Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О работе педагогического коллектива УПК «Бакштовский д/с - СШ» по профилактике семейного неблагополучия

Выпускная работа
Перлухин Валерий Николаевич
Учитель физики и информатики УПК «Бакштовский д/с — СШ» Ивьевского района
Минск 2009
Академия управления при Президенте Республики Беларусь
АННОТАЦИЯ
Работа«О работе педагогического коллектива УПК «Бакштовский д/с — СШ» по профилактикесемейного неблагополучия» посвящена рассмотрению взаимодействия школы снеблагополучными семьями. Приводится рассмотрение причин семейногонеблагополучия и вытекающий из этого рост правонарушений в молодежной среде. Всвязи с этим, на примере УПК «Бакштовский д/с — СШ» показывается тот комплексмер, которые проводятся доля того, чтобы с максимальной эффективностьюреализовывать основные положения Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006№18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучныхсемьях». Показана связь взаимодействия школы и местных органов власти по работев данном направлении.
ВВЕДЕНИЕ
Государственнаяполитика Республики Беларусь в отношении семьи и детей — главный социальныйприоритет, направленный на обеспечение достойного существования семьи, правдетей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение, на созданиенеобходимых условии для осуществления семьей ее основных функций.
Цифры,говорящие о преступлениях в последние годы не могут не вызвать обеспокоенности укаждого гражданина нашей Республики. Наряду со взрослой преступностью особуюобеспокоенность вызывает тот факт, что в нашей стране еще высок уровеньпреступности среди детей и подростков.
Какпоказывает анализ, большинство преступлений подростки совершают поздно вечеромили ночью, то есть в то время, когда должны находиться под контролем родителей.Однако, таковой со стороны родителей отсутствует. Одной из основных причин совершенияподростками преступлений является отсутствие должного воспитания в семье.
Втрудовых коллективах зачастую в основу всего поставлены производственныепоказатели, а не состояние морального климата в семье рабочего. Это вбольшинстве случаев во внимание не принимается. А ведь в основном подростки, состоящиена учете в инспекции по делам несовершеннолетних, проживают в неполных семьях.К сожалению, такие семьи остаются без должного внимания трудовых коллективов, общественности.
Поэтому,в этом направлении должна вестись более планомерная работа по искоренениюсемейного неблагополучия, профилактике правонарушений среди несовершеннолетнихшколой, комиссией по делам несовершеннолетних, Советом профилактики и другимиобщественными формированиями.
Толькоработая в тесном контакте с многочисленными общественными формированиями можнона ранней стадии выявлять неблагополучные семьи и активно с ними работать, водних случаях воздействуя на нарушителей самостоятельно, в других — возбуждаяходатайство перед вышестоящими органами, в-третьих – решая вопросы совместно сними.
Существующаятенденция увеличения случаев семейного неблагополучия настойчиво диктует онеобходимости совершенствования воспитательно-профилактической работы в семье, устранениюпричин способствующих семейному неблагополучию, что закономерно позволит стать напуть исправления многие семьи.
Эффективностьсегодняшней работы по профилактике семейного неблагополучия и противоправногоповедения несовершеннолетних определяет то, какой будет завтра демографическаяи криминогенная ситуация в стране. Можно без преувеличения сказать, что даннаяработа – это работа на будущее нации.
СЕМЕЙНОЕНЕБЛАГОПОЛУЧИЕ КАК ФАКТОР
РОСТАПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Корнимногих проблем кроются в морально-психологическом климате семьи. Тот факт, чтораспадается половина семьей, уже сам о многом говорит. Аморальный ипаразитический образ жизни родителей, увеличение количества неполных семейведет к тому, что снижаются моральные устои, родители не желают воспитыватьдетей в соответствии с правовыми нормами.
Однозначноустановлено, что около 50% родителей несовершеннолетних правонарушителей, состоящихна учете в инспекции по делам несовершеннолетних, проявляют безразличие кобразу жизни своих детей, не интересуются их времяпровождением в свободное отучебы время; в 20% таких семей подростки предоставлены сами себе, а в 50%случаев контроль осуществляется от случая к случаю; около 30% этих подростковночное время проводят на улицах, уходят из дома (из них около 70 % в возрасте от16 до 18 лет), тем самым, пополняя антиобщественно направленные группы.
Образовательныйуровень родителей подростков, состоящих на учете в инспекции по деламнесовершеннолетних, на 20% ниже общеобразовательного уровня населения. У многихнесовершеннолетних один из родителей либо оба родителя были лишены родительскихправ.
Такимобразом, несмотря на то, что примерно около 70% подростков, совершившихпреступления и правонарушения, воспитывались в полных семьях, их социальное, материальноеположение и психологический климат зачастую все же способствуют негативномувлиянию на детей.
Исследованиявлияния негативного потенциала семьи показали, что он может быть в значительнойстепени усилен за счет действия субъективных факторов, выражающихся васоциальном поведении родителей.
Переходноесостояние системы образования в сложившейся экономической и социальной ситуациитакже не способствует оптимальной профилактической работе с труднымиподростками связанную с недостатками семейного воспитания, что способствует ещебольшим отклонениям в поведении детей.
Современнаясемья сильно отличается от прежней семьи не только по своим функциями, но и посвоему составу. На смену семье, состоящей из трех, а то и из четырех поколенийпришла семья в двух поколениях, состоящая из родителей и детей. В такой семье имать и отец работают, а иногда учатся, подрабатывают. Значительную частьсвободного времени у них занимают работа на приусадебном участке, на подсобномхозяйстве, магазины, предприятия бытового обслуживания, и т.д. Та часть времени,которую они в состоянии посвятить детям, явно недостаточно, а дедушки, бабушки,которые принимали на себя часть бремени по уходу, присмотру и воспитанию детей,живут отдельно. Пребывание детей вне поля зрения семьи нередко становитсянормальным состоянием. Ослабленный контроль со стороны старших, перерастающийпорой в открытую безнадзорность, выступает как сильный криминогенный фактор.
МЕХАНИЗМРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО
НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ
Вопроссемейного неблагополучия, профилактики правонарушений среди несовершеннолетнихв работе УПК «Бакштовский д/с — СШ» наряду с решением других задач занимаетодно из приоритетных направлений.
Глубокоосознавая важность задач, УПК свои усилия в первую очередь направляет наобеспечение взаимодействия и объединения усилий учреждение образования сорганами власти, правоохранительными органами, учреждениями здравоохранения икультуры, церковью, общественностью, обязанных заниматься воспитанием детей иподростков, укреплением их здоровья, предупреждением безнадзорности, охраныправ и интересов несовершеннолетних.
Так,профилактика семейного неблагополучия является начальным звеном в системедеятельности по охране детства. С этой целью для родителей в школе проводятсяразличные лектории, семинары, консультации, на которых присутствуютпредставители местных органов власти, медицинские работники, представителицеркви. Например: лекции «Неблагополучная семья – неблагополучный ребёнок», «Влияниесемьи на воспитание школьников», семинар «Алкоголь: за и против», круглый стол«Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» и др. Совместно с участковыминспектором проводятся рейды «Неблагополучная семья», которые помогаютотслеживать обстановку в неблагополучных семьях.
Классныеруководители регулярно проводят беседы, классные часы, диспуты и т. д., посвящённыепроблемам противоправного поведения школьников. Также для детей организуютсявстречи с участковым инспектором на темы: «Административная и уголовнаяответственность несовершеннолетних», «От пьянства до преступления один шаг», «Наркомания.Причины, признаки, последствия». Недели правовых знаний, которые проводились вшколе, дала возможность школьникам проверить и дополнить свои знания по правами обязанностям человека. Также надо заметить, что школа сотрудничает с районнымкиновидеопрокатом, работники которого регулярно привозят фильмы по профилактикеправонарушений среди подростков и пропаганде здорового образа жизни. Регулярнопроводится рейд «Подросток», который отчасти позволяет контролировать свободноевремя школьников, особенно склонных к правонарушениям.
Этасистема совместной работы школы и местных органов власти, общественности, семьипо профилактике семейного неблагополучия и противоправного поведения учащихсяопределенно дает положительные результаты. Так, неблагополучных семей в2005-2006 учебном году было 8, а в 2006-2007 учебном году стало 5. А с2005-2006 учебного года на учёте в ИДН не стоит ни один ученик школы.
Пришколе действуют разного рода кружки, которыми руководят талантливые педагоги, умеющиеувлечь детей, предоставить им занятия по интересам. В школе есть спортивный зал,стадион, 2 детские площадки. Всего секционной и кружковой работой охваченабольшая часть учеников. Работают волейбольная, футбольная, гандбольная секции, двесекции общефизической подготовки.
Наконтроле педагогического коллектива школы занятость учащихся в летний период.Принимаются меры по вовлечению школьников стоящих на внутришкольном учете вработу производственных бригад. В дополнение к этому перечисленная категорияучащихся максимально привлекается в оздоровительные лагеря. Так, ежегодно влетний период на базе УПК «Бакштовский детский сад — общеобразовательнаясредняя школа» проходят оздоровление более 50 учащихся. В связи с тем, чтонекоторая территория сельсовета относится к зоне проживания с периодическимрадиационным контролем, учащиеся школы, проживающие на загрязненной территориипроходят оздоровление в санаториях и профилакториях других районов.
Большаяработа проводится УПК по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от24.11.2006 №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей внеблагополучных семьях». В последнее время деятельность педколлектива в этомнаправлении стала более осмысленной и целенаправленной. С целью егоосуществления классными руководителями посещают семью каждого ученика минимумдва раза в год. Также с целью профилактики семейного неблагополучия родителишкольников были ознакомлены с Декретом № 18. Обидно то, что некоторые «горе — родители»ведя разгульный образ жизни, перекладывают ответственность за воспитание своихдетей на плечи государства и зачастую остаются безнаказанными. Недопустимо, когдапри живых работоспособных родителях дети находятся на содержании государства.
РАБОТАКОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Координирующиморганом в системе работы по профилактике семейного неблагополучия ипротивоправного поведения, несовершеннолетних на территории сельсоветавыступает комиссия по делам несовершеннолетних, возглавляет которуюпредседатель сельисполкома. Комиссия состоит из 7 человек. В состав комиссиивходят: педагог социальный, главный врач амбулатории, участковый инспектор, заведующаяЦДК, секретарь исполкома. Комиссия по делам несовершеннолетних ведетнепосредственную работу с детьми, как в ходе встреч и заседаний в школе, в ходерейдов проверок по семьям, так и в ходе рассмотрения персональных делподростков совершивших те или иные противоправные действия. Постояннопроводится работа по выявлению несовершеннолетних правонарушителей и лиц уклоняющихсяот воспитания детей.
Работакомиссии по делам несовершеннолетних ведется согласно утвержденного плана.
Наначало текущего года на учете в школе состояло 5 семей требующих особогопедагогического внимания. Данные семьи ежемесячно посещаются членами комиссиисовместно с педагогическими работниками школы по месту жительства. Порезультатам обследования неблагополучных семей проводится заседание комиссии поделам несовершеннолетних с приглашением заинтересованных лиц. Заседанияпроводятся как в школе так и в сельисполкоме. Семьи, где родители взялись за ум,и нормально выполняют свои родительские обязанности, снимаются с контроля.Однако еще длительное время они находятся под пристальным вниманием работниковсельисполкома, школы, милиции. Больше всего вызывают беспокойство такие семьи, гдеродители постоянно срываются, уходят в запой, не поддерживают санитарныйпорядок в доме, не уделяют должного внимания детям. Для улучшения ситуации втаких семьях подключаются их родные и близкие родственники.
Натерритории сельсовета проживает семья воспитывающая малолетних детей, у которыхродители решением суда ограниченны в дееспособности в части получениязаработной платы и иных пособий. Попечителями в данных семьях назначены педагогсоциальный и близкие родственники. Эти действия позволяют рационально использоватьденежные средства и поддерживать детей, а также дисциплинировать другие семьи.
Основнойцелью рассмотрения персональных дел на комиссии по делам несовершеннолетнихстановится не вынесение наказания за содеянное, а попытка разобраться в сутислучившегося и причинах негативного поведения или поступка несовершеннолетнего,с целью дальнейшего оказания ему конкретной помощи.
Выбормеры наказания в каждом конкретном случае строго индивидуален, чтобы нестрогость наказания ни форма в которой оно было вынесено не вызвало у подросткаили лиц, осуществляющих его воспитания, чувства обиды или озлобленности засправедливо вынесенное наказание, а восприняли как должное и его неотвратимость,и адекватность содеянного. В основном комиссия ограничивается предупреждением.В некоторых случаях, когда родители не проявляют должного внимания к своимдетям, сообщает в трудовые коллективы, по месту работы. Порой на человекасообщения в его рабочий коллектив о правонарушении, совершенного его сыном илидочерью, действует лучше штрафа.
Длядостижения положительно эффекта в ходе рассмотрения персонального делаподростка очень важно соблюдение двух факторов: кто и как это делорассматривает. Поэтому члены комиссии должны обладать не только высоким уровнемобразования, но и с человеческой теплотой относится к проблемам запутавшегося вначале жизненного пути, а часто не по своей вине, подростка. Также важно, чтобыпри рассмотрении персонального дела все члены комиссии знали о личности ребенкакак можно больше: о его учебе, семье, обычном окружении вне семьи, школы. Крометого, перед педагогом социальным, классным руководителем, медицинскимработником ставится задача более тщательно изучить условия и причины, приведшиек совершению правонарушения.
Комиссияследит и за тем, чтобы права детей и подростков были защищены. Ведь дети не всостоянии сами выступить в свою защиту. Именно члены комиссии должны вступитьсяза таких детей.
Такойподход позволяет избежать ошибок, а доброжелательное, уважительное отношение кнарушителю располагает к доверительному разговору, хотя подростку бывает оченьтрудно, а иногда и просто невозможно раскрыться перед большим количеством незнакомыхлюдей.
Анализпреступлений и правонарушений, по совершению которых подросток попадает назаседание комиссии по делам несовершеннолетних, показывает, что в последниегоды они в подавляющем большинстве связаны с кражами личного и государственногоимущества, пьянством и хулиганством. И если преступление несовершеннолетнегорассматривать как симптом крайнего неблагополучия его собственной судьбы и техусловий жизни, которые его окружают, в которых он ежедневно «бытует», то кпервостепенным причинам сложившейся ситуации следует отнести ослабление узсемейного воспитания. Родители не всегда служат примером для своих чад.Последние подвергаются различным соблазнам, искусам, курят, пьют, употребляютнаркотики. Уходят согласие, добродушие, вежливость, дети часто очень жестоки.
Однойиз важных задач комиссия видит в своевременном выявлении семей, где сложилсянездоровый микроклимат, где бытует пьянство, скандалы, жесткое отношение кдетям, где попираются права, интересы малолетних детей и подростков. Эта работапроводится совместно с инспектором по делам несовершеннолетних, при участииобщественности.
Большойпроблемой в последние годы стало нежелание подростков, особенно изнеблагополучных семей, получать образование. Анализ таких случаев подтверждает,что в большинстве своем это дети из семей, где родители не проявляют нималейшей заинтересованности в обучении детей.
Большуюпомощь в решении вопросов семейного неблагополучия оказывают сотрудникиинспекции по делам несовершеннолетних Ивьевского районного отдела внутреннихдел. Свою работу они осуществляют в тесном взаимодействии со всемизаинтересованными службами. Осуществляются рейды по проверке нахождения детей ввечернее время, на дискотеках. Проверяются подростки склонные к употреблениюспиртных напитков.
Неостаются в стороне от решения вышеуказанных вопросов молодежные и ветеранские организации,профсоюзы.
Нарядус мерами административного воздействия, общественное воздействие также служитважным средством борьбы с правонарушениями и аморальными поступками граждан.
Чемобъясняется высокая эффективность мер общественного воздействия?
Во-первых,меры общественного воздействия применяются товарищами по учебе или работе, соседями,с которыми нарушитель вместе учится, работает или отдыхает, живет на однойулице. Их мнение важно для него, а их осуждение — горько. Во-вторых, большоеморальное воздействие оказывает широкая гласность мер общественноговоздействия.
В-третьих,общественность чаще всего призывает к порядку гражданина, который еще тольковступил на скользкий путь правонарушений. У него еще не сложились привычкиантиобщественного поведения. Во многих случаях трудовой коллектив, общественныеорганизации могут своевременно и потому весьма эффективно воздействовать наоступившегося человека.
В-четвертых,общественные организации могут установить систематический контроль занарушителем, оказать ему необходимую помощь на производстве и в быту.
Сочетаниемер административного и общественного воздействия, комплексный подход к решениюуказанной проблемы, позволяют, надеется на успешное решение вопросов связанныхс семейным неблагополучием и противоправным поведением несовершеннолетних.
Дляпрофилактики семейного неблагополучия проводится культурно-массовая работа ссемьями: семейные праздники и обряды, дни коллективного отдыха родителей идетей, тематические вечера для молодых семей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Успехв работе с неблагополучными семьями зависит не только от приложенныхвоспитательных усилий, а скорее всего от глубины кризиса, в котором находитсясемья, от способности понять всю глубину их падения и желания самой семьивыбраться из сложившейся ситуации.
Проведенныеисследования позволяют сделать выводы о том, что эффективность предупрежденияправонарушений среди несовершеннолетних, уменьшение случаев семейногонеблагополучия может быть достигнуто только на основе комплексного подхода, объединенияусилий субъектов профилактики на всех уровнях, сочетания мер общественного иадминистративного воздействия, вовлечения подростков, склонных к противоправнымдействиям в работу кружков, спортивных секций, клубов по интересам, оказанияпомощи подросткам в трудоустройстве.
Большоезначение в профилактике правонарушений и преступлений в молодежной среде, какпоказывает опыт работы, и анализ тематической литературы имеет организация ихсвободного времени:
— вторичная занятость (свободное от учебы время);
— организация культурного досуга;
— патриотическое и нравственное воспитание;
— проведение спортивных мероприятий;
— привлечение молодежи к общественной жизни коллектива, а также целенаправленная спланированная,скоординированная работа в этом направлении всех заинтересованных лиц, государственныхи общественных организаций.
Тольков прочном, заинтересованном и искреннем союзе педагогов, семьи, ветеранских имолодежных организаций, правоохранительных органов и органов власти есть сила, котораяможет и должна стать на пути порока и преступлений.
Главноев работе с семьей — не быть равнодушным к чужой беде.
Список литературы
1.КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года).
2.Декрет Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 №18 «О дополнительных мерахпо государственной защите детей в неблагополучных семьях».
3.Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». Ведомости Верховного СоветаРеспублики Беларусь. №33.- Минск, 1993
4.Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних» 31.05.2003 №200-3
5.Анапреенко Я.Г. Диагностика акцентуации характера подростков. Методическиерекомендации. – Минск: РИВШ, 2000.
6.Методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь«Особенности организации идеологической и воспитательной работы в 2007/2008учебном году» («Настаунiцкая газета» от 2.08.2007г.)
7.Материалы заседания совета профилактики УПК «Бакштовский д/с — СШ».
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.