Энни Гартон ( Annie Gurton), руководительбизнес-группы Broader-A-Plus, Inc.
Зачемдавать интервью? Интервью — это возможность убедить журналиста своимиаргументами, произвести на него впечатление своими знаниями и остроумием.Обычно журналисту нужны информация, комментарии, мнения и взгляды. Интервью —это еще и возможность продвинуть товар, торговую марку или компанию, а такжеувеличить осведомленность клиентов о них и, следовательно, прибыль.
Людичасто волнуются во время интервью, но большинство журналистов просто надеютсяполучить информацию и мнения. Это не допрос с пристрастием (как многие людисебе представляют интервью). Оно часто напоминают дружескую беседу, но пустьвас не успокаивает ложное чувство безопасности: журналист волен записать илипередать в эфир все, что вы сказали.
Ужурналиста больший опыт интервью, чем у вас, но вы — специалист по сложномувопросу или теме. Журналисты редко знают глубоко и полностью предмет разговора;они знают немного о множестве вещей. Поэтому вы почти наверняка знаете большених. Поэтому они и хотят с вами поговорить.
Вывсегда можете отказаться от интервью, если считаете, что:
журналистнедоброжелателен.
емунужны комментарии к плохим новостям, а это не входит в ваши служебныеобязанности.
естькто-то лучше подготовленный и знающий больше, чем вы.
неможете сказать ничего дельного.
конкурентымогут быть лучше, и ваш имидж пострадает.
увас не будет возможности сказать то, что вы хотите.
Отказавшийсяот интервью выглядит так, будто что-то скрывает. Если вы действительно считаете,что лучше отказаться:
Будьтевежливы: не вешайте телефонную трубку и не говорите: «Без комментариев!»
Приведитеправдоподобную причину.
Предложитепровести интервью в другой раз.
Проясните,что ваш отказ от интервью — это не политика компании.
Подскажитедругие темы, с которыми вы могли бы познакомить, прокомментировав их.
Есливы считаете, что журналист может позвонить неожиданно, или ждете интервью, подготовьтесписок контрольных вопросов на одной странице. У вас появится уверенность, чтовы сможете контролировать интервью, что у вас есть вся необходимая информация.
Подходжурналиста
Неждите, что журналист будет дружелюбен, и не удивляйтесь, если он покажетсябесцеремонным или даже неприязненным. Журналист создает дистанцию между собой ивами, пытаясь оставаться профессиональным и сдержанным. Если он будет слишкомдружелюбен, ему сложнее будет оставаться критичным и задавать сложные вопросы, которыеобеспечивают ему ответы и информацию, необходимую для его читателей.
Нетдвух одинаковых журналистов. Есть много разных типов и подходов. Однако всежурналисты:
могутзадавать вопросы, которые попадают прямо в сущность проблемы.
могутзаставить собеседника сказать что-то, о чем он не хотел говорить.
Любойхороший журналист будет:
подсказыватьвам;
возражатьвам;
ничегоне говорить, храня молчание, пока вы нарушаете тишину;
подготовлен;
знатьвсе о вашем рынке и конкурентах.
Любойхороший интервьюер будет:
несговорчивым;
наблюдательным;
скептичным;
осведомленным;
ине будет слепо верить вам.
Журналистбудет действовать как «адвокат дьявола» от имени своего клиента, читателя илислушателя. Иногда вопросы журналиста могут показаться наивными или невинными.Не надейтесь, что это действительно так. Отвечайте одинаково просто. Журналистне всегда хочет показать собеседника с неблагоприятной стороны, просто онстремится получить наилучший сюжет. Обычно он хочет, чтобы вы хорошо игралисвою роль.
Журналист:
Непропускает без возражений необдуманные заявления.
Непринимает предположений без доказательств.
Стремитсянайти ваши слабые места.
Стремитсявыяснить, лжете ли вы, преувеличиваете или вводите в заблуждение.
Егоне удержат восхищение вами, вашими деньгами, положением или властью.
Управлениеинтервью
Журналистымогут использовать различные тактики:
Формулироватьпо видимости простые вопросы, которые могут открыть значительно больше, чемосознает собеседник.
Быстрои подряд задавать сложные вопросы, пытаясь запутать или спровоцировать.
Хранитьмолчание — эта старая хитрость вынуждает собеседников продолжать говорить.
Переходот дружелюбия к неприязни может привести собеседника в замешательство.
Заявлениео сжатых сроках сдачи материала — и принуждение к необдуманному ответу.
Делатьошибочные предположения: с одной стороны, провоцирует противодействие, с другой,дает возможность получить точные факты.
Показать,что интервью заканчивается. Закрыть блокнот или начать болтать о чем-нибудь еще,— это может служить знаком того, что интервью закончено. Однако оно незакончится, пока вы не выйдете на улицу или не положите телефонную трубку.Журналист всегда работает.
Вконце интервью задать заранее заготовленный вопрос, в действительности самыйострый. Часто к этому времени люди расслабленны и отвечают, не задумываясь.
Несмотряна распространенное мнение, что все журналисты подобны ротвейлерам, намеренноперевирают слова и причиняют неприятности, в действительности так поступаютнемногие. Верно и обратное: многие журналисты стараются поддержать собеседника,потому что чем менее скован человек, тем больше его слова заслуживаютцитирования. Большинство журналистов будут стремиться снизить ваше напряжение исделать так, чтобы вы раскрылись, а не раздражать вас, чтобы вы замкнулись.
Успехав интервью добиваются те, кто:
спокойноотвечают.
необращают внимания на нелепые комментарии.
исправляютневежественные и неточные утверждения.
могутспокойно спросить, откуда журналист взял факты.
используютточные слова и фразы.
непринимают ложную или вводящую в заблуждение трактовку журналистом событий илифактов и могут спокойно настоять на своей точке зрения.
нерасслабляются, пока интервью действительно не закончится.
неувязают в критике конкурентов.
непозволяют журналистам приписывать им слова.
неотреагируют на заявление о приближающемся сроке сдачи материала — они не будутделать поспешных заявлений.
уделяютвнимание речи, используя техники профессионального и делового разговора.
неподдаются волнению.
хорошоподготовлены.
непользуются специальными терминами.
помнят,что через журналиста говорят со своими клиентами.
Сохраняйтечувство юмора и будьте обаятельными. Не позволяйте журналисту провоцироватьвас.
Начнитеинтервью, убедившись, что журналист:
какследует подготовлен.
получилправильные основные факты.
точнознает ваше имя и должность.
чтоу него есть номер вашего телефона и адрес электронной почты.
знаетназвание вашего товара и его свойства.
Подготовьте,напишите и отрепетируйте свои сообщения: старайтесь создавать их простыми и неделайте много пометок.
Еслижурналист позвонил неожиданно
Высидите за столом, работаете. Звонит телефон, и это журналист, которого вы незнаете. Не пугайтесь. Вы не должны отвечать на его вопросы немедленно.«Выторгуйте» себе время подготовиться и подумать. Возьмите ситуацию подконтроль, выяснив основное:
Поблагодаритежурналиста за звонок.
Подтвердите,что вы хотите с ним разговаривать.
Спросите,о чем он(а) хочет говорить.
Воспользуйтесьсписком контрольных вопросов для подготовки интервью, чтобы убедиться, чтозадаете верные вопросы. Особенно важно узнать срок сдачи материала и номер телефона.
Можносказать ему: «Я как раз собирался на встречу. Скажите мне, что вам хочетсяузнать, и оставьте номер телефона. Я перезвоню вам через пять минут».
Затемпозвоните менеджеру по PR или коллеге с опытом работы со СМИ, и спросите:
Какаяквалификация у этого журналиста?
Можноли ему доверять?
Легколи с ним разговаривать?
Насколькоон осведомлен?
Длякакого издания он работает?
Затемвыпишите ключевые тезисы, которые вы хотите сообщить во время интервью.Предупредите вопросы журналиста, особенно сложные, а также подготовьте иотрепетируйте свои ответы. Перезвоните журналисту как можно быстрее, подготовившисьза несколько минут. Кто он(а), для какого издания работает, какая у негоаудитория, что он может спросить? Если чего-то не знаете, спросите журналиста впервые минуты разговора. Вы — эксперт, вы знаете все о своей компании, товарах,рынке и его потенциале.
Ужурналиста может быть предвзятая точка зрения или позиция. Обычно этонегативная предпосылка, потому что таков метод работы большинства журналистов.Если у них будет положительная предпосылка и интервью пройдет при согласиисторон, результат не будет интересен читателю.
Вовремя интервью спросите:
Оего теме (вы можете быть не тем человеком для этих комментариев).
Длякакого оно издания (зная целевую аудиторию, сможете задать верный уровеньсодержания).
Осроке сдачи материала (узнаете, сколько у вас есть времени на ответы и сможетели вы встретиться с журналистом позже).
Скем еще говорил журналист (у вас будет лучшее представление о его точкезрения).
Будетли это сообщение в печати или статья (так вы узнаете, нужен ли журналистукраткий комментарий, спокойное изложение или анализ).
Оточке зрения, которую планирует поддерживать журналист (этого он может вам несказать).
Гдежурналист получил сюжет (поможет вам определить, дружелюбен ли он).
Выяснитеточку зрения журналиста в начале беседы:
Спросивего о характере читателей (для того, чтобы определить его позицию).
Спросивоб его мнении (этого он вам может не сказать).
Спросивоб его взглядах.
Этокажется очевидным, но отвечайте на вопросы журналиста:
Журналистне знает того, что знаете вы. Он говорит с вами, чтобы узнать больше.
Нестарайтесь «заговорить» журналиста.
Непытайтесь слепо протолкнуть свою информацию, не связанное с вопросамижурналиста. Дайте журналисту приемлемые ответы на его вопросы, а затем сменитенаправление разговора, чтобы можно было изложить ваше сообщение.
Вы— эксперт. Сообщите журналисту наиболее увлекательные факты.
Журналистхочет, чтобы вы внимательно слушали, о чем он спрашивает, и отвечали на еговопросы.
Неверноразражаться подготовленным ответом, игнорируя то, что сказал журналист.Важнейшая сторона умения хорошо давать интервью — быть хорошим слушателем.Усваивайте то, что спрашивает журналист, и думайте, как можно повернуть вопросв том направлении, о котором вы хотите говорить.
Высказываясьо конкурентах
Журналистможет говорить с вами не для того, чтобы больше узнать о вас или ваших товарах,— его может больше интересовать ваше мнение о конкурентах. В этом случае:
остерегайтесьбыть слишком самоуверенным или откровенно высказывать точку свою зрения оконкурентах.
критиковатьконкурентов — дурной тон.
критикаконкурентов обычно возвращается к вам.
вашейтактикой должно быть продвижение собственного положения, а не нападки насоперника.
еслижурналист утверждает, что ваш конкурент обсуждает вас, попросите рассказатьподробней, что именно он говорит, и разбейте его доводы по пунктам.
неделайте необдуманных и голословных утверждений о своих конкурентах.
думайтеи говорите о своем положении конкретно, с цифрами и фактами защищайте своемнение.
создайтекороткое, точное заявление, которое подкрепит ваше сообщение.
Каксправиться с неприязненным отношением
Вредких случаях вы можете обнаружить, что журналист относится к вам враждебно.Обычно такие технологии предназначены для политических интервью или кризисныхситуаций, а не для собеседников, помогающих «обычным» новостям или статьям.Журналист гораздо больше надеется на то, что вы предоставите ему многоубедительного и интересного материала. Однако вы должны быть готовы к тому, чтожурналист может критиковать то, что вы говорите. Не ждите, что ваши заявленияили утверждения останутся незамеченными. Это их работа. Самое худшее — этоотвечать на грубые или агрессивные вопросы с агрессией. Поэтому:
Будьтеспокойны.
Сосредоточьтесьна положительных аспектах своего обращения.
Неповторяйте противоположное мнение в своем ответе.
Незанимайте оборонительную позицию.
Еслиинтервьюер пытается прервать вас на середине ответа, скажите: «Пожалуйста, позвольтемне закончить». Затем завершите предложение.
Неговорите односложно «да» или «нет»: оживляйте свои ответы, но не перескакивайтес одной мысли на другую. Когда закончите мысль, сделайте паузу.
Есливопрос явно далек от предмета беседы, если он неуместный и провокационный, скажитемягко: «Мы здесь не это обсуждаем. Мы говорим о...» или: «Это не относится кделу ...»
Неспорьте с интервьюером и не противоречьте ему.
Никогдане теряйте самообладания.
Никогдане прерывайте интервью: это намного хуже для вас, чем для интервьюера.
Еслиинтервьюер сказал что-то неточное или неверное, не пропускайте этонезамеченным. И интервьюер, и аудитория будут уважать вас намного больше, есливы защитите себя и исправите ошибки.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru