Владимир Смирнов
1999
Фундаментомлюбой науки является современная ей философско-мировоззренческая база.Последнее революционное обновление этой базы произошло как раз на рубеже XIX-XX веков.Наш любимый психоанализ стал венцом, лебединой песней классической науки и, кактаковой, унаследовал все классические методы наблюдения и интерпретации фактов.В чем заключается основное отличие классической науки от науки современной?Классическая наука базировалась на несокрушимой вере в принцип детерминизма, и,соответственно, во всем искала жесткие причинно-следственные связи. Современнаяже наука оперирует статистическими, вероятностными моделями. Различие междуэтими базовыми подходами весьма показательно. Детерминизм исходит из того, чтосуществуют жесткие системы законов, описывающие все взаимоотношения междунаблюдаемыми объектами, и эти законы справедливы в любой момент времени, т.е. y = f (x). Таким образом, точно измерив x (входную величину), мы абсолютно точно можем рассчитать и y (выходную величину). С точки зрения современной науки этополный абсурд. Мы никогда не сможем абсолютно точно измерить входную величинуx; это принципиально невозможно, независимо от точности наших приборов.[1] Мы можем говорить только об измеренииx с определенной степенью вероятности P(1)•x, идалее определять искомый закон в вероятностном виде: P(2)•y=f(P(1)•x). Таким образом, достоверность принципа детерминизманевозможно доказать экспериментально. В него можно верить, как верят в СвятуюТроицу, непорочное зачатие и прочие недоказуемые догмы, но это уже областьверы, а не науки.
Статистическийподход имеет два аспекта. Один из них я уже рассматривал в работе «Митькиникого не хотят!».[2]Там говорилось, что некорректно рассматривать массовую психологию какмеханическое распространение элементов индивидуальной психологии на всех членовобщества; но что систему из несчетного числа элементов можно адекватно описатьлишь используя статистические методы. Это универсальное правило. Сегодня дажешкольнику известно, что для достаточно точного описания термодинамики газоввовсе необязательно знать параметры каждой молекулы газа.
Теперьмы затронем второй аспект статистического подхода, рассматривающий отдельныеэлементы системы. Мы описали его формулой P(2)•y=f(P(1)•x). Это значит, что некорректно говорить, например:«оральная фиксация ведет к формированию орального характера, а оральныйхарактер проявляется в определенных поступках». Как вообще не следует говорить«из икс следует игрек», но: «из определенного с вероятностью P(1) икс с вероятностью P(2) следует игрек». Почему я так подробно останавливаюсь на этом?Суть здесь в том, что погрешность определения выходной величины не может бытьменьше погрешности измерения входной величины, т.е. нельзя выходную величинуопределить точнее, чем входную. Иными словами, флуктуации, разброс на входеприводит к еще большему разбросу на выходе. Аналогичным образом, любой полезныйинформационный сигнал подвержен искажениям, он затухает во времени. Это информационноепроявление второго начала термодинамики в связи.
Человекесть система, искусственно понижающая энтропию внутри себя.[3] Этот процесс мы называем гомеостазом.Психика также относится к числу искусственно понижающих энтропию систем.Энтропию обычно рассматривают в двух аспектах: тепловая (Клаузиус: количествотепла в замкнутой системе не может уменьшиться (оно или увеличивается, или неизменяется), все виды энергии переходят в тепловую) и вероятностная (Больцман:все сложные (маловероятные) системы без внешней поддержки разрушаются, элементыразрушенных систем стремятся приблизиться к своему наиболее вероятномуположению и состоянию). В данной работе мы сосредоточимся на вполне конкретнойтеме — информационной энтропии; нас будет интересовать затухание (искажение)полезного сигнала и способы борьбы с этим искажением. Напомню, в чем проблема — разброс, помеха на входе приводит к еще большему разбросу на выходе. Опонижении энтропии мы сможем говорить, если разброс на выходе будет меньшеразброса на входе. Это и достигается применением обратных связей, которыеподдерживают гомеостаз, психическое равновесие, координацию движений и всепрочие системы, локально уменьшающие свою внутреннюю энтропию.
Обратнаясвязь (ОС), по определению, есть «воздействие результатов функционированиякакой-либо системы (объекта) на характер этого функционирования. Основная идеяОС заключается в том, чтобы использовать сами отклонения системы (объекта) отопределенного состояния для формирования управляющего воздействия».[4] Рассмотрим блок-схему системы с ОС: [5]
/>
Рисунок.Блок-схема системы с обратной связью
ОбъектО, рассматриваемый как черный ящик, испытывает неконтролируемые внешниевозмущающие воздействия L. В результатеэтих воздействий изменяется выходной сигнал Y, сигнал состояния объекта. Суть ОС заключается в том, что мыимеем некую эталонную модель объекта Оэ, выдающую эталонный сигнал состоянияобъекта Yэ, а также орган управления, анализатор А,сравнивающий эталонный и реальный сигналы. В результате сравнения вырабатываетсякорректирующий сигнал Z(Y,Yэ),воздействующий на заданный объект. Это простейшая замкнутая система управления.Если в результате управляющего воздействия Z(Y,Yэ)уменьшается вызванное внешним возмущением L отклонение Y, то такая ОСназывается отрицательной (ООС), если нет — положительной (ПОС). Все системырегуляции здорового организма относятся к ООС.
Допустим,вы устанавливаете переключатель кондиционера на определенную температуру. Приэтом вы просто подключаете к управляющей схеме А соответствующий эталонныйрезистор Оэ, который и будет для этой схемы эталонным сигналом Yэ. Результат работы кондиционера — изменение температуры впомещении — измеряется электронным термометром, сопротивление которого Y зависит от температуры. Управляющая схема А сравнивает двасопротивления, эталонное Yэ и измеренное Y, и на основе результата сравнения выдает команду — охлаждать или нагревать. Если кондиционер устанавливает и поддерживаеттребуемую температуру (т.е. максимально приближает значение Y к Yэ), то его ОСотрицательна, а если его бросает то в жар, то в холод — значит он неисправен, иего ОС положительна.
Естественно,желаемая реакция системы — Y — м.б. нетолько константой, но и функцией. Классическая механика исходила как раз изтого, что для получения необходимого результата нужно приложить строгорассчитанные усилия; поэтому классические механизмы — это часы и музыкальныешкатулки. Но заранее рассчитать усилие, необходимое для определенного поворотаорудийной башни практически невозможно, т.к. вязкость смазки зависит оттемпературы, влажности, загрязненности и т.д., а время на расчет лимитировано.Поэтому создается модель поворота Yэ(которая м.б. как константой, так и функцией), а система управления орудием Абудет стремиться уменьшить рассогласование между реальным (Y) и желаемым (Yэ) угломповорота. Таким образом, система управления орудийной башней есть система сООС, которая формирует управляющее воздействие Z(Y,Yэ) намеханизм поворота.
Ксистемам с ООС относится и система координации движений. Норберт Винер, АртуроРозенблют и Джулиан Бигелоу описали в терминах ОС некоторые болезни, связанныес нарушением координации. Что происходит, когда я хочу взять какой-либопредмет? Я неосознанно совершаю ряд последовательных движений, причем с каждымдвижением расстояние между рукой и предметом уменьшается.[6] Для выполнения этого действия в мозгдолжны постоянно поступать сигналы о желаемом положении руки Yэ (на предмете), а также о действительном ее положении Y. Это зрительные и кинестетические ощущения. Механизм ООСнаправлен на уменьшение расхождения реального положения с желаемым, т.е.эталонным. Обычно при этом осознается только желаемая цель, и затем — достигнутая цель; все остальное происходит практически бессознательно. Но прирасстройстве ООС координация движений нарушается, и механизм ОС становитсяочень наглядным.
Рассмотриминтенционный тремор,[7]называемый также мозжечковым тремором, т.к. его обычно связывают с повреждениеммозжечка. В состоянии покоя у больного дрожи не наблюдается, но при попыткесовершить целенаправленное движение его рука «будет совершать, по мереприближения к цели, серию колебательных движений возрастающей амплитуды».[8] В данном случае мы можем говорить отом, что вместо ООС имеет место ПОС, когда попытка уменьшить расхождение (междужелаемым и действительным положением руки) приводит к увеличению этогорасхождения.
Другойтип нарушения координации известен как болезнь Паркинсона[9] или старческое параличное дрожание. Вней все происходит с точностью до наоборот — целевое движение выполняетсянастолько точно, что больной на начальной стадии болезни может быть дажеблестящим глазным хирургом; но в состоянии покоя дрожь проявляется в полноймере. Здесь мы можем говорить о нарушении ОС, регулирующей положение; вновь ООСстала ПОС. Механизм болезни Паркинсона также описан Винером. Для совершениялюбого целенаправленного движения необходимо достижение умеренного тонуса вмышцах, непосредственно не участвующих в данном движении. Таким образом, «ОС,регулирующая основное движение, действует в направлении, противоположном ОС,регулирующей положение… Поэтому наличие цели вызывает ослабление чрезмерногоусиления ОС, регулирующей положение, и вполне может установить ее ниже уровнядрожания».[10]И в болезни Паркинсона, и в мозжечковом треморе мы имеем дело с особымграничным видом ПОС, когда у колебаний, достигших определенного уровня, частотаи амплитуда стабилизируются. ОС при этом не может скомпенсировать рысканье, нои «в разлет» система также не идет.
Ещеодин пример нарушения координации мы видим при особой форме сифилиса спинногомозга — спинной сухотке (tabesdorsalis).[11]В данном случае ОС нарушается не за счет повреждения своего механизма, а из-заотсутствия достаточного количества информации для управления движением (Y). Здесь мы наблюдаем состояние атаксии, отсутствиякинестетических ощущений, что приводит к определенным расстройствам моторики.Больной двигается неуверенно, рывками, при ходьбе смотрит вниз; он постоянноосознанно пытается взглядом проверить то, что здоровый человек чувствует неосознавая.
/>
Норберт Винер создал несколькоэлектронных игрушек, реагирующих на свет и управляемых ОС. Более сорока летназад военно-медицинская служба США стала использовать фильм об этих игрушкахпри подготовке военных врачей-неврологов — как иллюстрацию кибернетическоймодели некоторых психофизиологических расстройств.[12] Представьте себе такого электронного«клопа», который стремиться спрятаться от света.
Рисунок.«Клоп» с ООС
Оказавшисьв туннеле между двух одинаковых ламп, он начнет метаться между ними, пытаясьнайти минимально освещенное место. Если его ОС отрицательна, то в конце концовон остановится примерно посередине между лампами. Но величину коэффициента ОСможно менять, например, выведенным потенциометром. Тогда, при ПОС, «клоп» будетили бесцельно метаться между лампами, пока не кончится энергия, или просто выскочитза пределы освещенной зоны.
Кругмоделей Винера обусловлен его общением с физиологом Артуро Розенблютом. Можетбыть, будь Розенблют психиатром, мы имели бы совсем иные схемы и модели. Вглаве «Кибернетика и психопатология» Винер набросал основы подхода кпсихическим расстройствам, не обусловленным физиологическими нарушениями мозга.Аналогом таких расстройств он считал «зацикливание» софта, программногообеспечения. Винер исходил из качественного деления памяти на долговременную(ПЗУ, ROM) и оперативную (ОЗУ, RAM). Долговременная память базируется наизменении структуры носителей информации, а оперативная представляет собойпостоянно обновляющийся циркулирующий поток данных. Надо заметить, чтовычислительная техника с момента своего появления и до сих пор используетименно этот принцип. При выключении питания или «сбросе» компьютера мыполностью теряем всю не сохраненную оперативную информацию. Исходя из этогоразделения, Винер писал: «В системе, состоящей из большого числа нейронов,круговые процессы вряд ли могут быть устойчивыми в течении длительныхпромежутков времени… Так относительно тривиальное и случайное отклонение отустойчивого состояния способно вырасти в процесс, совершенно нарушающийнормальную психическую деятельность».[13]Таким образом, мы имеем «циркулирующие записи памяти, усиливающиеся допревращения в навязчивые идеи».[14]Шоковую терапию (к которой он относился весьма критически) Винер трактовал какпопытку «стереть» из оперативной памяти циркулирующие в ней порочные записи.Психоанализ он рассматривал, как способ изменить аффективый тонус содержанийдолговременной памяти, часто неосознаваемых. Общее название, данное Винеромподобным психическим расстройствам — «душевный порочный круг».[15]
Механизмысаморегулирования незаметны, как нечто само собой разумеющееся; бросаются вглаза лишь их нарушения, т.е. ПОС. В некоторых неврозах процессы болезненногосамовозбуждения просто невозможно не увидеть. Эту ПОС Карен Хорни и Виктор Франкл,не сговариваясь, назвали одним и тем же красивым винеровским термином — «порочный круг».[16]Процитирую Хорни: «образование порочного круга… является одним из наиболееважных процессов при неврозах». «Обнаружение порочных кругов, со всеми ихвнутренними звеньями, является одной из главных задач психоанализа».[17] Вот так, ни больше и не меньше.Простейший пример порочного круга, приводимый Хорни, таков:
/>
Рисунок.Простейший «порочный круг» Хорни
Человекиспытывает первичную тревожность (вызванную незначительным внешнимвоздействием), мастурбирует, чтобы ослабить ее; но мастурбация активизируетстрах болезни и страх наказания, что, в свою очередь, ведет к увеличениютревожности. Стараясь справиться с усиленной тревожностью, невротик пытаетсямастурбировать чаще — но тревожность от этого лишь увеличивается; и т.д. Мывидим, что «круг» есть ни что иное, как ОС, т.к. то, что начинается с тревоги,в итоге приводит к ней же, но в усиленном виде; выходная величина подается навход, где делается попытка чем-то скомпенсировать ее. Термин «порочный» для ОСсоответствует определению «положительная», т.к. попытка уменьшить выходную величинуприводит к ее увеличению. По поводу этого качества Хорни пишет: «те самыесредства, которые служат успокоению от тревожности, в свою очередь порождаютновую враждебность и новую тревожность». «Образование порочных кругов являетсяосновной причиной того, почему тяжелые неврозы прогрессируют, углубляются, дажеесли нет каких-либо изменений внешних условий».[18] Таким образом, термин «порочныйкруг» является очень удачным и интуитивно понятным обозначением ПОС. Здесь, каки в моделях Винера, мы имеем дело с граничным случаем ПОС, т.к. любые попыткиуменьшить тревожность — мастурбация, пьянство, обжорство и т.п. имеют своифизиологические ограничения. Порочный круг приводит к быстрому нарастаниютревожности до определенного предела, где она стабилизируется.
Следуетотметить, что граница эта куда дальше, чем может показаться на первый взгляд. Внаше время мужской онанизм (понимаемый как способ снятия сексуальногонапряжения при невозможности сделать это обычным путем) практическилегализован. Но с невротиком все совсем иначе. Легализованный онанизм все жепредставляет собой ублюдочно-суррогатную копию нормального полового акта, т.е.предполагает эрекцию, фрикционные движения, эякуляцию и оргазм. Но дляневротического онанизма даже эрекция необязательна — невротик можетмастурбировать и на «вялом» пенисе! Он предает этим общемужской символизмэрегированного фаллоса (что в основном и обуславливает брезгливое отношение кподобной деятельности); но зато ему удается сдвинуть рамки физиологическихограничений — и, таким образом, усилить ПОС и углубить свой невроз.
/>
Рассмотрим более сложный пример изкниги Карен Хорни «Невротическая личность нашего времени», пример того, какразрегулированная ОС «раскручивает» внешне незначительный, даже незамеченныйсознанием повод до мощного всплеска тревоги, сопровождающегося невротическойкомпульсией.
Рисунок.ПОС в примере Хорни
Пустьневротик пожертвовал чем-то ради близкого ему человека. Сам себя он считаетлюбящим и самоотверженным, но бессознательно он ненавидит партнера за своюжертву и хочет отомстить (первичная враждебность). Боясь потерять контакт снеобходимым ему партнером, невротик вытесняет свою враждебность; в результатевытеснения враждебность трансформируется в тревожность. Эта тревожность, содной стороны, усиливает навязчивую потребность в любви, а с другой — включаетмеханизм негативной проекции, приписывающий все негативные побуждения партнеру.Негативная проекция усиливает враждебность, которая вновь вытесняется в результатенеразрешимого противоречия с навязчивой потребностью быть любимым. В результатеусиливается тревога, и т.д. по кругу, т.е. по уже известной нам схеме ПОС.
Особенночасто вспоминается Винер при чтении работ Виктора Франкла. Как и Винер, Франклсчитал себя экзистенциалистом по философским взглядам; он даже называл свойметод экзистенциальным анализом. Правда, не очень обоснованно. Винер, покрайней мере, уловил эмоциональный настрой экзистенциализма — то, что дляполного ощущения своего бытия надо мыслить его целиком, включая и смерть. Безсмерти бытие неполно, т.е. несобственно, фальшиво. Франкл же нередко переводилвопрос о смерти на религиозную почву, где он полностью теряет смысл. Крометого, Франкл писал, что не может отказаться от субъект-объектного разделения.Но что же тогда остается от экзистенциализма?! Легче представить фрейдизм безсексуальности или монотеизм без бога. В своих убеждениях Франкл твердо стоял напозициях метафизики, от которой Хайдеггер всю жизнь отталкивался. Видимо Франклпросто считал себя должником, повзаимствовавшим у экзистенциализма понятиясмысла и интенции. Действительно, у его кумиров Фрейда и Адлера таких понятийне было — ни в знаменитой шкале конституциональных предрасположенностей ивнешних воздействий Фрейда, ни в красивой формуле Адлера. Но еще Аристотель,говоря о каузальности, рассматривал четыре вида причин: первая — причинаматериала, вторая — причина формы (в применении к психологии эти две причины идают конституциональную предрасположенность), третья — причина внешнихвоздействий, и четвертая — причина цели. Хайдеггер тут ни при чем. Тем болеечто все современные психоаналитические учения что-то взяли из экзистенциализма.Но заимствование еще не означает принадлежность. Есть такой анекдот:
— Какого цвета твоя машина?
— Ты закат видел? Точно такой цвет, только зеленый.
Воти логотерапия Франкла — это настоящий экзистенциализм — только зеленый. Спутаницей в терминологии у Франкла мы будем постоянно встречаться (хотя, бытьможет, тут есть немалая заслуга переводчиков). Даже в однокоренных словахлоготерапия и логоневроз Франкл подразумевает разные значения слова логос.Логотерапию следует понимать, как терапию смысла, цели; а логоневроз — какрасстройство слов, речи, проще говоря — нетоническое заикание. Но как бы мы ниизгалялись по поводу теорий западных психологов, нам следует усердно изучать ихогромный клинический опыт. А Франкл годами разрабатывал и обкатывал методикулечения и логоневрозов, и других психических расстройств, в основе которыхлежит механизм антиципированной тревоги. Именно их мы и хотим смоделироватьздесь, используя известные нам принципы ОС.
Собственно,техника логотерепии сводится к использованию двух внешне несовместимых методов:дерефлексии и парадоксальной интенции. Интенция (направленность) — один изнаиболее часто употребляемых Франклом терминов. Но смысл, который он вкладываетв это слово — сугубо метафизический. Интенциональный акт по Франклу — этопсихический акт субъекта, направленный на внешний объект. Онпротивопоставляется Франклом рефлексивному акту, объектом которого является саминтенциональный акт и совершающий его субъект. Разделение на субъект и объект,противоставление субъекта и «трансцендентного» по отношению к нему внешнегомира — это философское наследство Декарта является на сегодняшний деньгосподствующим мировоззрением большинства людей. Можно сказать, что обыденноемировоззрение отстает от философского примерно на пятьсот лет. По мнениюХайдеггера, вся классическая философия до Брентано и Гуссерля была жестко обусловленарелигиозной (христианской) онтологией, считавшей человека творением бога, т.е.«вещью сотворенной». Сответственно все «человеческое» было лишь признаками этойналичной в пространстве вещи. С позиций экзистенциализма, описывающего человекакак бытие, экзистенцию, обусловленную временем (а для Декарта любая наличнаявещь обуславливалась именно протяженностью, т.е. пространственнойхарактеристикой), разделение на субъект и объект (или субъект и внешний мир,понимаемый как совокупность объектов) терят смысл. Очевидно, что Франкл несделал даже первого шага к экзистенциализму.
Туже методологическую ошибку мы видим и при обосновании Франклом методадерефлексии. Дело в том, что Франкл исходил из известного психологическогопротивопоставления субъекта и объекта. А здесь все давно описано: дикарь жил вощущении слияния с миром, в состоянии «мистической сопричастности»; а эволюцияментальной культуры, наоборот, соответствовала разделению субъекта и объекта,укреплению жестких границ между ними. Аналогичный процесс мы видим и вонтогенезе ребенка, который на наших глазах начинает активно выделять себя извнешнего мира. С другой стороны, деперсонализация — симптом некоторыхпсихических заболеваний. Следует подчеркнуть, что во многих случаях Франклсчитал причиной деперсонализации гипертрофированную рефлексию; он писал(дословно!): «преувеличенное самонаблюдение вызывает расщепление самоосознания«эго»».[19]Франкл даже иллюстрирует эту антифеноменологию красивой схемой:
/>
Рисунок.Генезис деперсонализации по Франклу
ПоФранклу интенциональный психический акт направлен на объект, подобнопсевдоподии амебы. Но наряду с этим актом, приносящим нам знание о внешнемобъекте и воздействующем на него, всегда присутствует и вторичный рефлексивныйакт, приносящий нам осознание первичного акта, а также осознание себя вкачестве познающего и действующего субъекта. Высокая интенсивностьрефлексивного акта соответствует сверхнатянутости псевдоподии, что приводит кее разрыву. В результате в психике появляются некие остатки, не связанные сэго.
Сутьметода дерефлексии Франкл иллюстрирует притчей о тысяченожке, котораяразучилась ходить, когда задумалась, как же она это делает. Если она думала оцели пути — она легко бежала к ней; а если о том, когда, куда и какую ногупоставить — то спотыкалась и падала. Корень многих психических расстройствФранкл видит в недоверии к своему организму, в невротическом желании поставитьпод контроль воли и сознания больше, чем следует. Логоневроз Франкл объясняеттем, что заика перенес внимание с того, что он хочет сказать на то, как он этосделает. Надо заставить его думать только о первом, начисто забыв о втором — адля этого рекомендовать ему в одиночестве вслух проговаривать все свои мысли.Естественно, забыть что-то волевым усилием невозможно; нельзя забыть Геростратаили не думать о красной обезьяне. Это должно произойти само, естественнымобразом, при перенесении внимания пациента на цель, на объект. В терминологииФранкла, надо перенести акцент с рефлексивного акта на интенциональный. Пациентдолжен быть дерефлексирован от себя и своих расстройств, и направлен к своейцели, к объекту, т.е. качественно переориентирован.
Кромеборьбы с гиперрефлексией, с навязчивым самонаблюдением, метод дерефлексиииспользуется также и для борьбы с гиперинтенцией. Гиперинтенция — этогипертрофированное навязчивое стремление любой ценой добиться желаемогорезультата. Гиперинтенцией является стремление заснуть при бессоннице, или стремлениеполучить оргазм при фригидности. И в данном случае схема Франкла все та же.Стремление получить оргазм, сексуальное удовлетворение, он трактует какрефлексивный акт наблюдения за своими ощущениями, внимание с которого должнобыть перенесено на интенциональное стремление к партнеру, увлечение конкретноэтим человеком. И тогда оргазм появится сам, как побочный результат первичногоинтенционального акта.
Нельзяне отметить аналогию дерефлексии с целенаправленным движением, которое снимаеттремор при болезни Паркинсона. Стоит еще раз процитировать Винера: «ОС,регулирующая основное движение, действует в направлении, противоположном ОС,регулирующей положение… Поэтому наличие цели вызывает ослабление чрезмерногоусиления ОС, регулирующей положение, и вполне может установить ее ниже уровнядрожания».[20]Столь разительное сходство обусловлено использованием одного и того же метода,одной и той же терминологии при описании различных явлений.
Методпарадоксальной интенции, в отличие от метода дерефлексии, не толькососредотачивает внимание пациента на рефлексивном акте, но и пытаетсяфорсировать его, создавая нелепую, комическую ситуацию. Юмор дистанцируетпациента от его расстройства, лишает симптом его сверхзначимости. Невротик,практикующий парадоксальную интенцию, должен стремиться как раз к тому, чего онтак неудачно пытается избежать. Логоневротик должен пытаться заикаться ещесильнее, на грани возможного. Страдающий фобией должен представлять, какклассно и забавно будет осуществить его фобию — как весело он грохнется смоста, задохнется, будет покусан лошадью. Больной неврозом навязчивых состоянийдолжен перестать сопротивляться своим компульсиям, представляя, как прекрасно изабавно будет кого-то убить, выпустить ветры в театре или выругаться в церкви.Обсцессивный невротик, конечно, никогда никого не убьет. Так что данный методвполне безопасен — при условии, что вы правильно поставили диагноз. Психотикможет буквально воспринять ваш призыв и радостно последовать ему. Но вотношении логоневроза и таких безобидных расстройств, как, например,эритрофобия (боязнь покраснеть на людях), метод работает почти безотказно.Следует только помнить, что не всякое заикание является логоневрозом. Здесь,как и везде, установка диагноза должна предшествовать лечению.
Создаетсявпечатление, что Франкл подходит к психическому расстройству, как кклассическому «черному ящику» с выведенной регулировкой управления, как кмеханизму, подобному винеровскому «клопу». Он почти наугад крутит регулировкуто в одну, то в другую сторону, фиксирует результаты и делает выводы.Естественно, эти выводы касаются лишь функционирования черного ящика, но не егоструктуры. Франкл видит, что логоневротик заикается тем сильнее, чем сильнееего осознанное желание говорить правильно. А здоровый человек вообще не думаето том, как он говорит, но только о том, что он говорит. Значит, и логоневротикунадо максимально вывести регулировку влево, что достигается методомдерефлексии. Или наоборот, можно крутануть регулировку вправо — пусть ондумает, как он говорит, но при этом пусть старается говорить еще болеенеправильно. Это метод парадоксальной интенции. Франкл эмпирически доказалдейственность обоих методов, и при этом, в отличие от своих последователей, онне пытался строить глубоких объяснительных теорий. Черный ящик и есть черныйящик. Похоже, Франкл даже не догадывался, что его логотерапия имеет дело с ОС.
ОтношениеФранкла к ОС двойственно. С одной стороны, он постоянно отрицает существованиесаморегулирующихся систем, настроенных на свой эталонный уровень, таких какгомеостаз, принцип удовольствия и т.п. Такие системы Франкл считает не болеечем теоретическими концептами. Реально же по Франклу гомеостаза не существует,т.к. в противном случае зародыш никогда не стал бы ребенком, а ребеноквзрослым. Не существует и принципа удовольствия, как психического эквивалентагомеостаза, т.к. иначе культуры бы не было, а все люди были бы самодовольнымикретинами. С другой стороны, описание Франклом его «порочного круга» есть ничто иное, как описание системы с ПОС. Причины такого двойственного отношенияясны — Франкл просто не знал, что такое ОС. Один раз он даже употребил этоттермин в своей работе — но явно не к месту. Это дает нам некоторую перспективу- мы можем пойти дальше и предположить, какие выводы сделал бы Франкл, будь онзнаком с теорией ОС.
Перейдемк данному Франклом описанию порочного круга на примере эритрофобии, т.е. боязнипокраснеть на людях. В отличие от теории Хорни, считающей главными факторами вустановлении порочного круга враждебность и тревожность, у Франкла ключевоепонятие порочного круга лишь одно. Им является антипицированная тревога, т.е.предвосхищающая, первично необоснованная тревога, которая, усиливаясь, вызываеткак раз то, чего человек боится.
/>
Рисунок.Механизм антиципированной тревоги по Франклу
Вданной схеме мы имеем слабую, первично необоснованную тревогу, которая ведет клегкому, практически незаметному покраснению. Данный симптом (покраснение)сравнивается с обычным состоянием, результат сравнения ведет к усилениютревоги, что усиливает симптом и т.д. по кругу. Так бы описали данную ситуациюмы. Теперь процитирую Франкла. «Пациент, страдающий эритрофобией, которыйбоится покраснеть, например, когда входит в помещение и встречает группу людей,действительно покраснеет именно в этот момент. Симптом вызывает психическуюреакцию, соответствующую антиципированной тревоге, которая провоцируетповторное появление симптома. Повторное появление симптома в свою очередьусиливает антиципированную тревогу, и таким образом замыкается порочный круг».[21] Практически Франкл описывает ни чтоиное, как ПОС, только другими словами. Легкое незаметное покраснение, сбой вречи, мимолетный испуг, сомнение — все это в норме (т.е. в случае ООС)неосознанно компенсируется в аналитическом блоке А. Но в случае ПОСантиципированная тревога усиливается и круг становится порочным. К этой схемеотносятся логоневроз, часть фобий и неврозов навязчивых состояний, нарушения,называемые Франклом сексуальными неврозами,[22]и другие расстройства, в генезисе которых лежит механизм антиципированнойтревоги.
Франкл,как и Хорни, не сознавая того, действовал строго в рамках теории ОС. В своейформулировке он четко выделил антиципированную тревогу, как регулирующеевоздействие ОС Z(Y,Yэ), как то, что можно и необходимо регулировать дляизменения качества ОС. Таким образом, сделать ОС отрицательной, т.е. приводящейк уменьшению антиципированной тревоги и, следовательно, к снятию симптома,можно двумя способами. Во-первых, забыть о тревоге, сосредоточившись на объектепрямого интенционального акта, т.е. используя метод дерефлексии. «Забыть» здесьозначает не вытеснить, а снять внимание, лишить энергии. Подходя к людям надодумать не о своем покраснении, а об этих людях, или о предмете совместныхобсуждений и действий. И, во-вторых, можно уменьшить тревогу, лишая еесверхзначимости, т.е. используя метод парадоксальной интенции. Надо не боятьсяпокраснения, а наоборот, стараться покраснеть как можно сильнее, удивить всехсвоей уникальной способностью краснеть (дрожать, заикаться и т.д.). И в том и вдругом случае это функции анализирующей системы А. В теории Франкла ее рольвыполняет, по сути, философская установка пациента, установка на отречение отрефлексии, самокопания, ради интенции к миру и людям.
Рассмотримтеперь, можно ли отнести к порочным кругам симптомы навязчивых повторений,когда больной по много раз возвращается домой, чтобы в очередной раз убедиться,что он все-таки запер дверь. Франкл трактует невроз навязчивых состоянийследующим образом. У здорового человека, по Франклу, всегда имеются и иррациональноесомнение (по поводу той же двери), и здоровое доверие к правильности своихпривычных действий. У невротика же просто нарушены пропорции — доверие его ксебе мизерно, а сомнение в себе огромно. Действия его вполне правильны и,возвращаясь к двери, он неизменно находит ее запертой, но это никак не меняетего отношения к себе. Здесь напрашивается аналогия со спинной сухоткой, когдабольному недостает бессознательных ощущений, и он пытается сознательноконтролировать ситуацию.
Чтобыне плодить без нужды параметры, можно уверенность описать просто как низкийуровень сомнения. Тогда иррациональное сомнение, тревога невротика усиливаетсясогласно описанному механизму ПОС до определенного предела, после чего онвозвращается проверить дверь и, таким образом, «снимает» свои сомнения. Этопохоже на паровой котел, давление в котором растет, а предохранительные клапаныне могут с этим справиться. Тогда можно просто открыть крышку котла и «скинуть»весь пар, а потом закрыть ее и начать все сначала.
Аналогичнымобразом можно было бы рассматривать и фобию, как некий мимолетныйиррациональный страх здорового человека, непомерно усиленный механизмом ПОС. Номы знаем, что это не так, что осознаваемый манифестный страх есть лишьрационализация, маскировка для сильнейшей латентной тревоги, связанной сосмертью, сексуальностью, волей к власти и т.д. (на ваш выбор). И саминевротики, кстати, часто осознают абсолютную иррациональность своих фобий икомпульсий. Но Франкл принципиально рассматривает проблему совсем с другой стороны- со стороны сознательных восприятий. Именно осознаваемая антиципированнаятревога, связанная с соответствующим симптомом, усиливается механизмом ПОС.Тогда все латентные механизмы, о которых мы так много говорим, можно считать«встроенными» в аналитический блок А — ведь именно там происходит усилениетревоги. А латентные механизмы мы должны вскрывать известными нам методамиглубинной психологии. Таким образом, все сказанное здесь имеет ценность лишьпри условии существования нарушений, не связанных с устойчивыми глубиннымиконфликтами. Я считаю, что покраснение на людях, дрожание рук в ответственныхситуациях, часть логоневрозов и другие подобные расстройства часто относятсяименно к таким нарушениям и являются следствием неправильного реагирования, котороеможно скорректировать.
Франклбесследно снимал незапущенные симптомы за 5-10 сеансов. Мы знаем, что так небывает, что снятие внешнего симптома без глубинной проработки вызвавших еговнутренних конфликтов неминуемо приведет к образованию замещающего симптома. Нона практике этого не происходит. Последователи Франкла изобрели множествотеорий, которые в рамках классического психоанализа объясняют этот парадокс.Много было сказано об отыгрывании запретных импульсов при парадоксальнойинтенции, об играх Эго и Супер-Эго, и т.д. Мне кажется, если рассматриватьпорочный круг как ПОС, то все становится гораздо проще. Действительно, нельзяне опасаясь последствий снять симптом, адекватный по силе вызвавшей егоглубинной причине. Но в рассматриваемой схеме причина L мизерна, не патологична. Симптом вызван не соответствующей ему посиле причиной, а усиленной величиной первичной причины, причем роль усилителяздесь играет механизм ПОС. Изменив функционирование этого механизма, т.е.сделав ОС отрицательной, мы можем не беспокоиться по поводу незатронутойанализом внутренней причины, т.к. она, как мы говорили, мизерна и непатологична. У пациента при этом остается предрасположенность кразрегулированию ОС, но терапия Франкла как раз и направлена на то, чтобынаучить больного пользоваться осознаваемыми регулировками ОС. Все это,повторяю, относится к нарушениям ОС, связанным с неправильным реагированием.Если ОС нарушена глубинной причиной, «встроенной» в аналитический блок А, тотеория ОС может лишь описывать нарастание осознаваемой тревоги, и не более.
Хочетсядобавить к этому следующее. Мне кажется, при обосновании метода дерефлексииФранкл смешал принципиально разные понятия. Одно дело рефлекторные акты ходьбы,дыхания, сглатывания, которые и должны выполняться бессознательно, и совсемдругое — мышление и речь, которые являются вторичными психическими актами. Однодело ежик, который забыл, как надо дышать и умер, и совсем другое — стихи, т.е.речь, для которой весьма важно не только то, что сказано, но и то, как сказано.Человек, начавший думать о смысле слов, непременно испытывает глубокоеудивление, и в итоге становится поэтом. А если он при этом задумается о смыслеиспользуемых и подразумеваемых модальных глаголов, он становится философом. Нодля Франкла это скорее симптомы, ведь как мы помним, по его теории«преувеличенное самонаблюдение вызывает расщепление самоосознания«эго»».
Здесьстоит вспомнить экзистенциальное понятие раскрытости, разомкнутости, просвета.Просвет по Хайдеггеру — это система взаимоотношений человека с бытием, котораяпозволяет бытийствующему проявиться, встретиться, т.е. стать воспринимаемым.Основной упрек Хайдеггера метафизике состоит в том, что она занимаетсявоспринимаемым бытийствующим, и даже не замечет существования просвета, условийего существования, его исторических трансформаций. Так, рассмотренная в началеданной работы вера в детерминизм является ни чем иным, как рудиментоммировоззрения, предшествовавшего нашему; того мировоззрения, которое считаловсе физические законы непогрешимым (т.е. абсолютно точным) творением единогобога.
Вотношении речи, как и во всем остальном, теоретические убеждения Франклавступают в противоречие с его практикой парадоксальной интенции. Этот методучит логоневротика концентрироваться именно на том, как он говорит, а не натом, что он говорит. Иными словами, метод парадоксальной интенции снимаетвнимание и с прямого интенционального акта (который у невротика все равно неполучается), и с рефлексивного страха неудачи — и переносит его на осознание самогоспособа говорения. Это совсем иной взгляд логоневротика на проблему, своегорода осознание локального просвета речи. Здоровый юмор, представлющий способговорения (и связанную с ним тревожную ситуацию), как забавную игру, гаситантиципированную тревогу и делает ОС отрицательной. Таким образом, на практикелоготерапия Франкла действительно является экзистенциальным психоанализом, хотяи не в том смысле, которое вкладывал в это слово автор.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.proekt-psi.narod.ru/