/>
Н. Ю.Румянцева, И. В. Сандина
Любятли Ваши ученики физику? Помните, как горели глаза ребят, когда Вы впервые привелиих в кабинет физики и показали приборы и первые опыты! Сколько разных«Почему?» услышали Вы тогда! Куда же все это исчезает? Остаютсяпотухшие глаза и тоскливое ожидание звонка на перемену. А ведь так хочетсяучителю учить с удовольствием, а ученику учиться с радостью!
Мысделали попытку понять, куда уходит радость обучения и что можно сделать, чтобыее сохранить. С этой целью в течение четырех лет мы не просто ведем уроки в5-6-х классах, а заново вместе с подростками переоткрываем этот такой знакомый инезнакомый мир!
Почемунами выбран именно этот возраст? Опросы, проводимые среди учащихся массовыхобщеобразовательных школ с целью выяснения их интересов и склонностей,показывают тенденцию к снижению интереса к физике, что приводит к понижениюкачества знаний даже на репродуктивном уровне. Как наши соотечественники, так изарубежные коллеги отмечают сходные причины этого явления. Мы выделим одну изних: возраст ознакомления учащихся с основами физики как науки выбран не вполнеудачно. С одной стороны, к 7-му классу интересы подростков в основном началиформироваться вокруг одной из школьных дисциплин (математики, истории и т.д.),с которыми они начинают знакомиться как с основами наук уже в 5-м классе(возрасте «почемучек»). С другой стороны, значительно возросла ипродолжает стремительно увеличиваться роль сети информационного образования(телевидения, радио и т.д.), что ведет к утрате «новизны» и,вследствие этого, снижению естественного интереса к вопросам, предлагаемымшкольной программой. Кроме того, учителю приходится сталкиваться с проблемойнеподготовленности учащихся к восприятию систематического курса физики среднейшколы: с несформированностью необходимого уровня мышления, неумением наблюдатьи т.д. В школе должно произойти самоопределение личности, ее нравственное,этическое и эстетическое воспитание, вооружение знаниями о природе, обществе ио месте человека в них; освоение научных методов мышления. Достижению этихцелей способствует введение предлагаемого развивающего пропедевтического курса наоснове физики.
Важнойособенностью образования на современном этапе является также необходимостьрешения проблем социальной адаптации учащихся. Современные условия жизнивыдвигают перед каждым членом общества требование непрерывного образования.Невозможно прогнозировать сумму знаний, необходимую сегодняшнему ученику в егобудущей профессиональной деятельности и жизнедеятельности вообще. Поэтомуважнейшей задачей школы является не формирование носителя определенной суммызнаний, а содействие становлению личности, ориентирующейся в потоке новойинформации и умеющей ее творчески переработать.
Отметим,что период школьного обучения является не подготовкой к жизни в будущем, аполноценной жизнью ребенка сегодня и сейчас. Именно в школе происходитстановление его как члена общества, осознание им своего «Я», места вученическом коллективе. В этот период ребенок пробует себя в различныхсоциальных ролях, ищет свою манеру поведения, способы самовыражения исамоутверждения. И мы ставим задачей пропедевтического курса оказание емупомощи в решении проблем социализации средствами предлагаемого учебного курса.
Разрабатываемыйразвивающий курс на основе физики способствует решению задач, выдвинутых наповестку дня стремительно меняющейся, насыщенной информацией жизнью.
Школа,к сожалению, не готовит ребенка к сложностям реальной современной жизни. Она, втом числе и на уроках физики, знакомит ученика только с очевиднымизакономерностями, требует определенного поведения и однозначных выводов.Современная жизнь все более и более опирается на более сложные и, в том числе,вероятностные закономерности. Она ставит ребенка в многовариантную ситуацию,требует, чтобы он имел вероятностное мышление, умел прогнозировать течениесобытий и возможные варианты их развития. Жизнь требует от каждогодиалектического мышления.
Всеэто предъявляет новые требования к целям и задачам обучения в школе. На первыйплан выходят иные образовательные задачи: ученика следует учить размышлять,планировать свою деятельность, давать оценки ситуациям и поступкам, спорить,устанавливать причинно-следственные связи, обучать культуре общения исоциальному взаимодействию.
Сформулируемосновные цели развивающего пропедевтического курса:
Первая — развивающая цель.
Онапонимается как развитие прежде всего мыслительных навыков ребенка: умениянаблюдать, анализировать наблюдаемое, устанавливать причинно-следственныесвязи, выдвигать предположения, формулировать гипотезы, обосновывая их,проверяя их практикой как критерием истины.
Мыдолжны, с одной стороны, научить ребенка видеть явление в целом, а нерасчленять его искусственно. В этом возрасте человеку свойственно глобальноевидение Мира. С другой стороны, необходимо развить его способности к болееглубокому и дифференцированному восприятию объектов и явлений реального мира. Сэтой целью мы учим ребенка сравнивать, устанавливать сходства — отличия,выделять существенные признаки, то есть обучаем его основам анализа. Эти навыкивладения мыслительными операциями оказываются необходимыми школьнику для успешнойработы над любой дисциплиной, в том числе и гуманитарного цикла.
Такойкурс особенно необходим детям, у которых по тем или иным причинам несформировалась достаточная мыслительная активность.
Вторая цель — пропедевтическая,
тоесть подготовка школьников к восприятию всего естественно-научного цикладисциплин (физики, химии, биологии, географии). Это связано с тем, что физикаявляется ведущим звеном всего естествознания, а ее методы и понятия являютсярабочими и в других дисциплинах естественно-научного цикла.
ТРЕТЬЯЦЕЛЬ — обучение школьников языкам природы и науки. Природа говорит с нами наязыке явлений. Дети не владеют этим языком, как и языком понятий. А втрадиционном курсе физики обучение языку физики как языку науки непредусмотрено. Поэтому наша задача — научить детей наблюдать явления ипереводить результаты наблюдения на язык понятий (а это уже язык науки!).
Всвязи с поставленной задачей обучения детей двум важнейшим языкам природы инауки на уровне общения необходимо разделение класса на 2 подгруппы. Особенноактуально это, если развивающий курс ведется в классах выравнивания. Наш опытпоказывает, что занятия с учащимися в подобных классах дают также ощутимыйэффект в общем психическом развитии детей.
ЧЕТВЕРТАЯЦЕЛЬ — формирование интереса к познанию окружающего Мира, к процессу узнаваниянового вообще, создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии.
ПЯТАЯЦЕЛЬ — создание педагогических условий для самореализации личности школьников5-6-х классов и их социальной адаптации путем создания на учебных занятияхситуации обучающего и воспитывающего общения.
Названныецели нового развивающего пропедевтического курса на основе физики определяютосновные его задачи. Назовем их:
формированиесобственной картины Мира на научной основе, которая дополняетхудожественно-образную его картину, создаваемую другими дисциплинами;
подведениек пониманию причинно-следственных связей;
предварительноезнакомство с языком и методами физики и других естественных наук;
подготовкак сознательному усвоению систематического курса физики и других наукестественного цикла.
Своеобразиецелей и задач курса, приоритет развивающих среди них обуславливают спецификуформ и методов работы с учащимися.
Обучениеведется в диалоговой форме. Большинство сведений и представлений учащиесяполучают в ходе учебного диалога, самостоятельной деятельности, организуемыхучителем. В процессе обучения дети приобретают навыки и культуру межличностногообщения, социального взаимодействия, что необходимо в дальнейшем. Это позволяетрешать и проблему социализации школьного коллектива.
Вкурсе пропедевтики физики 5-го класса предусмотрено большое количествопрактических работ, конструкторских заданий. Выполняя их, учащиеся осваиваютприемы получения и обработки результатов, знакомятся с определением ошибокэксперимента.
Отметим,что занятия, насыщенные действием, оперированием с предметами (приборами иприспособлениями), отвечают возрастным особенностям учащихся, любящихдействовать, фантазировать, изобретать.
Втаком курсе особенно велика возможность самовыражения и самоутверждения каждогоребенка как личности.
Сучетом возрастных особенностей детей все задания формулируются в живойувлекательной форме, в виде рассказов, сказок, загадок и т.д. Так, в качествезадания по теме «Площадь. Измерение площади» учащимся были предложенытакие задачи:
«Наодном маленьком необитаемом острове, длина одной стороны которого была 12метров и который был квадратным, обитали 23 потерпевших кораблекрушениеРобинзона. Узнайте, по скольку квадратных метров пришлось на каждого Робинзонапосле того, как на остров высадился еще один потерпевший кораблекрушениеРобинзон!»
«ПетрПетрович упал в лужу, имеющую форму прямоугольника площадью 6 квадратныхметров. Длина лужи 3 метра, а ширина равна росту Петра Петровича в шляпе. Шляпаувеличивает рост Петра Петровича на 17 сантиметров. Узнайте рост ПетраПетровича без шляпы» (по мотивам задач Г.Остера).
Длявыполнения дома предлагаются задания и исследовательского характера сэлементами конструирования. Так, выполняя домашние задания по теме«Механическое движение», пользуясь описанием, ребята конструируютприбор, с помощью которого получают изображение траектории одного и того жетела относительно разных тел отсчета, что позволяет им подтвердить вывод об относительноститраектории. А в качестве домашнего задания по теме «Время и егоизмерение» они изобретают приборы для измерения времени, аналогов которымнет!
Большоевнимание уделяется речевой деятельности учащихся. Если речь ученика затруднена,бедна, неконкретна, нелогична — мы готовы помочь ему с помощью индивидуальныхзаданий. Активные формы речевой деятельности способствуют выработке навыков ивоспитанию культуры межличностного общения социального взаимодействия. Этопозволяет решать и проблему социализации школьного коллектива.
Вкурсе разработаны и используются разнообразные формы учебных игр, в том числедидактические игры для текущего и итогового контроля усвоения знаний. Такаяформа контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортныхусловий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применениюполученных им знаний в предложенной ситуации. Так, например, вместотрадиционной контрольной работы в конце изучения темы «Механическоедвижение» пятиклассники совершили восхождение на пик Механики, а помоглиим в этом знания, полученные на уроках.
Нотакими играми насыщен и традиционный школьный курс физики. Мы же опираемся вработе с детьми на учебную игру как специфическую форму учебной деятельности.Чаще всего это сюжетно-ролевая игра. Например, физические свойства веществ вразличных состояниях учащиеся «открывают» в качестве сотрудниковнаучной лаборатории. Их деятельность построена в данном случае по образцунаучно-исследовательской.
Большоевнимание уделяется практической деятельности ребенка, направленной на развитиемелкой моторики, которая, в свою очередь, активно стимулирует деятельностьмозга.
Отметимтакже новую роль учителя в учебном процессе: из источника информации и судьи,владеющего истиной, он превращается в организатора и координатора учебнойпознавательной деятельности школьников, что позволяет на деле, а не на словахреализовать идею гуманизации и демократизации учебного процесса.
Проведеннаяэкспериментальная работа и полученные результаты тестирования, анкетированияучащихся, проведение итоговых зачетных мероприятий в игровой форме показали,что введение развивающего пропедевтического курса физики положительно повлиялона активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие интереса кфизике, усиление речевой активности, активизацию мыслительных способностей,ускорение развития общеучебных интеллектуальных умений и навыков, снятиесиндрома тревожности, создание благоприятного психологического климата науроках, социализацию школьного коллектива (класса).
Всеэто позволяет сделать предположение о том, что целесообразно введение такогокурса в любой массовой общеобразовательной школе.
Мынадеемся, что наш опыт работы заинтересует учителей физики. Приглашаем всехжелающих к творческому сотрудничеству!
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru