Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Концептуальные основы единой системы государственного кадрового обеспечения сферы информатизации России

В.В. Нечаев
Построениепостиндустриального – информационного общества в России, концептуальные основыкоторого определены соответствующими государственными программами [Доктринаинф. безопасности РФ, 2000; Концепции информатизации общества, 1990; НечаевВ.В., Дарьин А.В., 2001], а также изложены в ряде научных публикаций [ЮсуповР.М., Заболотский В.П., 2000; Советов Б.Я., 2000; Инф. общество в России, 2001;Юзвишин И.И., 2001], может быть успешно реализовано при наличии необходимого идостаточного количества и качества разнородных ресурсов, в том числе и преждевсего кадровых – высокообразованных активных профессионалов (специалистов) вобласти информатики и вычислительной техники (ИВТ) – информациологов. Инымисловами, одной из важнейших проблем информатизации России, наряду с необходимыми достаточным финансированием, является адекватное кадровое обеспечение.
Адекватноепотребностям, а точнее – рассматриваемой проблеме создания информационногообщества, кадровое обеспечение сферы информатизации, в свою очередь,представляет самостоятельную, многоаспектную комплексную проблему. Проблемаподготовки и использования кадров – ПИК специалистов, ориентированных наразличные области и уровни интеллектуальной (научно-теоретической) иматериальной (предметно-практической) деятельности включает взаимосвязанныекомплексы стратегических и тактических задач. Такие комплексы относятся к:политической, социальной, экономической, организационной, информационной,дидактической, психологической, юридической и ряду других сфер, успешноеразрешение проблем и задач в которых возможно на основе целевой концентрацииразноплановых ресурсов.
Важностьобозначенной проблемы, ее масштабность и сложность, а также наукоемкость,интеллектуалоемкость и ресурсоемкость по ряду других направлений, со всейочевидностью требует государственного подхода – единой государственнойполитики. Таким образом, проблема подготовки и использования кадровых ресурсовв сфере информатики, вычислительной техники и телекоммуникаций – ИВТ дляинформатизации России может быть успешно разрешена в рамках Единой системыГосударственного кадрового обеспечения – ЕС ГКО.
Анализ,описание и модельное представление ЕС ГКО в рамках данного рассмотренияосуществляется на основе системно–комплексного подхода (СК-подхода).Следовательно, рассмотрение ЕС ГКО, как многоаспектного, комплексного,сложного, неоднородного объекта, ориентированного, в частности, на сферу ИВТ,осуществляется с единых научно-методических позиций. СК-подход, а такжеразработанные на его основе СК-анализ и СК-моделирование, дают возможностьсоздать научно-обоснованную СК-модель ЕС ГКО в целом, а также комплекс ееподмоделей и задач соответствующей проблемной ориентации и уровней организации.При этом, возникает возможность с заданной степенью полноты, целостности иобъективности рассмотреть проблемы ПИК в динамике их развития в среде ЕС ГКО.
Классическиедидактические теории ориентируют учебный процесс, реализуемый в среде системыПИК, специалистов, на формирование знаний, умений и навыков, определяемыхпредметом деятельности. В рассматриваемой области в качестве предметадеятельности могут выступать: объекты деятельности – ОД, предметная областьдеятельности – ПОД и сфера деятельности – СД, т.е. информатика, вычислительнаятехника и телекоммуникации (ИВТ), а также различные аспекты, функциональныеподсистемы и компоненты перечисленных сфер деятельности.
Анализпроблемы кадрового обеспечения сферы информатизации России, как именногосударственной проблемы, в силу ее многоаспектности и объективной сложности,приводит к выводу, что она может быть успешно реализована при условии решениякомплекса взаимосвязанных достаточно важных проблем общегосударственного,отраслевого и регионального уровней. К наиболее важным классам таких проблем, впервую очередь следует отнести: социально-политические,организационно-экономические, информационно-дидактические ипроизводственно-трудовые.
Выделенныекомплексы проблем в рамках ЕС ГКО дают возможность определить соответствующиеподсистемы с аналогичными названиями (рис. 1). Очевидно, что в рамках каждой изподсистем, в соответствии с реализуемыми проблемами, формируются совокупностивзаимосвязанных и взаимодействующих задач, решение которых должно приводить кжелаемому результату. Иными словами, организация процессов решениясформулированных задач, а как следствие, и соответствующих проблем, приводит кформированию сложных динамических систем, обеспечивающих и реализующихцеленаправленный единый процесс подготовки и использования кадров специалистов– информациологов в сфере ИВТ, а как следствие, их реализации в рассматриваемомаспекте ЕС ГКО.
Сучетом изложенного выше, перейдем к рассмотрению каждой из подсистем, аследовательно, — проблем и комплексов задач, реализуемых этими подсистемами намакроуровне (рис. 1).
/>
Рис.1. Архитектура единой системы государственного кадрового обеспечения – ЕС ГКО.
Социально – политическая подсистема
Вцелостной комплексной ЕС ГКО, осуществляющей процессы подготовки ииспользования кадров – ПИК специалистов, с точки зрения координирующий иуправляющей функций, доминирующая роль принадлежит подсистеме, отражающейсоциальные и политические факторы, определяющие стратегию государства и егоструктур в системе подготовки и использования кадров специалистов поинформатике, вычислительной технике и телекоммуникациям. В рассматриваемойкомплексной системе ПИК социально-политическая подсистема в функциональномотношении к другим подсистемам выступает в роли генерального заказчика,определяющего стратегические направления и устанавливающего макропоказатели имакропараметры, реализующие проблему ПИК. На основе генеральной совокупностиосновополагающих факторов, сформулированных и закрепленных в форме обязательныхк исполнению юридических документов, формируется стратегия государства порассматриваемой проблеме и, как следствие, реализуются все остальные подсистемыкомплексной системы ПИК (см. рис. 1).
Подпроцессы,происходящие в социально-политической подсистеме (СПП), направлены наустановление и юридическое закрепление факта необходимости подготовки кадров поопределенным направлениям и специальностям, в частности, для сферы ИВТ иопределение потребностей государства (по отраслям) в кадрах специалистоврассматриваемой сферы. Отметим, что в реальной российской жизни доминирующиефакторы СПП приобретают особую роль и остроту в связи с усилением значимостинациональных и межнациональных информационных ресурсов в экономике, политике,культуре, науке и естественно, образовании. Следствием указанной ситуацииявляется возрастающие значение ИВТ в обеспечении заинтересованных потребителейв необходимой и достаточной мере информационными ресурсами.
Модельное представление СПП
Дальнейшиерассмотрение СПП будем проводить на основе ее модельного представления в формеорганиграммы – логической схемы, состоящей из совокупности задач (рис.2),решаемых в подсистеме, и отражающей организацию происходящих в подсистемепроцессов. Необходимость решения каждой из задач в рассматриваемой совокупностипредполагает существование определенных механизмов, например методов,алгоритмов а также средств. Совокупности проблемно-ориентированных механизмов исредств реализации решения задач в СПП представим соответствующимиспециализированными блоками, объединенными в логическую структуру, которая ивыступает в качестве модели СПП.
Какуже отмечалось выше, модель отражает макропроцессы и, следовательно,реализуются они макроблоками, каждый из которых определяет подпроцесс или этаппроцесса. Таким образом, в модели СПП в качестве основных целесообразновыделить следующие подпроцессы (этапы), представляемые блоками органиграммы(см. рис.2).
/>
Рис.2Органиграмма социально-политической подсистемы: подсистема«Заказчик».
Б-1-1.Системно-комплексный анализ (СК-анализ) направлений подготовки и использованиякадров специалистов по ИВТ в рамках сферы деятельности, предметных областейдеятельности, а также совокупностей объемов научно-теоретической (НТД) ипредметно-практической (трудовой) деятельности (ППД).
Б-1-2.Определение целей и задач ПИК специалистов для сферы ИВТ и их представление вформе социального заказа на специалистов (СЗС), т.е. первичных директивныхдокументов, содержание которых включает исходные данные для построения моделикадровой ситуации (МКС) в сфере ИВТ на определенный временной период.
Б-1-3.Установление и закрепление на основе социальных и политических факторовюридического факта наличия потребности государства в целом, а также отраслей,регионов и т.п. в кадрах специалистов для сферы ИВТ. Иными словами, юридическая(законодательная) постановка задачи формирования социального заказа наподготовку и использование кадров специалистов для сферы ИВТ.
Б-1-4.Построение модели кадровой ситуации, отражающей принципы, методы, способы,алгоритмы и параметры реализации социального заказа на подготовку ииспользование кадров специалистов с учетом результатов СК-анализа сферы ИВТ.
Б-1-5.Формирование плана процесса ПИК специалистов для сферы ИВТ в соответствии смоделью кадровой ситуации.
Б-1-6,Б-1-7. Анализ и оценка адекватности плана ПИК специалистов по критериямкачества и эффективности на основе интегральных (комплексных) показателей,формируемых по данным СК-анализа ИВТ как сферы, комплекса предметных областей исоответствующих совокупностей объектов деятельности специалистов.
Б-1-8.Оптимизация или рационализация плана ПИК посредством интерактивныхкорректирующих процедур по комплексным показателям качества и эффективности вслучае неадекватности (или несоответствия) плана ПИК исходным целям, задачам,качественным или количественным характеристикам.
Б-1-9.Утверждение (стабилизация) плана ПИК и санкционирование его исполнения (вслучае адекватности) посредством юридического закрепления в форме законов,постановлений, приказов, распоряжений, договоров, соглашений и т.п.компетентными законодательными, директивными или административными органамигосударственной власти.
Такимобразом, перечисленные и сформулированные выше задачи по проблеме ПИКспециалистов в сфере ИВТ отражают целенаправленный процесс государственногоуправления в рассматриваемой проблемной области, дающий возможность на основеконцентрации комплексных ресурсов в оптимальных режимах решать актуальныепроблемы.
Информационно-дидактическая подсистема
Втораяподсистема в системе ПИК специалистов для сферы ИВТ реализует необходимые видыи формы образовательной деятельности. Рассматриваемую подсистему определим сточки зрения проистекающих в ней базовых процессов какинформационно-дидактическую (ИДП) (см. рис. 1). Основное функциональноеназначение данной подсистемы – образовательная деятельность, т.е. формированиеу обучаемых необходимых для целенаправленной устойчивой профессиональнойдеятельности знаний, умений и навыков. Иными словами, назначение подсистемы –подготовка высококвалифицированных кадров специалистов по информатике ивычислительной технике. Реализация процессов образовательной деятельности (ОД)осуществляется в рамках государственных и частных образовательных учрежденийпри посредстве директивных и регламентирующих документов на основе современныхнаукоемких образовательных технологий (НТО) [Наукоёмкие образовательныетехнологии инженерных ВУЗов, 2001]. При этом, со всей необходимостью должныучитываться когнитивно-ментальные (психологические), психофизиологические,физиологические, а также ряд других особенностей – аспектов каждого конкретногосубъекта учебной деятельности: обучаемых (студентов) и обучающих(преподавателей).
Модельное представление ИДП
Процессыподготовки кадров специалистов, протекающие в ИДП, имеют достаточно сложнуюструктуру, реализующую совокупность разноплановых функций. С целью целостногопредставления, анализа и описания ИДП в системе ПИК сформируем логическуюмакромодель ИДП и представим ее в форме органиграммы (рис. 3), т.е.совокупностью логически взаимосвязанных и взаимодействующих функциональныхблоков, каждый из которых отражает определенный этап функционирования ИДП.
Содержательноосновные функции каждого из блоков логической модели ИДП, определяются ниже(см. рис.3).
/>
Рис.3Органиграмма информационно-дидактической подсистемы: подсистема«Исполнитель»
Б-2-1.Первый этап, реализуемый моделью, это санкционирование и регламентацияцеленаправленного функционирования ИДП. План ПИК поступает из СПП в ИДП суказанием сроков его осуществления, а также предоставляемых комплексныхресурсов, необходимых и достаточных для реализации плана в установленные сроки.По своей функциональной сути план выступает директивным “запускающим сигналом”– стимулом, посредством которого ИДП приводится в целенаправленное движение,осуществляющее реализацию потребностей общества и государства именно в техкадрах специалистов и в таком количестве, которое необходимо (в рассматриваемомслучае) для сферы ИВТ в требуемые сроки и при заданном качестве. Блок реализуетперечисленные на первом этапе функции и задачи в логической макромодели.
Б-2-2.Второй этап, представленный в модели этим блоком, связан с созданиемконцептуальных основ реализации ПИК в рамках ИДП. Концепция функционированияИДП должна включать: сформулированные цели, принципы, методы, а также задачи иалгоритмы их реализации, описание необходимых ресурсов для выполнениярассматриваемых планов ПИК.
Б-2-3.Третий этап отражает процессы создания комплекса моделей эталонных специалистов(МЭС). Такой комплекс должен быть ориентирован на сферу, предметные области иобъекты деятельности специалиста по ИВТ. Следовательно, рассматриваемыйкомплекс МЭС должен иметь трехуровневую иерархическую структуру. Следуетотметить, что современный подход к данному вопросу официальных методическихструктур Минобразования РФ, в определенной мере отражает изложенную концепциючерез Государственный образовательный стандарт, а также ряд других методическихдокументов [Концептуальный анализ…, 2001; Наукоёмкие образовательные технологииинженерных ВУЗов, 2001]. Рассматриваемый этап представлен на схеме рис. 3.
Б-2-4.Четвертый этап направлен на разработку и создание моделей планированияучебно-образовательного (дидактического) процесса (УОП), дающих возможностьформировать знания, умения и навыки у обучаемых в соответствии с моделямиэталонных специалистов (МЭС), создаваемых на основе принципа целенаправленнойдеятельности.
Б-2-5.Пятый этап, представленный соответствующим блоком модели ИДП, отражаетвозможные варианты реализации технологий и соответствующих им процессов учебнойдеятельности. По своей сути данный этап ориентирован на практическую реализациюобразовательных технологий в рамках ИДП. На этом этапе осуществляетсяучебно-образовательный процесс, т.е. формируются знания, умения и навыки уобучаемых – будущих специалистов на необходимом дидактическом уровне в заданномобъеме при соответствующем практическим потребностям качестве и эффективности учебногопроцесса.
Б-2-6.Шестой этап направлен на решение задач анализа качества и эффективностисформированных у обучаемых знаний, умений и навыков, а такжеучебно-образовательного процесса, осуществляемого в рамках ИДП в целом, наоснове дидактических и социально-политических критериев, показателей качества иэффективности.
Б-2-7.Седьмой этап направлен на реализацию функции оценивания результатовучебно-образовательной деятельности ИДП. Оценивание должно, прежде всего,производится с точки зрения возможности устойчивой целенаправленнойдеятельности каждого специалиста по избранной им специальности [Нечаев В.В.,1982]. Блок отражает рассматриваемую функцию этапа в модели ИДП.
Б-2-8.Восьмой этап ориентирован на выполнение функций корректировки – рационализацииили оптимизации процессов учебно-образовательной деятельности (УОД) в рамкахИДП в случае ее неадекватности требованиям плана ПИК или, что тоже самое, МЭС.Реализация возникающих на предшествующих этапах проблем и задач должнаосуществляться весьма осторожно, продуманно, постепенно (не в духеобщеизвестной “перестройки”), посредством итеративных процедур, корректирующихучебный процесс и УОД в целом. Особую осторожность, на наш взгляд, следуетпроявить при корректировке МЭС, а также критериев оценки показателей качества иэффективности УОД.
Б-2-9.Девятый и последний этап направлен на реализацию задачи стабилизации (фиксации)как процесса УОД, так и ИДП в целом в случае их адекватности требованиям планаПИК и МЭС. На данном этапе должна осуществляться аттестация обучаемых какподготовленных к профессиональной трудовой деятельности (ПТД) специалистов сподтверждением данного факта посредством соответствующего юридическогодокумента – диплома, аттестата, свидетельства, удостоверения и т.п. Аналогичныетребования должны быть предъявлены по всем уровням иерархической структуры,т.е. и к образовательным учреждениям и к ИДП в целом.
Взаключении данного раздела отметим, что при функционировании ИДП в системе ПИКвзаимосвязи и взаимодействия между СПП и ИДП осуществляются не только по прямым(директивным), но и по обратным – отчетным и информирующим связям. Оба видасвязей и взаимодействий активно используются в модели на этапах корректировки истабилизации (см. рис. 3).
Подсистема трудовой деятельности
Следующийбазовый компонент системы подготовки и использования кадров специалистов длясферы ИВТ определим как подсистему трудовой деятельности – ПТД. Эта подсистемавключает в себя всё то, что связано с использованием трудовых ресурсов,подготовка (обучение) которых осуществлялась в рамкахинформационно-дидактической подсистемы. По отношению к другим компонентамсистемы ПИК подсистема трудовой деятельности, следовательно, выступает какпотребитель кадровых ресурсов, выпускаемых ИДП. Очевидно, что в рамках системыПИК процессы, протекающие в ПТД, определяются, как минимум, двумя группамифакторов. Первая группа связана сферой, предметными областями и объектамитрудовой деятельности специалистов, а вторая – это совокупности факторов,определяющие характер и уровень трудовой деятельности специалистов по ИВТ.Процессы, протекающие в ПТД, в общем случае, определяются научно-технической,информационно-технологической, материально-энергетической,организационно-управленческой (административной) и рядом других видов деятельностиспециалиста. Следует отметить, что с точки зрения системы ПИК подсистема ПТД,интерпретируемая через сферу ИВТ, имеет важное значение не только как комплекспредметных областей и соответствующих совокупностей объектов приложениятрудовой деятельности, но и как важнейший компонент системы ПИК специалистов,через посредство которого, по принципу: «практика – критерий истины»,осуществляется объективная проверка и оценка в рассматриваемых аспектахкачества и эффективности функционирования как СПП, так и ИДП.
Внастоящем изложении ПТД не отражает традиционно рассматриваемые в специальнойлитературе фазы трудового процесса или трудовой деятельности. ПТД представленав аспектах, дающих возможность учитывать влияние кадровых ресурсов на еёфункционирование – с одной стороны и воздействовать на систему подготовкикадров (ИДП) – с другой. При рассмотрении ПТД, реализующей организационныеаспекты трудовой деятельности (ТД), а не процессы ТД, выделяются следующиебазовые этапы (рис. 4).
/>
Рис.4 Органиграмма трудовой деятельности: подсистема «Потребитель».
Б-3-1.Формирование данных о кадровых ресурсах для сферы ИВТ на основе анализа иописания процессов кадрового обеспечения и сопровождения всего жизненного циклаактуализированных поколений для классов и типов технических систем в сфере ИВТна определённые временные периоды.
Б-3-2.Анализ данных о кадровых ресурсах, полученных на предшествующем этапе и, наоснове полученных результатов анализа, определение и аттестация рабочих местспециалистов по всему спектру вакансий кадровых ресурсов на актуализированныевременные интервалы.
Б-3-3.Построение комплексной модели кадровой ситуации (МКС) для сферы ИВТ иидентификация МКС по качественным и количественным показателям (параметрам) сцелью определения требований (паспорта специальности) к подготовке специалистовдля сферы ИВТ.
Б-3-4.Создание комплексов моделей эталонных процессов трудовой деятельности (МЭД),определяющих характер, уровень, логику, объём, темп, время и конечный результаттрудовой деятельности специалиста по каждой конкретной специальности на каждомконкретном рабочем месте (степень конкретизации модели определяется,безусловно, характером деятельности).
Б-3-5.Реализация процессов трудовой деятельности в соответствии с МЭД в рамкахобъектов (предметов) трудовой деятельности, их совокупностей, предметныхобластей, а также ИВТ в целом как сферы ТД специалистов.
Б-3-6.Анализ результатов ТД по критериям качества и эффективности на основесоответствующих показателей, разработанных для сферы, предметных областей иобъектов (предметов) деятельности применительно к сфере ИВТ. В рамках данногоплана возможна корректировка МЭД в соответствии с новыми знаниями,технологиями, инструментальными средствами (орудиями труда), а такжеприобретённым и накопленным опытом.
Б-3-7.Оценка результатов трудовой деятельности в «малом» (для конкретных ситуаций) ив «большом» (для ПТД в целом) на основе частных и интегральных показателейкачества и эффективности.
Б-3-8.Модернизация (рационализация, оптимизация) процессов трудовой деятельностиспециалистов в сфере ИВТ посредством итеративных корректировок (например,реорганизации) непосредственно процессов трудовой деятельности, а также методиканализа, критериев и показателей качества и эффективности с точки зрениячеловеческого фактора – адекватности специалистов выполняемым трудовымпроцессам, его функциональным обязанностям.
Б-3-9.Стабилизация каждого из этапов, рассматриваемых выше и входящих в ПТД, а такжеподсистемы ТД в целом, в случае адекватности специалистов возлагаемым на них всоответствии с трудовым процессом функциональными обязанностями, приводит кстабилизации на определённом временном интервале и образовательнойдеятельности, осуществляемой в рамках ИДП. Блок реализует указанную функциюстабилизации (см. рис. 4).
Такимобразом, совокупность выделенных и рассмотренных выше девяти макроэтапов,составляющих подсистему трудовой деятельности – ПТД, и функционирующих вовзаимосвязи и взаимодействии друг с другом, приводят к локально замкнутойадаптивной системе управления, представленной в форме органиграммы на рис. 4.Отметим, что в рамках системы ПИК специалистов компонент ПТД посредствомвнешних связей взаимодействует, с одной стороны, с уже рассмотренной ранее ИДП,а с другой стороны – с организационно-экономической подсистемой (ОЭП) –«администратором», рассматриваемой ниже (рис.5).
Организационно-экономическая подсистема
Четвёртойкомпонентой системы ПИК специалистов для сферы ИВТ являетсяорганизационно-экономическая. В функциональном отношении эта подсистема можетинтерпретироваться как «Менеджер» или «Администратор» системы ПИК (см. рис. 1).Организационно-экономическая подсистема (ОЭП) непосредственно связана ивзаимодействует с рассмотренными выше другими подсистемами: СПП, ИДП, ПТД.Очевидно, что в функциональном аспекте ОЭП ориентирована на организацию иподдержание рационального или даже оптимального функционирования всей системыПИК, а также её динамичное развитие в соответствии с изменениями внешней средыили внешних целей и задач. Само развитие рассматривается в двух аспектах:медленное, постепенное, естественное – эволюционное, осуществляемое посредствомрационализации и модернизации; быстрое скачкообразное – революционное, реализуемоепосредством реорганизации, перестройки. Глобальными факторами, на основекоторых осуществляется развитие всей системы ПИК специалистов, выступают:социальные, политические, экономические, организационные, информационные,дидактические, производственные, трудовые, физиологические, психологические инекоторые другие. В реальной жизни все перечисленные группы факторов могутдействовать совместно и постоянно.
Однако,действие перечисленных групп факторов, в зависимости от времени и конкретныхситуаций, может иметь различные интенсивности, значимости и приоритеты. Сучётом изложенных выше соображений для выполнения основных функций ОЭП должнавключать в свой состав функциональные компоненты, реализующие относительнолокальные процессы, представленные логически организованной последовательностьюэтапов (рис. 5).
/>
Рис.5 Органиграмма организационно-экономической подсистемы: подсистема«Администратор».
Б-4-1.Установление, обоснование и юридическое закрепление факта необходимости ицелесообразности развития (модернизации, реорганизации) системы ПИКспециалистов для сферы ИВТ.
Б-4-2.Определение принципов, методов, способов и алгоритмов развития системы ПИКспециалистов для сферы ИВТ.
Б-4-3.Формирование стратегий функционирования целостной системы ПИК специалистов всфере ИВТ для различных (внешних и внутренних) условий и ситуаций.
Б-4-4.Разработка и реализация моделей функционирования целостной системы ПИК дляразличных условий и ситуаций.
Б-4-5.Анализ и представление данных о фактическом состоянии целостной системы ПИКспециалистов.
Б-4-6.Оценка качества и эффективности функционирования целостной системы ПИКспециалистов.
Б-4-7.Принятие решения по результатам функционирования системы ПИК специалистов.
Б-4-8.Развитие – модернизация, реорганизация подсистем и системы ПИК в целом черезсоответствующие локальные компоненты на основе взаимодействий как «сверху-вниз»– директивно, так и «снизу-вверх» – инициативно.
Б-4-9.Стабилизация процессов функционирования подсистем и системы ПИК в целом черезсоответствующие локальные компоненты функциональных подсистем: СПП, ИДП, ПТД наоснове системных данных в случае адекватности функционирования всей системыисходным целям и задачам.
Такимобразом, совместное действие всех компонентов ОЭП, функции которых перечисленывыше, дают возможность сформировать управляющую подсистему в системе ПИК иреализовать в ней основные принципы, методы, способы и алгоритмы управления дляразличных стратегий развития всей системы ПИК в целом (см. рис. 1).
Врассматриваемой модели системы ПИК помимо четырёх представленных вышеподсистем, существует ещё одна – пятая (см. рис. 1). Эту подсистему определимкак «кадровые ресурсы». По своей функциональной роли и назначению подсистемакадровых ресурсов – ПКР является центральной и интегрирующей во всей системеПИК специалистов. Компонент ПКР описывается и представляется комплексомстатических и динамических показателей, совокупности которых отражаюткачественные и количественные характеристики кадровой ситуации для определённыхвременных срезов.
Определённыесовокупности и группы показателей выступают в качестве общих как для ПКР, так идля других подсистем системы ПИК при организации функционирования последних.Отметим также, что эти показатели могут использоваться в целях управления прифункционировании ОЭП. С учётом приведённых замечаний полная логическая схемамодели системы ПИК специалистов, включающая все рассмотренные подсистемы,представлена на рис. 6.
/>
Рис.6.
Выводы
Рассматриваемаявыше организация системы ПИК специалистов ориентирована нацентрализованно-децентрализованное управление, т.е. выражаясь «современнымязыком» – государственную поддержку и регулирование. Такая ориентация неисключает внебюджетную организацию образования в рамках рассмотреннойконцепции. В результате системно-комплексного анализа (СК-анализа) проблемобеспечения кадрами специалистов сферы ИВТ предложена в форме логической схемы– органиграммы – модель организации системы ПИК. Особенностью такогопредставления является идентичность структурных схем (органиграмм) каждой изподсистем (компонент) системы ПИК. Указанный результат получен вследствиетипизации этапов функционирования компонент. Типизация даёт возможность, вопределённом смысле, унифицировать и всю модель системы ПИК. Последнееобстоятельство облегчает практическую реализацию модели.
Модельпроблемы обеспечения кадрами специалистов сферы ИВТ в целом, её предметныхобластей и комплексов или совокупности объектов, т.е. модель целостной системыПИК специалистов представлена в форме комплексной органиграммы (см. рис. 6).Данная модель удовлетворяет свойствам целостности и функциональной полноты, чтоприводит к возможности осуществления саморегулирования и самостабилизации приразличных начальных, граничных и текущих условиях в процессе функционированиясистемы ПИК специалистов в сфере ИВТ. Необходимо отметить и тот факт, что,несмотря на проблемную ориентацию модели на сферу ИВТ, она может бытьиспользована при рассмотрении проблемы кадрового обеспечения любых других сфердеятельности. Иными словами, модель системы ПИК имеет общий и достаточноуниверсальный характер, включающий в качестве системообразующего факторцентрализованного государственного ресурсного обеспечения, контроля ирегулирования процессов подготовки и использования кадров специалистов, как дляотраслевых, так и для комплексных потребностей.
Список литературы
 [Доктринаинф. безопасности РФ, 2000] Доктрина информационной безопасности РоссийскойФедерации. Совместное издание редакции «Российская газета» и МеждународнойАкадемии информатизации. Международное издательство «Информациология» — М.:2000. – 50 с.
[Концепцииинформатизации общества, 1990] Концепции информатизации общества. Коллективавторов; под общей редакцией Евреинова Э. В. ЦП ВНТО РЭС им. А. С. Попова – М.,1990. – 48 с.
[НечаевВ.В., Дарьин А.В., 2001] Нечаев В.В., Дарьин А.В. Интеллект – стратегическийресурс информационного общества. Проблемы информатизации: теоретический инаучно-практический журнал / Российская академия наук, Министерствопромышленности, науки и технологий Российской Федерации. – М.: 2001, выпуск 1.– с. 37-41.
[ЮсуповР.М., Заболотский В.П., 2000] Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Новыеинформационные технологии и экономика. Проблемы информатизации: теоретический инаучно-практический журнал / Российская академия наук, Министерствопромышленности, науки и технологий Российской Федерации. – М.: 2000, выпуск 4.– с. 8-12.
[СоветовБ.Я., 2000] Советов Б.Я. Стратегия перехода в информационное общество.Математическое моделирование информационных и технологических систем. Сборникнаучных трудов. – Выпуск 4. / Воронежская Государственная технологическаяакадемия. – Воронеж: 2000. – с. 48-52.
[Инф.общество в России…, 2001] Информационное общество в России: проблемыстановления. Межвузовский сборник научных трудов. – М.: МИРЭА, 2001. – 196 с.
[ЮзвишинИ.И., 2001] Юзвишин И.И. Основы информациологии. Учебник. 3-е издание; исправленноеи дополненное. – М.: Издательство «Высшая школа», 2001. – 600 с., илл.
[Концептуальныйанализ…, 2001] Концептуальный анализ состояния технологий образования. / Подобщей редакцией Благовещенской М. М. – М.: Издательский комплекс МГУПП, 2001. –94 с.
[Наукоёмкиеобразовательные технологии инженерных ВУЗов, 2001] Наукоёмкие образовательныетехнологии инженерных ВУЗов. / Под редакцией Мануйлова В. Ф. и БлаговещенскойМ. М. – М.: Издательство МАТИ — РГТУ «ЛАТМЭС», 2001. – 216 с.
[НечаевВ.В., 1982] Нечаев В.В. Метод комплексной оценки процесса обучения. Электроннаяпромышленность. № 1, 1982. – с. 70-72.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.