Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Личностное самоопределение как психологическая проблема

Усиление личностного подхода впсихологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспектысферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологическогоанализа. К таким понятиям следует отнести понятие «самоопределениеличности» или «личностное самоопределение», распространенноесегодня в психологической и педагогической литературе.
Термин «самоопределение»употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят осамоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном,нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминамизачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти кдостаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничитьдва подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем болееважно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесениеспецифически социологического подхода в психологическое исследование (ипсихологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственнопсихологического содержания.
С точки зрения социологическогоподхода к самоопределению оно относится к поколению в целом; характеризует еговхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесьвзаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования,укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологиипонимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксацияэтого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е.психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни быловхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинствоимеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу;количество работ, в которых рассматриваются собственно психологическиемеханизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.
Методологические основыпсихологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемыдетерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют,преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешниепричины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависитот внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминациянеобходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определениевнутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступаеткак самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятиисамоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутреннихусловий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения дляС.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: "смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения,верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, самаспецифика человеческого существования заключается в мере соотнесениясамоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), вхарактере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.
Таким образом, на уровнеконкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующимобразом. Для человека «внешние причины», «внешняядетерминация» — это социальные условия и социальная детерминация.Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой,собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не можетдействовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблемасамоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида иобщества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этоговзаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разныхуровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками,которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблемесамоопределения.
Так на уровне взаимодействиячеловека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В.Петровоского по коллективистическому самоопределению личности (КСО). В этихработах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия.КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях групповогодавления — ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которыхэто давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями.Оно является «способом реакции индивида на групповое давление»;способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать всоответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются иценностями группы.
Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которойцентральным моментом самоопределения является также самодетерминация,собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. ПоК.А. Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своейпозиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом онаподчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективномусубъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависитсамоопределение и общественная активность личности.
Попытка построения общего подходак самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности,как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания- осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причинасоциального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейсяличности», которая для авторов является синонимом «социальносозревшей » личности.
Итак, можно сделать вывод, что насегодняшний день личностное самооопределение еще не получило однозначнойтрактовки. Однако реальная жизнь требует решение этой проблемы как втеоретическом, так и в практическом ее аспектах.
Список литературы
Лушников Е.И. Личностноесамоопределение как психологическая проблема.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сравнение основных законов мышления в формальной логике
Реферат Обобщающий урок по аутэкологии
Реферат Dawn Of The Digital Age Essay Research
Реферат Геологічна будова Боково-Хрустальського вугленосного району та підрахунок запасів камяного вугілля
Реферат анализ исторического источника "Жизнь и житие преподобного и богоноснаго отца нашего Сергия"
Реферат Многоаспектность проблемы имплицитности: имплицитность в языке и речи
Реферат Информационные процессы как ядро информационной теории
Реферат Маркетинговий аналіз парфумерної продукції
Реферат Статистика здоровья населения, статистический анализ основных показателей
Реферат Номинальный и реальный ВВП. Индексы цен
Реферат Загрязнение водных ресурсов и методы очистки
Реферат Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Реферат История развития естественных наук в Средневековье
Реферат Роман А.К. Толстого "Князь Серебряный", особенности авторского взгляда на историю
Реферат Привод с цилиндрическим двухступенчатым редуктором с раздвоенной быстроходной ступенью