Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Механизмы психического развития детей

Склярова Т. В.
Источники, движущие силы и условия психическогоразвития
Краткийочерк теорий психического развития показал, что существует много теорий, разнообразнообъясняющих, каким образом осуществляется психическое развитие человека. Каждаяиз теорий развития психики, в соответствии со своим предметом и методамиисследования, характеризует источники, движущие силы и условия психическогоразвития. Поэтому в процессе профессиональной психолого-педагогическойподготовки изучается множество различных теорий, что способствует поиску путейиспользования данных каждой из теорий, а также помогает найти пути ихобъединения.
Так,например, бихевиоризм важным условием психического развития считает воздействиявнешней среды, а движущей силой полагает связывание новых раздражителей с ужеимеющимися у человека безусловными реакциями. Когнитивная теория Ж.Пиажесвязывает источники психического развития с врождёнными структурами, которыеобрабатывают и организуют информацию, движущей силой развития являетсявзаимодействие процессов аккомодации и ассимиляции по отношению к требованиямвнешней среды. Психоаналитическая теория З.Фрейда рассматривает врождённыесексуальные и агрессивные влечения в качестве источников психического развития,а движущей силой развития является установление равновесия между угнетением иудовлетворением человеком своих потребностей. Культурно-историческая теорияЛ.С. Выготского называет источником психического развития ребёнка окружающуюего социальную среду и соответствующую ей культуру; особым образоморганизованное общение взрослого с ребёнком и деятельность самого ребёнкаявляются движущими силами психического развития ребёнка. ТеорияВ.В.Зеньковского рассматривает в качестве источника психического развитиядуховное начало в человеке, движущие силы связаны с деятельностью сферы чувств,и опосредованной ею деятельностью интеллектуальной и волевой сфер. Каждая изтеорий в соответствии с собственным пониманием структуры и механизмов развития,определяет условия, при которых оно осуществляется.
Исследованиюмеханизмов психического развития детей в процессе взросления в отечественной наукепосвящены работы Л.С.Выготского, В.В.Зеньковского, Д.Б.Эльконина, А.Н.Леонтьева,В.С. Мухиной и др.
Общепризнаннойтеорией психического развития в отечественной возрастной психологии и впедагогической практике явилось культурно-историческое учение Л.С.Выготского, исходнойпредпосылкой которой выступает идея о соотношении реальной и идеальной форм. Вонтогенетическом развитии человека изначально существует идеальная форма, взаимодействующаяс реальной: с первых шагов детского развития высшая идеальная форма влияет настановление начальных форм психики ребёнка.
Идеальнаяформа, по Л.С.Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развитиячеловечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом видеформы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоеныребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными(идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфическихчеловеческих качеств.
Реальныеформы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органическойосновой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психическиефункции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психическиефункции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумнаяречь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональноевосприятие и т.п. — становятся новыми образованиями в детской психике впроцессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных образов,социальных норм, ценностных отношений, способов деятельности и т.д.
Cоциальнаясреда и её культура представляются Л.С.Выготским не в качестве условия илифакторов развития детской психики, а рассматриваются в качестве источникапсихического развития.
ДляВ.В.Зеньковского источником психического развития ребёнка является устремлениедуховного начала к выражению в его душе и теле. Определяя образ Божий вчеловеке как духовное начало его личности, В.В.Зеньковский характеризует, какимипутями проявляется оно в разные периоды детства. Вместе с тем, священник-учёныйотмечает, что развитие личности ребёнка происходит при непременномвзаимодействии с социальной средой. В.В. Зеньковский пишет, что через усвоениеязыка и культуры происходит развитие своеобразия детской личности, основныхдушевных сил, творческого начала в ребёнке.
Д.Б.Эльконинымбыли изучены закономерности процесса формирования детской психики и выявлено, чтовоздействие взрослого на процессы психического развития ребёнка всегдаопосредуется собственной деятельностью детей. Причём существует прямаязависимость в освоении детьми операционно-технической деятельности от еёосмысления – сначала ребёнок ориентируется в основных смыслах человеческойдеятельности и только после этого усваивает способы действия. Деятельностьребёнка способствует формированию его психических систем. Д.Б. Эльконинымотмечалось, что «невозможна прямая «пересадка» знания прямо в голову субъекта, минуяего собственную деятельность». В концепции психического развития Д.Б. Эльконинапреодолевается один из серьёзных недостатков зарубежной психологии, гдепостоянно возникает проблема расщепления двух миров – мира предметов и миралюдей. В русле российской культурной традиции Д.Б.Элькониным было показано, чточеловеческая культура содержит в себе единство смысла и операционнойдеятельности.
Развиваяидеи Л.С. Выготского о ведущем типе деятельности, А.Н.Леонтьев показал, что воснове развития сознания, поведения и в целом всей личности ребёнка лежит какобщение языкового типа, так и его предметная деятельность. Только, исходя из«анализа содержания самой развивающейся деятельности ребёнка, может бытьправильно понята и ведущая роль воспитания, воздействующего именно надеятельность ребёнка, на его отношения к действительности и поэтомуопределяющего его психику, его сознание». Благодаря работам А.Н.Леонтьеваведущая деятельность стала рассматриваться в качестве показателяпсихологического возраста ребёнка.
Традиционнымдля отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка вконтексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи стой деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.
Механизмы развития личности ребёнка и взрослого: общееи особенное
Вотечественной психологии прочно укоренилось представление о том, что развитиеличности человека опосредуется внешними стимулами. Большинство психическихфункций личность осваивает через внешние стадии развития, во взаимодействии сокружающей средой и другими людьми.
Так,Л.И.Божович в качестве механизма развития личности ребёнка рассматривалапоследовательное преобразование потребностей из натуральных форм в высшие, человеческие.В результате опосредования потребностей сознанием происходит построениецелостной мотивационной системы. Л.И.Божович ввела понятие «внутренней позиции»,как особого личностного новообразования, которое и является движущей силойразвития новых психических качеств у человека. Факторами, определяющимивнутреннюю позицию, были названы соотношение потребностей и стремлений ребёнкас его возможностями и требованиями окружения. Механизмом развития детскойпсихики в теории личности Л.И.Божович является осознание ребёнком своихпотребностей и возможностей, соотнесение их с личными устремлениями и социальнымиустановками.
Л.И.Божовичтакже были высказаны некоторые идеи о возможном содержании внутренней позиции впериоды зрелости. Большое внимание Лидия Ильинична уделяла субъективной сторонемотивации, чувствам и переживаниям как отражению динамики взаимоотношенийчеловека с окружающей его действительностью.
Взрослыйчеловек активно строит собственную жизнь как целостную систему жизненныхотношений и деятельностей во времени, объединяя прошлое, настоящее и будущее.Вследствие этого во «внутренней позиции» личности возникают механизмы, осуществляющиеэту целостную регуляцию. Исследование личности взрослого человека, как субъектажизни, позволило Н.Р.Салиховой назвать одним из механизмов развития личностивзрослого человека функциональный механизм барьерности-реализуемости личностныхценностей.
Этотмеханизм работает в режиме согласования и рассогласования важности идоступности ценностей.
Согласованиевыражается в стремлении к сокращению дистанции между параметрами важности идоступности ценности посредством внешней или внутренней активности личности.Активность личности может быть адекватной достижению поставленной цели, и тогдачеловек осуществляет то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет.Также активность может быть компенсаторной, в этом случае человек понижаетценность того, что недоступно. Метафорически компенсаторную активность можновыразить словами известных пословиц: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»,«За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь». Показателем режима согласованияявляется степень реализуемости – связь между важностью и доступностью ценности.
Рассогласованиевыражается в разнонаправленном изменении параметров важности и доступностиценности. Повышение одного из них ведет к понижению другого. Так, недоступностьценности увеличивает её важность, недоступное кажется еще более ценным иважным. Доступность ценности понижает ее важность, соответственно, реализуемоеи доступное обесценивается. В этом случае «журавль в небе» будет намного ценнее«синицы в руках», именно потому, что он не пойман. Имеющееся в зоне доступного,теряет ценность: трудно ценить песок в Сахаре и лед в Антарктиде. Даннаятенденция также нашла отражение в русских народных пословицах: «Хорошо там, гденас нет», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем». В этом случае фактором, побуждающимк развитию, является именно труднодоступность. Её показателями могут бытьпроблемность, как несоответствие важности и доступности ценности (важностьвысокая, доступность низкая) и барьерность, как прямо-пропорциональноесоответствие важности с разностью «важность-доступность».Охарактеризованный механизм реализуемости-барьерности личностных ценностейиллюстрирует процессы психического развития взрослой личности, в контекстетеории личности Л.И.Божович.
В.С.Мухинойфеноменология психического развития рассматривается как стремление ксопричастности с внешним миром и его объектами, либо как стремление котчуждению, отторжению от них. Таким образом, по В.С. Мухиной, внешняя среда, вкоторой происходит развитие личности, порождает два ведущих механизма развитиядетской психики – идентификацию и обособление.
Обаназванных механизма действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях развитияпсихики человека.
Обаназванных механизма являются одновременно механизмами социализации ииндивидуализации личности.
Представляянаглядно механизмы развития психики, можно их уподобить двум путям развитияличности, соединенным воедино. Личность человека постоянно находится в стадиисамоопределения, решая для себя проблему уподобления «я – это …» и проблемуотчуждения «это – не я».
Рассмотримкаждый из этих путей по отдельности.
Механизмидентификации (от позднелат. identificftio- отождествление) действует двумяспособами – внешним и внутренним. Внешний способ отождествления названВ.С.Мухиной экстрариоризационной идентификацией, проявляющейся в том, чточеловек переносит свои чувства и мысли вовне – на другого человека или инойобъект. Таким образом, человек «присваивает», делает своими внешние факторы.Внутренний способ отождествления – самоотождествление, названинтериоризационной идентификацией. Примеры: человек переживает «вчувствование»в другого человека, начинает говорить его словами, переживает его эмоции, мыслитв логике мышления другого человека. Приписывание себе чужих особенностей, склонностей,потребностей – частное проявление интериоризации идей. Это и есть механизмидентификации. Он проявляется в разных формах – имитации (подражании), антропоморфизме(выделении своих свойств и приписывании их другим людям или объектам), сопереживании(соучастии, сочувствовании, сорадовании, сострадании).
В.С.Мухиной подробно охарактеризованы ведущие направления исследованийидентификации. Идентификация взрослого и ребенка исследуется преимущественно вдиадах матери и младенца, воспитателя и воспитанника. Межличностнаяидентификация исследует усвоение человеком социальных норм, межличностных ролей,формирование им мировоззрения. Идентификация в искусстве характеризует процессотождествления Другого, который является объектом искусства, с самим собой, либопроцесс создания Другого в искусстве.
Припомощи механизма идентификации развитие личности происходит в системе координат« я – это» и позволяет человеку иметь целостную картину самосознания. Механизмобособления представляет собой процесс отстранения личности от определенныхусловий, обстоятельств, людей. Это процесс выделения личности из общей, недифференцированнойатмосферы её существования. Способность к обособлению может выражаться впозитивных формах, таких как воздержании, защиты, сохранения индивидуальности.Негативные формы обособления это – проявления агрессии, неприязни, отчуждения, вражды.По мысли В.С.Мухиной, способность человека управлять своими эмоциями ипроявлять отчуждение на рациональном уровне, свидетельствует о том, что человек– эмоционально устойчив.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Совершенствование планирования расходов общеобразовательных учреждений
Реферат The Rosetta Stone Essay Research Paper The
Реферат Marijuana Recreational Poison Essay Research Paper
Реферат Теодиция в религии Заратуштры
Реферат Проблема смысла жизни человека
Реферат Основні напрямки маркетингових досліджень в зовнішньоекономічній діяльності. Спеціалізовані маркетингові фірми
Реферат Свобода віросповідання - юридичне забезпечення в Україні (Ярмол)
Реферат Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений. Стратегия ценообразования на предприятии
Реферат Аналіз діяльності комерційного банку
Реферат Історія українського народу містить в собі багато славних подій. До них належить І остання наша Визвольна боротьба 1917-1921 рр
Реферат Некоторые аспекты отравлений азотной кислотой и окислами азота при химических авариях
Реферат Виды визитных карточек
Реферат Предмет философии и основные аспекты философского знания
Реферат История развития банковской системы США
Реферат PostPatco Era Vs Ups And The Teamsters