Реферат по предмету "Психология, педагогика"


О применении экзистенциального гуманистического подхода в консультировании беременных женщин и молодых родителей

О применении экзистенциальногогуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин имолодых родителей
Постановка проблемы
Исследованиематеринства на этапе беременности, родов и младенчества, психотерапевтическаяработа с родителями, а в дальнейшем с младенцами развивается в руслепсихоанализа со второй четверти прошлого века (А.Фрейд, Дж. Боулби, Э.Эриксон,К. Хорни, М.Кляйн, Д.Винникотт, С.Фанти, М.Марконе, К.Эльячефф). Применениепсихоанализа предполагает длительную работу с клиентом и возможностьактуализации в процессе работы глубинных внутренних конфликтов, что в случаесклонности беременной женщины к соматизации проблем может негативно сказатьсяна течении беременности. Серьезных профессионалов-психоаналитиков в нашейстране насчитываются единицы, и подготовка их в массовом масштабе,предполагающая длительные сроки обучения и супервизию, не налажена.
Направлениепод названием «перинатальная психология» зародилось и развивается с серединыпрошлого века в русле трансперсональной психологии (С. Гроф, Ф.Лэйк, А. Хантер,В.Эмерсон). Однако обоснованность и целесообразность применения техник, обычныхдля трансперсональной психологии, в частности, холотропного дыхания, поотношению к беременным женщинам представляется сомнительным и опасным в связи снепредсказуемыми последствиями влияния гипервентиляции на организм женщины ивозможными сложностями выхода из трансового состояния.
Большинстворабот отечественых психологов по данной тематике имеют исследовательскийхарактер и направлены на разработку методов диагностики различных аспектовматеринской сферы в русле отечественной возрастной психологии (Е.О.Смирнова,С.Ю.Мещерякова, Н.Н.Авдеева, Ю.И. Шмурак, О.В.Баженова, Е.И.Захарова,Е.И.Исенина), онтогенетической концепции материнства Г.Г.Филипповой,биопсихосоциальной концепции девиантного материнства В.И.Брутмана.
Сегодняпрактический психолог, работающий с беременными женщинами, имеет в своемраспоряжении ряд валидизированых диагностических методик (Г.Г.Филиппова,В.И.Брутман, Е.И.Исенина, Е.И.Захарова, И.В. Добряков). Что до консультативной,психокоррекционной и психотерапевтической практики, психологи применяют самыеразнообразные техники групповой, телесноориентированной, семейной, игровой,арт-терапии, психодрамы, психосинтеза, аутотренинга, транзактного анализа идругие известные им методики, руководствуясь скорее принципом эклектизма.
Вруках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы сразличными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие упсихолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого пониманиязадач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьипосле родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства врешении этих задач, не только снижает эффективность работы консультанта, нозачастую и вовсе превращает его деятельность во вторжение в психологическоепространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники.Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастуюсектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца кответственному и адекватному выполнению родительских функций, скольковнедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативногородовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родаху матери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом,неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами,отсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области,способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери иребенка со стороны любителей, именующих себя «психологами-перинатологами»,вследствие чего создается почва для недоверия со стороны врачей кконструктивным возможностям психологии.
Вруках грамотного психолога интеграция методик дает возможность работы сразличными аспектами материнской сферы. Однако отсутствие упсихолога-консультанта аутентичной, центрированной позиции и четкого пониманиязадач психологической помощи с учетом перспективы развития ребенка и семьипосле родов, отсутствие понимания места каждого используемого средства врешении этих задач, не только снижает эффективность работы психолога, нозачастую и вовсе превращает деятельность во вторжение в психологическоепространство женщины с целью апробирования конкретной психологической техники.Вакуум профессиональной психологической помощи заполняется клубами, зачастуюсектантской направленности, озабоченными не столько подготовкой матери и отца кответственному и адекватному выполнению родительских функций, скольковнедрением самых разнообразных техник так называемомого альтернативногородовспоможения, каждая из которых объявляется панацеей от травматизма в родахматери и ребенка и получает псевдонаучное обоснование. Таким образом,неразработанность методологии консультативной работы с беременными женщинами иотсутствие системы подготовки и сертификации специалистов в этой области,способствуют причинению вреда физическому и психическому здоровья матери иребенка со стороны людей различных профессий, именующих себя«психологами-перинатологами», и создают почву для недоверия со стороны врачей кконструктивным возможностям психологии.
Необходимостьследования известному принципу медицины «Не навреди» становится особеннозначимой, когда речь идет о работе с беременными женщинами. Отсюда вытекаютвысокие требования к профессиональной подготовке специалистов, работающих сбеременной женщиной, будь то медики, или психологи.
Извсего вышеизложенного следует актуальность разработки методологиипсихологического сопровождения женщин в период до и после рождения ребенка.Попытки обоснования применения тех или иных психологических методов вконсультировании беременных женщин предприняты в работах последних лет(В.В.Абрамченко, И.В.Добряков, М.Е.Ланцбург, М.В.Швецов).
Вданной статье автор делает попытку рассмотреть гуманистической иэкзистенциальный подход (К.Роджерс, В.Франкл, Р.Мэй, Дж. Бюдженталь, И.Ялом).вкачестве цементирующего и определяющего основания практической работы сбудущими родителями. Данная публикация базируется на 10-летнем опыте «Школы дляПап и Мам», возглавляемой автором. За 10 лет работы в Школе прошли подготовку кродительству более 1000 семей.
Цельпсихологической работы с будущими родителями – содействие формированиюответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинствабудущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется какобучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п.,работа психолога не может сводиться к ответу на этот запрос, хотя в конечномитоге удовлетворяет и его. Психолог, в отличие от большинства родителей,представляет, перспективы формирования родительской сферы, качества, которыепотребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу входитдиагностика готвоности к родительству на момент обращения и содействие виндивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития этихкачеств. Работа психолога, направленная на потребностно-мотивационный,ценностно-смысловой и операциональный блоки родительской сферы (Г.Г.Филиппова),в конечном итоге должна привести к укреплению у родителей доверия к себе самимкак к «достаточно хорошим родителям» (Д.Винникотт), к развитию интереса кребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманиювозможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могутвоспользоваться в процессе рождения, уходаза ребенком и его воспитания. Приэтом надо понимать, что хорошо проделанная работа психолога будетспособствовать желанию родителя обращаться за психологической помощью и вдальнейшем, в процессе роста и развития ребенка.
Сформулированнаятаким образом цель психологической работы позволяет нам посмотреть на работу смолодой семьей в гораздо более широком контексте, чем это принято на занятихстандартных школ будущих матерей в женских консультациях.
Работаяс мамами и папами на начальном этапе родительства, психолог по существузанимается рассмотрением с ними экзистенциальных моментов бытия. (Далее втексте жирным выделены понятия, рассматриваемые в экзистенциальной психологии ипсихотерапии).
Рождениеребенка само по себе является экзистенциальным событием. В процессе беременостии родов женщина прежде всего сталкивается с такими экзистенциальные данностямикак телесность и конечность. Можно также говорить об экзистенциальностиродительства, ибо во всей своей сложности и противоречивости возможность бытьматерью или отцом присуща самому нашему существованию.
Рассмотримосновные понятия экзистенциальной психологии (Р.Мэй, Дж. Бьюдженталь И. Ялом).применительно к конкретному интересующему нас объекту воздействия – женщине,ожидающей ребенка и ее семье.
Объектдеятельности психолога — развивающаяся диада “мать-дитя” нуждается в оченьбережном отношении. Грубым вмешательством специалист способен разрушитьневидимые связи, складывающиеся между матерью и растущим ребенком. Поэтому такважно, чтобы специалист доверял тем процессам, которые происходят внутри этойдиады. Непосредственное воздействие психолога на ребенка (за исключениемневозможности контакта матери или близкого родстенника с ребенком) не должноиметь места. Мы должны ограничить объект воздействия родителем, помня при этом,что в состоянии беременности женщина весьма чувствительна и внушаема.Внимательно отнесясь к интенцианальности самой женщины, прежде всего вотношении беременности, приняв во внимание иерархию ее ценностей и место в нейребенка, учитывая отногенез ее материнской сферы, мы должны далее отследитьпроцесс развития личности женщины в течение беремености и те опоры, которые длянее важны (внешние или внутренние). В случае диагностики изначальнонеблагополучного отношения женщины к беременности (одного из неоптимальныхтипов гестационной доминанты по И.В.Добрякову) и ребенку (одного изнеадекватных типов переживания беременности по Г.Г.Филипповой), неадекватногопонимания ею функций матери (что, как правило, связано, в свою очередь, снарушением ее отношений с собственной матерью (P.M. Shereshefsky &L.J.Yarrow, Г.Г.Филиппова), психолог сопровождает женщину в ее внутреннемпоиске. Он способствует в чем-то направлению, а в чем-то фасилитации этогопоиска, помогаяженщине в нахождении оптимальных форм взаимодействия с ребенкоми принятия себя в роли матери. Здесь будет уместно вспомнить один из базисныхпринципов роджерианства: не следуй ни одному из авторитетов, но доверьсясобственному опыту переживаний и развивай свой собственный стиль (Р.Хаттерер).Это положение перекликается с понятием Д.Винникотта о «достаточно хорошейматери». В решении задачи помочь женщине принять ребенка и обрести собственный стильвзаимоотношений с ним психолог применяет в своей работе различные методики, втом числе, телесноориентированную и арт-терапию, гаптономию и другие.
Вниманиек субъективному миру человека. Специалист, к которому прежде всего приходитзабеременевшая женщина, — врач, наблюдающий за объективными показателямисостояния ее здоровья. Анализ переживаний, страхов и радости женщины выходит запределы его профессиональной компетенции. Нередко в ответ на высказываемыеопасения и тревогу женщина слышит, что у всех бывают подобные переживания.Домашние также далеко не всегда готовы выслушать ее и оказать эмоциональнуюподдержку без осуждения или навязчивых советов. Поэтому вниманиепсихолога-консультанта к субъективному миру женщины, возможность для нее бытьуслышанной, поделиться в группе своими переживаниями, чрезвычайно важны,происходит ли то в форме беседы, сеанса арттерапии или обсуждения ролевой игры.Акцент на значимости субъективного мира каждого человека содействует воспитаниюв будущих родителях интереса и внимания к субъективности ребенка.
Оказаниеподдержки клиентам. Функция психолога в работе с беременными женщинами – этопрежде всего функция поддержки. Глубинная психотерапевтическая работа в этотпериод недопустима вследствие ранимости психики будущей мамы и возможныхнегативных последствий для развивающегося ребенка. Все формы поддержки,применяемые в гуманистической психотерапии являются актуальными в работе сбеременными женщинами и направлены на повышение ее уверенности в себе и в своихсилах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение вгруппе, предполагающее отсутствие критики любых высказываний, поощрениеспонтанности, уважение к каждому участнику, способствует раскрытию членовгруппы и снижению их тревожности. Ведущий группы должен умело сочетатьподдержку, которую оказывает он сам, и поддержку, которая идет от группы, сучетом того, кому, сколько и в какой форме этой поддержки нужно и от кого какуюподдержку может получить группа и каждый из ее участников.
Приэтом психолог не должен выделять высказыванием, взглядом, интонацией илимимикой те или иные суждения, показывая что одни слова ему нравятся, а другие — нет Например, я сталкивалась с такими заявлениями беременных: «Этот дьяволенокпросто избил меня.изнутри», « Мой ребенок — это монстр, герой из фильма«Чужие»», « Я хочу, чтобы мне сделали кесарево сечение, я настойчиво прошу обэтом врача, хотя он мне этого не советует» Благодаря тому, что подобныевысказывания воспринимались мной как ведущей в той же доброжелательной спокойнойманере, что и высказывания других участников, женщины смогли почувствовать себяпринятыми психологом и группой, что в свою очередь позволило им проявитьвнимание к суждениям других членов группы. В группе всегда найдутся женщины,которые эмоционально позитивно относятся к своим детям. И важно чтобы женщины свнутренним конфликтом услышали их.
Поддержкапсихолога должна ограничиваться принципом минимальной достаточности.Демонстрация психологом большей, чем у самой женщины, заитересованности вблагополучии ребенка или в тех или иных ее действиях, выдает личностнуюнепроработанность консультанта и мешает успеху его работы. При такой подходеженщина с большой вероятностью закроется или переложит ответственность зарешение своих проблем на психолога.
Фиксацияна чувствах и их невербальном выражении. Первый язык общения мамы с ребенком –невербальный. Через телесный контакт, взгляды, мимику, интонации мама передаетребенку свое отношение и он узнает о том, что он любим. У мамы, не владеющейязыком чувств, даже при самом хорошем уходе, ребенок испытывает дефицитэмоционального общения. Речь о мамах, у которых в их собственном детстве былипроблемы с их матерями. Приходя на занятия, такие мамы обычно выдают себямножеством конкретных вопросов относительно ухода за ребенком, они выстраиваютих письменно в виде целого ряда пронумерованных пунктов, нередко в поискеответов они обращаются к разным книгам, Интернету. За их вопросами угадываетсяповышенная тревожность, растерянность и надежда заменить недостаток навыков,которые девочки в эмоционально благополучных семьях получают от своих мам,познанием с помощью интеллекта. Именно этим мамам чаще других будет недоставатьинтуиции в общении с ребенком и уверенности в себе и своих действиях. Поэтомучрезвычайно важно дать мамам почувствовать в практических упражнениях языкневербального контакта. Этому служат телесноориентированные техники, тренингнавыков невербального общения, ролевые игры. Кроме того, на протяжении всехзанятий в группе ведущий должен поощрять будущих родителей к проявлению ивысказыванию чувств, любых, самых противоречивых, в том числе социальнонеодобряемых, посредством слов, движений (в танцтерапии), в рисунках, голосом(в пении), в звуке (с помощью музыкальных инструментов). Вспомним, что нередкопроблемным мамам в их детстве запрещалось выражать те или иные чувства. Какрассказала одна из них, когда у нее на глазах появлялись слезы, ее отец тащилее в ванную и умывал лицо холодной водой.
Конструкт“Я-и-Мир”. Будущие мама и папа привносят в новую семью традиции семей, вкоторых росли, в том числе и установки относительно построения отношений смиром и стиля воспитания детей. Если родители не задумываются над темойвоспитания детей, то их первая реакция на неблаговидные с их точки зренияпоступки ребенка оказывается точно такой, как у их родителей (Э.Берн).Встречаются и варианты от противного. Нередко дети авторитарных родителей,натерпевшись в детстве, отказываются от родительского стиля, заменяя его напопустительское отношение к ребенку. Детям в таких семьях незнакомо слово«нельзя», они не знают ограничений, в чем бы то ни было, а если маме все жеприходится одернуть свое дитя, она при этом испытывает чувство вины. Однако, посути дела, и авторитарный, и попустительский стиль в общении с ребенкомявляются деструктивными. Родитель в первом случае не задумывается, действуяпрямо по сценарию прародителя, а во втором случае идентифицируя себя со своиребенком, действует ровоно противоположным способом. Однако ни то, ни другоеповедение родителя не является свободным. Задача психолога дать понять маме ипапе, что они не могут отвечать за поведение своих родителей, но несутотвтетственность за воспитание собственного ребенка. Становясь, по сути,связующим звеном между прошлым двух родов (со стороны матери и со стороны отца)и будущим (которое будет создаваться их ребенком и его детьми), родители имеютшанс взять из прошлого обеих семей то, что они считают полезным, отказаться оттого, что считают лишним или вредным и создать свои собственные традиции, и вэтом случае их поведение окажется свободным и ответственным. Имеет смысл дорождения ребенка обсудить на занятиях темы воспитания в итерактивном общении,задав будущим родителям простые вопросы: зачем родители нужны детям; в чемпроявляются безусловная любовь и условное отношение к детям (Э.Фромм), каквыразить любовь на языке, доступном ребенку; как сочетать безусловную любовь кребенку и условное отношение к его поступкам; зачем, когда и как необходимовводить ограничения в жизни ребенка. Здесь же уместно поднять вопрос овзаимоотношениях с другими членами семьи, прежде всего, прародителями.
Периодмладенчества и раннего детства – самый глубокий пласт нашей психики, когдаребенок в максимальной степени зависит от отношения и оценок своих родителей, ипсихолог должен помочь будущим родителям спрогнозировать последствия тех илииных способов взаимодействия с ребенком на развитие его характера и стереотиповповеденияв, показать возможность позитвиных способов взаимодействия с ребенкомв соответствии с его возрастными потребностями и возможностями. В работе сконструктом “Я-и-мир” могут применяться методы транзактного анализа, ролевыхигр, тренинга коммуникативных навыков, сочинений., системной семейнойпсихотерапии. Работа с родителями в этом направлении должна быть продолженапосле рождения ребенка, тема воспитания становится актуальной для мам и пап сначалом кризиса года, то есть приблизительно к девятому месяцу жизни ребенка.
Экзистенциальнаяистина есть в самом человеке. Терапевт поддерживает доверие клиента к себесамому, к своим возможностям справиться с той или иной ситуацией, помогает спомощью группы раскрытию собственных ресурсов будущих родителей. Доверие мамы ксебе самой важно для формирования психологического благополучия ребенка. Суверенной любящей мамой ребенок обретает ощущение безопасности. Вспомнимвысказывание Д.В. Винникотта о том, что ребенок не нуждается в идеальномродителе, ему нужен «достаточно хороший родитель». Если мама не уверена в себеи ей хочется стать «идеальной мамой» для своего ребенка, она, сталкиваясь сомножеством самых противоречивых советов, начинает метаться от одного к другому,в результате ситуация для ребенка оказывается непредсказуемой, а мама уходит отживительного общения с ребенком в строгое следование тем или иным интсрукциям,она испытывает чувство вины, которое может привести ее к депрессии. Мамаобязательно столкнется с оценками, которые будут давать здоровью и поведениюребенка окружающие ее люди: соседи, воспитатели, учителя. Если у самой мамы нетсобственного ясно выраженного конструкта «Я-и-мир» и выработанных в процессеобщения с ребенком критериев его оценки, то увеличивается вероятность, что онапредаст ребенка и самое себя как мать в угоду некоторым внешним мнениям.Содержание занятий с беременными должно быть направлено на укреплениеуверенности мамы в самой себе во всех аспектах: эмоциональном (работа счувствами), когнитивном (сообщение знаний из разных источников, ознакомление втом числе с противоречащими друг другу точками зрения на одну проблему, поощрениек поиску собственного решения), операциональном (через отработку поведения вродах и приемов обращения с ребенком на кукле). Особое внимание должно бытьуделено формированию у нее доверия к своему телу, что важно как для принятияженщиной изменений, происходящих в теле в период беременности и после родов,так и для гармоничного протекания самих родов. В дальнейшем, ориентация мамы навнутренние опоры будет способствовать ее уверенности в отношениях с ребенком,развитию материнской интуиции. В своем взаимодействии с мамой психологнепременно должен выражать доверие ее чувствам, уверенность, что ей удастсянайти оптимальное решение возникающих проблем, подчеркивать, что тольконаблюдая за своим ребенком (с которым только она находится в постоянном близкомконтакте), ей удастся найти оптимальный индивидуальный подход к нему. Преждечем дать рекомендации, следует очень внимательно прислушаться к самой маме, стем, чтобы способствовать обретению ею индивидуального материнского стиля.
Манераведения группы и взаимодействия с будущей и молодой мамой должна бытьмаксимально демократична и исключать личную заинтересованность ведущего впозиции быть «сверху», претензию на знание абсолютной истины. Например, я самакак мама, преодолев множество трудностей, кормила грудью моих детей более года,и мне поначалу было сложно принимть женщин, не желавших бороться за лактацию.Со временем мне удалось занять профессиональную позицию, поняв, что то, что ямогу — это донести через книги, Интернет, в лекциях, консультациях информацию оважности грудного вскармливания, научить справляться с самыми разнооброазнымитрудностями, помочь наладить контакт с консультантом по лактации, но выборженщиной пути вскармливания своего ребенка–остается ее выбором, и от этоговыбора не зависит моя оценка ее как матери, я отказалась от осуждения, янаучилась принимать и уважать право матери на свободу.
Необходимостьпроживания экзистенциального опыта. Опыт родов и опыт материнства относятся ктем явлениям нашего существования, которым нельзя обучиться, нельзяспрогнозировать заранее, а можно только прожить самому. Жесткие установки,настраивающие женщину на что бы то ни было в родах: роды в воду; вертикальныероды; запрет на использование обезболивания или наоборот, обязательноеприменение медикаментозного обезболивания – отвлекают женщину от возможностибыть с собой, со своим телом в родах и действовать адекватно ситуации.
Занятияс беременными способствуют формированию открытой позиции в отношении родов,готовности принять свое материнство и своего ребенка такими, какими они будут,что включает в себя и избавление от ожиданий, как радужных, так и кошмарных.Хорошо подготовленная женщина идет на роды не с установкой «скорее бы этозакончилось», а с желанием прожить опыт родов как момент экзистенциальнойистины, открытая для принятия радости и боли познания, сопутствующихматеринству.
Этомуспособствует гибкая позиция ведущего группы. То же относится и к обращению сребенком. Хорошая мама видит в своем ребенке не «ангелочка» и не «чертенка», аживую материю, строящуюся и изменяющуюся, и она готова следовать за ним исопровождать его в его развитии. Хорошая мама понимает, что ни из каких книгона не узнает, как правильно поступить в том или ином конкретном случае, оназнакомится с разными точками зрения, но при этом, внимательная к своемуребенку, учится на живом опыте общения с ним. Ребенок развивается и мамаразвивается вместе с ним.
Точкаопоры для клиента. Многие будущие мамы приходят на консультацию с ориентациейна внешние опоры, которыми могут выступать: инструктор по подготовке, врач,медицинское оборудование, определенные приемы в родах (техники дыхания илиобезболивания, водные или вертикальные роды). Задача инструктора –содействовать переориентации мамы с внешних на внутренние опоры, коимивыступают: ее доверие к своему телу и к тем процессам, что будут происходить вродах, доверие к себе как матери. При этом при необходимости она способнаобратиться за помощью к нужным ей специалистам, но не хвататься за них как заспасательный круг.
Точкаопоры для терапевта. Вследствие высокой внушаемости на фоне наличия тревоги истраха, беременные могут воспринимать специалиста, занимающегося с ними какучителя, носителя абсолютной истины или как родителя. Поэтому чрезвычайноважно, чтобы инструктор был центрирован и ориентировал клиентов на ихсобственные внутренние резервы, прдолжая оказывать им поддержку. Если вотношении своих собственных детей инструктор бывает гибок и показываетслушателям, что он и сам учится родительству, что этот процесс не заканчиваетсяс рождением ребенка, то тем самым он укрепляет будущих мам и пап в их поиске.
Ведущийдолжен избегать соблазна сообщать об опыте воспитания собственных детей какединственно верном и отвечать на прямые вопросы клиента типа: «Посоветуйте,рожать ли мне с мужем?» «Выбрать мне тот или иной роддом?” “Стоит ли мне такили иначе поступать с моим ребенком?”
«Здесь-и-сейчас».В данном контексте реализация принципа «здесь-и-сейчас» предполагает ориентациюродителей на гибкость в поведении с ребенком, отзывчивость к его эмоциональнымсостояниям и запросам, в том числе, связанным с взрослением. Поэтому с первогозанятия следует говорить о том, что чем в большей степени родителям удастсяизбавиться от ожиданий в отношении ребенка, тем в более благоприятных условияхразвития он окажется.
.Вродах принципиально важно, чтобы женщина принимала события такими, какие ониесть «здесь-и-сейчас», чтобы над ней не давлели установки,. Роды всегдасодержат момент неопределенности, поэтому составление плана своих родов чреватов дальнейшем психологической травмой, если план не удастся выполнить. Воптимальном варианте женщина слушает себя и при этом готова принять принеобходимости помощь от врача, а впоследствии не испытывает угрызений совести идепрессию вследствие несбывшихся ожиданий.
Умениебыть «здесь и сейчас» важно для матери, которой предстоит ежедневно и ежечаснореагировать на изменяющиеся потребности, интересы и возможности растущегоребенка. Так, например, если мама новорожденного должна полностью перестроитьсвою жизнь в соответствии с потребностями ребенка, то уже в 1,5 года кормлениеребенка по его требованию будет свидетельствовать об игнорировании еюизменившихся потребностей малыша.
Принцип«здесь-и-сейчас» относится также к работе с клиентом и предполагает гибкостьведущего, его сензитивность к психологическим запросам группы, умение вовлечьучастников в процесс обсуждения или тренинга, реагировать на изменения,происходящие в группе. Хотя консультирование будущих и молодых родителейявляется проблемно ориентированным, тем не менее оно не должно превратиться влекцию без обратной связи. Вовлечению участников в процесс поиска способствуетприменение активных техник: обсуждения в группе, арттерапии, ролевых игр ит.д.
Присутствие.Терапевтический альянс и сговор. Перенос и контрперенос. Виндивидуальной илигрупповой работе консультант должен отслеживать свое присутствие и перенос состороны клиента, устанавливать альянс с будущими родителями и вовремяраспознавать сговор и контрперенос. Ответственность его в этом случае за своидействия тем более высока, что беременной предстоит принять ответственность засвоего ребенка. Перекладывая же по тем или иным причинам ответственность заважные в ее жизни решения на себя (например, давая прямой ответ на вопрос: где,как и с кем ей рожать), психолог фактически содействует избавлению женщины отответственности за ребенка.
Сдругой стороны, в работе с беременными женщинами не может быть допущена тастепень жесткости и силы давления со стороны психолога, которые возможны вработе с другими клиентами. К тому же коррективы могут быть внесены в связи стекущим состоянием физического здоровья женщины.
Шесть экзистенциальных данностей.
Экзистенциальнымиданностями называют условия, присущие самому существованию человека, которые независят от него и которые он не в силах изменить.
Телесность.В беременности тело женщины меняет свои формы, позволяя разместиться в себерастущему малышу. Разумным представляется принятие женщиной тех изменений, чтопроисходят с ее телом и той энергии, которая проходит через ее тело, в родах.Несмотря на то, что женщина к моменту наступления беременности привыклауправлять собой и свои телом, многие женщины спокойно относятся к изменениям втеле. Этому способствует и позиция, занимаемая мужем, некоторые мужчины считаюттело жены в беременности еще более привлекательным. В то же время многих женщинстрашит тот факт, что после родов и кормления грудью тело изменится. Однакоесть основания считать, что недовольство изменениями в теле указывает нанедостаточное принятие женщиной ребенка (Баженова О.В.) Этот фактор надоотделять от экзистенциального условия и, диагносцировав неприятие женщинойизменяющихся форм, провести психотерапию, направленную на включение ребенка всистему ценностей будущей матри.
Такимобразом, надо отделять экзистенциальную данность, которую надо принять такой,какая она есть: необратимые изменения в теле в связи рождением ребенка илактацией — и неприятие изменений в теле, связанных с недостаточной ценностьюребенка.
Конечность(смертность). Очевидно, что рождение ребенка – это уникальная возможностьпреодолеть конечность существования, продлиться в своем ребенке. В то же времятечение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшейподготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. В подготовке кродам целесообразно проговаривать необходимость принять любой исход родов безобвинения кого-бы то ни было. Беременные могут испытывать страх переднеудачными родами или страх за здоровье и жизнь ребенка, особенно, если ванамнезе у них уже был неудачный опыт. Психотерапевтическая работа черезпроговаривание, рисование, иногда совместно с папой, использование суггестивныхметодов позволяет справиться с предыдущим неудачным опытом. В тяжелых случаяхпсихотерапия будет проходить по типу работы с постравматическим синдромом инаправлена на перевод аутоагрессии (чувства вины и стыда) или гетероагрессии(например, обвинении медперсонала) в чувство сожаления и пониманияневозможности предусмотреть и предупредить все обстоятельства.
Возможностьдействия предполагает принятие на себя ответственности, в том числе и запоследствия своих действий. Первейшая задача консультанта способствоватьпринятию будущей мамой этой данности, что выражается ею в принятии на себяответственности за свои роды, в том числе и за выбор места, способародоразрешения и врача. Материнская ответственность начинается не после, а ещедо рождения ребенка.
Возможностьвыбора. Часто будущие и молодые мамы сетуют на невозможность выбора, в этомслучае их усилия надо направить на поиск такой возможности. Например, мамаприводит трехлетнего сына к психологу с жалобами на наличие страхов и сама же иобъясняет: «Я знаю почему у него страхи Его воспитательница запугивает,заставляя днем спать», как будто бы выбор воспитателя – не ее ответственность ивозможность ухода от наносящего травму ребенку воспитателя исключена. Другойпример: после неудачных родов женщина говорит: «Я чувствовала, что мне не надобыло идти к этому врачу, да уж больно подружка его расхваливала.». Задачаведущего курсы для беременных состоит в том, чтобы предоставить информацию ирассмотреть с будущими родителями различные варианты родоразрешения и поведенияв родах, отношения к ребенку и т.д. с тем, чтобы окончательный выбор всегдаоставался за родителями.
Другойаспект этой данности заключается в том, что выбор в пользу чего-то всегдавлечет за собой отказ от преимуществ отвергнутого варианта. Например, врач,вызвавший доверие мамы, может работать в учреждении, не предоставляющемкомфортные условия для родов.
Раздельно-но-связанно.Эта данность характеризует разобщенность и одиночество каждого человека и в тоже время потребность и возможность совместного сосуществования с другимилюдьми. Многие беременные приходят в группы для того, чтобы почувствовать, чтоих переживания созвучны переживаниям других женщин. Некоторые наслышаны обопыте родов, удачном или неудачном у своих подруг. Зачастую женщины склонныпереносить чужой опыт на себя. Обсуждение в группе будет способствоватьпринятию ими этой данности, предполагающей уникальность опыта каждого, однакопри возможности быть услышанной и понятой другими. Хорошие группы как правило,встречаются и после окончания обучения и поддерживают друг друга после рождениядетей.
Здесьтакже уместно сказать о взаимосвязи противоположных тенденций к объединению иотделению в развитии детско-родительских отношений и отношений ребенка сдругими людьми. Если в период беременности и младенчества ребенок самым теснымобразом связан со своей мамой и своей семьей, то по мере роста и раскрытия еговозможностей, задача мамы — все дальше и дальше отпускать его от себя ипомогать простраивать связи с другими людьми. Нежелание мамы отпускать ребенкапроявляется в длительном грудном вскармливании по требованию, трудностях в отлученииот груди на втором-третьем году жизни малыша, нежелании отдавать ребенка ни вкакие образовательные учреждения. Если для малыша на первых порах необходимопочувствовать себя в хорошей связке с мамой, то в дальнейшем также важнонаучиться оставаться на какое-то время в одиночестве. Так, в три месяца малышуже способен 20-30 минут самостоятельно играть с подвесными игрушками вотсутствии мамы, после трех-четырех месяцев – отпускать маму на несколько часовиз дома, оставаясь с другим взрослым, в первой половине второго года –самостоятельно есть из ложки и т.д. Если мама отвечает на запрос ребенка, оначувствует его потребность в отделении и поощряет ее, а на определенном этапеподключает к уходу за ребенком и его обучению других людей. Особенно ярко тенденцияк отделению проявляется в кризисные возраста. Задача психолога объяснить мамелогику и необходимость отделения ребенка по мере его взросления и содействоватьнахождению новых форм общения с ребенком, в частности переводаситуативно-личностного в ситуативно-деловое общение во втором полугодии жизни.
Осознание.Способность к осознанию предполагает способность к изменению. Перед рождением,а еще лучше перед зачатием ребенка родителям имеет смысл задуматься, что онихотят изменить в своих отношениях и в своих взглядах на воспитание, чтобыпередать ребенку именно то, что они действительно считают важным.
Спсобностьчеловека к осознанию укрепляет нашу надежду на то, что изначально нежеланнаябеременность и изначально неадекватное отношение к ребенку может быть измененосамими родителями, и наша работа может способствовать этому. То есть,воспользуясь терминалогией А.Н.Леонтьева, в ряде случаев может произойти «сдвигмотива на цель», например, задумывая зачатие с целью удержания мужчины, женщинавключается в общение с ребенком, и он сам по себе начинает представлять для нееценность.
Чтобыни случилось с ребенком, как бы ни складывались жизненные обстоятельства всемье, психолог должен указать родителям на возможность осознания имисобственных ошибок и изменения обстоятельств в соответствии с их желанием иволей за исключением тех ситуациях, когда речь идет о первых трехэкзистенциальных данностях, которые можно лишь осознать и принять.
Работас сопротивлением. Сопротивление клиентов в данном случае может проявляться вотказе от передачи собственных чувств или переживаний, замене их высказываниямиобщего типа: «Все беременные так себя чувствуют…», «А что выяснять, у всех детиплачут» или в предъявлении социально одобряемых ответов: «Я, конечно, хочуребенка, а иначе бы я не забеременела»… «Все так обрадовались, узнав о моейбеременности, а как же иначе?»т.п. Увидеть сопротивление и преодолеть егопозволяет использование проективных методик, например, рисуночных тестов «Я имой ребенок», «Моя семья», теста Фигур. В то же время надо понимать, чтосопротивление является здоровой защитной реакцией человека, поэтому отискусства психолога создать атмосферу доверия и безопасности будет зависеть вопределенной степени сила сопротивления клиентов. Учитывая наличие сопротивления,применение психологических техник, предполагающих достаточно глубокий опытсамораскрытия клиентов (например, техники свободного рисования, ролевой игры,развития навыков невербального общения), следует отложить до того момента,когда проявится групповая сплоченность. Разговор о ребенке может оказатьсядостаточно болезненным для женщин с конфликтом в ценностно-смысловом блокематеринской сферы. Поэтому его не следует начинать до понимания ведущим ценостиребенка для всех участников группы после разговора о переживании ими измененийв связи с беременностью.
Сопротивлениеженщины в отношении опыта родов может явиться одним из факторов, приводящим кслабости родовых сил, понижению порога болевой чувствительности в родах. Этопроисходит вследствие подавления “гормонами стресса” гормона, отвечающего засхватки — окситоцина, и природных “обезболивающих”- эндорфинов, а впоследствии- способствовать развитию послеродовой депрессии.
Значительноевнимание в курсе для беременных должно быть уделено работе по принятию процессародов. В описании русских народных традиций есть указания на то, что во времяродов повитуха распускала застежки на одежде женщины, раскрывала шкафы и ящики,дабы способствовать более полному расслаблению, раскрытию женщины.
Содействиеженщине в принятии ею опыта родов предполагает комплексную работу, включающуюформирование адекватного представления о процессе и продолжительности родов, охарактере и возможностях медицинской помощи; формирование доверительногоотношения к телу, работа с аффектвиной сферой, формирование готовности принятьэмоции в родах в их амбивалентности и свои чувства к ребенку в их становлении иразвитии; знакомство с физиологией родов и освоение различных техник, которыеженщина может применять самостоятельно или при участии партнера. (М.Е.Ланцбург)
Особоевнимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранеие страха перед родамии формированию навыков взаимодействия с болью.В результате подготовки некоторыеженщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивныйхарактер родовых болей — сигналов о нормальном течении родов, переживать их каксовместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различныетехники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы и т.п. Прямая связь боли исопротивления и антогнизм принятия и сопротивления отражены в строкахперсидского поэта Дж. Руми::
«Боль существует только в сопротивлении.
Радость – только в принятии.
Даже события, наполненные болью,
Становятся радостными,
Когда мы принимаем их с открытым сердцем;
Даже события, наполненные радостью,
Превращаются в болезненные.
Если мы не принимаем их.
Нет такой вещи, как плохой опыт…
Есть просто сопротивление тому, что есть.»
Психотерапияпотери и несбывшихся ожиданий. Потеря ребенка – это реальность, с которойсталкиваются некоторые матери. Экзистенциальный подход является одним из самыхэффективных методов работы с женщиной, ее семьей и врачом в случае потериребенка во время беременности, родов и в антенатальном периоде. Другие случаиобращения к психологу — рождение маловесного и больного ребенка, а такжеразочарование процессом родов (например, в случае кесарева сечения при жесткомнастрое на естественные роды). Здесь работа направлена на принятие клиентамиреальности во всей ее сложности, перевод диструктивных чувств: вины, агрессии истыда — в чувство сожаления. Терапевт сопровождает клиента в проживании имцикла горя, который может длиться до двух лет.
Представленныйанализ психологической работы с беременными женщинами и молодыми родителямираскрывает широкие возможности применения экзистенциального гуманистическогоподхода в интересах гуманизации детско-родительских отношений и профилактикижестокого и безразличного отношения к детям. В настоящее время ведетсяподготовка специалистов в русле данного подхода.
Список литературы
АбрамченкоВ.В. Психосоматическое акушерство. СПб.: Сотис, 2001.
БаженоваО.В., Баз Л.Л., Копыл О.А. Готовность к материнству: выделение факторов,условий психологического риска для будущего развития ребенка. // Cинапс, 1993,№ 4, с. 35-42
БрутманВ.И., Варга А.Я., Хамитова И.Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения.// Психологический журнал, 2000. № 2. C. 79-99
БрутманВ.И. и др. “Раннее социальное сиротство (медико-социально-психологическиепроблемы). Учебно-методическое пособие. М., 1994.
БьюджентальДж. Искусство психотерапевта. — СПб.: Питер, 2001.
ВинникоттД.В. Маленькие дети и их матери. М., 1998
ИсенинаЕ.И., Барановская Т.И. Связи между качествами матери в различные периодыразвития младенца (3-4 мес. и 7-8 мес.) // «Материнство. Психолого-социальныеаспекты (норма и девиация): Материалы Всероссийской научно-практическойконференции — Иваново: Издательство «Ивановский государственный университет»,2002 С.54-60
ЛанцбургМ.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребенка и первого года егожизни. // Психотерапия и клиническая психология: методы, обучение, организация.Материалы Российской конференциии «Психотерапия и клиническая психология вобщемедицинской практике» 26-28 мая 1999г., СПб-Иваново: Ивановскаягосударственная медицинская академия, Российская психотерапевтическаяассоциация, 2000 С.312-320
ЛанцбургМ.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме.//«Перинатальная психология и медицина»: сборник материалов межрегиональной конф.–– СПб.: АМСУ, 2001. – С.
ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики
МэйР. Искусство психологического консультирования., М., 2001
ФилипповаГ.Г. Психология материнства. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002
ФранклВ. Человек в поисках смысла. – М.,1990
ФроммЭ. Искусство любить. – М.,1990
ШвецовМ.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности Пермь: «Звезда»,2001. – 293 с.
ЯломИ. Экзистенциальная психотерапия. — М.: Класс, 1999
ЯломИ. Теория и практика групповой психотерапии. — СПб.: Питер, 2000
Berne E. Transactional analysis in psychotherapy. – New York,1961.
Rogers, С.R. Client-centered therapy:Its current practice, implications, and theory. Boston: Houghton-Mifflin, 1965
ЛанцбургМ.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическомконсультировании беременных женщин и молодых родителей


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.