Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Личностные особенности студентов-психологов

Можно посмотреть на некоторыеспецифические свойства студентов вузов, где обучают будущих психологов, вотношении их возникновения, и попробовать соотнести их с причинами, частозаявляемыми людьми при посещении психотерапевтов или психологов-консультантов.Студент-психолог: будущий практик или клиент? Или и то, и другое?
Психология — наука, изучающаяобласть жизни, в которой так или иначе задействованы все. По-видимому, каждыйобладает неким внутренним миром, потребностью в коммуникации и т. д. — словом,не лишен объектов, изучаемых психологией. В отличие от предметов изучениядругих наук (например, химии: все мы состоим из химических соединений...), ониявляются отчасти осознаваемыми. Поэтому почти каждый считает необходимымпродемонстрировать свою компетентность в этой сфере, приобретенную черезжитейский опыт. Лишь относительно немногие — их становится все больше и больше,профессия стала модной — верят, или утверждают, что теоретические построения,связанные с психическими процессами, не являются чистой спекуляцией. Болеетого, могут быть полезны: либо самоценны, как академические научные знания,либо приложимы к реальной жизни в качестве «подсобного материала»,несущего облегчение и решение проблем. Таким образом, потенциальные психологи — несколько маргинальны, они верят, что действительность можно улучшить путемизучения человеческой души и попыток гармонизации ее. И не так важно, имеется ввиду душа своя или чужая.
Можно выделить несколько основныхпричин, по которым люди выбирают именно эту профессию. Не считая соображенийотносительно популярности и востребованности в данный момент услуг,предоставляемых психологической практикой, это может быть альтруизм, то естьжелание помогать другим в решении их проблем, или желание познать самого себя(от естественного любопытства до признания собственного бессилия в решениисвоих проблем иными способами, кроме как обучением). Как правило, всевышеперечисленное отчасти присутствует. При обучении, по понятным причинам,наибольшее внимание уделяется внутреннему миру человека и беспорядкам, в немпроисходящим. А это приводит к актуализации имеющихся затруднений, как быхорошо они не были закамуфлированы, скомпенсированы или забыты, превращаястудента из ничего не подозревающего существа в хорошо информированного обовсех современных методах психотерапии потенциального клиента. Это еще — отзвукивоздействия мира, лежащего, как правило, вне вуза.
Но возникает ряд особенностей,связанных именно с обучением в заведениях психологической направленности.
Видимо, первой возникает любовь кпостановке диагнозов: штампы — вещь, удобная в обиходе и очень легкообразующаяся, до некоторой степени оправданная с точки зрения теории (какаянаука обходится без систематики?). Классификация позволяет многое объяснить ипредсказать — зачастую неправильно, но погрешность ведь неизбежна…Соответственно, возникает ощущение всепонимания, очевидности происходящего и сознаниесобственного профессионализма. Эта позиция может сохраниться навсегда, но можетсмениться пониманием того, что безусловность систематики иллюзорна, что частоприводит к скептическому отношению к психологической теории в целом.Существенно, что и бескомпромиссное принятие, и жесткое непринятие теории неслишком хорошо отражаются на последующей профессиональной практике. Кроме того,и цинизм, и неадекватное сочувствие зачастую становятся причиной возникновенияпроблем в общении.
Понятно, что изучение психодиагностикипровоцирует нахождение у себя всевозможных расстройств («болезньстудентов-медиков»), которое может привести к сильным переживаниям поэтому поводу либо к возникновению профессионального цинизма — опять же сродниврачебному.
Кроме того, занятия, в частности,психодиагностикой иногда приводят к неразрешимым противоречиям в этике, котораяоказывается разнообразной. Проработанность кодекса психолога не мешаетвозникновению противоречий, и появляются сомнения в том, так ли уж гуманнагуманитарная наука психология? В итоге — не происходит формирования четкихэтических принципов, что с одной стороны — не сужает мироотношения, с другой же- лишает его стержня.
Концентрация внимания напсихическом аспекте бытия во многом заставляет начинать игнорировать иные точкизрения, расставляя приоритеты чрезвычайно категорично. Физиологическоезагоняется в глубину, перестает быть интересным, а проблемы, с ним связанные,прячутся «в темноту» и начинают там накапливаться… Жизнь начинаетпредставляться полностью обусловленной особенностями психики — например, упадокжизненных сил объясняется сменой фазы маниакально-депрессивного психоза, авовсе не весенним дефицитом витаминов в организме. Конечно, одно другого неисключает, однако и не заменяет. Характерно, что со студентами-биохимикамипроисходит обратный процесс: слишком многое начинает объясняться исходя изпозиций физиологии, и их удручает недостаток или полное отсутствие истиннойдуховности — поскольку все, как выясняется, обусловлено чем-нибудь вроде соотношенияопределенных гормонов. Шоколад и любовь действуют на организм одинаково:начинает вырабатываться эфедрин, «гормон счастья», от которогоповышается настроение...
Но возможна иная ситуация:физиологичность человека (может быть, впервые) в вузе начинает осознаватьсяособенно остро. В частности, из-за явного недостатка юношей для многих девушекмежполовые отношения становятся чем-то экзотическим, закрытым и оттого желаннымболее чем когда-либо. При отсутствии друзей вне вуза большинство девушекотвыкают либо не научаются общаться с противоположным полом. Что касаетсяредких юношей — их, видимо, как правило приводят в заведение более серьезныепроблемы, связанные с душевной жизнью, нежели девушек, либо же они благополучныи радуются имеющемуся соотношению полов.
Если принять мотив альтруизма занеизменную величину, похоже, что наибольшую заинтересованность в обучениипроявляют люди, имеющие проблемы, с которыми они готовы работать. Чем большепроблем, тем больше интерес. Соответственно, по мере их решения вовлеченность впроцесс падает. То есть, жаждущий работать будущий психотерапевт, чрезвычайноблизок по внутренней гармонии к состоянию клиента — что заставляет сомневатьсяв его работоспособности. В то же время решивший свои проблемы клиент долженощутимо терять интерес к психологии, поскольку исчезает его потребность врешении собственной проблемы, что опять же уменьшает его потенциал какпсихолога.
Описанная выше спецификапсихологического студенчества показывает, с одной стороны, необходимостьпараллельного с обучением терапевтирования, дабы решать вопросы по мереобнаружения. С другой стороны, искусственная провокация саморазвития, каковойявляется выявление проблемных областей, подразумевает, что человек сам долженнаходить варианты решений. Таким образом, человек, желающий быть хорошимпсихологом, видимо должен балансировать на грани двух состояний — постоянноиметь проблемы, но не терять надежды на их самостоятельное решение.Профессиональное психологическое сопровождение подобного обучения наверно всеже нужно — для страховки. Потому что характерна ситуация, когда человекпонимает, что ему помогли найти проблему, но что с ней делать дальше — исключительно его дело. Если он при этом не в состоянии преодолеть возникшиетрудности, эта ситуация является неблагоприятной.
Список литературы
Бочавер А.А. (МГППИ) Личностныеособенности студентов-психологов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физическая природа формирований конфигураций фигур вращения электронных оболочек атомов
Реферат Розвиток памяті у дітей дошкільного віку
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Компьютерные сети» Направление 010400. 62 «Прикладная математика и информатика»
Реферат Обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ
Реферат Архивный комитет ленинградской области
Реферат Экономика пищевого предприятия
Реферат Summary Of 1984 Essay Research Paper Summary
Реферат Альтернативне сільське господарство
Реферат Традиційні громадські спільності
Реферат Развитие постпроизвольного внимания обучающихся в объединении "Трековые автомобильные гонки"
Реферат Организация локальной вычислительной сети на предприятии
Реферат Анализ информационной системы организации. Политика информационной безопасности организации
Реферат Монгольское нашествие и установление ордынского ига на Руси
Реферат Компьютерные системы
Реферат Луна (реферат)