Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Личностные особенности студентов-психологов

Можно посмотреть на некоторыеспецифические свойства студентов вузов, где обучают будущих психологов, вотношении их возникновения, и попробовать соотнести их с причинами, частозаявляемыми людьми при посещении психотерапевтов или психологов-консультантов.Студент-психолог: будущий практик или клиент? Или и то, и другое?
Психология — наука, изучающаяобласть жизни, в которой так или иначе задействованы все. По-видимому, каждыйобладает неким внутренним миром, потребностью в коммуникации и т. д. — словом,не лишен объектов, изучаемых психологией. В отличие от предметов изучениядругих наук (например, химии: все мы состоим из химических соединений...), ониявляются отчасти осознаваемыми. Поэтому почти каждый считает необходимымпродемонстрировать свою компетентность в этой сфере, приобретенную черезжитейский опыт. Лишь относительно немногие — их становится все больше и больше,профессия стала модной — верят, или утверждают, что теоретические построения,связанные с психическими процессами, не являются чистой спекуляцией. Болеетого, могут быть полезны: либо самоценны, как академические научные знания,либо приложимы к реальной жизни в качестве «подсобного материала»,несущего облегчение и решение проблем. Таким образом, потенциальные психологи — несколько маргинальны, они верят, что действительность можно улучшить путемизучения человеческой души и попыток гармонизации ее. И не так важно, имеется ввиду душа своя или чужая.
Можно выделить несколько основныхпричин, по которым люди выбирают именно эту профессию. Не считая соображенийотносительно популярности и востребованности в данный момент услуг,предоставляемых психологической практикой, это может быть альтруизм, то естьжелание помогать другим в решении их проблем, или желание познать самого себя(от естественного любопытства до признания собственного бессилия в решениисвоих проблем иными способами, кроме как обучением). Как правило, всевышеперечисленное отчасти присутствует. При обучении, по понятным причинам,наибольшее внимание уделяется внутреннему миру человека и беспорядкам, в немпроисходящим. А это приводит к актуализации имеющихся затруднений, как быхорошо они не были закамуфлированы, скомпенсированы или забыты, превращаястудента из ничего не подозревающего существа в хорошо информированного обовсех современных методах психотерапии потенциального клиента. Это еще — отзвукивоздействия мира, лежащего, как правило, вне вуза.
Но возникает ряд особенностей,связанных именно с обучением в заведениях психологической направленности.
Видимо, первой возникает любовь кпостановке диагнозов: штампы — вещь, удобная в обиходе и очень легкообразующаяся, до некоторой степени оправданная с точки зрения теории (какаянаука обходится без систематики?). Классификация позволяет многое объяснить ипредсказать — зачастую неправильно, но погрешность ведь неизбежна…Соответственно, возникает ощущение всепонимания, очевидности происходящего и сознаниесобственного профессионализма. Эта позиция может сохраниться навсегда, но можетсмениться пониманием того, что безусловность систематики иллюзорна, что частоприводит к скептическому отношению к психологической теории в целом.Существенно, что и бескомпромиссное принятие, и жесткое непринятие теории неслишком хорошо отражаются на последующей профессиональной практике. Кроме того,и цинизм, и неадекватное сочувствие зачастую становятся причиной возникновенияпроблем в общении.
Понятно, что изучение психодиагностикипровоцирует нахождение у себя всевозможных расстройств («болезньстудентов-медиков»), которое может привести к сильным переживаниям поэтому поводу либо к возникновению профессионального цинизма — опять же сродниврачебному.
Кроме того, занятия, в частности,психодиагностикой иногда приводят к неразрешимым противоречиям в этике, котораяоказывается разнообразной. Проработанность кодекса психолога не мешаетвозникновению противоречий, и появляются сомнения в том, так ли уж гуманнагуманитарная наука психология? В итоге — не происходит формирования четкихэтических принципов, что с одной стороны — не сужает мироотношения, с другой же- лишает его стержня.
Концентрация внимания напсихическом аспекте бытия во многом заставляет начинать игнорировать иные точкизрения, расставляя приоритеты чрезвычайно категорично. Физиологическоезагоняется в глубину, перестает быть интересным, а проблемы, с ним связанные,прячутся «в темноту» и начинают там накапливаться… Жизнь начинаетпредставляться полностью обусловленной особенностями психики — например, упадокжизненных сил объясняется сменой фазы маниакально-депрессивного психоза, авовсе не весенним дефицитом витаминов в организме. Конечно, одно другого неисключает, однако и не заменяет. Характерно, что со студентами-биохимикамипроисходит обратный процесс: слишком многое начинает объясняться исходя изпозиций физиологии, и их удручает недостаток или полное отсутствие истиннойдуховности — поскольку все, как выясняется, обусловлено чем-нибудь вроде соотношенияопределенных гормонов. Шоколад и любовь действуют на организм одинаково:начинает вырабатываться эфедрин, «гормон счастья», от которогоповышается настроение...
Но возможна иная ситуация:физиологичность человека (может быть, впервые) в вузе начинает осознаватьсяособенно остро. В частности, из-за явного недостатка юношей для многих девушекмежполовые отношения становятся чем-то экзотическим, закрытым и оттого желаннымболее чем когда-либо. При отсутствии друзей вне вуза большинство девушекотвыкают либо не научаются общаться с противоположным полом. Что касаетсяредких юношей — их, видимо, как правило приводят в заведение более серьезныепроблемы, связанные с душевной жизнью, нежели девушек, либо же они благополучныи радуются имеющемуся соотношению полов.
Если принять мотив альтруизма занеизменную величину, похоже, что наибольшую заинтересованность в обучениипроявляют люди, имеющие проблемы, с которыми они готовы работать. Чем большепроблем, тем больше интерес. Соответственно, по мере их решения вовлеченность впроцесс падает. То есть, жаждущий работать будущий психотерапевт, чрезвычайноблизок по внутренней гармонии к состоянию клиента — что заставляет сомневатьсяв его работоспособности. В то же время решивший свои проблемы клиент долженощутимо терять интерес к психологии, поскольку исчезает его потребность врешении собственной проблемы, что опять же уменьшает его потенциал какпсихолога.
Описанная выше спецификапсихологического студенчества показывает, с одной стороны, необходимостьпараллельного с обучением терапевтирования, дабы решать вопросы по мереобнаружения. С другой стороны, искусственная провокация саморазвития, каковойявляется выявление проблемных областей, подразумевает, что человек сам долженнаходить варианты решений. Таким образом, человек, желающий быть хорошимпсихологом, видимо должен балансировать на грани двух состояний — постоянноиметь проблемы, но не терять надежды на их самостоятельное решение.Профессиональное психологическое сопровождение подобного обучения наверно всеже нужно — для страховки. Потому что характерна ситуация, когда человекпонимает, что ему помогли найти проблему, но что с ней делать дальше — исключительно его дело. Если он при этом не в состоянии преодолеть возникшиетрудности, эта ситуация является неблагоприятной.
Список литературы
Бочавер А.А. (МГППИ) Личностныеособенности студентов-психологов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.