Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Категория развития в педагогике

Склярова Т. В.
Категорияразвития является одной из ведущих в современных научных исследованиях. В общенаучнойметодологии развитие определяется как закономерное, необратимое и направленноеизменение качества материальных или идеальных объектов. В таком пониманиикатегория развития вошла в науку немногим более двухсот лет назад.
Понятиеразвития напрямую связано с понятием времени, поскольку всякое развитиеосуществляется в реальном времени и только время выявляет его направленность.Циклическое восприятие времени, доминирующее в античной философии, исключалопостановку вопроса о направленных изменениях, ведущих к возникновениюпринципиально нового. Со времен древнего Рима происходящие изменениярассматривались как процесс проявления того, что уже есть. Термин «evolutio»означал разворачивание свитка, в котором уже все записано, но до определённогосрока скрыто.
Идеянаправленности времени обретает особую значимость в христианстве. Ценность изначимость времени связывается с движением созданного Богом мира к такомусостоянию, когда не будет времени (эсхатология – учение о конце времени).Каждое мгновение в таком понимании приобретает особую ценность инеповторимость, потому что обладает потенциалом приближения ко времени«исполнения сроков».
Существующиеразличия в восприятии христианскими мыслителями качественных изменений вовремени отражают разницу в понимании участия Бога в жизни сотворённого Им мира.Так, например, учение о предопределенности человека от рождения к духовномуспасению или к гибели, исходят из представления о том, что единожды созданныймир развивается по законам исходного Замысла. Православная антропология нерассматривает бытие человеческой личности в категориях предопределённости.Православная догматика обосновывает учение о Промысле Божием, как «непрестанномдействии всемогущества…, которым Бог сохраняет бытие и силы твари, направляет ихк благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление отдобра зло пресекает или исправляет и обращает к добрым последствиям».Представление о Промысле Божием соотносится с православии с термином«провиденциальный», что в славянском тексте Библии именуется «Божественнымсмотрением», а Святыми Отцами называлось «попечением».
ПостроениеГегелем диалектики, как учения о всеобщем развитии, также исходило изпровиденциальности происходящих в мире изменений. Это отмечалось, правда, соговорками, даже в советской философии. «Провидение и притом божественноепровидение, управляет мировыми событиями» — цитирует философский словарьутверждение Гегеля, написанное в его «Философии истории».
Категорияразвития в психологии рассматривается как в понимании эволюционных изменений(от лат. «evolutio»), т.е. появления того, что уже есть, но пока не проявилось;так и в понимании генетических изменений (от греч. «genesis»), т.е.происхождения и становления нового состояния изучаемого объекта.
Культурно-историческаятеория развития, разработанная Л.С.Выготским, определяет феномен развитиядетской психики как процесс появления того, что дано и проявления того, чтозадано и при определённых условиях может сформироваться.
Возрастнаяпсихология изучает такие формы развития, как филогенез, онтогенез, патогенез.Филогенез (от греч. phyle – род, племя и genesis – рождение, происхождение)изучает изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, в томчисле и вида «homo sapiens». Онтогенез (от греч. on, род. падеж ontos — сущее,genesis — рождение, происхождение) — процесс развития индивидуальногоорганизма, в психологии описывает формирование основных структур психикииндивида в течение его жизни. Патогенез (от греч. pathos страдание, болезнь, genesisзарождение, происхождение) — совокупность процессов, определяющихвозникновение, течение и исход болезней, в психологии описывает механизмынарушения психического развития.
Процессразвития в возрастной психологии рассматривается в плане количественныхизменений – рост и увеличение и качественных изменений психики, предполагающихскачкообразный переход на другой уровень её организации (метаморфоза — от греч.metamórphosis — превращение).
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.