Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Неврастения или синдром хронической усталости

Всёчаще и чаще люди жалуются на странную усталость, которая не проходит даже послесна, выходных дней или отпуска.
Витамины,увеличение количества часов сна, понижение нагрузки на работе или дома – тожене прибавляют сил и энергии.
Возникаютвопросы, что с этим делать?
Иесть ли выход из этой проблемы?
Всовременной диагностике под синдромом «хроническая усталость», могут скрыватьсянеопознанные, вяло текущие заболевания физического тела, но в большинствеслучаев – это заболевания психической сферы, выраженные физиологическимисимптомами.
Если,сданные анализы указывают на варианты – нормы, речь всегда идёт опсихосоматическом заболевании.
Однойиз классических причин, вызывающих «хроническую усталость» являетсяневрастения.
Краткоиз истории вопроса о неврозах.
Неврастенияв современной классификации относится к разновидности неврозов, апсихоаналитическим языком, определяется, как «актуальный невроз».
Несмотряна то, что сам автор психоанализа З.Фрейд, никогда не расставался с понятием«актуального невроза», из чисто психоаналитического языка, этот диагнозперемещается в медицинскую или клиническую психологию.
Невроз,очень часто встречающееся заболевание.
Изличной многолетней практики, я наблюдала людей, которые даже не подозревают,что больны неврозом.
Отсутствиекачества их жизни и здоровья, кроется не в «сглазах» и проклятой судьбе, а втяжёлых или средней тяжести – невротических расстройствах.
З.Фрейд,рассматривал неврастению, как актуальную физиологическую реакцию организма нанеудовлетворённость сексуальных потребностей в настоящем времени.
Вто время, как психоневроз, это перенос преувеличенного тревожного реагированияна собственную сексуальность – из детства во взрослую жизнь.
Из-заярких физиологических реакций: головные боли, желудочно-кишечные нарушения,запоры, нарушения сна, потеря аппетита или обжорство, проявления сексуальнойслабости – сам Фрейд, относил неврастению к физиологическим расстройствам ипризнавал, что психоанализ малоэффективен.
ОднакоФрейд считал, что неврастения – это следствие «… неумеренной мастурбации,которая и отнимает жизненную энергию человека.
Нереализованная энергия в сексуальности, вызывает — отвращение, ненависть,отвержение себя, то есть аутоагрессия приводит к обессиливанию…».
Неврастенияможет быть приобретённым заболеванием взрослого человека, вследствие неудачногосексуального опыта, психологической травмы по поводу «несчастной любви»,неудовлетворённости в супружеских отношениях, или отсутствием полноценныхотношений с противоположным полом.
Ноневрастения, как разновидность неврозов взрослого человека, вполне, может бытьпродолжением детских невротических реакций, и соединением с психоневрозом даёттяжёлую для лечения картину.
Всвоей предыдущей статье: диагноз – «хроническая тревожность», я описываюсимптомы тревожных расстройств психики.
Такс годами, не пролеченные вовремя симптомы, приводят к тревожному поведению или,его ещё можно назвать – невротическим поведением.
Основныеотличительные особенности, при которых тревожные реакции человека на какие –либо события, позволяют говорить о расстройствах или заболевании, это:
-длительность(продолжительность во времени),
— устойчивость (невозможность переключения и смены реакции, навязчивость),
— привыкание (адаптация к тревожности, приспособление к ней, принятие за норму иневозможность самостоятельно справиться).
Водной из публикаций «конфликт сознания и подсознания», психолог Алексей Фалеев,даёт точное и короткое описание неврастении:
«Мысли,мысли, мысли.
Ободном и том же.
Постояннокрутятся в голове.
Всеэто накапливается и вот уже человек вздрагивает от телефонного звонка — емупротивно подходить к телефону, нет сил и желания общаться с другими людьми.
Унего возникает ощущение « уходящей из под — ног земли».
Начинаютсясрывы по пустякам, появляется беспричинное раздражение, пропадает сон, аппетит,скачет давление и т.д.
Диагноз– неврастения».
Иэто далеко не полный перечень неприятностей, у человека, «заболевшего»неврастенией.
Втой же статье, указывается основная, по мнению автора, причина, вызывающаяподобное заболевание – повышенная утомляемость психики вследствие постоянногострессового фона.
«Мыживем в информационной цивилизации.
Никогдаеще человек не испытывал такого информационного давления.
Информацияпоступает к нам отовсюду — через мобильную связь, телевидение, журналы,Интернет и т.п.
Еще100 лет назад круг общения большей части населения земного шара был ограничендесятком, максимум сотней знакомых людей, живущих в ближайших деревеньках,улицах, городах.
Сейчасвсе изменилось.
Нанас буквально каждый час обрушивается «мощный шквал» новостей, сообщая о всякихмелочах, которые нас никогда в жизни не коснуться.
Витоге современный человек становится жертвой избыточного количестваинформации».
Ядобавлю от себя ещё одну причину, которая зависит не столько от обстоятельств,сколько от самого человека.
Оказываетсявсё не так безнадёжно!
Пониженнаястрессоустойчивость человека – это и есть в глобальном и конкретном смыслеотношение к проблеме, его отношение к своей силе, которую он теряет и не можетвосстановить.
Какчеловек относится к себе сам и происходящему с ним, как оценивает и интерпретируетобстоятельства своей жизни, какие поступки совершает, какие решения и выборыделает.
Изопыта и наблюдений: « … поэтому столь много сейчас людей желает переехать загород, на природу, в глушь.
Сбежатьот информации, забраться в раковину, никого не видеть и не слышать — вот мечта,которую лелеет человек современной информационной цивилизации.
Ноинформация — это только первая половина зла.
Втораяполовина, окончательная добивающая нашу психику, это ежедневные стрессы — кто-то дал взаймы много денег, кто-то не может отдать долг, у кого-тонеприятности на работе, у кого-то не ладиться личная жизнь и т.п.»
Подведёмпервые итоги.
Еслиизвестны и понятны причины, найдите подходящие способы преодолеть свой недуг.
Напомнимпричины неврастении:
1.неудовлетворённостьсексуальных потребностей и тревожная фиксированная реакция на своейсексуальности (З.Фрейд)
2.повышенныйстрессогенный фон современного общества и сложные в нём взаимоотношения,перегруженность психики излишней информацией (А. Фалеев)
3.пониженнаястрессоустойчивость психики (понижение защитных возможностей иммунной системы)и взаимосвязь с психологическими проблемами данной личности (С.Ория).
Вотличие от З.Фрейда, авторы статей А.Фалеев и С.Ория – не являютсяпервооткрывателями, но являются последователями теоретического наследияЭ.Фромма, А.Адлера, В.Райха, Г.Спенсера, А.Маслоу и самого З.Фрейда.
Вэтом месте, медицинский диагноз переходит в разряд психологических проблем, апроблемы можно перевести в разряд психологических задач, которые просто нужнорешать самим, или с помощью специалиста.
Взаимосвязьмедицинского и психологического подходов.
Давайте,подробнее рассмотрим причинно — следственные связи — «непреодолимая усталость ибыстрое переутомление», с точки зрения психолога.
Следствие– первое:
Основнаяпроблемная поведенческая реакция – прекращение заботы о себе.
— отсутствие активных действий по уходу за собой и оказанию помощи самому себе,
— отказ от оздоровительных мероприятий,
-игнорированиерекомендаций специалиста,
— потеря веры в изменения и отказ от помощи.
Следствие– второе:
Защитнаяпсихологическая реакция – рационализация проблемы и удержание:
«подробнообъясняет, почему бесполезно что-либо делать.
Икак все (!) способы не работают.
Иможет быть, другим это помогает, но не ему.
Он,не такой, как все, и его заболевание неизлечимо».
Следствие– третье:
После«хорошо разложенной» по частям проблемы в переутомлённой голове, вступает всилу психологическая защитная реакция – сопротивление лечению.
Навопрос, «откуда такой диагноз?», с уверенностью отвечает, что сам всё (!)знает.
Втаком состоянии, человек начинает чувствовать постоянную усталость, у него нетсил на разумное понимание происходящего с ним.
Посленочного сна, бодрость не восстанавливается.
Вялость,переходящая изо дня в день, закрепляет ощущение внутренней беспричиннойслабости и человеку всё труднее полагаться на себя.
Следствие– четвёртое:
Вследза реакцией – сопротивление, появляется неосознанная защитная реакцияуклонение, которая демонстрирует пассивность, отсутствие сил и интереса.
Вбыту, у людей, которые становятся свидетелями, часто складывается мнение олености (близкие люди, по неграмотности обвиняют в лени и безответственности).
Внаучной психологии нет понятия «лень»!
Этоскорее педагогический термин (или бытовой), но психология, как наука, объясняетмеханизм формирования уклончивого поведения, изучая его причины и возможностьустранения подобных реакций.
Следствие– пятое:
Вослабленном состоянии у «больного» человека усиливается чувство вины и страхнесоответствия (специфическая фобия, как реакция на ослабленность).
Поэтому,не спешите обвинять себя или близкого человека, попытайтесь понять!
Обвинениеили самобичевание может усугубить плохое самочувствие.
Чувствонеобоснованной вины, «включает» механизм аутоагрессиии – недовольство собой,сердитость на себя, неосознанное желание самонаказания, в голове «звучит»преувеличенная самокритика.
Агрессия,направленная на себя, вызывает раздражение и психическое перенапряжение,порождая внутренние конфликты личности.
Человек,который поссорился с самим собой и не может прийти к миру внутри себя – теряетсилы в этой непродуктивной «войне» со своим недугом.
Вместотого, чтобы сберечь свои силы и направить их на выход из «болезненного» состояния,получается всё большее погружение в обессиливание.
Воснове психологического определения «неврозов», лежат многочисленные внутренниеконфликты личности, которые создают психологическую картину – внутреннегосаморазрушения!
Основнымметодом лечения являются — элементы самоподдержки, через позитивное мышление идоброе отношение к самому себе, не только через физические действия, но иблагодаря активному позитивному чувствованию.
Ищитеисточники радости – во круг себя и внутри себя!
Следствие– шестое:
Именнов таких состояниях, формируется неуверенность, ранее не свойственная человеку,ухудшается ориентация, появляется «неположенная по возрасту» рассеянность,забывчивость и первые серьёзные признаки тревожности, если, конечно, раньше этоне было характерной реакцией или психоневрозом.
Частичнаядисфункция волевой сферы, проявляется через:
— подавленность и угнетённость,
-человекутрудно организовать себя,
-труднораспределить свои силы,
-труднопроявлять активность и настойчивость, там, где это необходимо.
Утомлённыйчеловек скорее готов: уступить, проиграть, откупиться, отсидеться, отлежаться…,нежели наводить планомерный порядок в своей жизни!
Следствие– седьмое:
Появляетсядурная психологическая привычка превращать всё подряд «в нерешаемые» проблемы истрадать от неудовлетворённости, что и является смыслом невроза.
Нарешения и волевые разумные действия, просто нет сил!
«Мозг устал от информации, перегружен ею и поэтому теряет возможность что-товоспринимать обдумать, прочувствовать и сделать выводы».
Коротко,я бы охарактеризовала смысл неврастении, как особого рода тревожность, прикоторой, подчеркнуто, переживается «сама ослабленность, отсутствие сил начто-то, очень важное самому человеку, в рамках имеющейся ответственности».
Втаком состоянии, человек знает о своей проблеме, не отрицает плохого качествасвоей жизни, у него нет полного потери контроля над поведением в социальномсмысле, но всё, что он делает – даётся ему тяжело.
Он,как бы живёт из последних сил, в полу сне, в полу сознании, в половину своихвозможностей.
Следствие– восьмое:
Постепеннопоявляются страхи «за свою беспомощность», «ослабление внутренней позиции»,«невозможности достичь цели», «страх недооценённости и отсутствиявостребованности», « страх угасания активности».
То,что раньше было мотивацией для полноценной жизни, становятся личностнымистрахами или фобиями (формулировки те — же, только наоборот).
Следствие– девятое:
Постоянныестрахи и тревожность, становятся причинами, нарушающими природные механизмыздорового сна, что приводит к закономерному следствию — пониженнойработоспособности у взрослых и создаёт трудности в обучении у детей.
Изнаучных новостей, примеры статистики:
«американские и британские граждане страдают от хронического недосыпания, а ихпроблемы со сном отражаются и на самочувствии родителей.
СпециалистыНационального фонда сна США установили, что в среднем продолжительность снаамериканских детей не укладывается даже в нижнюю границу нормы.
Возникаюттрудности с засыпанием и протесты при попытке уложить их, хождение во сне,крики во сне, храп.
Неменее 30% детей, включая 14% школьного возраста, просыпаются по ночам, чтотребует вмешательства родителей.
Вбританском исследовании по проблемам сна у детей было установлено, что 20%детей спят на несколько часов меньше, чем в их возрасте спали их родители,теряя до месяца сна в течение года.
Пословам ученых, проводивших исследование, это влияет на физиологию и физическийрост, нарушает иммунитет, ослабляет память, внимание, восприятие и естественныереакции».
Физиологические«тонкости», как приобретается неврастения.
Длятех, кому интересны подробности, процитирую автора статьи «Конфликт сознания иподсознания»:
«Наш мозг состоит из нервных клеток.
Каждуюнервную клетку можно представить как некое подобие человека — у нее есть своймозг (ядро), свое тело и свои конечности (отростки).
Всенервные клетки соединены между собой этими отростками и напоминают цепочкулюдей, держащих друг друга за руки.
Когданервная клетка возбуждается, то в месте прикрепления ее отростков к другойнервной клетке возникают особые вещества — нейромедиаторы (серотонин,ацетилхолин и др.).
Этивещества заставляют соседнюю нервную клетку изменить свой электрический заряд(из нее вытекают ионы), затем и сама эта клетка возбуждается.
Таки бежит по мозгу нервный импульс.
Проблемав том, что запас ионов и нейромедиаторов ограничен.
Вовремя работы нервные клетки теряют эти запасы.
Потомим требуется отдохнуть и подзарядиться. Но наше сознание, занятое «играмиразума», этого сделать не позволяет.
Подсознаниехочет отдыха, а сознание все гоняет и гоняет пустые и никчемные мысли поголове, не давая нервным клеткам восстановить свой потенциал.
Витоге подсознание выходит из этого конфликта с помощью накопления чувствабезмерной усталости, «спущенного шарика», «перегоревшейлампочки»».
Различаюттри фазы неврастении.
Сначалаидет первая фаза неврастении, которую И.П.Павлов назвал «уравнительнойфазой».
Основнойпризнак нахождения на этой фазе — не умение отличать главное отвторостепенного.
Наважный раздражитель и на «пустяковый» — следует одинаково бурная реакция.
Отсюдаи название этой фазы — в мозгу уравниваются все раздражители.
Мычувствуем себя «измотанными», нервные клетки начинают истощаться и у нихпроисходят сбои — они то полностью разряжены, то накопив потенциал, могутработать в полную силу.
Вте моменты, когда они не могут работать, человек чувствует себя подавленным,ничем не интересуется, например, собственная работа кажется пустой и бессмысленной.
Вте моменты, когда клетки подзарядятся, вдруг накатывает вдохновение на паручасов и человеку кажется, что нет ничего важнее работы.
Или,например, женщина может то накричать на близкого человека, то расплакаться откакого-то «новостного сообщения».
Мозгработает не в тот момент, когда это нужно, а тогда, когда клеткивосстановились.
Мозгне может целенаправленно сосредоточиться на какой-то проблеме или задаче, номожет «выстрелить» неожиданно и, как правило, совершенно не к месту.
Витоге получается «стрельба из пушки по воробьям».
Втораяфаза неврастении — «парадоксальная».
Насерьезные проблемы человек уже не в силах реагировать, зато постоянно срываетсяна мелочах.
Этосо стороны и вызывает чувство удивления и кажется парадоксом.
Усовременных женщин, переутомление часто выливается в неврастению: у нее «на шеевесит» больная мать, дочь начала плохо учиться, да ещё и личная жизнь неладится.
Оначувствует, что «вымоталась» и воспринимает себя несчастной.
Нопостепенно все ее перестает волновать (эмоциональное равнодушие) — проблемы наработе, дома, вообще в мире.…
Всёкажется, как «в дымке» и не вызывает никого эмоционального отклика.
Дажекогда матери стало плохо и её пришлось отвезти в больницу — сердце её недрогнуло, она просто ходила «как автомат» и делала, что ей говорили.
Нооднажды, подходя к дому, она заметила, что потеряла кошелёк, в котором быловсего 100 рублей.
Ивдруг этот кошелек показался ей символом ее «изломанной и потерянной судьбы».
Этамелочь — потерянный кошелек, произвела невиданный эмоциональный взрыв.
Онатут же на улице начала неудержимо рыдать, ее буквально душили слезы, которые неприносили облегчения, но от которых её охватило отчаяние и жуткое ощущениетого, что жизнь к ончена.
Человек,находящийся в парадоксальной фазе неврастении, уже не может думать о большихпроблемах, он эти проблемы игнорирует.
Появляетсянебрежность к серьезным делам и проблемам.
Заточерез мелочи, идёт неосознанный сброс накопившейся усталости.
Третьяфаза неврастении — «ультрапарадоксальная».
Этофаза абсолютной усталости.
Этоуже не человек, а просто «его механическое тело».
Онпередвигает себя с места на место, в голове — полный вакуум.
Человекутрудно удержать мысль и сосредоточится на ней.
Онплохо понимает, что твориться вокруг и находится в прострации, ему невыразимотрудно на что-то отвечать и как-то реагировать на внешние события.
Длясамых терпеливых, кто сумел дочитать до конца эту статью, желаю полноты сил,прекрасного самочувствия и неугасаемой веры в свои возможности.
Образованномучеловеку знания и грамотность поможет преодолеть все стрессы, отделять «зёрнаот плевел» в потоке полезной информации и научиться бережно, относиться кресурсам своего организма.
Суважением, психолог – Светлана Ория.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайтаhttp://abc-health.net/
Человеческоесчастье — потребности, выборы, решения
потеории Абрахама Маслоу
Давайтепопробуем разобраться, что для каждого человека важно знать о потребностяхличности.
1.Сначала, каким-то образом необходимо узнать о том какие именно потребности «моиличные», «какие из них навязанные и внедрённые, искусственные, но моими неявляются».
Внутреннийвопрос: «без чего я могу прожить спокойно?», поможет, если не сразу, топостепенно наводить порядок в моем внутреннем мире.
2.Различение «что истинное», а «что фальшивое» для меня (!), является первичнымактом самопознания и какой-то профилактикой перед мощным процессомоболванивания личности.
Личностьпо отношению к обществу, ощущает себя чем-то несравнимо малым (но, замечу чтоэто уже позиция разделенности, а гармония — это созвучие, малого и большого;сильного и слабого; разумного и эмоционального...).
Т.е.«терапевтическими установками» могут стать:
«Я- воспринимаю себя частью общества, как малое является частью чего-тобольшего»,
«Я- перестаю воспринимать общество как, враждебную силу»,
«Я- осознанно беру ответственность за свои выборы, не причиняя себе ущерб,выбираю — подходящее, не выбираю — навязанное и чужеродное»…
«Яосознаю, что у меня всегда есть право выбора, даже когда мне, кажется, что егонет».
Иесли вы будете внимательны, то увидите, что каждый день вы делаете илипассивный выбор (они меня принудили, или так почему-то надо, или кому-то надо,…или ещё лучше — так получилось!...), или активный – я сам так хочу, я всогласии с тем, что происходит…
3.Может ли отдельно взятая личность противостоять давлению общественного мнения,отстаивая границы своей личности?
Боротьсяи воевать — не всегда выигрышная позиция, так как силы неравные (если, конечновы не взяли на себя роль борца за права и свободу — это ваше социальное право,высказывать свое мнение).
Но,воспользовавшись своим правом, Вы обязательно возлагаете на себя личнуюответственность, даже если это профессиональная обязанность.
Возьмём,например, человека решающего свои личные вопросы с самим собой (ведь, в любомслучае, прежде, надо определить свою позицию — для личного использования илиобщественного).
Личностьможет противостоять давлению общественного мнения, очень простым способом — неприсоединяться к нему и не обслуживать его.
Нотогда, как минимум, надо иметь свое мнение!
Иэто не означает, что оно обязательно (! )должно противоречить кому-то иличему-то...
Простосначала посоветуйтесь с самим собой.
4.Если человек вообще способен задавать самому себе подобные вопросы, то какличность он растёт (!), и как растущая, формирующаяся, созревающая… эталичность всегда сталкивается с трудностями, например:
«а,вдруг моё мнение неправильное?
Можетпозаимствовать у Феди?».
Авдруг и у Феди неправильное?
Трудностиесть у всех!
Этимнас не удивишь…
Ноесть существенная разница, когда я в толпе и тусовке себе подобных, повинуясьинстинктам «социального самосохранения», «выживания, за счёт подсказок — а какдругие...»,
яиспытываю трудности в достатке ресурсов — времени, денег, силы, воли, идей,знаний, опыта, хорошего настроения, личностного комфорта...
Но,когда я отличаю себя от толпы, в чем именно проявляется моя индивидуальность?
МоёЯ начинает испытывать трудности экзистенционального характера:
«каксделать правильный выбор?»,
«какя могу взять ответственность за последствия, которых не знаю?»,
«откудапроизрастают мои желания?»,
«моирешения — это от разума или банальные психологические защитные реакции?»
«Чтопервично? Правильный выбор или избавление от болезненных защитных реакций?»
5.Взрослый человек, принимая жизненно важное решение сам (!), возлагая на себяличную ответственность, должен убедиться, что решение верное, а не ошибочное.
Психологическаяценность «взрослой» позиции заключается в том, что человек видит (!),как именно отразиться на нем и других людях, сопричастных к нему, его решение — фокус внимания сосредотачивается на последствиях и зависимостях (привязанностях).
Взрослыйчеловек взвешивает разные аспекты для принятия решений:
Яи изменения в моей жизни,
Яи мои способы достижения успеха,
Яи мои решения, влияющие на судьбу близких людей.
(Имеюли я право насильственно изменять судьбу других или стоит изменить своёотношение к происходящему?).
Когдапринятое решение выдержано временем (как доброе старое вино), на него можноположиться, даже если после него остаётся вкус горечи...
6.Фактор времени!
Однаиз особенностей в теме «Выборы и решения».
Знаменитое:
«Сейчас,но по 5! или потом, но по 3!»,
ещётак:
…сейчас, но мало, или потом, но (почему-то) много… и всё будет хорошо!..
выявляетстрахи личности.
Естьстрахи одинаковые, как у всех (классические), есть, с изюминкой,индивидуальные.
Новсе абсолютно сообщают о потребностях личности — или существует угрозанеудовлетворения, или уже существует некий дефицит ресурсов, из-занеудовлетворённости.
Например,страх «не иметь», связан с потребностью эго – обладать;
страх«недооцененности», связан с потребностью какой-то субличности (соподчинённойчасти вашей личности) быть востребованным и.т.д.
Факторвремени активизирует свою силу давления, исходя из контекста ситуации.
Вопрос:
начто давит?
Имеетсвой ответ — всегда на психику!
Теперьважно определить своё место в конкретной ситуации.
Еслиситуация носит конфликтный характер и над вашими интересами нависла угроза, несомневайтесь — «давить» будет именно на вашу психику.
7.Весь вопрос, сколько времени ваша психика в состоянии выдержать это давление?
Есливы счастливчик и обладаете повышенной стрессоустойчивостью, то вам ещё не скоропридёт в голову светлая мысль о необходимых переменах – по доброй воле, а не попринуждению обстоятельств (а значит переоценка ценностей, новые выборы,принятия решений).
«Умныйв гору не пойдет, умный гору обойдет» — в данном контексте, имеется ввидупозиция психологически зрелого человека, вместо инфантильных защитных реакций.
Взрослыйчеловек (предполагается), подумает как сохранить, всё то хорошее, что у меняесть (и не разрушать!), обдумывая как добиться изменений, если они потребны…
8.Такбывает, что в прошлом нужны были изменения, но их не было, а запись вподсознании осталась...
Реализацияэтой установки на изменение снимает тревожность, напряжение, придаёт уверенность,приносит психологическое облегчение.
Реализациятакой установки — «хочу изменений» в моменте сейчас, когда по сценарию сталочто-то налаживаться, может спровоцировать взрыв!
Психологическоеоблегчение может быть ошибочно воспринято, как следствие правильного решения,на самом деле подсознание через провокацию сбросило давящий на психику груз… ивсего-то!
Происходит«психологический перенос», во времени и пространстве в самом сознании человека.
9.Нерешённые проблемы в прошлом начинают «мстить» в настоящем:
нервныесрывы, депрессивные состояния, провокативное (ущербное) поведение, необдуманныевыборы и решения (носят компенсаторный характер), логика может направить положному направлению и человек, затрудняется здраво объяснить себе (и другим):что он делает, почему он делает именно это, может – ли он по-другому?
Отсутствиеглубинной мотивации поступков, говорит, скорее о растерянности нежели обудовлетворении потребностей.
Неспешите по перечисленным симптомам ставить психиатрический диагноз.
Практикапоказывает, что вполне здоровый человек может выглядеть таковым.
Такназываемое пограничное состояние психики, вызывается элементарными жизненнымитрудностями и непреодалением их успешными способами вовремя!
Нетповести печальнее на свете, чем повесть о неудовлетворенных потребностяхличности, это всегда заканчивается дисфункцией психических процессов,психосоматическими заболеваниями, отсутствие полноценной и качественной жизни.
Разберитесь,на что тратите время своей жизни, чьи запросы вы обслуживаете вместо своих?
Познайсебя — начертано на вратах Храма!
Входв эти врата располагается во Внутреннем Мире человека.
Исо времён древних философов, эта работа до сих пор самая сложная, но самаяважная, оказывается не под силу современному человеку, пока разум его непрозреет...
…Современная сказочка про «К»:
"…решил как-то «К» прийти в себя.
Пришёл.
Атам темно и пусто…
Решил,что зайдёт в следующий раз".
Можно,конечно подождать и до следующего раза, но если тебя там не было, то и вследующий раз ты в своем внутреннем мире обнаружишь тоже самое.
Изопыта:… один опытный, весьма солидный и положительный человек вспоминал своюпрожитую жизнь.
Сюности его желания имели одну глупую особенность — они сбывались.
Юноша,Молодой человек, Мужчина — желали разное и это приносило то Радость, тоУдовольствие, то Наслаждение.
Ноникогда — Удовлетворённость.
Ион понял, что желал он всегда только радости, удовольствия и наслаждений,думая, что это путь к счастью.
Нокогда ему наскучили «социальные игрушки» — он пожелал встретится ссамим собой...
Ивдруг он прозрел.
Всюжизнь он кормил своё ненасытное эго, а истинное Я пребывало в состояниидистрофии…
ВМире, где правят балом нищие духом, голодно… Претворяясь«большими», они по прежнему остаются «маленькими»,навязывая психологию нищих за неимением других шпаргалок, предложенных другими,другими, другими… Когда человек стоит перед выбором, когда он вынужденпринимать решения?
Толькотогда, когда «по-старому» не проживёшь...
Элементыновизны, как улучшение моей жизни, повышение результативности, стремлениеЛичности к успеху «по-своему» — это и есть, удовлетворение потребностейличности.
СветланаОрия, психолог
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта abc-health.net/
Принужденияили вынужденная необходимость
Человеческоепредставление о счастье подробно исследовал один из основоположниковгуманистической психологии Абрахам Маслоу.
Говоряо Духовной самореализации Маслоу настаивал на позиции Естественности, а непротивопоставлении в различных научных подходах и духовных практиках всемучеловеческому существу.
Воснову изучения природы человека было положено «адресное» познание потребностейи взаимовлияние биологических, социальных и духовных потребностей на процессличностного роста.
Таквозникла знаменитая «иерархия потребностей», которая охватывала физиологическиефакторы (голод и сон), безопасность (стабильность и порядок), привязанность(семья и дружба), а также уважение (чувство собственной ценности и признание).
Навершине этой иерархии находится потребность в самореализации, или, по егоопределению, «полное использование талантов, способностей и возможностей».
Ивсё для чего?
Длятого чтобы испытать ощущение счастья!
Ячасто задаю этот вопрос людям, пришедших на консультацию к психологу ибольшинство из них называют некоторые признаки того, что по их мнению позволитощутить себя счастливым.
Людисклонны говорить в сослагательном наклонении о том «чего у них еще нет» длясчастья и не очень заостряют своё внимание на том чего они достигли.
Признакинедостающих элементов счастья — это всегда элементы «вписанные» в базовыепотребности по Маслоу(!), а то что уже достигнуто личностью, но не вызываетярких эмоций ( тревожность или радость), свидетельствует о динамике личностногороста.
Получаетсянекая «ловушка» … и чтобы Я не делал, удовлетворив одни потребности, я начинюхотеть ещё чего-то…
Удовлетворённость,как состояние — кратковременно, а миф о счастье снова за линей горизонта…!
Встатье «Искусственное счастье», которую я недавно прочла на портале ISRAlandвводятся параметры статистических данных «…подлинного счастья достигает неболее 10% людей.
Чтопроисходит с остальными 90% цивилизованного человечества?
Илине могут, или не хотят во всей полноте раскрыть свои возможности (занимаются нетем, чем могли бы и хотели бы).
Ответпрост — счастье среднестатистического человека заключается в потреблении.
Каждыйдень на человека обрушивается шквал информации для обретения «необходимого идостаточного» счастья. …»
Авторыстатьи порадовали своей грамотностью, просвещённостью (ссылаясь на Маслоу иФрома), а также аналитическими способностями в области Социальной Психологии.
Нохочу обратить внимание на то, что «…ответ становится простым», только в томслучае, когда из всей «иерархии потребностей» выбирается Социальный аспектбытия:
1.Запрос — Потребление, где информация становится ключевой темой (а целью любойрекламы является дать привлекающее внимание информацию).
2.На манипуляциях потребностей Человека разыгрываются целые войны, по захватупотенциальных потребителей.
3.Актуальными лозунгами становятся: «Бытие определяет Сознание», т. е. социальныйаспект бытия становится формой зомбирования сознания, где выбор услужливо ужесделан за Личность и Личность благополучно превращается в среднестатистическоенечто…
«В обществе людей, благодаря культовым знакам цивилизации создан некий стереотипсчастливого человека (у которого есть все, что он хочет иметь).
Именноэто социальные аналитики именуют «удовлетворением потребностей личности»,ссылаясь для солидности на А. Маслоу.
Ещёодин из актуальных лозунгов современной цивилизации «Спрос рождает предложение»иллюстрирует ловкий трюк, как из индивидуальности все мы по «обоюдному имолчаливому согласию» превращаемся в Социальную Массу, которую надо регулярноудобрять, для получения хорошего урожая…
Именноэто социальные аналитики именуют « реализация полных возможностей»,
…впогоне за Предложенным Товаром.
4.«…Духовное приобщение тоже воспринимается в потреблении, но предметовнематериальных: книг, музыки, кино — разного качества и смысла.
Чемсложнее уровень восприятия, тем большей степени Сотворчества (сопричастности)он требует, следовательно, тем более «продвинутым» считает себя индивид.
Такформируется банальная зависимость от мнения «других людей».
Ведьнадо захотеть считать себя, именно продвинутым!
Т.е. сначала формируется установка более общего характера:
Имидж- планка, куда по мнению «успешной жертвы» она должна непременно попасть.
Само«попадание» на определённый уровень, должно с нять тревожность у стремящейсяличности за то, что она правильно прочитала коды социума и теперь соответствует«общепринятым» эталонам общественного мнения.
Здесьприсутствует определённый намёк на одну из потребностей Личности — потребностьчувствовать себя сопричастным к имеющимся в обществе «ценностям».
5.Разговор о ценностях личности поможет думающей аудитории рано или позднопротрезветь от наведенного транс-состояния, производимого рекламнымикомпаниями.
-являетсяли потребление культовой продукции свидетельством Духовной жизни человека?
— можно ли поставить знак равенства между понятиями: интеллектуальность,интеллигентность, духовность?
— делает ли Вас истинно, а не в глазах окружающих, счастливым наличие того, чтовчера входило в список обязательных компонентов вашего счастья: супружество,престижная работа, квартира, машина, комфортный быт, дети, друзья,родственники, здоровье…
— для чего мне надо знание о Потребностях Личности?
— смогу ли Я хотеть, если мне « другие люди» не внушают «чего надо хотеть»?
— кто создаёт Ориентиры, по которым личность прокладывает себе путь?
— кого Я осчастливил своими успехами: процветающее общество? своих родителей?своего супруга? своих соседей? себя?
— в чём смысл принуждений, связанный с процессом воспитания?
Принужденияпо обстоятельствам?
Принужденияв глобальном смысле моей судьбы?
— что Я склонен называть Безвыходностью?
Непопал ли Я в классическое определение «регрессивного способа решенияэкзистенции»?
–Желание Чувствовать Жизнь такой, какая она есть?
-Классическоепонимание Внутренних Конфликтов Личности происходит от многих факторов, в т.ч.от незнания того, что есть мои потребности, не путаю ли Я с навязанными моемусознанию стереотипами (выдавая желаемое за действительное), выбираю ли Яоптимальные способы, удовлетворяя свои потребности (продуктивно или регрессивномоё движение по жизни)?
СветланаОрия, психолог тел.
Списоклитературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта abc-health.net/
Диагноз:« хроническая тревожность».
Причины,проявления, способы лечения, правильные действия.
Естьлюди, общение с которыми, доставляет истинное удовольствие!
Ине только потому, что у них прекрасное чувство юмора, или они интересныесобеседники, есть ещё, нечто неуловимое, но притягательное в них самих.
Скорееэто общее впечатление – с ними легко и приятно!
Ощущениялёгкости, естественности, непринуждённости, излучение душевного тепла и света –это основная причина притяжения к таким людям.
Нашеподсознание выбирает контакт, в котором нет угрозы, и есть ощущениеспокойствия.
Потерявнутреннего покоя или спокойствия, порождает внутреннюю тревогу, заполняющуюполностью пространство душевной сферы человека, что приводит к очень тяжёлымпоследствиям, связанными: со здоровьем, с успехом в профессиональнойдеятельности, в отношениях близости и другими важными темами человеческойжизни.
«Тревожный»человек, старающийся скрыть от других людей свою «особенность» — производитплохо аргументированное впечатление ненадёжного, вызывает необъяснимое ощущениедискомфорта и, естественное желание дистанцироваться.
Подсознаниелюдей реагирует защитными реакциями, если в ближнем окружении и принепосредственном общении находится тревожный человек.
Тревожностьраспространяется, как скрытый от наблюдения «вирус», но передаётся на дистанциидостаточно быстро, «поражая» всё живое вокруг себя.
Втакой ситуации, следует для себя прояснить, есть – ли реальная и объективнаяпричина для тревоги?
Первичныепризнаки тревожности и развитие симптомов:
1.Неосознанноменяются интонации при разговоре, возрастает напряжение, убыстряется темп речи,не договариваются слова в конце предложения, возможно заикание (прерывистаяречь, с ощущением «кома» или спазма в области горла).
— При разговоре, тревожный человек — часто жалуется и « плохо слышит» собеседника– настойчив в одностороннем контакте.
— Резкие изменения самочувствия — появляется беспричинное раздражение, повышеннаявозбудимость сменяется затяжной слабостью, появляется головная боль.
— Беспричинное, незначительное понижение давления, холодная потливость, треморконечностей или всего тела, скованное напряжённое тело, слегка припухшее лицо,остекленевший взгляд, вытаращенные глаза.
— Появляются беспокойные движения, как будто человек не находит себе места,тревожность усиливается, если образуются промежутки свободного времени междуодной деятельностью и другой – пустоты заполняются тревожными усиленнымипереживаниями.
— Человек не может быть один, начинает звонить родственникам или знакомым, привозбуждении хочет выйти из помещения, а при астеническом состоянии –усиливается желание лежать, изменяются другие поведенческие реакции.
-Улюдей, находящихся рядом с тревожным человеком, происходит неосознанное«отзеркаливание» симптомов — присоединение и подражание чужой тревожности:изменяется расположение вашего тела в пространстве, появляются спонтанныежелания переключить внимание, занять чем-то руки, «уставиться» в одну точку иливыйти из контакта, который некоторое время назад имел для вас смысл.
Есливам не свойственна, привычка тревожится, то эти ощущения временные и неявляются признаком лично вашей проблемы.
Тоесть, мы становимся невольно соучастниками и носителями тревоги, пока невыходим из-под воздействия «очага» тревожных провокаций.
2.Вовремяне приостановленная тревожность, может превратиться в устойчивую привычку –тревожно реагировать на любые события, что является основанием для диагноза –«хроническая тревожность».
Психологическаяпривычка перерастает в устойчивые расстройства психики.
Навязчиваятревожность является главной причиной депрессий, исчезновение радости ижеланий, приводит к активизации невротического поведения – настойчивое желание«уклониться» от всего, что неосознанно вызывает и усиливает тревогу.
-Поведенческиереакции становятся неадекватными, плохо осознаются самим человеком, он начинаетожидать возвращения тревоги, чем усиливает переживание и сам этого боится,теряя контроль.
3.Потеряконтроля над своим состоянием и поведением, делает взрослого человека абсолютнобеспомощным, растерянным и психологически незащищённым, что в свою очередьвыражается приступами панических атак.
Именноэто «следствие» приводит к необходимости стационарного лечения – психическиздоровый человек, «измотавший» себя непрекращающимся беспокойством, оказываетсяв отделении психиатрии, где медикаментозным лечением снимают сам приступпаники, но не убирают причину, вызывающую паническую реакцию.
Современныеспособы лечения – выбор за вами!
Тема«тревожных состояний» и «тревожных расстройств» хорошо изучена с рождениемпсихоанализа и лежит в основе теории «невротического поведения».
Насегодняшний день, получил широкое распространение – «биохимический поход» врешении данной проблемы, благодаря развитию фармакологии и вследствие этого,экономической выгоды — как для потребителя, так и для химической промышленностиво всех развитых странах.
Людитак поверили в «абсолютную» силу лекарственного воздействия, что готовыотказаться от разумных попыток изменить причины, вызывающие симптомы тревожныхреакций.
Современныйрациональный выбор – «делай то, что проще и дешевле сейчас!», избавляет отнеобходимости думать – «что будет потом!».
Сточки зрения «обывателя» и «дилетанта» в вопросах собственного здоровья — прощепринять таблетку, чем изменить психологическую привычку тревожиться.
Существуетмножество направлений и подходов к данной проблеме: два основных подхода врешении «тревожных состояний» — это медицинский, (психиатрия и невропатология)и психологический, (клиническая психология или медицинская).
Современноеотличие заключается в том, что врачи работают в основном со следствием – передними стоит задача снять острое состояние с яркой симптоматикой, а потом,возможно выяснение причины, если она хорошо диагностируется.
Психологи,наблюдая симптомы, пытаются выяснить причины «проблемного поведения» человека,демонстрирующего тревогу.
Иработая с причинами, снимают (без таблеток) обременяющие симптомы впсихотерапевтическом процессе.
Современнаяпрактика по оказанию помощи при «тревожных реакциях и расстройствах» направленана объединение способов психиатрии и психологии, эффективное лечение даётсясовместными усилиями двух специалистов, ведущих пациента с тяжёлым комплексомпричинно следственных связей.
Работас психологом требует длительного, кропотливого, порой «ювелирного» веденияпациента и на это уходит много времени.
Приступыострых состояний, между которыми существует продолжительный интервал (в этотпериод лучше обратиться к психотерапевту или психологу) — можно снять отполутора месяцев и до трёх.
Ареабилитация, восстановление нормы, стабилизация здоровых реакций — от шестимесяцев — до года, а иногда и больше.
Всёзависит от тяжести самой проблемы, условий жизни и ресурсов (окружение, время иденьги), а так же индивидуальной «скорости» при восстановлении личного контроляпациента, без посторонней помощи.
Выборспособа лечения зависит от состояния, в котором находится на данный моментчеловек.
Правомерноеобращение к психологу, если:
1.проблема «хронической тревожности» ясно осознаётся,
2.нет потери контроля над поведением,
3.есть устойчивое желание избавиться от подобной «тяжести»,
4.есть достаточные психические и физические ресурсы и ваше самочувствие позволяетработать с психологом.
5.наблюдая за вашими реакциями, психолог поможет выбрать правильное лечение и принеобходимости, вовремя направит к психиатру за медикаментозной помощью,продолжая психотерапию.
6.К этому нужно отнестись разумно.
Адекватнооценивая ваше состояние, психолог увидит необходимость в примененииразнообразной помощи.
Отвас требуется терпение, доверие специалисту и чёткое выполнение рекомендаций.
Срочнообращаться к психиатру или в больницу, если:
1.Вы, или ваш близкий человек не может терпеть и справиться самостоятельно стревогой – наблюдается усиление, наблюдается активный страх потери контроля,ярко выражено желание профессиональной помощи.
2.Явные приступы паники, навязчивое состояние, вызывающее фобии, неконтролируемоевозбуждённое поведение, внезапное ощущение слабости, вплоть до потери сознанияи целый ряд психосоматических реакций сопутствующих тревожным расстройствам.
3.Не пытайтесь в такой момент выяснять причину психического срыва, неподдавайтесь сами панике (иначе вы не сможете оказать помощь), ваши действиядолжны быть чёткими, уверенными, разумными – для больного, подчёркнутодемонстрируйте своё спокойствие.
4.Получив необходимую экстренную помощь, врач назначает медикаментозное лечение ирегулярные консультации, целью, которых является — наблюдение за стабилизациейпсихических реакций и индивидуальный подбор препаратов.
5.«тревожные» больные, в ходе улучшения самочувствия при помощи таблеток,приобретают новый страх – «расстаться с самими таблетками», т.е. вырабатываетсяустойчивая психологическая зависимость от препаратного лечения.
6.эта причина является основным поводом для врача, направить пациента напсихотерапию к психологу.
Классическиепричины, вызывающие и сохраняющие тревожность:
1.Тревожное восприятие действительности, формируется с детства, благодаря особенностямвоспитания – «тревожные» родители, передают навык — выражать свои эмоции имысли, через тревожную заботу.
Благодарячему, у многих людей закрепляется одобрительное отношение к самой тревожноститак, как понятие забота автоматически отождествляется с тревогой, что являетсяошибкой.
2.Известно, что: «как родители относились к своему ребёнку, так этот человек, напротяжении многих лет относиться к себе сам» — или доверяет себе, т.е. нетревожится за себя, или не может себе доверять и полагаться на себя.
Этоотношение устойчиво закрепляется, как эталон «заботы о себе» — покаповзрослевший человек, не осознает и не исправит ошибку.
3.Родители, через тревожную заботу, «обучают» ошибочному способу предупреждения онекой возможной опасности.
Зачастую,нарочито подчёркивают свою тревогу, как «доказательство» своей близости,переходящую в навязчивое желание контролировать действия уже взрослогочеловека.
Такиереакции не соответствуют возрастным нормам в отношениях — родители и ихповзрослевшие дети, и выглядят преувеличенными.
4.Навязчивое желание контролировать возможную, но ещё не существующую опасность,формирует психологическую привычку тревожиться «на всякий случай», но неявляется надёжным ориентиром — ощущением, сообщающим об угрозе.
5.Именно эта особенность становится не только отрицательной чертой характера, ноделает человека неуверенным, боязливым, болезненным и неуспешным.
Причинытяжёлых фиксированных переживаний, при которых теряется личностный контроль,вызваны постоянным эмоциональным внутренним прессингом.
Из-заэтого, человеку трудно различить мнимую опасность — от реальной.
Тревожность,как длительное ощущение, может возникнуть после физической или тяжёлойпсихологической травмы.
Вэтом случае нужна психологическая реабилитация со специалистом.
Тревожностьвозникает, как реакция на адаптацию — приспособление к новым условиям жизни.
Чемважнее ценность, того, о чём человек думает и переживает, чего он хочет ибоится не иметь, тем сильнее психическое напряжение.
Этосамый частый случай, вызывающий тревожные расстройства психических реакций.
Благодаряособенностям памяти, совершается «бесконечный психологический перенос».
Нервныйсрыв перерастает в страх – повторения испытанных некогда неприятных эмоций,вызывая тревожные фиксированные мысли, что и вызывает «хроническуютревожность».
Будьтевнимательны к вашему психологическому и психическому здоровью!
Сдобрыми пожеланиями, психолог – Светлана Ория.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта abc-health.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.