Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Методы запоминания текстовой информации

Еслирассмотреть методы, применяемые нами для запоминания текстового материала,можно сделать вывод, что, либо эффективность их невысокая («зубрежка»,линейное конспектирование, многоразовое повторное чтение), либо мы владеем имине достаточно хорошо (осмысление текста с составлением плана, схемы илиопорного конспекта; выписки отдельных мыслей из текста; пересказ послепрочтения). А если к этому еще добавить лавинообразно нарастающий поток нужнойинформации, от которого зависит наше финансовое благополучие или успешноеобучение в школе или вузе, то складывающая ситуация выглядит просто угрожающе.Ни для кого не секрет, что в учебных заведениях вооружают разнообразнымизнаниями, но при этом не обучают тому, как правильно воспринимать, запоминать иприпоминать полученную информацию. Фактически методы обработки информацииостались те же, какими пользовались наши деды и прадеды. Сегодня такоеположение вещей никого уже не устраивает, и поэтому появилось большоеколичество разных программ и методик, направленных на увеличение скоростиусвоения и запоминания разнообразной информации. В этой книге вы познакомитесьс авторскими методами запоминания текстовой, речевой, точной и зрительнойинформации, зарекомендовавшими себя на практике.
Методызапоминания текстовой информации:
1.логические методы: «Алгоритм абзаца», «Карта текста» и«Алгоритм текста»;
2.образные методы: «Картинка», «Путешествие» и«Пластилин»;
3.образно-логические методы: «Паутинка», «Рисунок»«Открытка»;
4.метод поэтапного осмысления текста — «Галочка»;
5.методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей ит.п.: «Эрудит»" «Опора», «Образ» и«Карта правила»;
6.мнемонический метод запоминания текстов — «Бусы»;
7.структурные методы: «Отмычка» и «Прогулка».
выборметода запоминания текста осуществляется по следующим критериям:
1.цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);
2.наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;
3.количества новой — непонятной информации.
4.доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;
5.стиля изложения текста.
Таккак выбор метода запоминания текста зависит от большого количества факторов, тоу автора нет возможности подробнее осветить этот вопрос. Однако в каждомразделе будут даны практические рекомендации по использованию того или иногометода.
Логическиеметоды запоминания текстовой и речевой информации.
Словесно-логическаяпамять является ведущей по отношению к другим видам памяти, и от ее развитиязависит развитие всех других видов памяти. (Т.П. Зинченко, 2002)
Наверное,многие знают из своего жизненного опыта: «Чтобы хорошо запомнить текст,его нужно понять». Одним из первых отечественных психологов роль пониманияв запоминании исследовал Н.А.Рыбников (1923). Его опыты показали, чтоосмысленное запоминание в 22 раза успешнее механического. Преимуществозапоминания, основанного на понимании, обнаруживается на всех сторонах процессазапоминания: на его полноте, точности и прочности. Как указывает П.И.Зинченко,процессы понимания, прежде чем стать способами произвольного запоминания,должны быть сформированы в качестве специальных целенаправленных познавательныхдействий. Необходимым условием превращения процессов понимания в логическиеприемы произвольного запоминания является их совершенствование, доведение доумений и навыков. Основные приемы логической обработки материала — вычленениеопределенных смысловых кусков, формирование опорных пунктов, т.е. составлениеплана, и соотнесение, т. е. связывание смысловых кусков между собой и с ранееизвестным. Формирование приемов смысловой, логической обработки запоминаемогоматериала является основным средством не только повышения эффективности работыпамяти, но и ее развития" (Т.П.Зинченко, 2002). Поэтому логические методызапоминания текстовой и речевой информации не только повышают скорость икачество запоминания, но и развивают память. К ним относятся методы«Алгоритм абзаца», «Карта текста», «Алгоритмтекста».
«Каквы создаете ваши прекрасные скульптуры?»
— спросили Родена.
«Оченьпросто: беру глыбу мрамора и отсекаю все лишнее», — ответил он.
МетодАлгоритм абзаца
МетодАлгоритм абзаца — программа умственных действий и операций в процессе чтениятекста и восприятия устной речи, позволяющая экономить силы и время, помогающаябыстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше ее сохранять. Этапрограмма реализуется на основе установок, избирательности психическихпроцессов и избыточности текстов на всех этапах чтения, связанных с поиском,отбором, восприятием, осмыслением и закреплением информации. Метод Алгоритмабзаца позволяет активизировать мышление, выявить логико-семантическуюструктуру текста и сжать текст без потери смысла, что гарантирует эффективноепонимание, а значит и качественное запоминание данного материала. Действиеэтого метода распространяется на один или несколько абзацев, объединенных однойглавной мыслью.
Областьприменения метода Алгоритма абзаца:
1.запоминание учебной литературы, научных, научно-популярных текстов ипублицистики;
2.запоминание устных докладов и выступлений;
3.повышение скорости чтения (программа «Скорочтение»).
Идеяалгоритмизации чтения не нова. Она была реализована на практике еще в 20-х гг.прошлого века при ликвидации неграмотности. Для того чтобы помочь читателю,научить его правильно работать с книгой и рационально усваивать ее содержание,тогда предлагались анкеты-отзывы. Одна из таких анкет-алгоритмов быларазработана в 1925 году известным советским библиотековедом Б. В. Банком.Другие известные алгоритмы — «Интегральный алгоритм чтения» и«Дифференциальный алгоритм чтения» были созданы О.А.Кузнецовым,Л.Н.Хромовым и О.А.Андреевым. М.А.Зиганов предложил в качестве алгоритма текста«Структурный анализ текста».
Алгоритмабзаца отличается от перечисленных алгоритмов чтения формой подачи исодержанием. Он представлен в виде пространственной записи — схемы, чтопозволяет быстро его усвоить и применять на практике любому желающему ввозрасте от 12 лет и старше. Содержание метода Алгоритма абзаца отличается:
1.количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап — разделениесущественной и несущественной информации; 2 этап — отделение главной мысли отвторостепенных мыслей в существенной информации; 3 этап — «сжатие»главной мысли до слова-образа с целью формирования «ключа» длядальнейшего воспроизведения информации всего текста);
2.наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четковыявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).
3.формой подачи (в виде схемы).
Алгоритмабзаца был создан после детального изучения работ Н.И.Жинкина, А.А.Леонтьева,А.А.Смирнова, М.А.Зиганова, В.А.Бородиной, Г.Я.Солганика, Л.М.Веккера ипрактически отрабатывался в течение трех лет. Предлагаемый алгоритм позволяетувеличить скорость чтения и восприятия информации, а также улучшить запоминаниематериала в 2-3 раза. Метод «Алгоритм абзаца» развивает логичность,полноценность, активность, образность и эмоциональность мышления, чтозначительно улучшает память. «Алгоритм абзаца» будет полезен дляшкольников, старше 12 лет, студентов и взрослых, стремящихся повысить скоростьи качество интеллектуального труда.
Преждечем приступить к описанию метода Алгоритма абзаца, нужно остановиться навопросе о понимании текста. Часто приходится слышать жалобы на память от людейразного возраста и, прежде всего, их беспокоит забывание текстовой информации.Почему же вызывает трудности запоминание текстов? Дело в том, что чаще всего мызапоминаем тексты механически, без активного осмысления, что и приводит кзабыванию материала. Следовательно, чтобы запомнить текст его нужно осмыслить.Осмыслить текст — значит понять позицию автора, т.е. воссоздать в воображениите мысли, образы, чувства, эмоции, которые испытывал автор при написании этогоматериала, обогатив их своим жизненным опытом и знаниями. А это сделать не такпросто.
Какиеже трудности стоят на пути к пониманию автора? Во-первых, читатель воспринимаеттекст в виде последовательности слов, которые он читает с одинаковым вниманиеми скоростью. Во-вторых, в общем ряду оказывается и важная информация (с точкизрения позиции автора) и неважная (лингвистическая избыточность, которая врусском языке достигает 60-70%). Это приводит к рассредоточению внимания,«выхватыванию» из текста не всегда важной информации и, какследствие, плохому пониманию и запоминанию текста.
Вразговоре таких трудностей не возникает, т.к. оратор выделяет важные дляпонимания слова жестами, мимикой и другими невербальными подсказками. Крометого, слушатель в любой момент может прервать собеседника и переспросить.Читатель же лишен различных подсказок, и возможности вступить в разговор списателем. Он видит перед собой только цепочку слов, из которых емусамостоятельно (часто интуитивно и неверно!) приходится отделять важнуюинформацию (с точки зрения автора) от неважной, а, кроме того, сжимать,упрощать и переводить текст на язык собственных мыслей. К сожалению, не всегдаэтот процесс протекает удачно, поэтому для осознанного и эффективного пониманиятекста я предлагаю использовать метод Алгоритм абзаца.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.omenus.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.