Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Личностное самоопределение как психологическая проблема

Усиление личностного подхода впсихологии привело к обогащению ее языка понятиями, отражающими те аспектысферы развития личности, которые ранее оставались за рамками психологическогоанализа. К таким понятиям следует отнести понятие «самоопределениеличности» или «личностное самоопределение», распространенноесегодня в психологической и педагогической литературе.
Термин «самоопределение»употребляется в литературе в самых различных значениях. Так говорят осамоопределении личности, социальном, жизненном, профессиональном,нравственном, семейном, религиозном. При том даже под идентичными терминамизачастую имеется в виду различное содержание. Для того чтобы прийти кдостаточно четкому определению понятия необходимо с самого начала разграничитьдва подхода к самоопределению: социологический и психологический. Это тем болееважно, что достаточно часто происходит смешение этих подходов и привнесениеспецифически социологического подхода в психологическое исследование (ипсихологическое теоретизирование), что приводит к утрате собственнопсихологического содержания.
С точки зрения социологическогоподхода к самоопределению оно относится к поколению в целом; характеризует еговхождение в социальные структуры и сферы жизни. Не рассматривая здесьвзаимосвязей и взаимоотношений социологии и психологии, методов исследования,укажем лишь, что по отношению к самоопределению, которое в социологиипонимается как результат вхождения в некоторую социальную структуру и фиксацияэтого результата, психолога интересует в первую очередь процесс, т.е.психологические механизмы, которые обуславливают вообще какое бы то ни быловхождение индивида в социальные структуры. На основе этого критерия большинствоимеющейся литературы по самоопределению относится к социологическому подходу;количество работ, в которых рассматриваются собственно психологическиемеханизмы самоопределения, чрезвычайно ограничено.
Методологические основыпсихологического подхода к проблеме самоопределения были заложены С.Л.Рубинштейном. Проблема самоопределения рассматривалась им в контексте проблемыдетерминации, в свете выдвинутого им принципа — внешние причины действуют,преломляясь через внутренние условия: «Тезис, согласно которому внешниепричины действуют через внутренние условия так, что эффект воздействия зависитот внутренних свойств объекта, означает, по существу, что всякая детерминациянеобходима как детерминация другим, внешним, и как самоопределение (определениевнутренних свойств объекта)». В этом контексте самоопределение выступаеткак самодетерминация, в отличие от внешней детерминации; в понятиисамоопределения, таким образом, выражается активная природа «внутреннихусловий». По отношению к уровню человека в понятии самоопределения дляС.Л. Рубинштейна выражается самая суть, смысл принципа детерминизма: "смысл его заключается в подчеркивании роли внутреннего момента самоопределения,верности себе, неодностороннего подчинения внешнему". Более того, самаспецифика человеческого существования заключается в мере соотнесениясамоопределения и определения другими (условиями, обстоятельствами), вхарактере самоопределения в связи с наличием у человека сознания и действия.
Таким образом, на уровнеконкретной психологической теории проблема самоопределения выглядит следующимобразом. Для человека «внешние причины», «внешняядетерминация» — это социальные условия и социальная детерминация.Самоопределение, понимаемое как самодетерминация, представляет собой,собственно говоря, механизм социальной детерминации, которая не можетдействовать иначе, как будучи активно преломленной самим субъектом. Проблемасамоопределения, таким образом, есть узловая проблема взаимодействия индивида иобщества, в которой как в фокусе высвечиваются основные моменты этоговзаимодействия: социальная детерминация индивидуального сознания (шире — психики) и роль собственной активности субъекта в этой детерминации. На разныхуровнях это взаимодействие обладает своими специфическими характеристиками,которые нашли свое отражение в различных психологических теориях по проблемесамоопределения.
Так на уровне взаимодействиячеловека и группы эта проблема была детально проанализирована в работах А.В.Петровоского по коллективистическому самоопределению личности (КСО). В этихработах самоопределение рассматривается как феномен группового взаимодействия.КСО проявляется в особых, специально конструируемых ситуациях групповогодавления — ситуациях своеобразной «проверки на прочность»,- в которыхэто давление осуществляется вразрез с принятыми самой этой группой ценностями.Оно является «способом реакции индивида на групповое давление»;способность индивида осуществлять акт КСО есть его способность действовать всоответствии со своими внутренними ценностями, которые одновременно являются иценностями группы.
Подход, намеченный С.Л.Рубинштейном, развивает в своих работах К.А. Абульханова-Славская, для которойцентральным моментом самоопределения является также самодетерминация,собственная активность, осознанное стремление занять определенную позицию. ПоК.А. Абульхановой-Славской, самоопределение — это осознание личностью своейпозиции, которая формируется внутри координат системы отношений. При этом онаподчеркивает, что от того, как складывается система отношений (к коллективномусубъекту, к своему месту в коллективе и другим его членам), зависитсамоопределение и общественная активность личности.
Попытка построения общего подходак самоопределению личности в обществе была предпринята В.Ф. Сафиным и Г.П.Никовым. В психологическом плане раскрытие сущности самоопределения личности,как считают авторы, не может не опираться на субъективную сторону самосознания- осознания своего «я», которое выступает как внутренняя причинасоциального созревания. Они исходят из характеристики «самоопределившейсяличности», которая для авторов является синонимом «социальносозревшей » личности.
Итак, можно сделать вывод, что насегодняшний день личностное самооопределение еще не получило однозначнойтрактовки. Однако реальная жизнь требует решение этой проблемы как втеоретическом, так и в практическом ее аспектах.
Список литературы
Лушников Е.И. Личностноесамоопределение как психологическая проблема.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особое производство понятие признаки особенности
Реферат John Lennon College Essay Essay Research Paper
Реферат Особенности применения норм гражданского права
Реферат Основы муниципальной службы
Реферат Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в Арбитражный Суд
Реферат Отчет по учебно-ознакомительной практике c правовыми основами местного самоуправления, формирова
Реферат Ответы к экзамену Теория Государства и права
Реферат Особенности приказного производства
Реферат Особенности исполнения решений в отношении граждан-должников
Реферат Ответственность по гражданскому праву. Наследование по завещанию
Реферат Отчет о прохождении экономической и практики менеджмента в ОАО Кировский завод
Реферат Кроманьонец.
Реферат Dolphins Of The Amazon River How Sotalia
Реферат Основные правила составления договора
Реферат Финансово-промышленные группы в экономике России