Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Метапсихиатрическое видение

Психиатрия– лечение психики. Лечение психики представляет собой процесс ее преобразованияразличными способами от патологии к норме. Научно-конкретное изучение сознания,личности и организма человека в его жизнедеятельности, психосоматическихфункций в норме и патологии является для психиатрии с самого начала еесуществования не познавательной целью, а лишь средством более эффективногопреобразования психики, неотделимой от человека и его жизненного пути,социальных и природных условий бытия. Эффективность такого преобразованиязависит не только от специальных знаний психиатра, но и его интуиции,профессионального и жизненного опыта, общей культуры. Поэтому психиатрия – этоне только наука, но и искусство.
Всвязи с этим мы можем рассматривать психиатрию как науку и искусствопреобразования психики от патологии к норме. Другими словами, психиатрия – эторазновидность преобразовательной психологии, основным вопросом которой являетсявопрос о психической норме и патологии. Для психиатрии, рефлексирующей самоесебя, – а только такая психиатрия является зрелой, достаточно развитой, –решение этого вопроса имеет принципиальное значение.
Дляполноты рассмотрения истории вопроса необходимо иметь виду, что психиатрия ипонятие психической нормы и патологии не всегда существовали под своим именем.До возникновения психиатрии как таковой психиатрическую функцию выполнялишаманы, жрецы, священнослужители, подвижники, а инициаторами психиатрическихпредписаний и понимания психической нормы и патологии выступали мудрецы иоснователи религий.
Анализистории вопроса и современной ситуации дает основания для вывода оботносительности понятия психической нормы и патологии. Это означает, во-первых,что понятие психической нормы и патологии различно в различные историческиепериоды, в разных географических регионах, в разных социально-психологическихгруппах, во-вторых, что в современной ситуации не существует интегральнойконцепции психической нормы и патологии.
Современнаяконцептуальная психиатрия представляет собой эклектический набор концепцийпсихической нормы и патологии, разработанных на различных основаниях ипонятийных языках. По принципу подхода к психической норме и патологии в этомнаборе выделяется структура, состоящая из трех групп: панэтической, клиническойи антипсихиатрической.
Основнойтезис панэтической группы концепций заключается в том, что все люди психическиненормальны и страдают различными психопатическими состояниями. В качестведоказательства своего тезиса панэтическая психиатрия приводит наличную ситуациючеловеческого бытия. Отчуждение, конфликтность, эксплуатация, преступность,войны, угроза глобального уничтожения и тому подобные явления, составляющие характернуюи существенную черту наличной ситуации, представляют собой феноменпсихопатологии. В этой ситуации даже сам психиатр, включенный во всеобщую сетьпатологической коммуникации, не может остаться незатронутым психопатологией.Единственным выходом, по мнению панэтистов, является этический стоицизм.
Антитезисомзвучит основная идея антипсихиатрической группы концепций, состоящая вотрицании правомерности постановки вопроса о психической норме и патологии. Помнению антипсихиатристов, все люди психически нормальны, патологии вообще несуществует. Негативные отношения между людьми нормальны – такова природа людей.Любые формы сознания и поведения, даже те, которые интерпретируются какпатологические, нормальны, – это проявления свободы воли. Психиатрия, следовательно,– лженаука, средство подавления нестандартных личностей.
Своеобразнымсинтезом этих двух крайних точек зрения на психическую норму и патологиювыступает клиническая группа концепций, дифференцирующая психическую норму ипатологию на основе эмпирически сложившихся нозологий психических заболеваний иразличных методик функционального диагноза. При этом неспецифическим, сквознымпризнаком психопатологии считается отклонение от общепринятых стереотиповжизненного, социального и ситуативного поведения. Неспецифическим признакомпсихической нормы, наоборот, считается общепринятый, приспособительный типповедения. Клиническая группа концепций психической нормы и патологии являетсядоминирующей в современной концептуальной психиатрии.
Чтобылучше понять концептуальную психиатрию, необходимо рассмотреть ее в болеешироком историческом и логическом масштабе, на фоне преобразовательнойпсихологии в целом. В преобразовательной психологии существуют дваконструктивных направления: эзотерическая и житейская психологии.
Житейскаяпсихология – это психология человека как индивидуального существа,взаимодействующего с миром. Другими словами, это психология взаимодействиячеловека с миром и прежде всего человека с человеком. Целью этой психологииявляется ОПТИМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ человека в структурах и процессахприродно-социального мира. Для реализации такого функционирования необходимодостижение определенного, социально-нормативного уровня психического развитиячеловека. Эта задача выполняется всей предметной, организационной иидеологической структурой житейской психологии, обеспечивающей процесссоциализации человека. В житейской психологии развитие человека носитвыраженный социализированный характер и является средством достиженияоптимального функционирования.
Житейскуюпсихологию можно назвать тривиальной, общеизвестной преобразовательнойпсихологией. Высшим уровнем житейской психологии является этическая психология,предписывающая принципы оптимальных антропологических отношений. Реализацияэтической психологии означает освоение общечеловеческих ценностей наповеденческом уровне. Поскольку реализация этического поведения естьпревосхождение существующего социально-нормативного уровня развития психики иозначает своего рода избыток психической организации человека, то передэтическими людьми встает задача перманентного решения противоречий междуобщечеловеческими и локальными историческими, региональными, национальными идругими ценностями. Этическая психология является переходной ступенью (так называемаямезотерическая психология) от житейской к эзотерической психологии.
Эзотерическаяпсихология – это психология человека, реализующего переживание целостности себяи мира, «я» и «не-я». Другими словами, это психологиястановления человека как интегрального существа. Содержание эзотерическойпсихологии составляют принципы и методы ИНТЕГРАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ человека.Поскольку общество развивается не иначе как посредством развития индивидов,такой процесс может быть назван гуманизацией социума. В отличие от житейскойпсихологии, которая навязывается человеку всей доминирующей обстановкойсуществования, эзотерическая психология ненавязчива по своей сути, –интегральное развитие может быть только добровольным, поскольку к егореализации никто не принуждает. Эзотерическая психология открывает уровеньпсихического развития, намного превосходящий существующий социально-нормативныйуровень.
Поотношению к житейской психологии эзотерическую можно назвать нетривиальной,необщеизвестной преобразовательной психологией. Для реализации цели этойпсихологии функционирование человека должно быть подчинено интегральномуразвитию и обслуживать последнее. Для этого необходимо совершить личный переходот отчужденной деятельности к самодеятельности, не нарушая общечеловеческих этическихпринципов. Эффективность решения этой проблемы является показателемправильности пути развития конкретного человека.
Всоответствии с двумя упомянутыми конструктивными направлениямипреобразовательной психологии существуют две концепции психической нормы ипатологии: эзотерическая и житейская.
Вэзотерической психологии психически нормальным считается человек, достигшийпереживания целостности, обладающий интегрированным самосознанием, включающемкак целостный, так и индивидуальный аспекты, и проявляющемся в творческомжизненном пути. В соответствии с этим пониманием подавляющая часть человечествапребывает в ненормальном, психопатологическом состоянии отчуждения от целого имеханического существования.
Вжитейской психологии психически нормальным считается преобладающийсреднестатистический человек со свойственным ему индивидуальным самосознанием,живущий в соответствии с общепринятыми стереотипами. В связи с этим пониманиемчеловек, отклоняющийся от общепринятых стереотипов, считается психическиненормальным.
Современнаяконцептуальная психиатрия в своей основе является специализированнойразновидностью житейской психологии. Поэтому доминирующие в психиатрииклинические концепции с их установкой на социальную адаптацию отклоняющихсялюдей вытекают из житейского понимания психической нормы и патологии.Панэтические концепции психической нормы и патологии являются житейскимиредукциями эзотерического понимания этого вопроса. Наконец, антипсихиатрическиеконцепции являются чрезмерными и поэтому деструктивными реакциями методологовпсихиатрии на ее житейскую ограниченность.
Действительно,реальная психиатрия ограничена житейской концепцией психической нормы ипатологии. Вследствие этого психическая норма связывается прежде всего сприспособительным, а не творческим поведением человека. Это приводит к тому,что критерии различия между творчеством и патологией оказываются недостаточночеткими, реалистичными и перспективными. В связи с этим практическая психиатриянередко бывает малоэффективной, а в ряде случаев – и деструктивной, как на этоуказывают антипсихиатристы. Имеющиеся в психиатрии попытки выйти за пределыжитейской концепции психической нормы и патологии принимают редуцированные имифотворческие формы. Между тем конструктивное решение задачи дальнейшегоразвития психиатрии состоит в интеграции эзотерического и житейского пониманияпсихической нормы и патологии. Обладая эзотерическим и житейским пониманиемпсихической нормы и патологии, мы можем интегрировать эти понимания исформировать метапсихиатрическую концепцию, представляющую собой предельноширокое понимание этого вопроса, спроецированное на наличную ситуацию.
Однакопрежде необходимо упомянуть об одном важном социально-психологическомобстоятельстве. Между приверженцами эзотерической и житейской психологиисуществует известная конфликтная диспозиция, взаимное отрицание. Так,эзотерическая психология с точки зрения приверженцев житейской психологииявляется вымыслом или чем-то возможным для далекого будущего, а житейская сточки зрения приверженцев эзотерической психологии – примитивной,«приземленной» психологией. Такая диспозиция деструктивна и вконечном итоге антиэволюционна, так как без интегрального развития человека егофункционирование не может быть действительно оптимальным, а без оптимальногофункционирования действительное интегральное развитие неосуществимо. В этомкроется причина недостаточной эффективности как эзотерической, так и житейскойпсихологии. Дело, следовательно, заключается во взаимном преодоленииинтеллектуальной ограниченности приверженцев как эзотерической, так и житейскойпсихологий и установлении непрерывного конструктивного взаимодействия междуними.
Психопатологияс точки зрения житейской психологии проявляется в виде отклоняющегося,неконвенционального поведения. Но аналогичным образом проявляется и творчествов широком смысле этого слова. Как же их различать?
Психопатологическоеповедение – это негативная, разрушительная, деструктивная неконвенциональность.В психопатологическом отклоняющемся поведении общепринятые стереотипыприсутствуют в виде зачаточных или остаточных, рекламных или защитных форм.Такой тип поведения можно назвать деструктивным. Творческое поведение – этопозитивная, созидательная, конструктивная неконвенциональность. В творческомотклоняющемся поведении общепринятые стереотипы присутствуют полностью, но вдиалектически снятом виде. Такой тип поведения можно назвать такжеконструктивным.
Вкачестве одного из примеров, иллюстрирующих познавательное творческоеповедение, можно привести открытие неэвклидовой геометрии или виртуальнойфизики. Они не отрицают классической геометрии или физики, а включают их в себякак частный случай, расширяя представления об объективной реальности. Еслипродолжить эту аналогию, то примером деструктивного познавательного поведениябудет произвольное построение или отрицание физико-математических законов,познавательный волюнтаризм или нигилизм.
Еслимы примем за основу некий среднестатистический тип поведения (как это принято вжитейской психологии и современной психологической науке), то адаптивноеповедение человека прозвучит «тезисом», деструктивное –«антитезисом», а творческое – «синтезом». Таким образом, мыможем выделить три уровня взаимодействия человека с миром и, соответственно,три уровня психического развития человека, обеспечивающих эти уровнивзаимодействия: творческий, адаптивный и деструктивный. Каждому человекуприсущи все уровни, а тип человека определяется его доминирующим уровнем.
Еслибы мы ограничились рассмотрением этого вопроса только на уровне житейскойпсихологии, то адаптивный (приспособительный) тип человека мы назвали быпсихически нормальным, деструктивный – патологическим, а творческий(креативный) – сверхнормальным, опережающим, воплощающим и инициирующим новуюпсихическую норму. Однако в метапсихиатрической системе рассмотрения,включающей эзотерическое понимание психической нормы и патологии, мы должныназвать нормальным творческий тип, патологическим – деструктивный, апограничным между нормой и патологией – адаптивный. К этому следует добавить,что в метапсихиатрической концепции творческий тип представляет собой человека,устремленного к интегральному развитию.
Такимобразом, если существующая психиатрия имеет целью простое восстановление(излечение) психики человека, то метапсихиатрия предполагает расширенноевосстановление (исцеление) психики. Метапсихиатрическое понимание психическойнормы и патологии следует рассматривать как принцип подхода к дальнейшемуразвитию психиатрии и трансформации ее в конструктивную психологию эффективноговосстановления.
Конструктивнаяпсихология как таковая – это наука и искусство сознательного психическогоразвития человека, повышения уровня организации психики. В конструктивнойпсихологии имеется два основных направления: интегрального психическогоразвития и развития отдельных психических способностей для обеспеченияоптимального функционирования человека. В связи с тем, что наличная ситуациясодержит психопатологический компонент, имеется объективная необходимость и втретьем направлении: эффективного психического восстановления.
Висторически сложившейся эмпирической преобразовательной психологии цельинтегрального психического развития относится к области эзотерическойпсихологии, цель специализированного психического развития – к областижитейской психологии, а цель психического восстановления – к областипсихиатрии. Эти цели в известной мере противоречивы, причем противоречия носятхарактер преимущественно противоречия между целым и частью. Эти противоречиялежат в основе неэффективности, а иногда и деструктивных влияний эзотерическойпсихологии, житейской психологии и психиатрии на целостный процессжизнедеятельности человека. В связи с этим реальная конструктивная психологияможет быть сформирована лишь в процессе системной интеграции эмпирическогопсихологического знания. В основу такой интеграции может быть положенорассмотрение психики человека в его онтогенезе. Субординация бытийных процессовчеловека такова: наиболее полным является процесс развития, его частным случаемявляется функционирование, а частным случаем функционирования являетсявосстановление.
Такимобразом, конструктивная психология имеет три уровня, составляющие еесубординационную структуру. Верхний уровень занимает психология интегральногоразвития, средний – психология оптимального функционирования, а нижний –психология эффективного восстановления.
Всоответствии с метапсихиатрической концепцией и целями конструктивнойпсихологии мы сформировали базисную целевую структуру экспериментальнойкомплексной программы интегрального развития (ЭКПИР):
Развитиепсихиатрического самоконтроля.
Оптимизацияфункционирования в природно-социальном мире.
Изучениеэзотерической психологии.
Реализацияэтического поведения.
Реализацияпереживания целостности.
Интеграцияэзотерического и житейского опыта.
Обобществлениеличного опыта интегрального развития.
Трансформациядеструктивных отношений в конструктивные.
Список литературы
А.В.Чистяков(Владимирский). Метапсихиатрическое видение


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Александр I человек и государь
Реферат Оценка производственных запасов на предприятии и пути их оптимизации
Реферат Черчилль, Джон, 1-й герцог Мальборо
Реферат James Clerk Maxwell Essay Research Paper IntroductionHave
Реферат Особенности регулирования труда женщин лиц с семейными обязанностями
Реферат Старение
Реферат Адаптация детей и подростков к физическим нагрузкам в условиях Севера
Реферат Климактерический период
Реферат Совершенствование технологии ремонта испарителей бытовых холодильников
Реферат Аемой в системе, а также исключение или существенное затруднение несанкционированного и/или непреднамеренного воздействия на защищаемую информацию и ее носители
Реферат Грушевський та Антонович. Державницька й народницька школа
Реферат «Психологическая поддержка педагогов доу как условие сохранения здоровья детей»
Реферат Особливості імпресіоністичної манери М. Коцюбинського у новелі "На камені"
Реферат Химические способы очистки поверхностей полупроводниковых пластин
Реферат Характеристика інтегрованого пакету Microsoft Office як засобу для вирішення задач менеджменту