Алексеева А. А.
ПриказомМО РФ от 01.07.03 (№2833) образовательным учреждениям предоставлено правообучать религии детей с их согласия и по просьбе родителей.
Каждаятема программы предполагает целенаправленную работу воспитателя в процессеповседневной жизни детского сада, а также проведение специальных занятий,бесед, которые развивают, наглядно показывают и объясняют ее содержание.
Количествозанятий или бесед не регламентируется. Это зависит от возраста детей, уровня ихобщего развития, воцерковленности, подготовленности по данным вопросам.
Занятияи беседы необходимо проводить в интересной, доступной для детей форме,иллюстрируя отдельные положения наглядными пособиями. Очень важно учитыватьиндивидуальные особенности детей, так как каждый ребенок воспринимаетпреподносимый ему материал по-своему: один лучше запоминает услышанное, другой- увиденное, третий — проигранное.
Вработе используются разные виды детской деятельности:
дидактическиеигры, создаваемые педагогом вместе с детьми;
изобразительнаядеятельность, которая помогает почувствовать познаваемое, отобразить своевидение образов;
музыка,вызывающая радость, удивление, восхищение, праздничную приподнятость или легкуюпечаль, способствующая активному сопереживанию, воздействующая на чувства исознание;
игры-драматизации.
Занятиямогут комбинироваться по усмотрению педагога с использованием тех или иныхсредств выразительности.
Усвоениенового материала у ребенка младшего дошкольного возраста лучше всего происходитпри его включении в практические действия (лепка, рисование, конструирование,посадка растений и др.). Следует также отметить, что для детей этого возраставажно неоднократное повторение излагаемого материала, иногда даже в одной и тойже интерпретации.
Закреплениетем проводится в повседневной работе с детьми, во всех видах детскойдеятельности.
Тема1. Ребенок и его окружение
Цель.Уточнить представление о близких ребенка (отец, мать, братья, сестры, другиеродственники). Дать представление о его непосредственном окружении (дом, двор,улица, город, страна).
Занятияпо данной теме проводятся после знакомства и индивидуального собеседования скаждым ребенком и его родителями, во время которого уточняются такие вопросы,как состав семьи, взаимоотношения ее членов, участие в церковной жизни, условиявоспитания. Затем детям последовательно даются понятия о семье, родных иблизких, подчеркивается забота родителей о ребенке, их любовь. Воспитательпобуждает детей высказать свою любовь к родителям и другим членам семьи.
Длязнакомства с окружающим миром организуются целевые прогулки вокруг детскогосада, по близлежащим улицам, паркам, посещение церквей, монастырей, различныхпамятных мест. Для детей более старшего возраста организуются экскурсии погороду и пригородным районам. Желательно посещать места, связанные с жизнью иподвигами святых. Во время таких экскурсий подчеркивается красота окружающейприроды, что подводит детей к понятию «Бог – Творец мира».
Впроцессе занятий широко используются фотографии, иллюстрации, слайды и другойнаглядный материал.
Примерноесодержание занятия «Моя семья» для детей 3 лет
До3 лет воспитание ребенка, как правило, происходит дома, и первыми еговоспитателями являются мать и отец, отчасти другие близкие родственники — бабушки, дедушки, братья, сестры и др. После 3 лет, даже при поступлении ребенкав детский сад, семья продолжает играть главенствующую роль в его духовномвоспитании.
Вначале занятия воспитатель предлагает поговорить о своих семьях. Он спрашиваету детей, как зовут маму, папу, есть ли бабушка, дедушка, братья, сестры идругие родственники. Разговор сопровождается рассматриванием фотографий родных.
Затемвоспитатель рассказывает детям о том, как мама, папа, бабушка заботятся о них,готовят вкусную еду, покупают одежду, игрушки и т.п., побуждая детей кразговору о заботе близких. Постепенно воспитатель подводит разговор к тому,что группа — тоже семья, все дети должны любить друг друга, как родные братья исестры, быть добрыми и заботливыми.
Закончитьзанятие можно рассказом, стихотворением, песенкой, предложить детям нарисоватьчто-нибудь в подарок своим близким.
Важнейшейзадачей воспитания детей данного возраста является развитие у них умениядоброжелательно общаться со сверстниками (делиться игрушками, гостинцами,уступать, помогать, сопереживать другому ребенку), четко, внятно выражать своипросьбы, благодарить за оказанную помощь, бережно относиться к вещам иигрушкам. При этом очень важно, чтобы и родители, и воспитатели детского садапредъявляли ребенку единые требования.
Примерноесодержание занятия «Мой дом» для детей 4 лет
Длядетей среднего дошкольного возраста семья остается центром всего мира. В ней онищет любви и защиты от любой опасности. Вместе с тем повышается роль детскогосада, воспитателей, которые уже во многом могут заменять родителей.
Вначале занятия воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о своем доме,квартире, комнате, описать обстановку, рассказать, какая икона висит над егокроваткой, есть ли дома лампадка, когда ее зажигают, зажигают ли свечки и т.п.
Затемвоспитатель рассказывает детям, что группа — это тоже их дом, где все вместедружно проводят время; обращает внимание на обстановку группы, особоостанавливаясь на церковной атрибутике (икона, лампадка, свечки, Библия и др.).
Занятиеможно закончить конструированием, предложив устроить в игровом уголке домикиили комнатки для кукол. В зависимости от желания детей можно ограничитьсярисунками или лепкой на соответствующую тему.
Примерноесодержание занятия «Мой город» для детей 5-6 лет
Удетей старшего дошкольного возраста расширяются представления о мире, и задачавоспитателей и родителей — поддерживать этот интерес и давать ему правильноенаправление, формировать любовь к своему краю, городу, стране, родной природе.
Вовремя специальных занятий, экскурсий, бесед у детей следует формировать правильноепредставление о растительном и животном мире, природных явлениях, подчеркиватькрасоту и мудрость окружающего мира, развивать способность любоваться картинамиприроды, бережно относиться к растениям и животным, проявлять действенную о нихзаботу. Все это должно быть пронизано чувством постоянного присутствия Бога — Великого Творца этого прекрасного мира.
Занятию«Мой город» предшествует большая предварительная работа: пешеходные иавтобусные экскурсии по близлежащему окружению и по городу с посещением церквей,монастырей, парков, магазинов и т.п.; чтение рассказов, стихотворений о городеи т.п.
Вначалевоспитатель уточняет знания детей о том, в каком городе они живут, какназываются окрестные улицы, какой адрес детского сада, по каким адресампроживают дети, их родные и знакомые. Затем предлагает вспомнить об экскурсияхпо городу, о том, что видели, какие храмы посещали и т.п.
Вовремя беседы следует обращать внимание на красоту города, попросить вспомнитьназвания центральной площади, главных улиц, известных памятников и пр. Хорошо,если удастся показать детям любительский фильм о городе или слайды. Желательнопривлекать к проведению такого занятия родителей, которые также могутрассказать о городе, его истории, о событиях в своей семье, связанных с храмами,зданиями, улицами, площадями и т.п.
Взаключение следует подвести детей к осознанию своей любви и благодарности кБогу, который дал им возможность родиться и проживать в этом прекрасном городе.
Поокончании занятия можно предложить детям отобразить данную тему в рисунках,лепке, конструировании и др.
Тема2. Бог – Творец мира
Цель.Дать элементарное представление о Боге как Творце всего существующего;показать, как прекрасно создана наша Земля.
Детизнакомятся с основными положениями Священной Истории. С учетом возраста, уровняобщего развития, подготовленности в религиозном плане им преподносится материало том, как Бог создал мир за шесть дней, о жизни первого человека в раю, любвиБога к людям и др.
Длязакрепления знаний организуются целевые прогулки, экскурсии, во время которыхдети могут любоваться природой, созданной Богом, знакомиться с растительным иживотным миром, наблюдать за поведением диких и домашних животных и птиц. Имможно дать представление о силах добра и зла (Ангелы-хранители и бесы-искусители).Для этого надо на конкретных примерах обращать внимание детей на добрые и злыедела, добрые и злые слова, подчеркивать, что Бог любит добрых людей инаказывает злых.
Вкачестве пособий следует широко использовать «Детскую Библию», иконы,репродукции картин русских художников на темы сотворения мира, слайды,любительские кинофильмы, а также журналы «С нами Бог», «Божиймир» и д.р., публикующие рассказы, сказки, стихотворения, игры-поделки,песни на религиозные темы.
Подведениек теме «Бог – Творец мира» для детей З лет
Сдетьми 3 лет специальные фронтальные занятия проводить нецелесообразно. В этомвозрасте им надо дать только первые представления о том, что Бог являетсяТворцом всего окружающего. Объяснить это можно в последующие годы.
Воспитательдолжен дать представление о Боге маленькому ребенку через организацию бытагруппы: молиться перед едой, благодарить Бога после трапезы, говорить:«Господи, благослови» перед любым делом, перекрестить подушечку,укладывая малыша спать, перекрестить ушиб, благословлять ребенка перед выходомна улицу и т.п.
Чтобыу детей начало формироваться правильное представление о Боге как Творце мира,следует проводить индивидуальные беседы, постоянно обращая внимание на все, чтоих окружает: на солнце, небо, облака, траву, цветы, деревья, птиц, зверей и др,объясняя, что все это создал Господь. С этой целью можно также использоватьлюбое явление природы: снег, дождь, град, грозу, радугу, порывы ветра и пр.Детям следует объяснять, что все это дано людям для радости, все говорит олюбви Бога к ним. Поэтому и человек должен проявлять заботу о каждом творенииГоспода, сочувствовать и помогать другому, когда ему плохо.
Посленекоторой предварительной подготовки детям можно читать короткие рассказы осотворении мира, показывая одновременно соответствующие картинки, изображающиеразличных представителей растительного и животного мира.
Примерноесодержание занятия «Бог — Творец мира» для детей 4 лет
Воспитательпродолжает работу, начатую в младшем возрасте. Преподносить материал лучше вформе непосредственных бесед и рассказов, излагая его так эмоционально икрасочно, чтобы дети почувствовали, как Бог вложил в сотворенный Им мир ичеловека свою любовь и заботу, дал им возможность расти и развиваться, жить ирадоваться жизни.
Впроцессе ознакомления детей с данной темой полезно использовать разные видыдеятельности: дидактические игры, игры-драматизации, рисование, лепку,аппликацию, конструирование, прослушивание духовной музыки, церковныхпеснопений. Все это помогает глубже прочувствовать познаваемое и творческиотображать свое видение этих образов.
Воспитательзнакомит детей с Библией — книгой Священного Писания, которая рассказывает осотворении мира по Слову Бога за шесть дней.
Одноиз первых занятий может быть посвящено сотворению мира Господом. Воспитательрассказывает детям о том, что написано в Библии: весь мир: небо, земля, моря,реки — все, что растет и живет, создано Богом. Рассказ должен быть простым идоступным, примерно следующего содержания.
«Давным-давно,даже представить трудно, как это было давно, решил Бог сотворить мир. СначалаОн создал небо и землю. И получилась Земля — круглая, как мячик или воздушныйшар.
Этосейчас на Земле живут люди, в том числе мы с вами. А тогда на ней никого небыло, ничего не росло. Земля была холодной, безжизненной. Все вокруг былотемно, и, окажись мы тогда на ней, нам, наверное, было бы очень страшно.
Исказал Бог: „Да будет свет!“ И вмиг стало светло. Свет Бог отделил оттьмы и назвал днем, а тьму — ночью.
Ночьсменилась днем — это был самый первый день на Земле».
Послеслов «И сказал Бог „Да будет свет“ воспитатель для большейнаглядности предлагает детям закрыть глаза, заткнуть уши и вообразить, чтоничего еще нет. Потом он предлагает им открыть глаза и рассказать, каквоспринимается свет — все видно, все есть. Можно придумать и другие вариантыНапример, затемнить помещение, изобразить на листе ватмана первоначальный хаосВселенной и т.п. Включая и выключая свет или зажигая и гася фонарик, можно датьпредставление о дне и ночи. В конце занятия можно предложить детям нарисоватьдень и ночь.
Примерноесодержание занятия „Бог — Творец мира“ для детей 5-6 лет
Детистаршего дошкольного возраста, которые раньше чувствовали Бога подсознательно,теперь могут воспринимать Его как Духа вечного, вездесущего, всемогущего,всеблагого, всеправедного, неизменяемого, всеблаженного, который обладает этимисвойствами сразу и всегда.
Одноиз занятий по данной теме с детьми 5-6 лет следует посвятить закреплению знанийо сотворении мира Богом и привитию чувства бережного отношения к природе —великому творению Господа. Повторяются Дни Творения.
Воспитательговорит детям, что Бог создал Землю прекрасной, и предлагает вспомнить, как Онэто сделал. Дети отвечают на вопросы, повторяя пройденный материал При этом онимогут рассказать, что растет на Земле, какие она дает плоды и т. п. Воспитательподчеркивает, что Земля нуждается в нашей постоянной заботе, ее надо беречь,ухаживать за ней, как за любимым садом.
Вконце занятия детям можно предложить нарисовать сад с цветами, деревьями,кустами. Можно предложить построить из конструктора фруктовый сад или огород сгрядками.
Занятиезаканчивается беседой о том, как следует вести себя в этом прекрасном саду — небаловаться, не топтать грядки, не рвать цветы, поливать их, полоть и т.п.,чтобы сад всегда оставался красивым.
Послетакой беседы следует перейти к рассказу о том, что и вся окружающая нас природатакже нуждается в постоянной заботе и охране. Господь Бог создал ее и подарилнам для того, чтобы мы всегда заботливо и бережно относились к ней.
ТемаЗ. Молитва – общение с Богом
Цель.Приобщить к молитве как к естественной потребности общения с Богом. Научитьмолиться.
Доорганизации систематических занятий по данной теме воспитателю необходимовыяснить подготовленность детей к молитвенному общению с Богом. Виндивидуальных беседах с детьми и родителями выясняется их воцерковленность,уточняется, насколько молитвы внедрены в жизнь семьи, как ребенок относится кмолитве, как родители приобщают к ней ребенка, не допускают ли при этомнасилия, что не должно иметь места, какие молитвы знает ребенок.
Вообщеспециальные занятия по данной теме проводить нецелесообразно. Молитва вправославном детском саду (группе) должна быть постоянной атрибутикой всейжизни ребенка.
Приобщениек молитве детей 3 лет
Дляприобщения к молитве большое значение имеют создание молитвенной атмосферы какдома, так и в детском саду, а также личный пример родителей и воспитателей.Сами молитвы для детей этого возраста должны быть очень краткими и понятными посодержанию. Это такие молитвы, как „Господи, благослови!“,»Господи, помилуй!", «Слава Тебе, Господи».
Всемолитвы дети произносят вместе с взрослыми (родителями, воспитателями), Вдетском саду молитвы произносятся перед началом и после окончания трапезы, атакже любого дела.
Маленькогоребенка следует научить, как вести себя перед началом молитвы и во время ее (вкомнате должен быть порядок, игрушки убраны, сам ребенок должен быть аккуратноодетым, с чистыми руками и т.п.). Ребенка надо научить правильно совершатькрестное знамение (сложить вместе три пальчика правой руки: указательный,большой и средний, пригнуть к ладони безымянный палец и мизинец; осенить себякрестом, прикоснувшись сначала ко лбу, потом к поясу, затем к правому и левомуплечу).
Подведениек молитве детей 4-5 лет
Детей4-5 лет уже можно подводить к молитве как к личной беседе с Богом. Их такжеследует побуждать молиться перед началом и по окончании любого дела. Крометого, им уже можно объяснить, что всякое дело нужно совершать во славу ГосподаБога нашего, произнося более сложную молитву: «Во имя Отца, и Сына, иСвятого Духа. Аминь». Слово «Аминь» надо обязательно произноситьв конце этой молитвы. Оно означает: «Истинно так, сущая правда». Приэтом воспитатель подчеркивает, что такая молитва помогает успешно завершитьлюбое дело. Эта молитва произносится также и утром, как только ребенокпроснется. Об этом воспитатель может напоминать детям, говоря при этом, чтопосле такой молитвы Бог весь день будет с нами и будет помогать нам во всем.
Кромеэтой молитвы, детям надо заучить такие молитвы, как «Господи, спаси исохрани!», «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя!»,«Пресвятая Богородице, спаси нас!». Эти молитвы следует произноситьперед иконами Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы.
Детямэтого возраста можно рассказать, когда и как надо молиться. Господь велит наммолиться всегда, то есть утром, вечером, днем. Молитвы можно произносить вслух,когда никого нет рядом, или про себя. В это время надо быть внимательным,хорошо понимать и чувствовать, что произносится. Хорошо во время молитвысмотреть на икону, и особенно хорошо, когда перед ней горит лампадка или свеча.
Родителии воспитатели должны объяснить детям, что они, кроме указанных выше молитв,могут обращаться к Богу по любому вопросу и поводу со своими словами, то естьсо своей личной молитвой. И многие дети это с радостью делают.
Молитвыдетей 5 лет
Детистаршего дошкольного возраста должны уже хорошо понимать, что молитва — эторазговор с Богом, благодарение за все, что они имеют, просьба о помощи, защитеот опасности.
Вэтом возрасте с детьми заучивают более сложные молитвы — «Слава Тебе, Боженаш, слава Тебе», «Отче наш», «Богородице Дево,радуйся». Одновременно дети могут произносить и краткие молитвы взависимости от ситуации.
«Отченаш» считается главной Господней молитвой. Так она называется потому, чтоее дал Своим ученикам Господь Иисус Христос. С этой молитвой мы обращаемся кБогу-Отцу, первому лицу Святой Троицы. Изучать ее надо постепенно, объясняядетям содержание каждой фразы. Те же принципы соблюдаются и при изучениимолитвы «Богородице Дево, радуйся».
Каки в среднем дошкольном возрасте, детей 5-6 лет желательно приобщать к свершениюсобственных молитв, подсказывая им конкретные темы. Так, они могут молиться засвоих родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер и других близких людей.Например, ребенок может произносить такую молитву: «Спаси, Господи, ипомилуй маму и папу, моего дедушку и мою бабушку, брата, сестру, всех моихдрузей. Их молитвами спаси и помилуй меня, грешного. Аминь». Своимисловами ребенок может просить Господа исцелить того, кто болеет. Дети вместе сродителями могут молиться за усопших родных, произнося такую молитву:«Упокой, Господи, души усопших рабов Твоих (называются имена), и прости имвсякое согрешение, вольное и невольное, и даруй им Царствие Небесное.Аминь». Хорошо эту молитву произносить в храме, поставив свечу передРаспятием, на котором изображен пригвожденный ко Кресту Господь наш ИисусХристос.
Еслидома дети приучены произносить эти молитвы в другой редакции, не следует ихпереучивать. Задача воспитателя состоит не в том, чтобы дети молились по строгоустановленной форме, а в том, чтобы утвердить в них святой обычай молиться засвоих близких — живых и умерших.
Длядетей старшего дошкольного возраста хорошие результаты дает заучивание молитвво время их пения вместе с воспитателем. Можно провести несколько специальныхзанятий по заучиванию молитв, во время которых воспитатель прилагает все усилияк тому, чтобы дети правильно выговаривали слова молитвы и делали правильныеостановки. Вначале можно прослушать слова молитвы в магнитофонной записи, азатем повторить их несколько раз вместе с детьми. Позднее следует предложитьчитать молитвы отдельным детям. При этом надо внимательно вслушиваться в то,как они их читают, и сразу же исправлять ошибки.
Надоприучать детей читать молитвы благоговейно, не торопясь, с необходимымипаузами, четко, с соблюдением логических ударений. Научить такому чтению молитвочень важно. Если дети читают молитву торопливо или монотонно, не влагая впроизносимые фразы ни мысли, ни чувства, они не только не прочувствуют мысльмолитвы, но и приобретут привычку к механическому исполнению молитвы.Осмысленное же, благоговейное, выразительное чтение, обратившееся в привычку,всегда будет вызывать молитвенное настроение.
Оченьважно, чтобы беседы и занятия не утомляли детей, были им интересны. Поэтому самвоспитатель должен быть проникнут искренним чувством расположения к детям,показывать свою любовь к ним, а все его замечания и исправления не должнывызывать у детей протеста.
Главное,что должен помнить воспитатель, — это то, что основная цель духовноговоспитания — ввести Бога в реальную жизнь ребенка. Если дети не накопили запасалегко запоминающихся рассказов из Библии, если не прониклись душойпредставлением о Божественной любви, помощи, защите, лучше вообще не учить ихголословным утверждениям типа «Бог нас любит», «Бог естьлюбовь», «Мы должны любить Бога» и не заставлять молиться, еслиу них нет к этому собственного побуждения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru/