Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Музыка в преподавании литературы

Марианна Борщевская
гимназия №13
г. Нижний Новгород
Об интегрированном сознании как примете временисейчас много говорят и пишут. Литература и музыка — лишь один из аспектовпроблемы, интерес к которому, помимо субъективного, обусловлен ещё и факторомобъективным (поиском общих закономерностей художественного мышления, в каких бывидах искусства, жанрах, методах и формах они ни проявлялись). О способностимузыки к синтезу с другими видами искусства, обусловленной исторически, знали ив XIX веке (Шуман, Лист, Вагнер, Мусоргский, Берлиоз), и в XX веке (Скрябин,Рахманинов, Стравинский, Орф, Онеггер).
Можносказать, что при изучении литературного произведения в школе уже сталотрадицией использование музыкальных произведений или фрагментов в качествеиллюстрации и для создания определённого эмоционального настроя в классе(школьная фонохрестоматия); некоторые педагоги идут дальше, предлагая учащимсянайти общее в настроениях двух произведений — музыкальном и литературном (чащелирическом); приходилось встречать и такие уроки, где работу над сочинением назаданную тему (о природе, времени года) учитель проводил “под музыку”, темсамым не столько эмоционально настраивая детей, сколько интеллектуально“расстраивая” их, отвлекая от сосредоточенной работы. Хотя прослушиваниемузыкального произведения до начала работы над словом, безусловно, сказалось быположительно.
Прианализе литературных произведений уже давно используется музыкальнаятерминология: ритм, контрапункт, лейтмотив, симфонизм, полифонизм (М. М.Бахтин, Ю. М. Лотман, Н. М. Фортунатов). Тем не менее самое общее понятие —музыкальности литературного произведения, чаще применяемое к лирическим жанрам,стало настолько общим местом, что как бы и не заслуживает пояснения, а вызываетпутаницу, даже ошибку (вот пример подобного утверждения: стихотворения Пушкина(Есенина) музыкальны, так как положены на музыку). Следует говорить здесь и обогатстве интонаций, ритмических, композиционных особенностях, о фонетическойстороне стиха, и о разнообразии ассоциативного ряда, которое даёт поэтическоепроизведение (кстати, последняя характеристика особенно широко использоваласьфранцузскими, позднее русскими символистами),
Еслиследовать аксиоме, по которой школьное гуманитарное образование — один изэтапов на пути человека к освоению культуры, накопленной веками, и к постижениюсамого себя в этом мире, то нельзя не согласиться с Л. С. Неменской,формулирующей основные направления работы в этом плане:
1)развитиеэмоциональности как культуры восприятия;
2)совершенствованиенавыков анализа;
3)знанияоб искусстве, их широта, многообразие и особая форма их восприятия;
4)построениецелостной эстетической картины мира, выявляющей смысловую зависимостьэстетических критериев, внутренних связей и культурных контекстов.
Взаимодействиелитературы и музыки на уроке даёт для вышесказанного богатейшие возможности.Следует отметить, что мы ни в коем случае не умаляем синтез искусства слова сживописью, архитектурой, кино, лишь актуализируем один из аспектов этойнеобходимой работы.
Особенноширокие возможности в этом направлении предоставляет изучение произведенийТургенева. Музыка в творчестве писателя — это и музыкальная (в прямом смысле)тема (описание песни — «Хорь и Калиныч», вальса — «Ася», сонаты Моцарта — «Отцыи дети»), и музыкальность художественной организации текста.
Вдвух этих аспектах и велась работа на уроке в 8-м классе, посвящённом рассказу«Певцы». Специфика класса, в котором многие дети обучались в музыкальной школе,также способствовала предстоящему разговору. Если подобный урок проводится и вдругих классах, то необходимо лишь осторожное и органичное дозированиеэлементов музыковедения в литературоведческом анализе.
Эпиграфомк уроку «Музыка в рассказе Тургенева “Певцы”» были слова Ф. И. Тютчева:“Тургенев в «Записках охотника» соединил два трудносочетаемых элемента —сочувствие к человеку и артистическое чувство”. С предложения осмыслить этовысказывание и определить направления предстоящего разговора мы и начинали нашурок. На предыдущих же, посвящённых повести «Ася», речь уже заходила освоеобразном эстетическом коде Тургенева, обусловленном его любовью и знаниеммировой художественной культуры, о музыке в тургеневской прозе, а музыкальностьформы рассказа «Свидание» подсказала нам использование некоторых специфическихтерминов и обращение к «Музыкальному словарю» за их разъяснением.
Ритм — временная организация музыки (рисунка,речи, текста); ритмичными признаются движения, вызывающие своего рода резонанс— сопереживание движению; ритм воспринимается и как смена эмоциональныхнапряжений и разрешений.
Контрапункт — одновременное сочетание двух и болеесамостоятельных мелодических линий в разных голосах (то же, что полифония),соотносящихся по сходству или контрасту.
Пытаясьидти от “заданности” в каждом конкретном произведении, в экспозиции рассказа«Певцы» отыскивали тот образ-ключ, который бы подсказал направления размышленийнад произведением. Внимание школьников привлекали два образа-символа, в самихсебе содержащие контраст: овраг — “бездна посреди жизни” и кабак — “путеводнаязвезда”. Остановимся на том, что “декорации” (место греховное — кабак) идейство, которое будет в них происходить (состязание певцов, воспарение духа),контрапунктно соотнесены. Если же приём периодически повторяется, резонирует,отдаётся эхом, мы имеем дело с ритмом. Эти важнейшие стилеобразующие принципырассказа могут быть рассмотрены на разных уровнях (лексическом, композиционном,в системе образов… ) и предоставляют простор творческой фантазии читателей.Так, можно сравнить ключевые слова фрагментов, описывающих состояние природы дои после центрального события. Следует обратить внимание и на то, как происходитзнакомство с главными героями произведения в Притынном кабачке. Самостоятельнопрочитавшие рассказ ученики прекрасно ощущают антитезу Яков — рядчик. И навопрос, чьи портреты контрастны друг другу, чаще всего тут же, не заглядывая втекст, указывают на этих героев. Этот спровоцированный моментальный иповерхностный ответ учитель может обыграть на уроке. “Подловив” на стереотипемышления, обратить учеников к тексту и более внимательному и вдумчивому чтению.У писателя всё глубже, тоньше и многозначительнее. Между описаниями нервногооблика Якова-Турка и бойкого рядчика из Жиздры — портрет Дикого-Барина. И почтивсе детали этого портрета очевидно и последовательно контрастируют с деталямипортрета Якова. В чём смысл такой контрапунктной соотнесённости трёх героев(трёхголосной полифонии)? Два певца — и ценитель, судия… Так мы прикасаемсяк вечным вопросам о сущности искусства, о его истинных ценителях.
Самосодержание и структура тургеневского текста и далее не противоречат логикеизбранного нами движения в художественном пространстве рассказа. Ритмичностьконтрапункта очевидна и в авторских ремарках к репликам героев, и в развёрнутыххарактеристиках персонажей, рисующих широкий диапазон русского характера(Оболдуй — Моргач), даже внутри одной характеристики, где контрасты составляютединое целое (Дикий-Барин), и, конечно, в противопоставлении пения рядчика иЯкова-Турка, а также реакции их слушателей.
Известно,что на школьных уроках, посвящённых рассказу, часто используется музыкальноеиллюстрирование состязания певцов (фонограмма) для более яркого восприятиятургеневского описания. Мы же использовали ещё один способ активизациичитательского восприятия.
Напредыдущем уроке, до чтения рассказа, предлагалось прослушать песню «Не одна вополе дороженька… » в исполнении современного рок-певца Александра Градского(обратить внимание на бережное отношение певца к народной песне) всопровождении синтезатора, передающего музыку русской природы, и написать этюдо своём впечатлении. Восприятие тургеневского текста оживляется сопоставлениямис ученическими работами, использованными в них тропами, ассоциациями. Это ни вкоей мере не упрощает и не принижает мастерства писателя; наоборот, окрашенноеличностным отношением, слово Тургенева воспринимается ярче и острее, призываяюных читателей к своей высоте. Описание пения Якова обязательно должно бытьпрочитано в классе вслух, оно явится эмоциональным пиком, кульминацией урока. Вописании этом заключена модель взаимоотношений человека и искусства. И один задругим встают вопросы. Может ли человек без усилий и страданий создатьпрекрасное? Что есть вдохновение? Чему служит искусство? Каково его воздействиена человека? Почему наслаждение вызывает слёзы, а созерцание прекрасного —грусть?.. Вряд ли стоит тут же искать ответы на все вопросы. Главное — онипоставлены.
Ивновь возвращаемся к рассказу. Почему его завершают “пьяная” сцена и странныйдиалог в самом конце? Например, в одном и том же журнале «Литература в школе»соседствуют две статьи, авторы которых прямо противоположно интерпретируютконцовку рассказа. Познакомим с ними учеников. “Отойдя от окна, из которогодоносились нестройные звуки кабацкого «веселья», охотник быстро зашагал прочьот Колотовки. И тут раздался звонкий голос мальчика, обращённый, по-видимому, ксвоему брату: «Антипка! Иди сюда, чёрт леши-и-ий!.. тебя тятя высечьхочи-и-и-ит… » И получается, что, с одной стороны, песня, хватающая засердце, исторгающая слёзы из наших глаз, а с другой — «высечь хочи-и-и-т», тоесть всеотупляющая будничность, «власть тьмы», как скажет впоследствии Л.Толстой, характеризуя противоречивые факторы народного быта”, — пишет ИванЩеблыкин в статье «Книга о народе». А через несколько страниц, в статье «И. С.Тургенев. “Записки охотника”» А. П. Валагина, читаем: “Рассказ завершается великолепнымфиналом, который Ф. М. Достоевский назвал «поистине гениальным». Смеемутверждать, что художественный эффект сюжетного завершения «Певцов» обусловленкак раз тем, что он идеально соответствует поэтике рассказа, завершая его нестоль композиционно, сколь в соответствии с музыкально-ритмическим строем….этот детский музыкальный дуэт, в отличие от недавнего поединка певцов,находится в полной гармонии с природой и лишён той напряжённости,противоречивости и катастрофичности, которой полна взрослая жизнь”. Кто прав?
Вкачестве же домашнего задания, завершающего урок, можно предложить небольшуюписьменную работу: «Моё восприятие финала рассказа Тургенева “Певцы”».
Проводяподобные уроки, конечно, нельзя перегружать их терминологией и превращать втеоретизирование. С другой стороны, элемент фантазии, игры естественносопутствует развитию филологического мышления. Чтение становится осмысленнее,доставляет большее эстетическое удовольствие и позволяет разделить с автором тосамое “артистическое чувство”, о котором говорилось в эпиграфе к уроку.
Приёмэтот — использование элементов музыковедения при анализе литературногопроизведения — оказывается продуктивным, вызывает интерес учащихся. Хотя каждыйученик, каждый класс движется внутри этой проблемы по-своему (следует учитыватькомплекс объективных и субъективных причин). Так, три года назад при работе в9-м классе для нас неожиданно рано встал вопрос о сонатной форме как проявленииобщего философско-эстетического принципа мышления. Возник он после обращения кгегелевской триаде в связи со стихотворением «Я помню чудное мгновенье… »,рассказа об интересе поэта к личности и творчеству Моцарта. Русской сонаты кактаковой в пушкинские времена ещё не существовало; но слушало и исполнялорусское образованное общество в основном музыку западноевропейскую, особенно вмоде был Моцарт, мастер сонаты. Есть очевидная аналогия в гегелевской формуле“тезис–антитезис–синтез” и музыкальной форме “экспозиция–разработка–реприза” сеё главной, побочной, связующей партиями. Общие эстетические закономерности,проявившиеся в сонатной форме, могли отразиться и в других видах искусства, вчастности в литературе. После изучения «Пиковой Дамы» Пушкина в качествесамостоятельной исследовательской работы группе учащихся была предложена тема«“Пиковая Дама” как проявление сонатного принципа мышления».
Кформе же сонаты мы с учениками неизбежно обращаемся при чтении и изучении«Гранатового браслета» Куприна. Сам писатель указывает в качестве эпиграфа насонату №2 Бетховена и часть её Largo Appassionato (широко страстно). В письме кФ. Д. Батюшкову Куприн замечает: “Теперь я пишу «Браслет», но плохо даётся.Главная причина — моё невежество в музыке… Да и светский тон”. А надо былодостичь широкого, страстного — Largo Appassionato. Невежественным в музыкесчитал себя Куприн и любил её как всё прекрасное, изящное, по собственному егопризнанию. В критической литературе о произведениях писателя много определенийи терминов, относящихся и к музыке, и к литературе, даже определённо музыкальных:“Куприн — великолепный рассказчик по естественности и гибкости интонации”;прославление “великого «дара любви», чистого, бескорыстного чувства” было“лейтмотивом множества… произведений писателя” (О. Михайлов). И конечно,сам Куприн даёт нам ключ к прочтению и осмыслению «Гранатового браслета» вэпиграфе. С этим музыкальным фрагментом знакомим учащихся за несколько уроковдо начала изучения произведения и предлагаем написать миниатюру «Слушая музыку.… ». Дети (даже и не обучавшиеся в музыкальных школах) всегда точноулавливают печаль, темы любви и смерти, почти во всех работах — мысль онепобедимости жизни. Ведь именно ею заканчивается рассказ Куприна.
Вотнесколько примерных вопросов, используемых при анализе рассказа.
Определитьтональность произведения в экспозиции. Какие детали создают ощущение печали итревоги?
Какиегерои “ведут” главную, побочную партии? (Здесь могут быть варианты ответов,демонстрирующие различие восприятия, читательские интерпретации содержаниярассказа. )
Какуюроль играет в произведении генерал Аносов? (Возможны аналогии со связующейпартией; ему принадлежат главные и пророческие слова о любви. )
Ктоиз героев контрапунктно соотнесён с образом Веры? (Особенно интересен в этомплане образ её сестры — по внешнему отличию и глубокому, тайному, внутреннемусходству. )
Можнопредложить расставить знаки в “партитуре” рассказа и обосновать их выбор, такимобразом вызвав внимание к эмоциональным деталям художественного текста.
КакЖенни Рейтер угадывает, какую часть бетховенской сонаты следует исполнить дляВеры? (Внимание к психологизму Куприна. )
Ктоиз персонажей произведения называет всю эту историю мелодекламацией? Какойсмысл вкладывает в эти слова?
Хорошо,если ученики уже осведомлены о синтетическом жанре мелодекламации. (В 8–9-мклассах по мелодекламации Аренского к стихотворению в прозе Тургенева «Какхороши, как свежи были розы… » мы проводили изложение с творческимзаданием. ) Ведь именно мелодекламацией (в высоком, эстетическом смысле)заканчивается рассказ «Гранатовый браслет»: на фоне музыки, исполняемой ЖенниРейтер, в сознании героини возникают обращённые к ней слова Желткова слейтмотивом: “Да святится имя твоё… ” Этот фрагмент можно озвучить вклассе, оживить мелодекламацию, прочитав финал рассказа под музыку Бетховена,ранее прослушанную. Теперь, объединённые в восприятии, музыка и слово могутдать новое, сильное эстетическое переживание.
ИринаСИПОЛС,
школа№1280,
Москва
Изопыта работы с поэтическими произведениями по программе литературногообразования МИРОС в 5–6-х классах
Теорияи практика стихосложения
Изучениелирики на начальной ступени литературного образования — дело нелёгкое в силуспецифики этого рода литературы. Постижение художественного содержанияпоэтического произведения, проникновение в мир лирического героя неотделимо отвосприятия формы стихотворения, начиная с его ритмической структуры изаканчивая многообразием средств поэтической изобразительности ивыразительности.
Знакомствос лирическими произведениями происходит в начале 5-го класса, когда учащиесяучатся узнавать и называть настроение, господствующее в стихотворении,наблюдать за его изменением, соотносить предмет изображения со способамивыражения лирического чувства. Именно тогда ученики убеждаются в том, чтоосновой звучания стихотворения, его музыкой является ритм.
Кконцу года учащиеся овладевают такими понятиями, как ритм, рифма, строфа, стопа, знакомятся с двусложными и трёхсложными стихотворными размерами(хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), имеютпредставление о пиррихии и спондее, оразличных схемах рифмовки.
Сбольшой радостью ученики включаются в игры со словами и рифмами (например, буриме: молодец, огурец, ларец, дворец, наконец и такдалее), пробуют писать подражательные стихи в духе Д. Хармса.
* * *
Вотчитаеткнижка
Грустногомальчишку:
“Рот, инос, иглаз—
Чтоэтоувас?”
(АндрейШ.)
** *
Уменяестьстранныйдруг—
Обросперьямионвдруг,
Вместокрыльев— плавники,
Вместоклювика— колодец,
Вместолапок— транспортир,
Вместохвостика— копытце,
Вместоглазок— треугольник.
Ктоон, птицаилишкольник?
(СашаБ.)
* * *
Однаждыподорожке
Яшёлнаогород.
Гляжуивижу: мошки
Едятмойбутерброд.
Якрикнул: “Эйвы, мошки,
Ступайте-кадомой!
Недамявамникрошки!
Ведьэтозавтракмой!”
Пришёлнаогородя
Ивижу: тамсидят
Ажсороквосемьмошек
Ибутербродедят.
(ФедяМ.)
Сочиняюттакже небольшие пока стихотворные отрывки в заданном размере по авторскимрифмам.
** *
Раннееутро, илесвтишине.
Солнцевосходит— деревьявогне.
Яркосверкаютполяныкругом,
Снеготливаетвдалисеребром.
(ВаняС.)
** *
Сижуявтишине,
Трещатдровавогне,
Иснеглежиткругом
Морознымсеребром.
(ВолодяК.)
Ипо рифмам, предложенным одноклассниками.
** *
Кошкаселанаокошко,
Пёсзабралсяначердак.
Кошкащуриласьнемножко,
Пёсиклаялпростотак.
(ОляГ.)
** *
Нехочуписатьвтетради,
Янаулицухочу!
Отпустите, Богаради,
Явернусьинапишу.
(ДанилаП.)
В6-м классе перед большим поэтическим блоком «Живописность и многозначностьпоэтического образа» после серьёзного повторения проводится проверочная работа«Опыты стиховедения» (см. приложение).
Наблюдаяза тем, как живёт звук, цвет, свет, слово в поэзии, учащиеся проникают в тайнысоздания поэтического образа, знакомятся с различными тропами, стилистическимифигурами, пробуют воссоздать авторский текст, опираясь на свои знаниятворческой манеры того или иного поэта и свой художественный вкус.
(См. в приложении пример домашнего задания по отрывкам из стихов Н. Заболоцкого, произведения которого ребята читали и учили наизусть в 5–6-м классах. )
Кконцу 6-го класса ребята готовят поэтический праздник (тематический или счтением любимых стихов любимых поэтов), на котором звучат и стихи собственногосочинения.
Приложение
Опытыстиховедения
Задание.Определите стихотворный размер, систему рифмовки в следующих отрывках.
Наполярныхморяхинаюжных,
Поизгибамзелёныхзыбей
Межбазальтовыхскалижемчужных
Шелестятпарусакораблей.
(Н.Гумилёв)
(анапест;перекрёстная схема рифмовки)
Смотри, какоблакомживым
Фонтансияющийклубится;
Какпламенеет, какдробится
Егонасолнцевлажныйдым.
(Ф.Тютчев)
(ямб;опоясывающая /охватная, кольцевая/ схема рифмовки)
Никонь, оживлённый
Военнойтрубой,
Ниварвар, смятённый
Внезапнойборьбой,
Страшнейнетрепещет,
Когдавдругзаблещет
Кинжалроковой.
(М.Лермонтов)
(амфибрахий;перекрёстная, а затем опоясывающая схема рифмовки)
Ветерпоморюгуляет
Икорабликподгоняет;
Онбежитсебевволнах
Наподнятыхпарусах…
(А.Пушкин)
(хорей;смежная схема рифмовки)
Месяцзеркальныйплывётполазурнойпустыне,
Травыстепныеунизанывлагойвечерней,
Речиотрывистей, сердцеопятьсуеверней,
Длинныетенивдалипотонуливложбине.
(А.Фет)
(дактиль;опоясывающая схема рифмовки)
Примердомашнего задания по литературе в 6-м классе при изучении блока «Многозначностьи многоплановость поэтического образа»
В данных строфах, взятых из стихотворений Н. Заболоцкого, определить стихотворный размер, схему и тип рифмовки и попытаться восстановить цельность поэтических строк, исходя из смысловой и образной системы отрывков и по своему художественному вкусу.
Припроверке домашнего задания на уроке, нахождении особенно удачных детскихвариантов обращаемся к поэтическому оригиналу Н. Заболоцкого и ещё разубеждаемся в необычности художественного стиля поэта, отмечаем особую рольметафоры в системе образных средств его поэзии.
Сочиняютв заданном размере на заданную тему ученики 6-го класса
ОCЕНЬ
Быстролетопролетело,
Осеньжёлтаяпришла.
Клюквакраснаяпоспела,
Пашнячёрнаявидна.
Шумятптицы, улетая,
Ёжикспитвсвоёмгнезде.
Деловитыхсиницстая
Скачет, прыгаетвезде.
Холодаужнаступают,
Загрустиливсекусты,
Листпоследнийоблетает,
Гнёздастарыепусты.
(ИванС.)
ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ОСЕНИ
Пастухпостадубьёткнутом,
Шуршитлиствыцветнаяскатерть,
Деревьябудтоврешето
Поймалисолнценазакате.
Ужскорогоркойлёдиснег
Покроютпашнииозёра,
Итолькозверяхитрыйслед
Натропахвычертитузоры.
(ЮрийН.)
ЗИМА
Зима— мойлучшийдругнасвете:
Люблюялыжииконьки.
Идарятрадостьвсемнам, детям,
Еёморозныеденьки.
Какхорошоскатитьсясгорки,
Подставитьщёкиветерку,
Сдрузьямиунаряднойёлки
Кружитьсявихремпокатку!
Покрытыинеемдеревья,
Снежокподлыжамискрипит,
Идляпоэтоввдохновенье
Зимаморознаятаит.
(ВладимирК.)
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lit.1september.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ceremonies Of Food Essay Research Paper Ceremonies
Реферат Солнце его физические характеристики и воздействие на магнитосферу 2
Реферат Социальное страхование и обеспечение Основные расчеты
Реферат Солнце и его влияние на Землю 2
Реферат Солнечная система 6
Реферат СолнечноЗемные связи и их влияние на человека
Реферат Социально-экономическая модель в Швеции процесс становления и развития
Реферат Сонце і його значення для Сонячної системи 2
Реферат Солнечно-земные связи и их влияние на человека 2
Реферат Геніальність та стать
Реферат Соціальні відносини у Давньоруській Державі
Реферат Солнечно земные связи и их влияние на человека 2
Реферат Соціал-демократична концепція держави та демократії
Реферат Строение Солнечной системы 2
Реферат СОЦІАЛЬНИЙ ЗАХИСТ ПІЛЬГИ ДЕРЖАВНЕ ЗАБЕЗПЕЧЕННЯ ВІЙСЬКОВОСЛУЖБОВЦІВІ ЧЛЕНІВ ЇХ СІМЕЙ