Семыкина Е. Н.
Оченьне хотелось бы услышать как реакцию на тему разговора об эстетическомвоспитании слова: «Кому это нужно в наши дни?», или «Воспитывать тургеневскуюбарышню, зачем?», или «Лучше выучить английский! Настоящему мужчине прекрасноепонимать необязательно!»
Каждыйгод в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышленые и не очень,контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одна беда – они удивляются ивосхищаются все меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, моделимашинок, компьютеры, игровые приставки. А ведь наше общество как никогдануждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес иэмоциональную отзывчивость по отношению к прекрасному и по отношению к себе исвоим чувствам?
Какованаша цель?
Впедагогике, как и в другом важном деле, вопрос целеполагания — основной. Длячего мы воспитываем и развиваем? Какова наша цель? Для чего нам даны ощущениегармонии и восхищение миром? Попробуем разобраться, для чего любому ребенкунеобходимо умение видеть и замечать красивое, возвышенное и необычное.
Самыйочевидный ответ, лежащий на поверхности: это развитие творческих задатков,присущих человеку с рождения. Кому-то может показаться странным, ноэстетическое воспитание благотворно влияет на развитие речи и мышления,расширяет кругозор, кроме того, дает возможность в сложную минуту обратиться к прекрасномуи почувствовать его гармонию, а это помогает выстоять в трудностях и найтиверный тон жизни. Именно чуткое восприятие и умение замечать прекрасноепозволяют людям творить вокруг себя СВОЙ мир. Совсем необязательно писать стихиили картины и вообще как-то относиться к творческим специальностямпрофессионально: творческий подход помогает любому человеку в повседневнойжизни.
Естьдва главных момента: понятно, что эстетика когда-то, со времен эпохиВозрождения, ушла от божественной цели и поставила в центр мира человека. Доэтого всегда существовало неразделенное внутреннее понимание связи человека сБогом, с Главным, этому было подчинено все, и так жили практически все. Начинаяс эпохи Возрождения, человек выделил себя, и с этого момента наступил разладмежду прекрасным, чем теперь занимается эстетика и Божественным, чем ведаетрелигия. В наше время вездесущего постмодернизма духовное и нравственноепытаются окончательно развести с искусством, хотя подспудно все, отпрофессиональных деятелей культуры до самых простых людей, понимают, что насамом деле существует глубинная связь прекрасного и божественного, и быть иначене может.
Впрекрасном всегда просматривается поиск смысла жизни. В свое время, когда в90-е годы в средней школе ввели курс МХК (мировой художественной культуры), былнаписан факультативный курс истории мировых религий на 72 академических часа сэкскурсионной программой. Почему и для чего? Потому что всемирное культурноенаследие невозможно понять, не зная историю Церкви, не зная Священного писания,потому что практически все сюжеты в живописи, литературе, музыке так или иначесвязаны с Библией.
Дар от Бога
Длячего дан любому человеку эстетический дар? Сочувствуя красоте, сопереживая ей,ребенок, переходя от простого к сложному, должен научиться видеть истиннодуховные плоды – увидеть красоту духовную, ею проверяя истинность вещей всоздаваемом нами мире.
Чувствопрекрасного всегда жило в народе: простая утварь (горшки и ложки) создана так,что сделав простые замеры соотношений в формах посуды, мы обязательно обнаружимзолотое сечение. Если вернуться к вопросу воспитания, то мы будем утверждать,что окружающие ребенка предметы, должны быть красивыми и соотноситься снациональной культурой. Эти предметы должны пробуждать чувство красоты в душеребенка, что и поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – частьвеликого народа и, без преувеличения, величайшей культуры.
Воспитатьчувство прекрасного означает вызвать умение отличить прекрасное отбезобразного, и здесь свободный выбор остается за человеком. Если все заложено,зачем воспитывать? – может быть задан вопрос. Перед нами не стоит задачавоспитания профессиональных художников, актеров, певцов, нам необходимовоспитать чутких слушателей, зрителей, со-чувствующих людей, понимающих ивоспринимающих культуру. Ведь если у ребенка развиты эстетические чувства, то вчеловеческом плане он полноценней. Он может выбрать себе тот вид искусства,который поможет найти себя, включиться в этот мир, понять его.
Каждыйможет найти для себя (по наитию) какой-то жанр в искусстве, который ему ближе вего обычной жизни. Вот, например, пение в хоре помогает слушать других, бытьчутким к другому голосу. Пение в хоре учит со-гласию, со- звучию, умению внужный момент вступить или остановиться и замолчать. Пение учит диалогу,пониманию того, что хотя каждый из нас личность, и каждый должен развиваться посвоему пути, но в хоре мы должны создать гармоничное коллективное созвучие:кто-то альтом поет, кто-то сопрано, но все вместе должны создать новое общеепроизведение. Если в этом хоре кто-то хочет выделиться, а это не подчиненообщей гармонии и цели, то получится какофония: он весь хор разрушит. И самоеглавное, что в этой очень простой практике, — люди поют вместе на разныеголоса, — удается без всяких нравоучений дать возможность ребенку пониматьдругих, оценить себя, уступать, ценить другого – вот он лучше поет, значитнужно подстроиться под него, чтобы общий хор был краше. Это действо даетчеловеку понимание себя в коллективе, возможность соизмерить себя со своимокружением, а дальше и со своей страной и с миром, насколько и к чему онспособен. Когда-то в школе хоровое пение было распространенным, теперь даже надва голоса люди уже почти не умеют петь.
Когда начинать?
Скакого же возраста начинать эстетическое воспитание? Думаю, что сперинатального! Не случайно многие традиции предписывали смотреть беременнымтолько на что-то прекрасное, слушать красивую музыку, рисовать и сажать цветы.
Ноесли вы начнете после рождения ребенка, и это неплохо. Период, когда всеформируется наиболее активно, – это период от рождения ребенка до трех лет.Именно в этом возрасте легче всего заложить базу. Мы должны окружать ребенкакрасотой – всем прекрасным, чем сможем! И это не так уж трудно сделать, если, конечно,захотеть. Природа, произведения искусства, литература – все это в меньшей илибольшей мере может дать нам необходимый материал для эстетического воспитаниядетей.
Нагружать или нет?
Какраспределить нагрузку? Нагружать максимально или не нагружать ребенка? Какимэстетическим материалом занимать ребенка? Масса вопросов… Самый сложный, но исамый верный путь – все это делать вместе со своим ребенком. Хотите, чтобы онрисовал – значит вместе рисуйте, хотите чтобы пел, значит пойте и т.д. Контактс ребенком и ваше собственное отношение к прекрасному очень важно, именнопоэтому нужно начинать с себя. Не нужно чтобы ребенок думал, что вы можетеделать все, и можете лучше, чем он. Он должен понимать, что вы можете не такхорошо рисовать, но вы искренне хотите, чтобы у вас получалось как можно лучше.
Крометого, у детей есть еще и возрастные особенности восприятия. Есть замечательныйдетский возраст от трех до пяти лет, когда дети хотят и будут делать все судовольствием и интересом. Если в этом возрасте им разрешать делать любыехозяйственные и творческие дела: рисовать, стирать, лепить, петь и все этовместе, в одной жизнедеятельности с мамой и папой, то они приобретут важныйопыт. Самое трудное для родителей – разрешать это делать: дети ведь краскиразливают, мокрые вещи по всей квартире таскают; все это очень неудобно, аникаких шедевров они не создадут! Но ведь главная задача родителей – вызвать ине погасить интерес, желание познания прекрасного и желание сотворчества!
Укаждого ребенка есть внутренняя интуиция, как есть совесть, есть сострадание,понимание прекрасного. И самая главная задача даже не столько развивать,сколько поддерживать, не дать заглохнуть природному чувству, помочь раскрытьсяи не удивляться, что к какому-то возрасту этот интерес начнет угасать. Бытьможет ребенок не захочет рисовать, быть может, в каком-то возрасте он начнетстесняться петь, но накопленный багаж эстетических впечатлений рано или позднооткроется. Мы иногда с удивлением узнаем, что какие-то уже взрослые люди вдругначинают писать картины или стихи или заниматься еще каким-нибудь творчеством,и думаем, как это вдруг открылись в них таланты? Да были у них эти таланты! Ониполучили в свое время впечатления, но потом о них забыли, а в какой-то моментэти навыки и впечатления всплыли и помогли человеку открыть себя.
Оченьважно помнить, что не воспринятая красота не действует. Она как бы, несуществует. Все дело в умении замечать, чувствовать, понимать красоту. В делевоспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие этой самойкрасоты. Для этого очень важно развивать внимание и наблюдательность. Внимание– это основа накопления восприятия, это первый шаг к утончению и развитиювосприятия. Направить взгляд ребенка, произнести призывное “Смотри!” – одна изважных родительских задач. Без внимания восприятие невозможно. И мы показываемсвоему ребенку то, что красочно, необычно, гармонично, привлекательно и делать.Это несложно, было бы желание.
Еслиясно, к чему у ребенка душа больше лежит, к чему у него склонность, пусть онэтим занимается в первую очередь. Но еще нужно дать ему возможность расширения.Многие вещи ребенок может освоить только вместе со взрослым, нельзя оставлятьребенка наедине с его увлечением. Надо постоянно подпитывать его интерес,общаясь на эту тему, и это даст дальнейшее развитие.
Многимкажется, что театр, музей – это так скучно, что классическое искусство нелегковоспринимать. Но, на самом деле приобщение к нему чрезвычайно важно.
Всёклассическое искусство сфокусировано на поиске божественного, на поиске смыслажизни, и приобщать детей к этому поиску обязательно нужно.
Естькниги, которые стоит покупать только потому, что они воспитывают эстетическийвкус. Иллюстрации в них настолько хороши, что хочется любоваться и любоваться.Если книга пока не по возрасту ребенку, а он просит «сказку почитать»,расскажите в нескольких словах, о чем речь, не говорите только, что ему это ещерано. Так можно загубить интерес. Хорошо иметь дома альбомы с репродукциями иинтерьерами, и хорошо вместе их рассматривать – что же там так красиво«переливается, светится, виднеется…» Нужно читать детям хорошие тексты–известных авторов и переводчиков и, конечно, настоящие стихи. Младенца можетубаюкать «Буря мглою небо кроет…» А.С. Пушкина не хуже, чем любая песенка.Именно в этом возрасте детям очень важно слышать интонацию и ритм речи.
Японцыпровели немало экспериментов, исследуя, какая же музыка нравится маленькимдетям. Оказалось, что Моцарт им «дороже», чем какая-нибудь популярная песенка.Дети хорошо понимают те эмоции, которые несет музыка. Может быть не очень хорошдля слуха маленьких Вагнер, Стравинский или Шостакович, зато мелодии Вивальди,Моцарта, Шопена должны звучать в доме с постоянством.
Имузыкальная школа, и курсы по рисованию очень нужны ребенку, хотя для него этонепросто. Занятия музыкой и рисунком в единстве дают эмоциональноесопереживание и миропонимание. Кроме того, занятия музыкой или рисованием имеютнаиважнейшее воспитательное значение, ведь прежде всего – это труд. И если изнашего ребенка не вышел художник или музыкант (впрочем, это и не было нашейзадачей), то он сможет оценить труд музыканта или художника.
Начнем с себя
Счего начать? Начните с себя. Попробуйте сами отметить красоту мира. Мы нервнождем своего автобуса или мчимся в автомобиле на работу, строя планы на день илина выходные, или на жизнь. И совсем не замечаем того, что замечали когда-то вдетстве. Листва уже пожелтела (или только что появилась), а облака причудливымиформами плывут на небе – можно подумать, стадо неведомых животных, которыенесутся на водопой. Если у нас есть ребенок, только от нас зависит, увидит лион это, будет ли вообще обращать внимание на что-то красивое или скажет в одиннепрекрасный день: «Жизнь уныла, мир отвратителен, нет в нем ничего хорошего!»Не упускайте случая показывать ребенку, как удивителен этот мир в его красоте ивеликолепии, сколько в нем красок, звуков, цветов. Как изменчива природа. Неотмахивайтесь, если он принес для вас одуванчик: понюхайте и рассмотрите еговместе. Любуйтесь миром вместе с ребенком так, словно вы увидели его впервые!
Многиедети чувствуют себя настоящими волшебниками, когда наблюдают за метаморфозамицвета. Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить своивпечатления в какой-либо форме. Хорошо рассказать про волшебные краски,показать, как можно их смешивать. Помогите ребенку выразиться в рисунке, вподелке, игре или слове, при этом очень важно дать ему возможность свободновыразить то, что он хочет выразить, и как он того хочет.
Синтетическимдля формирования эстетического чувства у ребенка является школьный театр. Еслипреподаватели занимаются этим просто так, не понимая, для чего пляшут, поют ихвоспитанники, то это не принесет нужных плодов. Но школьный театр даетвозможность свести воедино все эстетические влияния, где ребенок может себяпопробовать больше, чем в одном творческом проявлении: делать декорации, шитькостюмы, играть, писать пьесы, суфлировать и т.д. Кроме того, театр благодарясимволическому языку образов приближает нас к пониманию внутренних вещей,которые разумом понять не всегда легко. Это дает жизненные ориентиры, этимстроится внутренний мир. В немногочисленных семьях есть опыт и семейныхспектаклей – это целая школа чувств и творчества, и ее можно было бы перенять!
Еслимы сможем воспитать в ребенке цельность, если он будет развит и сформировангармонично – сердечно, разумом, чувством, это даст ему возможность бытьсвободным и уметь делать выбор. Эстетика нужна не ради эстетики, а радипонимания гармоничного и красивого устройства мира. Это гарантия нашегоблагополучия… Мы получим благо в наших детях!
Красота строит внутренний мир
Эстетическоевоспитание – это компас в окружающем мире, с его музыкой, с его красками,оттенками, формами, компас в отношении себя в мире. Понимание того, что мирпрекрасен, и что нельзя нарушать его гармонию, что его нужно сохранить длянашей жизни в его первозданной красоте, сократив наши странно завышенныепотребности, стало общим местом в рассуждениях и малых делах. Но к великомусожалению, разрушение «традиционной» и классической культуры, в которой сначалаинтуитивно, а позже в откровении формулы золотого сечения человеку приоткрылосьбожественное правило творчества, приобретает все большие масштабы: новоеправило равенства всего – безобразного и красивого – становится давлеющим внашей жизни. Противостоять этому безобразному новшеству – наша задача.
Постараемсясоздавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, тогдадети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испыталиэти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это провереножизнью. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших,доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несет в себе Красоту,тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут протекать их развитиеи образование. И тем гармоничнее будет наше с ними взаимодействие.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru