Внастоящее время в психологии прослеживается тенденция перехода от теорий имоделей, рассматривающих жизнь человека в «гедонистических» мотивационныхкоординатах: «поиск удовольствия — стремление избежать страдания и боли»(основные психоаналитические направления), к моделям развития и роста,опирающимся на этические и аксиологические принципы (гуманистическое иэкзистенциальное направления). Третья сила представлена социально-когнитивноймоделью, призывающей в равной степени избегать и радости и печали,акцентирующей внимание на информационно-познавательных аспектах жизни человека.
О подлинной сущности
Д.Келли отмечает, что во множестве гедонистических моделей можно выделить теории«подталкивания» («вилы в бок»), и теории «тяги» («морковка перед носом»).
Впервом случае исходным пунктом развития человека становятся неудовлетворенныефизиологические потребности, которые создают внутреннее напряжение, порождающее«влечение», побуждение снять возникшее напряжение путем удовлетворенияпотребности. Снятие напряжения приводит к исчезновению внутренних мотивов кдвижению, поэтому для обеспечения прогресса в развитии и ребенка, и взрослогоих необходимо все время «подталкивать».
Вовтором случае речь идет о развитии как стремлении к внешним целям (власти,превосходству, деньгам), но эти внешние цели есть не более чем концептуальныешаблоны «эгоцентрированного» решения проблемы: как получить максимумудовольствия в условиях острой конкуренции потребителей за «приятное».
Моделипсихологического развития и роста человека, ориентированные на этические иаксиологические принципы, исходят из гипотезы о том, что развитие необходимовытекает из стремления каждого человека к максимальной реализации своегопотенциала и гуманистических ценностей.
Приэтом гуманистическая концепция самоактуализации не отказывается, в отличие отсоциально-когнитивной модели, и от гедонистического принципа, свойственногоприроде человека. В ней постулируется прямая связь между реализацией человекомсвоего потенциала и гуманистических ценностей в практической деятельности ивысшей формой удовлетворения жизнью (пиковыми переживаниями).
Экзистенциальнаятеория считает подлинной лишь ту жизнь, в которой субъект сознательно реализуетсобственный проект, направленный на достижение высших ценностей, внезависимости от воздаяния болью и радостью.
Влюбом случае и гуманисты, и экзистенциалисты считают сущностной нормой длякаждого представителя человеческого рода сознательное стремление к поддержаниюопределенного посильного напряжения (Г. Оллпорт, К. Голдштейн), к постановкеперед собой все более трудных задач (А. Маслоу).
Два варианта
Попытаемсяпрояснить некоторое различие, имеющееся между понятиями «развитие» и «рост».Развитие — одна из форм изменений, перемен. Концепт «перемены» нейтральнымобразом свидетельствует об отсутствии стабильности, покоя. Идея переменотсылает нас к миру действительности, где каждый может наблюдать два варианта.
Первый— цикличные перемены: например, день — ночь; весна — лето — осень — зима. Идеяцикличности отражает замкнутый цикл, в котором несколько отдельных фаз исостояний определенным образом последовательно сменяют друг друга. По отношениюк жизни человечества эта идея отражена в древнейших религиях (переселение душ)и мифах о вечном возвращении.
Второй— конечные перемены, составляющие единственную и неповторимую жизнь каждогоотдельного существа. Эта группа наблюдений лежит в основании идеи финализма,которая отражена в мифах о рождении и жизни героя, авраамических религиях,естественно-научных теориях (концепция «Большого взрыва»). Идея финализмавыводит человечество в историю в связи с необратимостью «стрелы времени»,каждый человек оказывается в ситуации «жизненного пути» как единственной инеповторимой попытки самоактуализации.
Идея цикличности
Вциклических концепциях индуизма считается, что бог Брахма порождает и развиваетвсе сотворенное, бог Вишну поддерживает творение, а бог Шива завершает цикл,разрушая все сотворенное. При этом подразумевается, что в следующем циклетворения все может повториться.
Применениеэтой идеи к жизни человека означает, что на первом этапе человек развивается изодной клетки (эпоха Брахмы). На втором этапе он находится на пике сил и реализуетсебя (семья, дети, социальные и религиозные обязанности — эпоха Вишну). Натретьем этапе человек сосредоточивается на религиозных обязанностях (эпохаШивы).
Принаучном подходе идея цикличности означает, что задатки ребенка не могутпревосходить «суммы» задатков родителей. В религиях Индии с помощью идеицикличности обосновывается кастовая система с жесткими границами.
Вциклических концепциях выделяются два статических состояния (свернутое иразвернутое) и два процесса (развития и сворачивания).
Разворачиватьсяможет только то, что уже существует в свернутом виде. Человеку идея цикличностине дает цели: жизнь «одномерна», напоминает бег по замкнутому кругу, ивозвращение к первоначальному свернутому состоянию неизбежно. Попытки изменитьестественный и закономерный ход событий рассматриваются как преступление.Идеалом становится «оставление желаний», осознание иллюзорности окружающейдействительности, расслабление. Необходимо обрести мудрость, стать одновременнои младенцем и стариком, отдаться «потоку жизни» и «плыть по течению, любуясьвозникающими пейзажами» (дзен-буддизм, многие формы даосизма).
Идеяцикличности соотносится с представлениями о стабильном, «объективном» мире,соответствует взгляду на жизнь «со стороны абсолютного наблюдателя».
Идея финализма
Этаидея более молода и субъективна, здесь Бог и мир смотрят на каждого человека,причем смотрят в упор. Предмет рассмотрения — одна-единственная жизнь, котораяесть жизнь героя, совершающего подвиг и добивающегося цели.
Вфиналистических культурах необходимость борьбы за достижение цели внушается сдетства. В сказках, мифах и легендах — Золушка должна отделить злаки от плевел,познать саму себя и успеть на бал; рыцарь должен победить дракона; подвижникдолжен отказаться от всего земного ради любви к Богу.
Укаждого человека есть возможность обрести достойную цель. В этом случае можноопределить текущее положение героя на основании «расстояния» между героем и егоцелью. В разные моменты времени можно судить о том, приближается герой к цели илиудаляется от нее: приближение к цели ассоциируется с развитием.
Геройи сам может судить об успешности своей деятельности, так как он обладаеткомпасом (представлением об истинных ценностях бытия): нитью Ариадны,клубочком, священной реликвией.
Противники,препятствующие герою в достижении цели, и помощники, содействующие в решениизадач, создают предпосылки для итоговой трансформации героя. Чудовищестановится Прекрасным Принцем, Гадкий утенок — царственным Лебедем.
Вфиналистических концепциях благая цель расположена «вверху», в другомизмерении. Если процесс приближения к цели означает развитие, то финальноепреображение (расставание со старыми свойствами и качествами и приобретениеновых) означает рост. Рост невозможен без развития, но требует подвига.
Наиболееярко и последовательно идея финализма истории проявляет себя в христианстве,предлагающем каждому человеку самоопределиться по отношению к мыслям онеизбежном конце света, Страшном суде, Армагеддоне, Царствии Небесном. Идеяличного спасения, обретаемая христианином, требует от человека полнойтрансформации.
Важнойтемой финалистической культуры является необходимость разумного выборачеловеком умений, нужных для жизни и достижения цели (три сына выбирают триразных способа движения к цели; герой оказывается на развилке трех дорог ит.п.).
Одиниз методологических подходов современной науки, именуемый эволюционнойэпистемологией, предполагает, что и человек и человечество эволюционируютвместе со своими идеями.
Гуманистическая психотерапия
Гуманистическаяпарадигма в психологическом консультировании и психотерапии исходит изследующих представлений.
(1)Людям, при отсутствии помех, свойственно развиваться в позитивном направлении,которое характеризуется движением к самоактуализации через ростсамоорганизациии и ответственности во всех видах деятельности и отношений,включая самоотношение.
(2)Помехи такому развитию заключаются не только во внешних обстоятельствах жизниклиента, но и, главным образом, в специфике восприятия клиентом этих обстоятельстви самого себя.
(3)Психолог (психотерапевт) не может изменить социальные обстоятельства жизниклиента, тем более не может «отменить» предельные данности бытия (смерть, боль,изоляцию, отсутствие заданного извне смысла), но может способствовать:
а)более адекватному восприятию клиентом ситуации (путем эмпатического принятиясамого клиента в психотерапевтическом процессе общения, рассматриваемом какэкзистенциальная встреча);
б)самообучению клиента в терапевтическом процессе принципам выделения в каждойситуации факторов, способствующих развитию;
в)самоосвобождению клиента от давления мистифицированных теоретических схем,закрепляющих у него представления о фатальности действия прошлого опыта,культурных традиций и т.п., способствующих закреплению пассивной позиции поотношению к своей жизни (выученная беспомощность);
г)пониманию клиентом ценности жизненного опыта даже в самых тяжелых ситуациях;
д)укреплению уверенности клиента в собственных силах (силе «Я»), в возможностисамостоятельного нахождения и осуществления реалистических решений(гештальт-терапевты рекомендуют своим клиентам следующую «молитву»: «Господи!Дай мне терпение перенести все то, что я не в силах изменить; дай мне силизменить все то, что я могу и должен изменить; и дай мне мудрость всегдаотличать первое от второго!»).
(4)Психолог (психотерапевт) исходит из ясного представления о том, чтотерапевтическая реальность в гуманистической психотерапии является«облегченной» по сравнению с действительностью.
(5)Завершением процесса психотерапии является «экзистенциальное расставание»,символизирующее решение проблемы, «смерть болезни» и окончательное возвращениеклиента в его самостоятельную жизнь. Теперь он должен самостоятельно решатьсвои проблемы, находить оптимальный баланс между тем, что он должен «отдавать»обществу, и тем, что он может «получать» для себя.
И швец, и жнец...
Гуманистическаяпсихология во все большей степени становится своеобразным синтезом науки иискусства, «наукоискусством». Практическая гуманистическая психотерапия стала«практическим искусством», основанным на применении психологом под своюответственность широчайшего круга научных методов, методик и принципов; наполном вовлечении самого себя в терапевтический процесс, рассматриваемый какэлемент реальной жизни (а не утилитарной практики), с целью обеспечениянеобходимых условий для свободного саморазвития клиента.
Этосвязывает дальнейшее развитие гуманистического направления в психологии не стиражированием известных методик для все более широкого круга феноменов иявлений, а с полной самоотдачей психотерапевта, с его интенсивным творческимпоиском.
Психотерапевтстановится и художником, и поэтом, и драматургом, который не должен в этоммногообразии потерять из виду базовую для психологии проблему самопознания.
Способноститакого рода не может гарантировать ни образование, ни добросовестная научнаядеятельность. Это делает занятия психологией родственными занятиям философией,ведь обе эти дисциплины объединяет отсутствие объективных, догматических оснований.
«Свободное воспитание»
Какизвестно, развитие и рост человека изучаются многими дисциплинами. Поэтомунеобходимо непрерывное сопоставление данных, получаемых смежными науками,изучение их понятийно-категориального аппарата.
Гуманистическуюпсихологию часто упрекают в отсутствии концептуального единства, простых иясных решений и во внутренней противоречивости.
Нопроблема заключается в следующем. На раннем этапе своей работы лидергуманистической психологии А. Маслоу считал, что подлежащая актуализации«самость» человека представляет собой генетически детерминированноеобразование. В последнем заключено все необходимое для полноценного развитияличности. Из этой гипотезы неизбежно вытекало положение о том, что любоевмешательство в инстинктоподобный процесс разворачивания самости, проявляющийсяв развитии способностей, может привести к неустранимым «потерям» и дефектам.Отсюда вытекает призыв раннего Маслоу к «свободному воспитанию», понимаемомукак невмешательство в процесс развития даже самых близких и любимых людей.
Этиидеи восходят к одному из идеологов деизма — Ж.-Ж. Руссо. Он утверждал, чтонауки и искусства извращают человеческую природу и вносят разложение в нравыприродного человека.
Вромане «Эмиль, или о воспитании» говорится: «Все хорошо, что выходит из рукТворца, все вырождается в руках человека». Руссо — интуитивист, считающий, чтодействие, расчетливо преследующее заранее поставленные цели, по статусу нижедействий «по велению сердца». В естественных условиях человек сам удовлетворяетвсе свои потребности, сам учит своих детей, сам молится Богу, сам себе художники поэт, живет полной жизнью, не нуждаясь в помощи других и не завися от них. Онвполне свободен, и в этом состоянии все люди равны.
Идиллиязаканчивается с разделением труда, и чем дальше оно продвигается, тем сильнеестановятся узы, ограничивающие человека. Из свободного человека формируетсячасть социального механизма, в котором все части нуждаются друг в друге. Отсюдапроизрастает стремление человека к превосходству, власти: накапливаясобственность, каждый стремится поставить других людей в зависимость от себя,заставить их на себя работать.
Чтоже делать потерявшему себя в культуре, утратившему свою целостность человеку?Обрести себя вновь. «Человек, будь человеком, это твоя первая обязанность!» —говорит Руссо. Его идеал — независимая человеческая личность, свободная иверная только себе, подчиняющаяся только голосу внутренних ценностей, совести.
Путьк идеалу лежит в воспитании, которое, прежде всего, должно быть «свободнымвоспитанием». Задача заключается не в том, чтобы сделать что-то своспитанником, а в том, чтобы предохранить его от культуры. Надо сделать так,чтобы природа сама действовала в человеке, ибо она — наилучший воспитатель.
И гении заблуждаются
ВРоссии подобные взгляды проповедовал Л.Н. Толстой, он даже создал в Яснойполяне школу, для того чтобы их реализовать.
Л.Н.Толстой говорил о естественном разделении труда, основанном на свободномиспользовании человеком своих талантов и способностей. Также он говорил опротивоестественном разделении труда, создающем узких профессионалов. Этипрофессионалы (особенно чиновники, ученые, художники, учителя) искусственнопытаются вызвать потребность в своем труде и, накопив собственность, сделатьсясвободными от общества вообще. В результате все становится искусственным,неестественным.
Помнению Л.Н. Толстого, песня простых русских баб «выше» сонаты Бетховена, «несодержащей никакого определенного чувства и потому ничем не заражающей».Объехав с целью изучения образования не только Россию, но и Германию, Швейцариюи Францию, Толстой пришел к выводу, что образовательное влияние школы крайненезначительно вследствие того факта, что воспитание в ней насильственно, ашкола «оторвана от жизни».
Толстойсчитал, что формирование людей по известным образцам — неплодотворно, незаконнои невозможно. Допустимо лишь образование как свободное взаимоотношение равныхлиц, то есть образование, которое дает сама жизнь. Школа лишь должнапредоставлять ученикам возможность получать знания, ученики должнысамостоятельно выбирать те уроки, которые они сами считают для себя нужными.
Попыткапрактической реализации этих идей привела к печальному результату. В «Исповеди»Толстой пишет: «Теперь мне смешно вспомнить, как я вилял, чтобы исполнить своюпохоть — учить, хотя очень хорошо знал в глубине души, что я ничему не могунаучить такому, что нужно, потому что не знаю сам, что нужно… Я так измучилсяот того, особенно, что запутался… так противно мне стало мое влияние вжурнале, состоявшее всё в одном и том же — в желании учить всех и скрыть то,что я не знаю, чему учить, — я заболел более духовно, чем физически, бросил всеи поехал в степь к башкирам — дышать воздухом, пить кумыс и жить животнойжизнью».
Свобода — не факт
Чтоже общего во взглядах Руссо, Толстого и раннего Маслоу? У каждого из них естьпредставление, что человек свободен от рождения и наделен многочисленнымидостоинствами. Эти свобода и достоинства заглушены фактом принуждения.
Ихгипотеза заключается в том, что если это принуждение отменить, то свобода идостоинства развернутся во всем блеске. Отсюда дихотомия: свобода ипринуждение. Они не могут существовать вместе, полутонов нет, следовательно,возможны или полная свобода, или тотальное принуждение. Однако наука говорит,что между геномом и средовыми влияниями лежат и генотип, и фенотип:биологически осмысленная информация, рождаемая путем сознательного отказа отмногих возможностей в пользу одной избранной, ценнее нереализованногопотенциала.
Такимобразом, принуждение может быть преодолено, а отнюдь не отменено. Нужновоспитывать в человеке внутреннюю силу, могущую помочь ему правильнораспределить свои возможности в направлениях «человек для общества» и «человекдля самого себя».
Толькоосознание каждым человеком своей ценности и ответственность за себя и мирснимает необходимость принуждения как одного из факторов воспитания. Свобода —не факт, а цель — не данность, а задание воспитания. И цель не абсолютная, аотносительная, не подвергающая сомнению бытие и развитие системы«Человечество».
Маслоуосознал ошибочность своих взглядов на «свободное воспитание». Процесссамоактуализации человека отнюдь не исключает, а предполагает адекватный,синергический баланс между тем, что человек «вкладывает» своими усилиями в развитиеобщества, и теми «ресурсами развития», которые общество предоставляет каждомугражданину.
Этотбаланс отражает наиболее эффективный способ взаимодействия человека и общества,приносящий максимальный эффект и для личного, и для общественного развития.
Маслоупишет и о «внутренней» синергии здорового человека, которая заключается вединстве слова, мысли, действия и ответственности; в единстве внешнего ивнутреннего планов; в единстве мыслительной, теоретической деятельности ипрактической активности. В настоящее время эти идеи развиваются синергетикой,основой которой является системный подход к изучению человека.
Список литературы
Е.Е.Вахромов — кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории историческойпсихологии личности Психологического института РАО. Между свободой ипринуждением