Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Карьера для «неудачников»

Пряжников Н.С., докт.пед.н., профессор кафедры«Педагогическая психология»
Пустьпризнается тот, кто считает себя неудачником… Вряд ли многие вот так сразу об этомскажут вслух: в приличном обществе обычно принято говорить о своих достиженияхи всем своим видом показывать, что у меня все «О\'кей». А если кто и считаетсебя неудачником, то возникают вопросы: «Почему?», «На каком основании?» и «Чтотакое вообще «неудачник?»… Мало кто отважится заявить вслух о том, что егожизнь «не состоялась», но многие, скорее всего, про себя именно так и подумаюто своей жизни, ведь наверняка что-то в жизни «не удалось», а если и удалось, то«не совсем то, о чем мечталось»…
Впсихологии карьеры «успех» обычно связывается не столько с выбранной по душепрофессией, сколько с достижением привлекательного образа жизни (с точки зрениямассового, общественного мнения). Сам привлекательный образ жизни большинствомсовременных людей отождествляется с высоким заработком и престижным положениемв обществе. Получается, что существует некая универсальная «шкала», «линеечка»,с помощью которой можно оценить успех жизни каждого человека, а основными «критериями»и «делениями» на такой «линеечке» как раз и являются количество дензнаков(желательно в «баксах») и престижная, модная работа. С помощью такой конкретнойи понятной для большинства «шкалы» жизненного успеха намного проще оцениватьдругих людей и самого себя, чем ориентироваться на какие-то там высокие идеалы,на какое-то там чувство собственного достоинства и прочую «устаревшую чушь»…
Возникаетдаже удивительная ситуация, когда человек, не сумевший добиться убедительного и«понятного» для большинства жизненного успеха, начинает просто успокаивать себятем, что ему удалось сохранить свою совесть и достоинство, или что ему удалосьобнаружить какие-то иные, более благородные смыслы жизни, чем просто большиеденьги и престиж. Но, к сожалению, все это часто бывает не очень убедительно,во-первых, для окружающих его людей, и, во-вторых, для него самого. Нередкотакие люди в глубине души все-таки мечтают о настоящем «достатке» и о настоящемвосхищении окружающих. Правда, есть все-таки отдельные «чудаки», которые готовыдовольствоваться малым и даже каким-то своим, странным, непонятным длянормальных людей счастьем.
Чувствонеудавшейся жизни характерно не только для так называемых бедных слоевнаселения (для «лохов», «быдл» и прочих «маленьких людей»), но и для внешневполне благополучных «новых русских», «новой элиты» и их многочисленных«приближенных», «обслуживающих» и «восхваляющих-пропагандирующих». Психологиуже давно подметили закономерность: среди преуспевающих в жизни людейколичество самоубийств (суицидов) несколько выше, чем среди так называемыхпростых людей. Вероятно, чем большими благами и престижем обладает человек, тембольшего ему хочется и, соответственно, тем больше он неудовлетворен своейжизнью. И для таких людей единственным утешением оказывается постоянноесравнение себя с теми, кто устроился в этой жизни намного хуже, т.е. с беднымислоями населения.
Можнодаже сказать, что именно благодаря такому сравнению (себя — с «лохами») вообщевозможно счастье нормального, преуспевающего в жизни человека, иными словами…огромное спасибо «лохам»! Специалисты-психологи отмечают, что возможностьсравнения себя с другими лежит в основе важнейшей человеческой слабости —зависти, а без зависти и соответствующих страстей вокруг нее жизнь была бы простонеинтересна. Ведь еще великий Б.Рассел отмечал, что именно «зависть — этооснова демократии и рынка». Единственная загвоздка в том, что не все люди (ксожалению, для бедных «новых господ») способны завидовать и этим они, конечноже, несколько портят жизнь тем, кто добивается в жизни очевидного«денежно-престижного» успеха.
Однако,проблема неудавшейся жизни и карьеры несколько сложнее. Для многих людей (какдля «лохов», так и для «господ») общая неудовлетворенность своей жизнью частовыражается примерно в следующих позициях:
«Вкалываю,вкалываю, а живу все-равно хуже, чем…».
«Я— настоящий неудачник, и виновато в этом правительство (любимый Президент,начальник, коллеги, жена и т.п.), которые никак меня не поддерживают». Случаи,когда человек может даже гордиться своими неудачами, вызывая сочувствие и пониманиесо стороны окружающих, описаны в известной книге Э.Берна «Игры, в которыеиграют люди. Люди, которые играют в игры».
«Уменя все «О\'кей», но времени не остается, чтобы побыть самим собой…, или чтобызаняться любимым делом. И на кой… мне такая жизнь?».
«Уменя все «О\'кей», но вместо того, чтобы мною восхищаться, все лишь завидуютмне и злорадствуют по поводу каждой неудачи».
«Уменя все «О\'кей», но вокруг меня фальшивые улыбки и восторги, т.к. все лишьнадеются на «милостыни» от меня, а то и просто рассчитывают поживиться за мойсчет».
«Уменя все «О\'кей», а любимая женщина все-равно ушла к другому, менееблагополучному и престижному… Либо она «дура», либо я чего-то не понимаю, в натуре…».
«Яочень неплохо зарабатываю, но на работе приходится заниматься такой мерзостью ипошлятиной… Когда же наконец, я могу позволить себе говорить и думать о чем-тоболее благородном» и т.п.
Такимобразом, всего лишь подтверждается известная мысль: и богатые тоже плачут…, и модные-престижныелюди бывают несчастными…, и даже те, кто познал счастье стремительногоперемещения «из грязи в князи» также могут оказаться «у разбитого корыта» (чтообычно и происходит после первых восторгов от головокружительных карьерныхуспехов).
Человек,оказавшийся перед проблемой переосмысления своей жизни выбирает разные пути длясохранения чувства собственного достоинства и даже своего психическогоздоровья, поскольку само обращение к таким проблемам довольно рискованно дляобщего состояния здоровья и чувства собственной полноценности. Особенно этоопасно для людей, которые привыкли все «раскладывать по полочкам» (с «внутреннепростым жизненным миром», как говорят психологи), т.е. людей, для которых любая«внутренняя, личностная сложность», когда нужно напрягать не только свойинтеллект и эмоции, но и чувство, и свою совесть — это уже испытание. Условноможно выделить следующие основные варианты разрешения данной проблемы.
Первыйвариант, когда человек напрягает свои возможности, связи, интеллект, нервы,идет на определенные внутренние компромиссы и в итоге добивается большегозаработка, устанавливает отношения с «нужными людьми», совершает сказочныйдолжностной рост, успешно рискует в игре с законом и т.п. Иными словами, он достигаеттого, чего многие другие достичь не смогли, но очень хотели бы достичь.Конечно, приятно обойти своих конкурентов и соперников, стать первым или однимиз первых. Заметим, что само слово «карьера» происходит от латинского «каррус»и означает боевые колесницы, выстроенные в определенном порядке, а современныйсмысл слова «карьера», по мнению многих зарубежных психологов, означает«постоянную борьбу с конкурентами, гонку, участие в жестоком ралли, где главныйприз — успех». Конечно, победа в схватке за такой приз приятна, но основныепроблемы личности при этом не решаются. Например, у кого-то денег и признаниявсе-равно оказывается больше, чем у Вас (проклятая единообразная «линейка» дляизмерения жизненного успеха, когда все-время приходится сравнивать себя с кем-то).Даже в случае относительного успеха многие начинают еще больше Вам завидоватьи, соответственно, ненавидеть, а кто-то обязательно захочет «поживиться» за счетВаших благ и приобретений, что заставляет Вас всегда «быть начеку» и отказыватьсяот нормальных (естественных) человеческих отношений и т.п.
Второйвариант преодоления чувства неудачи жизни связан с ориентацией на иныежизненные ценности и смыслы. Как сказал великий мыслитель Ф.Ницше, «главноебыть не первым в стаде, стремящемуся к единой цели…, главное — идти самому по себе,быть иным, чем стадо». В этом случае человека уже сложно измерить с помощьюединообразной «линеечки» богатства и престижа. Такого человека уже трудноподогнать под общий стандарт (под мерку стада) и заявить ему, что в чем-то он непременноущербный (по сравнению с кем-то другим, более благополучным).
Человек,ориентирующийся на свои собственные ценности и смыслы, становится менее уязвимдля презрения со стороны людей «успеха». Как отмечают многие ведущие психологи,именно в таком случае человек обретает возможность стать полноценной личностью.Заметим, что одна из важнейших (сущностных) характеристик настоящей личности —это уникальность, самобытность и неповторимость, когда человека в принципеневозможно «измерить» с помощью каких-то единообразных «шкал» и «линеечек». По настоящемуоценить себя в этом случае может лишь сам человек или его самые близкие(понимающие его) люди, поскольку уникальное нельзя рассматривать с позицииобщих мерок (или с позиций общественного, т.е. стандартного мнения).
Правда,такой самобытный человек рискует оказаться не понятым окружающими и дажеосужден за свою «непонятность» и «непохожесть» на других. Еще известныйпсихолог К.Юнг говорил о том, как важно для настоящей личности «вырватьсяиз-под власти коллективного бессознательного толпы», но те люди, которым этовсе-таки удается, часто платят за такой поступок «одиночеством», «непониманием»и даже «осуждением» со стороны людей массы.
Получается,что у людей есть реальная возможность даже при отсутствии каких-то «выдающихся»достижений (богатства, власти, известности) почувствовать полноценность своейжизни и обрести чувство собственного достоинства. Но для этого человекупридется вырваться из существующих стереотипов понимания успеха и обрести своисобственные, неповторимые ценности и смыслы жизни. И потребуется для этого дажене интеллект или какие-то таланты, а всего лишь уважение (любовь) к себе и немноговоли, чтобы противостоять непониманию и осуждению окружающих, которые зорконаблюдают за теми, кто осмеливается быть счастливым не «так как положено».
Проблемалишь в том, что психолог не может преподнести человеку смысл в готовом виде.Как отмечает выдающийся психотерапевт В.Франкл, каждый человек должен обрестисмысл самостоятельно, иначе это уже не будет личностным смыслом. А психологможет лишь дать ориентировочную подсказку в таком самостоятельном, творческомпоиске — самом интересном поиске всей своей жизни.
Естественно,решившемуся на такое «нахальство» человеку, не следует бросать открытый вызовокружающим, все это необходимо делать более дипломатично и хитро. Давайтепредставим, как отреагируют на личностный вызов типичные люди массы, да ещедобившиеся общепризнанного успеха. С их точки зрения именно они должны бытьпо-настоящему счастливы (именно у них больше денег и престижа). И тут вдругнаходится какой-то «пигмей», какое-то «ничтожество», которое не имеет ни богатства(«баксов»), ни известности, да еще демонстрирует свое более выраженное(настоящее) счастье… Понятно, что у таких людей массового, стандартного успехавозникает естественное чувство обиды: «Мы (Я), понимаешь, вкалывал-вкалывал,зарабатывал-зарабатывал (брал-брал, греб-греб), а кто-то, тудыт-растудыт,счастливее меня оказывается»…
Поэтомууважающему себя человеку, если он все же обнаружит уникальные (и непонятные длямассы) жизненные смыслы и ценности, следует бережнее относиться к людямстандартного успеха (они ведь тоже люди). Ну, а если человек не сможет обрестидля себя необычные (неповторимые и непонятные для большинства) смыслы, то унего все-таки остается возможность повышения чувства собственного достоинства,но уже через традиционное соперничество с предприимчивыми и даже по-своемуизощренными «мастерами» построения стандартного успеха. В любом случае мы пожелалибы и тем, и другим людям удачи в поиске и реализации именно своего пути к счастью.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.