Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Контрперенос

Слово«контрперенос» является неким мистическим страхом в сознании начинающихпсихологов после первых опытов взаимодействия с чужими проблемами.
Человек(психолог) обычно с ужасом начинает понимать, что он «заразился» чужимипроблемами. Он четко понимает и видит, как чужая судьба «вламывается» в еголичную жизнь и начинает преследовать его и заставлять делать и переживать вещи,которых ранее не было.
Но такойфеномен «заражения чужой судьбой» известен и в обыденной жизни:
Как часто мы неможем понять, почему нам плохо с этим человеком, но мы продолжаем с нимобщаться.
Почему посленекоторых встреч у нас начинает кружиться голова?
А иногда хуже:почему жизненные ситуации этого человека повторяются в твоей жизни?
Для примераприведем истории из жизни одного известного адвоката.
Первый:
«…У меня былибольшие проблемы с сыном. Это и явилось первой причиной того, что язаинтересовалась психологией. Нормальный в психическом плане мальчик, «ушел» ввиртуальный мир компьютера и в свои 19 лет больше ничего делать не хочет.
Это гнететменя. Я уставала от бесконечной «борьбы» с компьютером. Мои мозги постояннокрутятся вокруг заботы о сыне (порой даже чрезмерной). И ничего не помогает.Потом я поняла, что должна освободиться сама и освободить сына от своейчрезмерной опеки. Но я не только поняла, но и смогла это сделать.
Результат — сынзадумался, что делать. Кроме того, я совершенно неожиданно для себя поняла, чтопоследние четыре года меня окружали люди, у которых сложные отношения с детьми,(а у одной знакомой дошло даже до самоубийства подростка), причем наши детиникогда не встречались.
Я сталаосвобождать свое сознание от «переноса судьбы» этих людей. Причем, непереставая с ними общаться. Отныне это их жизнь, я не переношу это в своюсемью…»
Второй пример:
«…У меня тяжелобольна мама, у нее атеросклероз. Последний год я вынуждена жить с ней. Характерпожилых людей, тем более больных — тяжелый (как правило). Я настолько ушла вболезнь мамы, что начала болеть сама. Мои мысли были заполнены только тем, какмаме плохо. Моя жизнь потихоньку шла под откос.
Требовательностьи капризы мамы повышались, а у меня уже не было сил не только работать, но ипросто ходить.
Поработавосознанно с проявлением переноса с мамы, я, во-первых, почувствовала себяфизически намного лучше, во-вторых, я поняла, что жизнь идет вперед, и чтопроисходит, то и происходит. Как лето меняет осень, а осень зима. Но и маместало намного лучше».
Кстати, приемыосвобождения от контрпереноса прекрасно работают с такими чувствами, как страх,чувство вины, раздражение, разочарование, необоснованный стыд.
Эти чувстванадо найти в себе и избавиться от них, так как энергии они забирают ох какмного, а о последствиях мы даже не задумываемся…
На вышеприведенныхпримерах мы видим, что такой феномен реально существует. И знать о нем и, темболее, предотвращать, значит сберечь свою жизнь и жизнь тех, кто тебе еёдоверил.
Какова«психологическая составляющая» данного феномена? Что известно психологам?
Приведемизвестные аналитические постулаты на данную тему:
Термин“перенос” (transference) возникает в психоаналитической практике, но потомраспространяется на любое взаимодействие терапевта, консультанта с клиентом.
Но не саманалитический процесс создает перенос, он только обнаруживает это явление. Влюбой взаимосвязи между людьми существует явление сознательного илибессознательного вовлечение своего прежнего эмоционального опыта, опытавзаимодействия с другими, особенно значимыми людьми (родителями,братьями-сестрами), воспроизведение образцов (паттернов) из этого опыта.
И вот, нашнасупленный начальник уже вызывает у нас реакцию стресса, мы ожидаем от негоповышенного тона, даже если знаем, что для его стиля управления это несвойственно. Но ведь наш папа когда-то именно так реагировал на наши мелкиепровинности и шалости. Произошел перенос. Если он будет активизировать вашуработу, не вызывая стресса ни у вас, ни у начальника — замечательно. Но еслиэто мешает вашему конструктивному сотрудничеству, тогда стоит задуматься, выобщаетесь с реальным человеком-начальником, с его специфичным характером или сновым обличием своего отца (мамы, сестры, супруга).
Что особенногопроисходит в консультационном процессе, и какие опасности таит он в себе?
Терапевтвнимательно относится к клиенту. Он слушает его, проявляет понимание и эмпатию.Без специального осознания такой ситуации клиенту может показаться, чтотерапевт — один из самых значимых, внимательных к его внутреннему миру людей. Влюбом случае взаимодействие консультанта и терапевта не может избежатьличностного характера, личной эмоциональной вовлеченности.
И вотдостаточно спокойное молчание терапевта воспринимается клиентом как злобность,недовольство им, как построение тайных планов или депрессивность. И клиентначинает вести себя так, как научился вести себя с мамой в депрессивномсостоянии или сердитым отцом.
Такой переносдает мудрому консультанту выход на чуть ли не самую значимую информацию одетском опыте клиента.
Анализ переноса— один из основных технических приемов в современной психотерапии.
Но терапевттоже вовлечен в эту эмоциональную игру. И если клиент играет роль непослушногоребенка или дочки-красавицы, а в опыте терапевта есть блок переживаний именнотакого характера, то он будет подыгрывать, соответственно реагировать наперенос клиента своим контрпереносом.
Контрперенос —наблюдение и осознание аналитиком собственной бессознательной эмоциональнойреакции при общении с тем или иным пациентом. Терапевт не может избавиться отсвоего травматического опыта, но может отслеживать его влияние на процессконсультирования.
Контрпереноссуществует не только в терапии, консультировании, но и в педагогическомпроцессе. Ведь любимчиков учитель выбирает иногда бессознательно.
Для полноценнойпсихологической помощи обязательной является супервизия, т.е. помощьколлеги-терапевта в анализе происходящих на сеансе процессов.
Задача: тонкоотслеживать эмоциональные оттенки нашей реакции — различать идентификацию спациентом и эмпатию к нему, осознавать, что именно мы переносим на пациента, ичто он на нас. Важно не лечить своего ребенка, свою маму, мужа, отслеживатьграницы взаимодействия. При контакте с пациентом терапевт лишь активизирует егопоиски решений своих проблем, но никак не ищет в лице клиента подтверждениесвоей силы, красоты, мужественности.
Итак, как женормальному непрофессионалу определить, что «заражение» начинается?
Приведемпростую методику.
Если во времяразговора с человеком вы физически начинаете ощущать состояние человека, то этосвидетельство начинающегося переноса.
Найдите способотвлечься и перейти к другим темам или уйти.
Если во времяжалоб человека на свою жизнь, вы ловите себя на мысли, что вы искренне даетесоветы человеку, опираясь на свой реальный жизненный опыт, остановитесь, здесьначинается контрперенос.
Нельзя даватьсоветы человеку, исходя из своего жизненного опыта. Это порождаетнеадекватность и зависимость от вас. Человек буквально прилипнет к вашей жизнии будет требовать дальнейших «костылей» для своего развития.
ПодхватилинН.В.
Список литературы
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта centercep.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Основы управленческого учета
Реферат Особенности речевых ошибок младших школьников в письменных творческих работах и пути их исправления
Реферат Автономная некоммерческая организация фонд региональной архитектуры
Реферат Проблеми розвитку теоретичного знання
Реферат Педагогічна техніка як складова навчальної технології
Реферат Разработка документации и постановка задачи "Учет наличия, состояния и движения оборудования"
Реферат 9 анализ модели с мультипликативной компонентой: а = т Х s X E
Реферат Измерение длин линий мерными лентами и рулетками
Реферат Изображение народного характера в произведениях А.Т.Твардовского и М.А.Шолохова
Реферат Предмет и содержание гигиены
Реферат Роль человеческого фактора в управлении
Реферат Роль Иоанна III в истории России
Реферат Business Plan
Реферат Элиот жизнь и искусство
Реферат Исследование однополупериодного выпрямителя