Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О правах, которые еще и обязанности

Шишова Т. Л.
Большинстволюдей до сих не верит, что мы строим правовое государство. И, признаться, у нихесть на то некоторые основания, ведь произвола сейчас, как и встарь, предостаточно.Но на самом деле ситуация изменилась принципиально, просто мы еще по старинкемыслим прежними категориями. Если объяснять в двух словах, то для гражданглавная разница между правовым и неправовым государством состоит в следующем: внеправовом государстве граждане жалуются на произвол властей в вышестоящиеорганы той же власти — как раньше говорили, «ходят по инстанциям», аправовом — подают на должностных лиц в суд. Ну, и, конечно, права у граждан существеннорасширяются. Только их надо знать и уметь ими пользоваться.
Чему нас учат семья и школа?
Когданынешние родители были детьми, никому и в голову не происходило протестоватьпротив того, чему детей учили в школе. Подавляющее большинство взрослых святоверило в том, что «школа плохому не научит». Но даже если кому-нибудьне нравилась школьная программа — скажем, он не считал роман Чернышевского«Что делать?» шедевром, достойным длительного изучения, или его мнениео происхождении человека отличалось от мнения дарвинистов, он предпочитал помалкивать.Чтобы и ребенку не навредить, и самому не нажить неприятностей. Ведь школа былаодним из главных оплотов государственной идеологии. Следовательно, вступать сней в конфликты — тем более, по вопросу содержания образования — означалоконфликтовать с государством. Ну, а к чему такое «бодание теленка сдубом», по меткому выражению А.И. Солженицына, могло привести, все зналиназубок.
Нотеперь единой и обязательной государственной идеологии не существует. Об этомпрямо сказано в российской Конституции (ст.13). А раз нет чего-то единого,возникает возможность многообразия. И действительно, в считанные годы  появилосьогромное количество новых учебников, экспериментальных программ и даже новыхшкольных предметов. Поначалу родители были от всего в восторге. Это ж надо!Первоклашки — а уже изучают психологию, овладевают риторикой. Еще читать толкомне научились, но занимаются, как студенты-филологи, русской фонетикой, рисуютсложные схемы, распределяют звуки на разные группы…
Новскоре восторгов поубавилось. Выяснилось, что очень многие из этих инновацийбыли введены непродуманно, без учета детской психологии.
— Представляете? — пожаловалась мне мама десятилетней ни. — Им задали читать«Леди Макбет Мценского уезда», а там такая страшная сцена убийстваребенка. Теперь Анюта боится одна засыпать, по ночам плачет, вскрикивает. И у некоторыхдругих ребят в классе появились страхи, расстроился сон… А мой младший сын вшесть лет писал на удивление грамотно, хотя и печатными буквами. Потом пошел в школу,где его зачем-то, как иностранца, начали учить русской транскрипции, и черезгод в каждом слове ляпал по две-три ошибки. Наконец мы не выдержали и перевелиего в гимназию, где дети учились по нормальной традиционной программе, и за парумесяцев все наладилось: грамотность-то у ребенка была врожденная. Просто егодетская голова оказалась не в состоянии переварить массу ненужных сведений, и вней образовалась каша.
Ноэто еще цветочки по сравнению с нашествием в школы сектантов! И ладно бы ещеэто было так анекдотично, как в классе моей дочки! Дело происходило в самом начале90-х, когда члены американских религиозных сект проникали в школы идомпреподавателей английского языка, а наши люди были неискушенными и не сразусмогли разобраться, кто они такие, эти горе-преподаватели.
ПриходитКристина домой и, посмеиваясь, рассказывает: " Странные они все-таки, этиамериканцы. Совсем дикие. Сегодня новый учитель пришел, по-русски почти не знает,но тоже туда же — решил поучить нас молиться. Мы за партами сидим, а онплюхнулся перед нами на колени и давай креститься. Крестится — и произноситподряд все русские слова, которые успел выучить: «Дом, собака, мама, папа,машина...» Мы хохочем, а он думает, мы никогда не видели, как человекмолится, и опять, будто заезженная пластинка. Пол-урока так «промолился»…
Впрочем,даже в Кристинином классе кое для кого это не осталось на уровне анекдота: дведевочки в конце концов ушли в американскую секту и за полгода изменились до неузнаваемости.
Это школа или публичный дом?
Кромесектантов, детей в школе начали осаждать «секс-просветители». И свои,доморощенные, наспех переквалифицировавшиеся из учителей биологии илифизкультуры, и пришлые, из выросших, словно грибы после дождя центров планированиясемьи и прочих организаций, которые вдруг очень стала беспокоить «низкаясексуальная культура российских подростков». В одних школах детей просилизаполнить абсолютно непристойные анкеты, в других показывали мультфильмы про половойакт и онанизм, в третьих под видом профилактики СПИДа просвещали на предмет«альтернативных видов секса», в четвертых доказывали, чтогомосексуализм — «вариант нормы».
Поначалуродители не верили, что такое возможно. Да и у детей, которые, в отличие отпреподавателей, еще не потеряли стыд, не поворачивался язык рассказать родным обовсех этих «пошлостях» (так дети деликатно называют похабщину).
Когдаже правда, наконец, выплыла наружу, родители, — те, кто еще не успелпривыкнуть, что разврат — это теперь у нас тоже «вариант нормы»,естественно, встали на защиту детей. Сперва по привычке писали жалобы в РОНО,потом начали обращаться в прокуратуру и в суд. Судебных процессов подобногорода в истории России до сих пор не было, но уже первый процесс, прошедший вСанкт-Петербурге, был с блеском выигран. Что ж, пора поделиться опытом, ведьподобная история может повториться в любом другом городе. Разобраться в том,какие теперь права имеют родители по отношению к школе, мне помогла адвокат ЛарисаОктябристовна Павлова, принимавшая самое активное участие в этом судебномпроцессе.
Права, которые еще и обязанности
ВСемейном кодексе РФ (ст. 63 и 64) говорится, что родители представляют интересысвоих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Причем по закону онине только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции,поскольку ее 38 статья гласит: «Забота о детях, их воспитание — равноправо и обязанность родителей.» Важно и то, что право этоПРЕИМУЩЕСТВЕННОЕ, т.е. в плане воспитания родители имеют приоритет перед всеми остальнымилюдьми и организациями. В том числе и перед школой. Поэтому все, что касаетсявоспитания детей, должно производиться по согласованию с родителями. Вчастности, выбор системы полового воспитания. Каждый родитель вправе сам решать,должен его ребенок сексуально образовываться школой или нет.
Родителиимеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическимипособиями, по которым учат их ребенка. Имеют право присутствовать на уроках. Налюбых, не только на тех, которые называются «открытыми». Никто несмеет скрывать от них содержание учебного процесса.
Еслипредмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения,валеология или уроки здоровья, на которых детям тоже частенько норовятрассказать «про это»), то он может преподаваться ребенку только спредварительного письменного согласия его родителей.
Сейчаспредпринята попытка включить «элементы полового воспитания» вобязательные школьные предметы: литературу, историю, биологию, ОБЖ (основыбезопасности жизнедеятельности), естествознание. Что делать в таком случае? — Тутнадо знать следующее. Закон об образовании допускает, что по одному и тому жепредмету может быть несколько программ и учебников. И если программа какого-токонкретного автора содержит информацию, которая с точки зрения родителей (необязательно всех, хотя бы некоторых или даже одного!) является недостовернойили наносит вред нравственному и духовному здоровью ребенка, то они могут обратитьсяк администрации школы с просьбой заменить программу или учебник. В данномслучае все будет зависеть от настойчивости мам и пап.
Дети Не Подопытные Кролики
Большинствуродителей до сих пор невдомек, что по новому Закону об образовании они считаютсясоучастниками образовательного процесса. А это значит, что без их согласия школане имеет права проводить эксперименты. Что вполне оправданно, ведь пока детинесовершеннолетние, их права защищают родители. А любой эксперимент, в томчисле и педагогический, может иметь как положительные, так и отрицательные последствия.Например, сейчас уже общепризнанно, что массовое обучение детей с шести летбыло ошибкой. Многие ребята оказались психологически неготовы к школьнымзанятиям, и неудачный эксперимент привел к резкому росту детских неврозов, закоторые теперь в прямом и переносном смысле слова расплачиваются мамы и папы.Знай они о своих правах раньше, многие, вероятно, воспротивились бы тому, чтобыих дети использовали в качестве подопытных кроликов.
Иливзять раздачу девочкам в школах «тампаксов» и гигиеническихпрокладок. Здесь, по мнению Л.О. Павловой, целый «букет» нарушенийзакона. Как правило, это делается в рамках незаконной рекламы. Во-вторых, можетбыть причинен вред здоровью ребенка. Насчет вреда «тампаксов», по-моему,все понятно. Даже гинекологи, ангажированные «планированием семьи»,на всякий случай предупреждают, что «тампаксы» могут оказатьсянебезопасны для некоторых девушек. Неангажированные же прямо говорят, чтодевушкам их вообще использовать нельзя.
Новедь и раздача гигиенических женских прокладок вовсе не так безобидна, какможет показаться на первый взгляд! Чаще всего эти средства раздаются снарушенной упаковкой: в конвертике одна штучка. И неизвестно, где успелпобывать сей предмет, насколько он стерилен, сертифицирован ли. В принципе неисключена возможность заражения подобных «гигиенических средств»любыми заболеваниями.
Иеще. Подобные действия вполне можно рассматривать как незаконное медицинскоевмешательство. А любое медицинское вмешательство в отношениинесовершеннолетнего до 15 лет возможно только по согласию родителей. Поэтому раздачалюбых гигиенических или медицинских средств школьникам, а также медицинскиеосмотры (например, гинекологические) детей без согласия их родителей — этогрубое нарушение школьной администрацией родительских прав.
Нынче не только в каждом монастыре, но и в каждойшколе свой устав
Школыв последние годы получили большую самостоятельность. Но она не безгранична. Ато представляете, что бы началось? Все основные принципы, на которых зиждится обучениев данной конкретной школе, должны быть изложены в школьном уставе. И устав, позакону, должен вывешиваться на стене, чтобы каждый желающий мог с ним ознакомиться.(Делается это, правда, далеко не всегда.) В каждой школе устав свой, но обычноон составляется по образцу типового. И, разумеется, устав не долженпротиворечить Закону об образовании.
Вообще-тос уставом полезно ознакомиться перед тем, как устраивать ребенка в школу, чтобыне покупать кота в мешке. Ну, и конечно, устав нужно внимательно изучить преждечем затевать конфликт со школьной администрацией. В уставе школы, например,четко прописано, за что ребенка могут исключить. Диапазон требований, которыеразличные школы предъявляют к своим ученикам, сейчас достаточно широк, но, какправило, ученика исключают за какие-то дисциплинарные проступки или захроническую неуспеваемость по двум и более предметам. Хотя, повторяю, тут, взависимости от устава, возможны варианты. В одной школе за драку ученикаотчисляют, а в другой могут наложить дисциплинарное взыскание.
Оговариваетсяв уставе и вопрос денежных поборов, ведь у каждой школы теперь есть перечень дополнительныхплатных услуг. Например, уроки дополнительного иностранного языка или ритмики.Если вас что-то из этого перечня устраивает, вы платите. Точно так же, всоответствии с уставом, может быть принято решение собрать деньги на какие-то школьныенужды. Естественно, по отчетным документам, в рамках законы. Когда же просто говорят:«Вы должны сдать такую-то сумму на то-то», родитель вправеотказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в этих расходах.Ну, а если его все равно обязывают платить, то действия администрации являютсянезаконными. И даже если родительский комитет принимает решение взыскиватьденьги, но не оформляет это законным путем (в основном, по безналичномурасчету, через особые денежные фонды), то от поборов вполне можно отказаться.
Если с ребенком в школе случается несчастье
Покаребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь издоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данныйконкретный момент. На уроке это учитель, на перемене — дежурный педагог. Общуюответственность за всех учащихся несет директор школы. Если, скажем, ребенокполучает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит на персоналешколы и на непосредственном виновнике. За причиненный вред здоровью ребенка илиморальный ущерб родители могут предъявить к администрации школы судебный иск ипотребовать возмещение физического и морального вреда. Но в этом случае онидолжны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Ну,скажем, ребенок зачем-то лез на потолок и оттуда плашмя упал, а учитель егопытался удержать. Если совершаются действия уголовно наказуемые (напр.,сотрудников школы можно обвинить в халатности), то они подлежат уголовнойответственности, и с ними уже разбираются следственные органы.
Если конфликт неизбежен
Худоймир, как известно, лучше доброй ссоры. Но бывает, что конфликта избежать неудается. Будем надеяться, что вас сия чаша минует, но как все-таки быть, еслиучительница невзлюбила ребенка и изводит его придирками, а поменять школу выкатегорически не желаете или не можете?
Преждевсего вы должны знать: по Закону об образовании ваше устное заявление не влечетза собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязываетадминистрацию школы принять меры. Поэтому, идя с педагогом «на вы»,отправляйтесь к директору и оставляйте у него бумагу, в которой вы изложитесуть своих претензий. Администрация обязана провести служебное расследование, иесли будет подтверждено, что педагог был неправ, может встать вопрос не толькоо переводе вашего ребенка в другой класс, но и об увольнении обидчицы. Но,конечно, каждую конкретную историю надо разбирать отдельно.
Взятьтакой, нередкий нынче случай, когда учительница нарочно занижает ребенкуотметки, а потом прозрачно намекает родителям, что хорошо бы с ней позаниматьсяза отдельную плату. Фактически она занимается вымогательством.
«Этосерьезно, — говорит адвокат Павлова. — К такому педагогу надо принимать меры,вплоть до привлечения его к уголовной ответственности. Как доказать своюправоту? Очень просто. Если вы уверены, что отметки не соответствуют уровнюзнаний ребенка, требуйте сдачи экзамена перед независимой комиссией. При этомобязательно напишите в заявлении, почему вы идете на такой шаг, чтобы ваше желаниене казалось блажью.»
Не бойтесь защищать свои права
Родителизачастую боятся связываться с учителями, боятся, что ребенка затравят. Однако,по мнению, адвоката Ларисы Октябристовны Павловой, эти страхи неоправданы. Ведьнаша школа находится в очень уязвимом положении. Закон запрещает учителямоказывать не только физическое, но и психическое воздействие на детей: унижать ихдостоинство, оскорблять и т.п. Кроме того, педагоги отвечают за жизнь и здоровьеребенка, за то, чему они детей обучают. То есть, школа имеет массу обязанностейперед родителями. Другое дело, что прежде чем затевать конфликт, родительдолжен здраво и взвешенно проанализировать сложившуюся ситуацию, посмотреть нанее со стороны, выслушать не только своего ребенка, но и педагога. Но детейсвоих надо защищать. Это не только наше право, но и наша обязанность. Ну, а длятого, чтобы нам было легче это сделать, сейчас в разных регионах по инициативеродителей создаются организации, которые называются «родительскиеинициативы» или «родительские комитеты». Они собирают информациюоб учебных заведениях, в которых грубо нарушаются прав детей и родителей,направляют обращения в прокуратуру. Если кто-то из родителей готов защищатьсвои права в суде, родительские комитеты оказывают им юридическую помощь. А этоочень важно, ведь, по русской психологии, один в поле не воин. Вместе же мы — серьезная сила.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Трудовой договор с совместителями, временными и сезонными работниками
Реферат Cравнительный анализ сюжетной и образной структуры в Пейзаже нарисованном чаем Милорада Павича и
Реферат Адольф Слаби - немецкий пионер радиосвязи
Реферат Economics Of War Essay Research Paper Economics
Реферат Дефіцитні анемії. Хронічні розлади харчування в дітей раннього віку
Реферат А: Жили Ванька двоима с матерью. Житьишко было само последно. Ни послать, ни окутацца, ни в рот положить нечего. Однако Ванька кажной месяц ходил в город за пенсией. Всего получал одну копейку
Реферат Тайны пустыни Наска: гипотезы вокруг древних изображений
Реферат Образ Петербурга в русской литературе
Реферат Правова охорона та роль внутрішніх справ в охороні навколишнього природного середовища
Реферат Моделирование загрязнения чернозема свинцом с целью установления экологически безопасной концентрации
Реферат Свята і видовища Греції Олімпійські ігри
Реферат Разработка вопросов охраны труда на ВЦ
Реферат Художественная культура Древней Руси
Реферат Взаимосвязь языка и культуры (на примере корейского языка)
Реферат Технология OLAP