Ильдap Маратович Ибpaгимoв, кандидат технических наук,доцент Московского государственного открытого университета (МГОУ).
Еслизнания, весь учебный материал, находятся в формализованном виде (в компьютерах),то все равно, в принципе, куда подать эти знания: в одну аудиторию, на компьютерчеловеку, находящемуся за пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельствасовершенно по-новому влияют на проведение учебной работы. Основой содержанияобразования становятся не логика научного познания, а профессиональные задачи.Меняется характер самого знания. Главным при отборе содержания образованиястановится критерий «знание — под деятельность». Знание — не впрок, а подреальные потребности и проблемы, возникающие в практической деятельности.
До1950-х годов образование в советской педагогике рассматривалось каксовокупность знаний, умений и навыков, необходимых для практическойдеятельности, а в 1960-х — уже как процесс и результат этой деятельности. Такаяже содержательная трактовка этого понятия отражена в законе РоссийскойФедерации «Об образовании». Образование определено как целенаправленный процессобучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийсяконстатацией достижения обучающимся определенных государством уровня(образовательного ценза), что удостоверяется соответствующими документами.
Образованиекак процесс движения к заданной цели обучения характеризуетсясубъектно-объектными действиями преподавателей и студентов. Результатобразования полиструктурен и включает в себя такие понятия, как грамотность, образованность,профессиональная компетенция, менталитет.
Классификацияпринципов традиционного обучения предполагает их разделение на три группы:
общиепринципы — гуманизация, научность, системность, развитие;
принципы,относящиеся к содержанию обучения — соответствие целей и содержания обучениягосударственным образовательным стандартам, историзм, целостность, комплектность;
дидактическиепринципы — соответствие дидактического процесса закономерностям учения; ведущаяроль теоретических знаний; единство образовательной, воспитательной иразвивающей функций обучения; стимуляция и мотивация положительного отношенияобучающихся к учению; проблемность; соединение коллективной учебной работы синдивидуальным подходом в обучении; сочетание абстрактности мышления снаглядностью в обучении; сознательность, активность и самостоятельностьобучающихся при руководящей роли преподавателя; системность ипоследовательность в обучении; доступность; прочность овладения содержаниемобучения.
Анализпроцессов в системе открытого образования показывает, что указанных выше хорошоструктурированных и вполне обоснованных принципов недостаточно. Это обусловленосущественным изменением фундаментальных представлений о человеке и его развитиипри различных системах образования (табл. 1).
Таблица1. Различные системы образованияПарадигма традиционного классического образования Парадигма открытого образования Основная цель образования — подготовка подрастающего поколения к жизни и труду Основная цель образования — обеспечение условий самоопределения и самореализации личности Человек — простая система Человек — сложная система Знания — из прошлого («школа памяти») Знания — для будущего («школа мышления») Процесс обучения — передача обучаемому известных образцов знаний, умений и навыков Процесс обучения — созидание обучаемыми образа мира в самом себе путем собственной активной деятельности в обществе Обучаемый — объект педагогического воздействия Обучающийся — субъект познавательной деятельности Монологические субъектно-объектные отношения преподавателя и обучаемого Диалогические субъектно-субъектные отношения преподавателя и обучающегося «Ответная», репродуктивная деятельность обучаемого Активная творческая деятельность обучающегося
Отечественныйи зарубежный опыт осуществления открытого образования и проведенныеисследования позволили сформулировать принципы, присущие системе открытогообразования, расширяющие их типовой набор, характерный для традиционногообучения:
личностно-ориентированныйхарактер образовательных программ (маркетинговый подход, учет образовательныхпотребностей обучающихся);
практическаянаправленность содержания и способов совместной деятельности (системность ицелостность содержания образования и видов деятельности);
активностьи самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;
проблемностьсодержания и диалогический характер взаимодействия в учебном процессе;
рефлексивность(осознанность обучающимся содержания и способов деятельности, а главное, собственныхличностных изменений);
вариативность(разнообразие) образовательных программ — содержание образования должноотражать множество точек зрения на проблему, множество граней ее решения;
принцип поддерживающей мотивации;
модульно-блочныйпринцип организации содержания образовательных программ и деятельностиобучающихся.
Кнастоящему времени все яснее проявляются контуры системы открытого образования,рассматриваемой как рациональное и органичное сочетание всех известных формполучения образования. Учебно-методическая база, образовательно-информационныетехнологии любого учебного заведения таковы, что они вообще не зависят от того,очная это форма обучения, заочная или дистанционная и т.д.
Еслизнания, весь учебный материал, все его дидактические составляющие оформлены инаходятся в формализованном виде (в компьютерах), то все равно, в принципе, кудаподать эти знания: то ли в одну аудиторию, то ли на компьютер человеку, находящемусяза пределами города, страны и т.д. Эти обстоятельства совершенно по-новомувлияют на проведение учебной работы. Влияние информационных ителекоммуникационных технологий уже не может рассматриваться только в однихкоординатах — в использовании в учебном процессе. Принципиально меняется самучебный процесс, его содержание и организация.
Примаксимальном использовании информационных технологий в системе дистанционногообразования проявляются дополнительные принципы:
деятельности— содержание учебных материалов и организация учебного процесса должнывыстраиваться вокруг основных видов деятельности обучающегося; формированияподдерживающей дружественной среды;
интерактивности— отражает особенности контактов студентов с преподавателями, а также студентовмежду собой;
индивидуализации— проводится оценка стартовых знаний, входной и текущий контроль;
идентификации— проводится контроль самостоятельности обучения;
регламентностиобучения — обеспечивается жесткий контроль и планирование учебного процесса;обеспечения открытости и гибкости обучения.
Реализацияуказанных принципов приводит к качественным изменениям всех элементовпедагогической системы открытого образования, которые заключаются в следующем.
Основойсодержания образования становятся не логика научного познания, апрофессиональные задачи. По этой причине открытое образование позволяетосуществить переход от предметного принципа построения содержания образования ксозданию интегрированных учебных курсов, отражающих целостную картинупрофессиональной деятельности.
Меняетсяхарактер самого знания. Главным при отборе содержания образования становитсякритерий «знание — под деятельность».
Всистеме открытого образования знания начинают выступать не только в функциионтологии, но и в функции средств для решения конкретных профессиональныхзадач. Однако это отнюдь не означает, что в открытом образовании исчезает фундаментальноезнание. Оно, естественно, остается, но начинает выстраиваться по другимзаконам: знание — не впрок, а под реальные потребности и проблемы, возникающиев практической деятельности. Первостепенное значение приобретают универсальные(методологические) знания, позволяющие оценивать и прогнозировать будущее.
Изменяютсятребования к методам и формам организации образования. Ведущими становятсяактивные индивидуальные и групповые (совместные, коллективные) формы работы сучебным материалом.
Меняютсятип деятельности и характер взаимоотношений преподавателя и студентов. Студентстановится полноценным субъектом деятельности при решении какучебно-профессиональных, так и собственно профессиональных задач, получая приэтом необходимую помощь от преподавателя.
Общенаучные аспекты открытого образования
Индустриальнаяэпоха человеческого развития во многом исчерпала себя именно по части созданияболее достойных, комфортных условий жизни для человека, ограничив егосуществование мощным техногенным воздействием, предав забвению культурные идуховные интересы и запросы человека. Налицо обозначился разрыв междуэкономическим и социальным прогрессом, преодоление которого шло до сих пор нена пользу самого человека. Поэтому возникает необходимость в системе открытогообразования, которое следует рассматривать как процесс преимущественногосамообразования личности, формирующего способность к внутренней творческойдеятельности в целях наиболее полной самореализации. Это становится возможнымтолько при условии отказа от устоявшихся взглядов на образование и четкогоопределения исходных методологических идей, на базе которых строятся моделиоткрытого образования и практика их реализации.
Определяющейтенденцией развития образовательного процесса должна стать интеграция, а недальнейшая дифференциация различных способов познания мира. В XXI в. такаяинтеграционная направленность образования приобретает особо важное значение:панацеей от всех бед становится не только объем знаний, а умение человекасамостоятельно и рационально распоряжаться ими с учетом своих личных качеств.
Принципнезамкнутости, характерный для любой системы на этапе становления, доказывает, чторазвитие возможно только в открытых системах, которые имеют обратную связь свнешней средой. Это характерно и для системы образования в период вступлениячеловеческой цивилизации в информационную стадию развития. Информатизацияобразования как важнейший компонент открытого образования позволяет поднятьобразовательный процесс на уровень активного социального творчества. Открытоеобразование, интегрируя в себе все ценное, что выработала наука, являетсяосновой дальнейшего развития цивилизации.
Вкачестве основных исходных методологических идей открытого образования можнопринять следующие:
идеядеятельности, в соответствии с которой образование не может быть сведено ккакому-либо частному виду образовательного процесса, например к усвоениюматериалов, расширению знаний, умений и т.д. Напротив, эта идея требуетпонимания образования в контексте целостного включения личности в социальнуюдеятельность: общественную практику, науку, обучение и т.д.;
идеясистемности, в соответствии с которой модель образования не может рассматриватьизолированно учебный процесс, производственную деятельность и общение людей, а,наоборот, должна рассматривать целостное включение личности в системужизнедеятельности;
идеяотражения, состоящая в том, что обеспечивается возможность использования всехформ информационного воздействия на человека, на базе которых и происходитформирование творческой личности.
ДляРоссийской Федерации с ее огромной территорией и рассредоточением населения, неравномерностьюразвития инфраструктуры, существенным разрывом в обеспечении населенияобразовательными услугами развитие открытого образования представляется однойиз наиболее важных задач по выходу на уровень высокоинтеллектуальных идемократических стран.
Особенности и модели дистанционного обучения
Характерныеособенности дистанционного обучения заключаются в следующем.
Гибкость.Обучаемые по системе ДО, как правило, не посещают регулярных занятий в виделекций, семинаров или лабораторных работ, а работают в удобном для себя режиме(по месту, времени и темпу занятий), что предоставляет определенныепреимущества тем, кто не может или не хочет изменить привычный уклад жизни. Длявключения в учебный процесс не существует какого-либо образовательною ценза:каждый может начинать свое образование с любого выбранного уровня, продолжатьего столько, сколько это необходимо для индивидуального освоения предмета и получениянеобходимых зачетов по выбранным курсам. Возможно параллельное спрофессиональной деятельностью обучение, т.е. без отрыва от производства.
Модульность.В основу учебных планов ДО положен модульный принцип, в соответствии с которымотдельные курсы создают целостное представление об определенных предметныхобластях, что позволяет из набора независимых курсов-модулей формироватьучебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностямобучаемых.
Экономическаяэффективность. Сравнительная оценка мировых образовательных систем показывает, чтоДО обходится примерно на 50 % дешевле традиционных форм образования.Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использованияболее концентрированного представления и унификации учебного материала, ориентированноститехнологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет болееэффективного использования учебных площадей и технических средств. В то жевремя следует учитывать, что дистанционное обучение требует значительныхначальных капиталовложений не только для создания технической базы, но и дляподготовки электронных учебников, методических материалов, разработки тестов иконтрольных заданий.
Новаяроль преподавателя. На преподавателя возлагаются такие функции, как координированиеучебного процесса, корректировка преподаваемого курса, консультирование присоставлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и т.п. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в ихпрофессиональной подготовке. Средствами асинхронного взаимодействия являютсяэлектронная почта и компьютерные сети.
Специализированныйконтроль качества обучения. В качестве форм контроля в ДО используютсядистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые ипроектные работы, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы и т.д.
Использованиеспециализированных технологий и средств обучения. Обучающая технология строитсяна фундаменте определенного содержания, она должна соответствовать требованиямего представления. Предлагаемые к освоению знания аккумулируются в специальныхкурсах и модулях, предназначенных для ДО и основанных на действующихобразовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотекахвидеосюжетов и др.; одновременное обращение ко многим источникам учебнойинформации большого количества обучающихся; общение друг с другом и спреподавателями.
Однакосуществуют и некоторые отрицательные стороны дистанционного обучения:
отсутствиеочного общения между обучающимися и преподавателем, т.е. исключаются всемоменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, рядом нет человека,который мог бы эмоционально окрасить знания;
необходимостьналичия целого ряда индивидуально-психологических свойств характера обучающегося:жесткой самодисциплины, самостоятельности и сознательности;
необходимостьпостоянного доступа к источникам информации, для чего нужна хорошая техническаяоснащенность обучающегося;
отсутствиепостоянного контроля, который для некоторых обучающихся является мощнымпобудительным стимулом.
Вто же время по данным опроса обучающихся по дистанционным технологиям студентоводного из московских вузов выявлено, что подавляющее число студентов не назвалив числе трудностей: отсутствие личного контакта с преподавателем. Практическивсе студенты указали единственную трудность, связанную с самоорганизациейучебного процесса, которая и является одной из важнейших составляющих системыдистанционного образования.
Дистанционноеобучение позволяет использовать сложные информационные технологии, которыеделают обучение более интересным и увлекательным. Это оказывает позитивноевлияние на обучающихся, повышающее их трудолюбие, творческий и интеллектуальныйпотенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения работать скомпьютерной техникой.
Современныекомпьютерные телекоммуникации, применяемые при ДО, могут обеспечить передачузнаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и гораздоэффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты также подтвердили,что качество и структура учебных курсов, равно как и качество преподавания придистанционном обучении, зачастую намного лучше, чем при традиционных формахобучения. Интеграция звука, движения, образа и текста создает новую богатую посвоим возможностям учебную среду, с развитием которой увеличивается и степеньвовлечения обучаемых в учебный процесс. Интерактивные возможности используемыхпри дистанционном обучении программ и систем доставки информации позволяютналадить и даже стимулировать обратную связь, обеспечить диалог и постояннуюподдержку, которые не возможны если не во всех, то в большинстве традиционныхсистем обучения.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/