Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Музыкальная культура как средство подготовки подростков к безопасной жизнедеятельности

Мошкин Владимир Николаевич, Алтайская академияэкономики и права
Кобылякова Лариса Викторовна, Алтайская академияэкономики и права, г. Барнаул
Наоснове анализа результатов анкетирования подростков изложены выводы о влиянииуроков музыки на подготовку школьников к безопасной жизнедеятельности, наготовность противодействовать негативному влиянию некоторых проявлений музыки, песен.
Ксовременным социальным феноменам относится контркультура деструктивности, однойиз форм реализации которой является активность некоторых музыкальных групп. Сиспользованием различного рода «произведений» на молодежь оказываетсяпсихологическое давление, формируются взгляды и представления, ориентирующие наалкоголь, наркотики, ранние беспорядочные сексуальные контакты. Одним изследствий такого рода влияния является катастрофический рост наркомании, эпидемиясифилиса, СПИДа. Есть основания предполагать, что содержание некоторых песенвлияет и на уровень самоубийств среди современных подростков. На формированиесклонности подростков к деструктивности влияет не только музыка, песни, но исами мероприятия (концерты, дискотеки и т.д.), на которых эти музыка и песнизвучат. Также влияние оказывает та информация, которая публикуется в СМИ омузыке, музыкантах и певцах. В связи с этим существует серьезная проблемаформирования у подростков готовности к самозащите от негативных социальныхфакторов, к числу которых относятся многие псевдомузыкальные группы, песни. Впубликациях И.Я. Медведевой, Н.Е.
Марковой,Т.Л. Шишовой раскрыты некоторые механизмы деструктивного влияния в современномобществе музыки (рок, поп, рэп, металл) на подростков. Вместе с тем впедагогике до сих пор не выяснено, каким образом на уроках музыки и на классныхчасах по музыкальной тематике осуществляется подготовка школьников (иосуществляется ли) к противодействию различным деструктивным влияниям. С учетомданного обстоятельства нами было проведено анкетирование подростков, в ходекоторого ставилась задача изучения проблемы влияния музыкальной культуры наготовность подростков к безопасной жизнедеятельности. При этом мы исходим изпредположения о том, что музыкальная культура личности наряду с другимиэлементами включает в себя мотивы к безопасному взаимодействию с музыкальнымипроизведениями, знания о негативном влиянии некоторых проявлений музыкальногоискусства на современного человека, знания о способах самозащиты от негативноговлияния музыки на человека и др.
Вдвух общеобразовательных школах Ленинского района г. Барнаула в 2005/2006учебном году нами было проведено анкетирование учащихся 5-8 классов, направленноена изучение взаимосвязи музыкальной культуры подростков с их готовностью кбезопасной жизнедеятельности. Учащиеся заполняли две анкеты, одна из которыхвключала в себя 20 вопросов открытого типа по музыкальной проблематике. Втораяанкета закрытого типа содержала 8 вопросов, отвечая на которые подросткивыражали свое согласие или несогласие с шестью вариантами ответов (в том числевариант «затрудняюсь ответить»). Всего было опрошено 236 подростков, из них 120мальчиков и 116 девочек. Сведения о количестве опрошенных школьниковпредставлены в таблице 1.
Сведенияо количестве опрошенных подростков 5 кл. 6 кл. 7 кл. 8 кл. 5-8 кл. Мальчики 25 21 24 50 120 Девочки 27 22 25 42 116 Всего 52 43 49 92 236
Отвечаяна вопросы анкеты закрытого типа, учащиеся выразили свое мнение о том, какосуществляется процесс музыкального воспитания в школе, как уроки музыки, классныечасы влияют на готовность школьников к здоровому образу жизни и к обеспечениюбезопасности. Прежде всего мы выяснили, каковы источники информации о музыке, певцах,музыкальных коллективах, на основе которых формируется музыкальная культураподростков. При заполнении анкеты закрытого типа школьники имели возможностьвыразить согласие с несколькими вариантами ответов.
Отвечаяна 1-й вопрос «Как вы узнаете о музыке, песнях, певцах?», 14, 2% мальчиков (от120 опрошенных), 9, 5% девочек (от 116 опрошенных) согласились с вариантомответа «а. На уроках музыки в общеобразовательной школе»; 3, 3% мальчиков, 2, 6%девочек выбрали вариант ответа «б. На классных часах»; 47, 5% мальчиков, 58, 6%девочек выбрали вариант ответа «в. Из телевизионных передач»; 25, 9% мальчиков,31% девочек выбрали вариант ответа «г. От друзей»; 17, 5% мальчиков, 24, 1%девочек выбрали вариант ответа «д. Из других источников».
Отсюдаследует, что школьники в качестве основного источника знаний о музыке, песнях ипевцах назвали телевидение; на втором месте как источник информации уопрошенных школьников — друзья; на третьем месте другие источники. На четвертомместе оказались уроки музыки, самая низкая оценка дана классным часам.
Ответына 2-й вопрос «На какие вопросы помогают Вам ответить беседы преподавателя на урокахмузыки?» показывают, что наиболее распространенным является вариант ответа «д.Другое», с ним согласились 30, 9% мальчиков, 42, 3% девочек. На втором месте умальчиков (23, 4% от числа опрошенных) — вариант ответа «а. Как быть здоровым»,у девочек — «б. Как наладить отношения со сверстниками» (согласились 25, 9%).На третьем месте у мальчиков (21, 7% согласных) — вариант ответа «б. Какналадить отношения со сверстниками», у девочек (22, 4% согласных) — «а. Какбыть здоровым». На четвертом месте у мальчиков (15, 8%) — вариант «в. Какобеспечить безопасность», у девочек (14, 7%) — «г. Как быть красивым», и лишьпятое место занимает у мальчиков (5, 8%) вариант ответа «г. Как быть красивым»,у девочек (13, 8%) — «в. Как обеспечить безопасность». Как видим, процентнаядоля мальчиков и девочек, выбрали ответ «в» примерно одинаково.
Такимобразом, беседы на уроках музыки в основном помогают подросткам ответить навопросы «Как быть здоровым» и «Как наладить отношения со сверстниками».
Отвечаяна 3-й вопрос «На какие вопросы помогают Вам ответить беседы на классныхчасах?», 29, 2% мальчиков, 30, 2% девочек согласились с вариантом ответа «а.Как быть здоровым»; 6, 7% мальчиков, 24, 2% девочек выбрали вариант ответа «б.Как наладить отношения со сверстниками»; 39, 2% мальчиков, 38, 8% девочеквыбрали вариант ответа «в. Как обеспечить безопасность»; 9, 2% мальчиков, 9, 5%девочек выбрали вариант ответа «г. Как быть красивым»; 17, 5% мальчиков, 19, 9%девочек выбрали вариант ответа «д. Другое».
Такимобразом, у мальчиков и девочек вариант ответа «в. Как обеспечить безопасность»занимает первое место, на втором месте находится ответ «а. Как быть здоровым».На третьем месте у мальчиков — вариант ответа «д. Другое», у девочек — ответ«б. Как наладить отношения со сверстниками». На четвертом месте у мальчиков — вариантответа «г. Как быть красивым», у девочек — «д. Другое». На пятом месте умальчиков — «б. Как наладить отношения со сверстниками», у девочек — «г. Какбыть красивым». Как видим, большую роль изучению обеспечения безопасностишкольники отводят классным часам.
Ванкету открытого типа были включены 20 утверждений, которые школьникампредлагалось закончить. После утверждений анкеты для школьников оставлено местодля их ответов, затем в скобках сформулированы комментарии, уточняющие аспектыпредполагаемых ответов, например: «Я слушаю музыку и песни_(указать как часто:ежедневно, два раза в день, один раз в неделю, один раз в месяц, не слушаю ит.д.)». Изучение ответов позволило сформулировать выводы о влиянии музыки накультуру безопасности школьников. Если суммировать ответы всех опрощенныхмальчиков по поводу отдельных утверждений устанавливаем, что в анкетахподростки сформулировали от 0 до 44 вариантов ответов по поводу разныхутверждений. Приведем данные о количестве школьников, сформулировавших наиболеераспространенные ответы (в скобках укажем процентную долю подростков от числаопрошенных). При этом мы приводим фактические формулировки ответов.
Утверждение«1. Я интересуюсь музыкантами_(указать имена, фамилии)». Вот типичные ответы1мальчиков: Наговицин — 8 человек (6, 7% от числа проанкетированных мальчиков), ДимаБилан — 5 (4, 1%), Рамштайн — 20 (16, 6%), Эминем — 5 (4, 2%), Бутырка — 14 (11,7%), Линкин Парк — 3 (2, 5%), Олег Газманов — 4 (3, 4%), Шансон — 3 (2, 5%), рэп-группы- 4 (3, 4%), Фактор-2 — 24 (20%), 9 Мир — 6 (5%), Сектор Газа — 10 (8, 3%), МихаилКруг — 5 (4, 2%), Корни — 5 (4, 2%), 10 человек (8, 4%) воздержалось от ответа.Остальные подростки (по одному школьнику) назвали вариант ответа: Ума Турман, Фабрика,Ленинград, Король и Шут, Серега, рок-группы.
Израссмотренного следует, что мальчики отдали предпочтение таким музыкантам имузыкальным коллективам, которые исполняют музыку в стиле рок, рэп, металл, поп,шансон, тяжелый металл. Лишь 4 опрошенных мальчика указали по одному авторуклассической музыки (Л.В. Бетховен, Н. Паганини,  И.С. Бах, В. Моцарт).
Здесьи далее приводятся дословные ответы школьников, в отдельных случаях ответысокращены с сохранением стиля ответов.
Девочкипо поводу утверждения 1 дали следующие ответы: Дима Билан — 24 человека (20, 7%от числа опрошенных девочек), Серега — 6 (0, 5%), Юлия Савичева — 11 (9, 5%), Фактор-2- 5 (4, 3%), Виктория Дайнеко — 3 (2, 5%), Н. Королева — 3 (2, 5%), Ди ДжейДождик — 5 (4, 3%), Валерия — 4 (3, 4%), Глюкоза — 4 (3, 4%), С. Светикова — 4(3, 4%), из зарубежных: Марэйя Кэри — 2 (1, 7%), Бритни Спирс — 2 (1, 7%), СараКонор — 3 (2, 5%), Шакира — 4 (3, 4%), Рики Мартин — 2 (1, 7%). Из жанраклассической музыки 7 девочек (6%) отдали предпочтение таким композиторам, как:П.И. Чайковский — 4 (3, 5%), Н. Паганини — 1 (0, 8%), Л.В. Бетховен — 2 (1, 7%),В. Моцарт — 3 (2, 6%). Как следует из приведенных данных, девочки отдалипредпочтение музыкантам, участвующим в шоу программе «Фабрика звезд», котораяпопулярна среди подростков (Дима Билан, Юлия Савичева, Виктория Дайнеко, С.Светикова).
Утверждение«3. Я слушаю музыку и песни _(указать как часто: ежедневно, два раза в день, одинраз в неделю, один раз в месяц, не слушаю и т.д.)». Наибольшее количествомальчики и девочки дали ответ «ежедневно» — 126 человек (53, 4% от 236опрошенных подростков). Вариант ответа «часто» сформулировали 31 (13, 2%)школьник. Ответы у 79 учащихся (33, 4%) были следующего содержания: 2, 3-4 разав неделю, когда хочется, иногда, редко. Остальные 31 учащихся (13, 2%)воздержались от ответа.
Утверждение«4. Я слушаю музыку_(указать жанры,  направления)». Музыкальные предпочтенияподростков проявились в названных музыкальных жанрах и направлениях: поп музыкау девочек — 43 человека (37%), у мальчиков — 8 человек (6, 7%), рэп у девочек — 31 (26, 8%), у мальчиков — 18 (15%), рок у девочек — 14 (12%), у мальчиков — 32(26, 7%), классическая музыка у девочек — 11 (9, 5%), у мальчиков — 3 (2, 5%), шансону девочек — 7 (6%), у мальчиков — 16 (13, 4%), тяжелая музыка, металл у девочек
— 4 (3, 5%), у мальчиков — 6 (5%). Также были даны варианты ответов: «Популярная»,«Современная музыка», «Музыка, которую исполняет «Русское радио». Такого родаответы (в основном по одному варианту в анкете) содержатся в анкетах 6 девочек(5, 2%) и 12 мальчиков (10%). Каждый пятый —
(20,7%) мальчик воздержался от ответа, либо дал уклончивый ответ: «Не знаю», «Любую»,«Не интересуюсь».
Такимобразом, процентная доля девочек, слушающих классическую музыку, примерно вполтора раза больше, чем доля мальчиков (9, 5% — девочки, 2, 5% — мальчики).Обратная картина наблюдается при оценке жанра тяжелого рока. Здесь процентнаядоля мальчиков в два раза больше процентной доли опрошенных девочек.
Дляобъяснения приведенных выше фактических данных воспользуемся высказыванием В.И. Петрушина: «Положительная оценка рок-музыки и существенное ее предпочтение вструктуре музыкальных интересов могут говорить о преобладании защитных реакций,связанных с компенсацией положительных эмоций, недополучаемых в контакте сокружающей действительностью» (Петрушин В.И., 1997, с. 154).
Отвечаяпо поводу утверждения «5. Я слушаю песни__________(перечислить названия песен)»,учащиеся перечисляли названия песен, которые предпочитают слушать. Вариантыответов девочек: «Красавица» — 23 человека (19, 8%от числа опрошенных девочек),«Черные глаза» — 7 (6%), «Восточные сказки» — 7 (6%), «Штаны» — 2 (1, 7%), «Рома,извини» — 5 (4, 3%), «Белые кораблики» — 4 (3, 4%), «В жизни так бывает» — 8 (6,9%), репертуар группы «Фактор-2» — 10 (8, 6%), «Улетаю» — 5 (4, 3%), «Почемуже» — 6 (5, 2%), «Небо» — 3 (2, 6%), «Ночь огней» — 4 (3, 4%). По одной девочкедали такие ответы: «Черный бумер», «Карие глаза», «Девочка Пай», «Людиинвалиды», «Лебединая», «Хочу замуж», «Singol Day», «All Aboutus», «Just one last dance», «Bring meto lige», «много»(видимо, речь идет о том, что много любимых песен, но нет указаний наконкретные названия песен или на жанр произведений), «любимые».
Умальчиков наиболее популярны песни в стиле рок, рэп, шансон. Об этом говорятследующие варианты ответов: «Золотые купола» — 12 человек (10% от числаопрошенных мальчиков), «Ночной дозор» — 2 (1, 7%), «Не нравится» — 3 (2, 5%), «Война»- 4 (3, 4%), «Я свободен» — 4 (3, 4%), «Разбитая судьба» — 2 (1, 7%), «Икона, небеса,прокурор» — 5 (4, 2%), «Владимирский централ» — 9 (7, 5%), «По этапу» — 2 (1, 7%),«Группа крови» — 2 (1, 7%), «Лесник» — 10 (8, 4%), «Бунт на корабле» — 10 (8, 4%),«Плакала береза» — 2 (1, 7%), «Красавица» — 4 (3, 4%), «Черные глаза» — 4 (3, 4%),«Лебединая» — 2 (1, 7%). Остальные мальчики ответили: «много», «любимые», «разные».
Утверждение«7. Слушая музыку и песни, я хочу_(узнать,  почувствовать, достигнуть и т.д.)».Приведем типичные ответы учащихся (мальчиков и девочек): почувствовать — 43человек (18, 2% от 236 опрошенных), узнать — 24 (10, 2%), танцевать — 11 (4, 7%),расслабиться, отдохнуть — 23 (9, 8%), для удовольствия — 5 (2, 1%), петь вместис ними — 6 (2, 5%), просто слушать — 6 (2, 5%), узнать разные чувства и слова, понятьсмысл песни — 7 (3%), радоваться — 3 (1, 3%), для настроения — 5 (2, 1%), оторватьсяпо полной программе — 3 (1, 3%), успокоиться — 3 (1, 3%). По одному ученикудали такие ответы, как: наслаждаться, колбаситься, достигнуть разныхэкстремальных ситуаций, увидеть клип. Воздержались от ответа по поводу 7утверждения: 57 человек
(24%).
Приобъяснении приведенных фактических данных мы исходим из положений, сформулированныхВ.И. Петрушиным: «Оценка музыкального произведения оказывается связанной и спринадлежностью к определенной неформальной группировке. Потребность в общении,удовлетворяемая нередко на почве музыкальных интересов, часто приводит к тому, чтошкольники, входящие в одну и ту же неформальную группу, имеют одинаковыемузыкальные интересы. Потребность быть принятым в группу сверстников, нежеланиеостаться в изоляции обуславливает сильнейшее давление на все свободныепроявления молодого человека, в том числе и на его музыкальные интересы. Тот, ктоне разделяет мнения данной молодежной группы по какому-либо вопросу, начинаетрассматриваться ею как «чужой», по отношению к которому могут быть примененымеры «воспитания». Поэтому во многих молодежных группировках наблюдаетсяузаконенная нивелировка музыкальных интересов. При этом не сам школьниквыбирает ту или иную
музыку,а та группа, к которой он хочет принадлежать, и далеко не всегда эта музыкаможет оказаться полноценной в художественном отношении» (Петрушин В.И., 1997, с.154).
Следующиедва утверждения анкеты направлены на выяснение, в чем и как музыка помогает имешает подросткам.
Утверждение«8. Музыка и песни мне помогают_(указать, в
чеми как)». Вот типичные ответы подростков: расслабиться — 28 (11, 8%), отдохнуть- 6 (2, 5%), узнать смысл жизни — 3 (1, 3%), фантазировать — 1 (0, 4%), забытьо проблемах — 1 (0, 4%), развлечься — 4 (1, 7%), заниматься делами по дому — 2(0, 8%), поднять настроение — 19 (8%), узнать что-то новое — 8 (3, 4%). Такимобразом, можно предположить, что большинство подростков в музыке усматриваютразвлекательную функцию.
Утверждение«9. Музыка и песни мне мешают_(указать, в
чеми как)». Вот наиболее распространенные ответы подростков: не мешают — 92 (39%),не знаю — 36 (15, 3%), делать уроки — 8 (3, 4%), сосредоточиться — 3 (1, 3%).Остальные подростки воздержались от ответа. Ответы школьников свидетельствуют, чтоосновная часть опрошенных не осознает возможность негативного влияния на нихмузыки и песен.
Поповоду утверждений «11. Мне нравятся музыкальные коллективы за
то,что они_(как они выглядят, что они делают, что они говорят, как
ониведут себя на концертах, с кем они дружат и т.д.)», и «12. Мне нравятся
певцыи музыканты за то, что они_», подростки дали во
многомоднотипные ответы. Суммируя ответы по поводу двух приведенных утверждений, перечислимнаиболее распространенные мнения: хорошо поют, танцуют — 54 человек (22, 9% от236 опрошенных), впечатление — 33 (14%), поднимают настроение — 11 (4, 7%), имидж- 7 (3%), депрессии — 1 (0, 4%), за их репертуар — 4 (1, 7%), поют правду ожизни — 6 (2, 5%), восторг — 5 (3, 1%), поведение — 6 (2, 5%), кайф — 2 (0, 8%)2.
Видимо,речь идет о том, что музыка производит на них перечисленные впечатления.
9
Ответыпо поводу утверждений «14. Некоторые ансамбли мне не
нравятся_(указатькакие и за что)», «15. Некоторые певцы мне не
нравятся_(указатькакие и за что)» оказались сходными по
содержанию(школьники назвали музыкантов, группы, которые им не нравятся) и были намиобъединены при их анализе. Наибольшее количество отрицательных ответов, сформулированныхподростками: «Старинные»: у мальчиков — 6 человек (5%), у девочек — 12 (10, 4%);«Не современные»: у мальчиков — 2 (1, 7%), у девочек — 4 (3, 5%), «Русскиенародные»: у мальчиков — 2 (1, 7%), у девочек — 4 (3, 5%), «Н. Бабкина»: умальчиков — 6 (5%), у девочек — 5 (4, 3%), «Золотое кольцо»: у мальчиков — 5 (4,2%), у девочек — 5 (4, 3%), «Ф. Киркоров»: у мальчиков — 6 (5%), у девочек — 5(4, 3%), «А. Пугачева»: у мальчиков — 5 (4, 2%), у девочек — 2 (1, 8%).Остальные варианты ответов сформулировали по одному подростку: Н. Басков, О.Газманов, И. Кобзон, Л. Лещенко, Л. Вайкуле, Ю. Антонов, «Тату», «Любе», «Непоседы»,хоровые ансамбли.
Такимобразом, в ответах школьников проявилось негативное отношение к народной музыкеи к музыкальному творчеству певцов старшего поколения (Пугачева, Киркоров идр.). В основном отрицательное отношение к конкретным музыкантам или певцамвыразили отдельные подростки. Лишь в редких случаях в отношении конкретногопевца или конкретного музыкального направления негативно высказалисьодновременно 2-3 ученика. Отдельные школьники объясняли причины своегоотрицательного отношения: за их репертуар, имидж, неинтересные, устаревшие итяжелые песни, не тот стиль музыки, так как они народные, так как они блатные, каксебя ведут, плохие темы песен, плохо поют, непопулярные, просто не нравится, старомодные,грустные и т. д.
Утверждение«16. Музыку и песни я люблю слушать _(указать с
кемвместе)». Ответы школьников представлены в виде таблицы 2.
Таблица2
Ответыподростков по поводу утверждения 16
Содержание наиболее
распространенных ответов Кол-во мальчиков, назвавших ответ % мальчиков (от 120), назвавших ответ Кол-во девочек, назвавших ответ
% девочек (от 116),
назвавших ответ 1 С друзьями 36 30 49 42, 3 2 Не знаю 12 10 12 10, 4 3 Один 42 35, 1 47 40, 5 4 С братом, сестрой 3 2, 5 7 6 5 С родителями 4 3, 4 7 6
Такимобразом, статистические данные показали, что мальчики предпочитают слушатьмузыку в одиночестве или с друзьями, девочки отдают предпочтение слушать музыкус друзьями или в одиночестве. Лишь 3, 4-6% опрошенных подростков слушают музыкус родителями.
Утверждение«17. Музыку и песни я люблю слушать
_(указатьгде и когда)». Ответы школьников представлены в
таблице3.
Таблица3
Ответыподростков по поводу утверждения 17
Содержание наиболее
распространенных ответов Кол-во мальчиков, назвавших ответ % мальчиков (от 120), назвавших ответ Кол-во девочек, назвавших ответ
% девочек (от 116),
назвавших ответ 1 Воздержались 13 10, 9 14 12 2 Дома 55 45, 9 68 58, 7 3 Везде 11 9, 2 6 5, 2 4 На дискотеке 10 8, 4 14 12 5 В школе 1 0, 8 3 2, 5 6 В гостях 2 1, 7 4 3, 5 7 На улице - - 6 5, 2
Каквидим, в данном случае предположение о том, что подростки в основном слушаютмузыку на дискотеках, не подтвердилось. Статистические данные показывают, чтомальчики и девочки предпочитают слушать музыку дома.
Утверждение«18. Некоторые жестокие или корыстные люди используют
музыкуи песни для_(указать для чего и как)». Большинство
учащихся- 199 человек (84, 4%) воздержались от ответа. Сформулированные
мненияподростков следующие: заработать денег, продать некачественную продукцию, надавитьна слабое, для популярности, для славы и денег (дали по одному подростку).Ответы школьников представлены в таблице 4.
Таблица4
Ответыподростков по поводу утверждения 18
Содержание наиболее
распространенных ответов Кол-во мальчиков, назвавших ответ % мальчиков (от 120), назвавших ответ Кол-во девочек, назвавших ответ
% девочек (от 116),
назвавших ответ 1 Доход, выгода 5 4, 2 6 5, 2 2 Слава, уважение 5 4, 2 6 5, 2 3 Развлечение 3 2, 5 2 1, 8 4
Продать
некачественную
продукцию 1 0, 9
5
1
0,9
Такимобразом, лишь отдельные подростки попытались дать ответ на этот вопрос.Большинство подростков уклонилось от ответа, либо дали ответ «Не знаю».
Утверждение«19. Иногда музыка и песни могут причинить
вред_(какая музыка и какие песни, какой вред)». Большинство
подростков- 195 человек (82, 7%) воздержались от ответа. Остальные (каждый вариант ответадали по одному подростку) сформулировали следующие мнения: не знаю, здоровью, психике,нервам, только плохие матершинные песни, про наркотики, громкая музыка, тяжелыйрок. Ответы школьников представлены в таблице 5.
Таблица5
Ответыподростков по поводу утверждения 19 Содержание Кол-во % мальчиков Кол-во % девочек (от наиболее мальчиков, (от 120), девочек, 116), распространенных назвавших назвавших назвавших назвавших ответов ответ ответ ответ ответ 1 Здоровью, психике 3 2, 5 7 6 2 Только плохие матершинные песни 1 0, 9 15 12, 9 3 Про наркотики - - 1 0, 9 4 Громкая музыка 1 0, 9 2 1, 8 5 Тяжелый рок 3 2, 5 8 6, 9
Такимобразом, большинство подростков не владеют информацией, какие музыка и песнипричиняют вред.
Последнееутверждение анкеты «20. Чтобы обезопасить себя, слушая
музыкуи песни следует_(что учитывать, как поступать)».
Вариантыответов подростков: не знаю; учитывать громкость; тихо слушать музыку; слушатьхорошую музыку; не слушать каждый день тяжелый рок; не совершать такихпоступков, о которых поют; разбираться в словах текста; правильно выбиратьмузыку; музыка не вредит; не подражать героям песен; не верить, что наркотики, выпивкаи сигареты — это хорошо; слушать только «Рамштайн». Ответы школьниковпредставлены в таблице 6.
Изтаблицы 6 следует, что на последний вопрос анкеты большинство подростков — 185человек (78, 4%) не смогли дать какого-либо ответа. Это свидетельствует, что подросткине владеют информацией о том, что нужно учитывать и как поступить, чтобыобезопасить себя, слушая музыку и песни.
Таблица6
Ответыподростков по поводу утверждения 20 Содержание Кол-во % мальчиков Кол-во % девочек (от наиболее мальчиков, (от 120), девочек, 116), распространенных назвавших назвавших назвавших назвавших ответов ответ ответ ответ ответ 1
Учитывать
громкость, тихо слушать музыку 16 13, 4 9 7, 8 2 Слушать хорошую музыку 1 0, 9 2 1, 8 3 Не слушать каждый день тяжелый рок 2 1, 7 - - 4 Не совершать таких поступков, о которых поют, не подражать героям песен 3 2, 5 5 4, 3 5 Разбираться в словах текста - - 8 6, 9 6 Музыка не вредит 1 0, 9 1 0, 9 7 Не верить, что наркотики, выпивка и сигареты — это хорошо 1 0, 9 8 Слушать только «Рамштайн» 2 1, 7 - -
Принципиальноважной для объяснения и оценки приведенных выше фактических данных являютсяположения, сформулированные В.И. Петрушиным: «Отказ от низкопробного искусства,и в частности, от малохудожественных образцов рок музыки, как разновидностипсихоэмоционального допинга может произойти не только при усилении позициймузыкального образования, что, безусловно, необходимо, но и при создании всехтех условий, которые приводят к высокой самооценке личности и формированиюпозитивной Я-концепции.… изучая музыкальные предпочтения школьной молодежи изная их связь с содержанием ценностных ориентации личности, можно с некоторойдолей вероятности составить представление об уровне ее социального развития.Музыкальные интересы человека составляют одно из звеньев его общей духовнойкультуры, и в этом звене, как в зеркале, может отразиться с большей или меньшейполнотой вся личность с характерными для нее ценностными ориентациями»(Петрушин В.П., 1997, с. 155).
Наоснове анализа вышеприведенных результатов анкетирования подростковсформулируем следующие основные выводы.
Подросткинизко оценили роль классных часов и бесед учителя музыки в развитии ихмузыкальной культуры.
Ответыподростков не выявили признаков влияния преподавания музыки, классных часов помузыкальной тематике на культуру безопасности школьников.
Наосновании материалов анкетирования мы не обнаружили признаков готовностиподростков к самозащите от негативного влияния на них контркультурыдеструктивности, реализуемой в активности некоторых музыкальных групп.
Изложенныев статье результаты исследования носят предварительный характер и могутрассматриваться как основание для выводов об уровне сформированности культурыбезопасности конкретной группы опрошенных подростков.
Список литературы
1.Маркова Н. История Монстра // Народное образование. — 2001. — № 8. — С.175-180.
2.Маркова Н. Корпорация «Д» и ее глобальный маркетинг // Народное образование. — 2001.- № 7. — С. 203-212.
3.Маркова Н. Кто придумал сексуальную революцию // Народное образование. — 2001.- № 9. — С. 109-122.
4.Маркова Н. Культуринтервенция // Народное образование. — 2002. — № 4. — С.203-217.
5.Медведева И., Шишова Т. Безопасное» самоубийство. Сага о наркотиках // Народноеобразование. — 2001. — № 8. — С. 181-192.
6.Медведева И., Шишова Т. «Гарри Поттер»: атака на здравый смысл // Народноеобразование. — 2002.- № 9. — С. 213-224.
7.Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Международный проект «Половое воспитание российскихшкольников» и национальная безопасность [Электронный ресурс]. — Режим доступа:oroik.netda.ru/chten_97/5medved.htm, свободный. — Загл. с экрана.
8.Медведева И., Шишова Т. «Мирный план» в действии. «Крестовый поход» противнаселения России // Народное образование. — 1999. — № 10. — С. 184-191.
9.Медведева И., Шишова Т. Новые точки на «карте опасности» и государственныеприоритеты // Народное образование. — 1999. — № 9. -  С. 197-199.
10.Петрушин В.И. Музыкальная психология. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 384 с.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.