношений элементами которой являются капиталистическая исоциалистическая подсистемы. Что свидетельствует о наличии антагонистическоговида бесконфликтной системы.
Конфликты,возникавшие в период «холодной войны», быстро разрешалисьруководством этих двух подсистем, не допуская их разрастания до размеров,угрожающих стабильности всей международной системы. Окончание «холоднойвойны», падение Берлинской стены, распад Советского Союза привели кбурному росту международных и региональных конфликтов, интенсивному ростутерроризма во всем мире. Это объясняется тем, что перестали существовать дваосновных антагонистических полюса, а ожидаемое синергетическое состояние(взаимное позитивное отношение элементов системы друг к другу, ведущее кпоявлению позитивной обратной связи в системе, характеризующейся бесконфликтньмсостоянием) так и не наступило.
Прибегнемк графическому изображению изложенных теоретических положений:
+
А{---------- В
-----------}
+
(Рис.1)
-
А{---------- В
-----------}
-
(Рис.2)
Нарисунках отображен характер отношений между элементами (А и В) некой системы.Применительно к рассматриваемому нами случаю -это система международныхотношений, элементами которой являются капиталистический и социалистическийлагерь (Рис.2).
Обарисунка содержат формализованное изображение бесконфликтного состояния системы(так как и в первом и во втором случае при переумножении знаков, обозначающиххарактер отношения одного элемента системы к другому, мы получаем"+") с различными вариантами характера связи между ее элементами:синергетическим (Рис.1) и антагонистическим (Рис.2).
Чтоже произошло в действительности? Казалось бы «бесконфликтная» модель,созидаемая на основе «научной идеологии», — разваливается на глазахкак нежизнеспособная, давая выход конфликтогенной энергии. А «конфликтнаямодель», на определенном историческом этапе являясь сдерживающимэнтропийные процессы фактором в мировой политике, «рассыпаясь»,способствует мультиплицированию конфликтных конфигураций и существенномуусложнению общей картины мира. Парадоксальность фиксируемых ситуацийстимулирует интерес к изучению природы конфликта в теоретической и эмпирическойплоскостях.
Конфликтология,как самостоятельная научная дисциплина, сложилась к середине 20 века, благодаряинтеллектуальным усилиям Г.Зиммеля, Л.Коузера, К.Левина, Р.Дарендорфа и других.Только в США конфликтами занимаются сотни исследовательских центров и кафедр вкрупнейших университетах.С конца 60-х годов готовятся специалисты уровнябакалавра и магистра по конфликтологии. Издается ряд специализированныхжурналов.
Актуальностьизучения социальных конфликтов не только в феноменологии происходящего. Какпоказывают данные со всего мира, конфликт является весьма существеннойсоставной частью деятельности руководителей разных уровней. Реальность такова,что управляющие предприятий тратят до четверти и более своего рабочего временина урегулирование различного рода конфликтов и их последствий. Эта цифраувеличивается до 30% для руководителей низшего звена. Управляющие проводят от25 до 60% своего рабочего дня занимаясь конфликтами или ссорами, исходящими изпроблем взаимоотношений людей. Можно сказать, что «работать, управлять ижить в организации — это значит быть в конфликте». Эксперты подсчитали,что конфликты и стрессы от неразрешенных конфликтов обходятся США в 100 млрд.долларов в год. Более 65% проблем на производстве связаны с нарушениямиотношений между сотрудниками не с недостатком навыков или мотивами поведенияотдельных работников. [2]
Очевидно,что и в России зарождается общественная потребность в создании структуробеспечивающих конфликтологическое сопровождение и консалтинг органов властиадминистраций предприятий, трудовых коллективов, профессиональных союзов иотдельных граждан. По подсчетам А.К.Зайцева, для России такая отрасль должнавключать свыше 100 центров по разрешению конфликтов различных уровней и типов:от федерального до территориальных. Причем данные центры не должны брать насебя функцию арбитража, т.е. правого регулирования конфликтов. Эти центрыдолжны быть самоокупаемыми, прибыльными, технически оснащенными,взаимодействующими между собой, саморазвивающимися, использующими банкколлективно нарабатываемых технологий со строгим соблюдением авторских прав. Вперспективе, по мнению А.К.Зайцева, в России будут действовать как минимум тригруппы центров по разрешению конфликтов. Первая-под эгидой Минтруда — до100-150 по всей России (против сегодняшних 50 человек), вторая в составепрофессиональных союзов, и третья — на крупных предприятиях. Будут действоватьи внутренние консультанты в учреждениях и организациях. Не говоря уже о многихсотнях независимых консультационных фирм и консультантов. [3]
Вполнелогично напрашивается вывод о необходимости подготовки нескольких тысячконфликтологов, для чего уже открываются специализированные курсы, множествосеминаров и факультеты. Нужно готовитьконфликтологов-исследователей, конфликтологов-консультантов,посредников, переговорников и конфликтологов-психологов.
ВСанкт-Петербургском государственном университете на философском факультетенесколько лет назад была открыта кафедра конфликтологии, готовящая выпускпрофессиональных конфликтологов. В городе имеет определенную известностьгруппа, возглавляемая А.Карминым оказывающая консультационные, медиаторские иобразовательные услуги. Отметим и такой плод их деятельности как учебник«Конфликтология», изданный в 1999 году. Думается, Российскомугосударственному педагогическому университету им. А.И. Герцена не к лицуоставлять вне сферы своего влияния и интересов эту крайне востребованную иперспективную с точки зрения специфики выпускаемых специалистов отрасльнаучного и прикладного знания.
Созданиесистемы конфликтологического образования в стране, пропагандакофликтологических знаний в обществе, — по мнению А.Анцупова и А.Шипилова[4],может обеспечиваться путем решения следующих задач:
— расширение перечня учебных специальностей вузов, для которых курс«0сновыконфликтологии» будет обязательной учебной дисциплиной. Поскольку любойспециалист, особенно руководитель,- как мы уже отмечали выше, — постоянносталкивается с конфликтами, данный курс должны изучать выпускники всех вузов;
— введение курса «Основы конфликтологии» в средних специальных учебныхзаведениях, ПТУ.общеобразовательной средней школе;
— введение учебной специализации «Конфликтолог» в рамках специализациипо психологии, социологии, политологии. В последующем введение самостоятельнойучебной специальности;
— введение учебной дисциплины «0сновы конфликтологии» в системеповышения квалификации специалистов во всех отраслях народного хозяйства,особенно для руководителей;
— издание учебников и другой учебной литературы по конфликтологии наиболееизвестных зарубежных авторов;
— публикация научно-популярных работ по конфликтологии, доступных максимальноширокой части населения страны;
— образование в ведущих вузах страны кафедр конфликтологии, комплектуемыхзанимающимися проблемой конфликта психологами, социологами, политологами,философами, правоведами и др., т.е. на основе междисциплинарного принципа.
Факультетсоциальных наук РГПУ им. А.И. Герцена мог бы очень органично, используя своиуникальные возможности (сосредоточение социологов, политологов, правоведов),попытаться структурировать этот рыночный сегмент образовательных услуг.Существующая база позволяет развивать и научные исследования с учетомперспективы того статуса, который конфликтология приобретает в стране в целом.
Список литературы
1.Светлов В.А. Аналитика конфликта. СПб., Петрополис, 2001.
2.Зайцев А.К. Социальный конфликт. M.,Academia, 2000, c.6.
3.Там же, с.350.
4.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология.М., ЮНИТИ, 1999, с.85.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.