Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Как научить ребенка любить литературу?

Миронова Н. П.
Чтотакое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте?Уверены: формировать представление о прекрасном, учить чувствовать слово,наслаждаться им необходимо с раннего возраста.
Художественнаялитература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге — одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника.Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклорадолжно начинаться с первых лет жизни.
Известно,что дошкольное детство — определяющий этап в развитии личности, ибо в возрастедо 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается»разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в томчисле героям книг. В результате приобщения к книге облагораживается сердцеребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью — ключом кпознанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частоечтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями иразличными видами детской деятельности способствуют постижениюгребенкомокружающего мира, учат его понимать любить прекрасное, закладывают основынравственности.
Дошкольникиуже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятсярасширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает.Главный их помощник этом — книга. К общению с ней они уже готовы: эмоциональнореагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнаютлюбимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимаютмалые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки,стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить назанятиях, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этомдети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений,прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.
Читательскиеинтересы дошкольников постарше более разнообразны: им нравятся книги оживотных, природных явлениях, детях, описания игровых и бытовых ситуаций.Главная ценность данного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость нахудожественное слово, способность сопереживать, с волнением следить заразвитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможностии необходимости формирования литературного вкуса с раннего дошкольноговозраста. Особенно актуально это для нашей действительности, когда прилавкимагазинов и киосков завалены яркими, броско иллюстрированными книжками длядошкольников. Но содержательная их сторона, к сожалению, часто примитивна и нетолько не прививает вкус, а наоборот, обедняет духовный мир ребенка, не развиваетэмоционально-окрашенную, образную речь.
Важнейшейзадачей взрослого становится отбор таких художественных произведений, которыедействительно способствуют формированию литературного вкуса. В последнее времяпоявилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбираяту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами.
— Целесообразность использования данного произведения в детской аудитории.
— Его принадлежность к подлинному искусству.
— Художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературногопроизведения.
Приведемконкретные примеры.
Обратимсяк финальной части русской народной сказки «Теремок».
Первыйвариант. «Пришел медведь и стучится:
— Кто в тереме живет?
— Я, муха-горюха.
— Я, мышка-погрызуха.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, заюнок-кривоног, по горке скок.
— Я, лиса — при беседе краса.
— Я, волк-волчище — из-за куста хватыш. А ты кто?
— Я вам всем пригнетыш.
Селмедведь на горшок, горшок раздавил и всех зверей распугал».
Второйвариант. «Идет мимо медведь косолапый, ревет:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок — серый бочок. А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведьи полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— Я лучше у вас на крыше буду жить...».
Внимательноознакомившись с этими вариантами, педагог скорей всего отдаст предпочтениевторому как более понятному дошкольнику. Некоторые слова и выражения из первоговарианта («пригнетыш», «хватыш» и др.) непонятны ему, а ихзапоминание и пересказ не способствуют формированию литературного вкуса.
Впоследнее время появились и разные обработки русской народной сказки«Колобок».
Первыйвариант. «Вдруг навстречу ему идет заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, я тебе песенку спою, — сказал колобок.
Спелпесенку и покатился дальше».
Второйвариант. «Катится колобок по дороге, навстречу ему заяц:
— Колобок, колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:
Я,колобок, колобок,
Япо коробу скребен,
Посусеку метен,
Насметане мешон,
Дав масле пряжон,
Наокошке стужон.
Яот дедушки ушел,
Яот бабушки ушел,
Оттебя, зайца, подавно уйду!..».
Впервом варианте опущена песенка колобка, что, казалось бы, облегчает восприятиесказки, но без песенки колобка сказка теряет свое очарование. Художественныйтекст фактически превращается в сухое перечисление фактов, исчезает возможностьнаслаждаться народным слогом сказки, что не способствует формированиюлитературного вкуса ребенка.
Читательскийкругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениямиразных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежнойлитературой.
Всвязи с обсуждаемой нами проблемой целесообразно познакомиться с высказываниямистудентов филологического факультета педагогического университета, будущихучителей литературы средних и старших классов.
«Литературныйвкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следуетприобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а ввозрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К.Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста вчтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения вотроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению» (студентка 3-гокурса Марина Бугакова).
«Литературныйвкус дошкольнику необходимо развивать с 3-4 лет, читая сказки А. Пушкина, басниИ. Крылова, рассказы Л. Толстого и др. Читать детям должны и родители дома, ивоспитатели в детском саду.
Ребенокпостарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, еговыбор вряд ли падет на настоящую литературу» (студентка 3-го курса КатяКомарова).
«Чемраньше знакомится ребенок с настоящей литературой, тем успешнее происходят егоинтеллектуальное развитие, а также „напитывание“ грамотнойлитературной речью» (студентка 3-го курса Алла Абрамова).
«Любовьк искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именнопоэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда унего формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубокочувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детствелитературные образы останутся с ними на долгие годы» (студентка 3-го курсаИрина Мережникова).
«Важнокак можно раньше познакомить дошкольника с различными произведениями какрусской, так и зарубежной литературы. Это позволит ему выбрать то, чтодействительно понравится. В раннем детстве ребенок художественный текствоспринимает на слух, поэтому важно, чтобы литературное произведениепринадлежало к настоящему искусству, а не было бы убогимподобием его»(студентка 3-го курса Елена Коломиец).
Известныопределенные методы, способствующие формированию и развитию литературного вкусав дошкольном возрасте.
1.Выразительное чтение вслух способствует созданию у ребенка образныхпредставлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересоватьребенка, вызвать у него желание вновь слушать знакомое произведение. Болеетого, чтение вслух приучает к внимательному слушанию текста. Выбирая эту формуработы с книгой, важно соблюдать определенные правила: четко выговариватьслова, читать не очень громко, но и не очень тихо, соблюдать паузы. Чтениедолжно быть эмоционально окрашенным, чтобы удержать внимание ребенка. Несекрет, что монотонное, однообразное чтение или чтение с запинками вряд либудут слушать даже взрослые, какими бы интересными ни были читаемыепроизведения. Целесообразно выбирать небольшие по объему произведения, сдинамичным сюжетом, повторами, что способствует более внимательному слушанию иболее быстрому запоминанию текста. Для выразительного чтения вслух рекомендуемрусские народные сказки: «Репка», «Колобок»,«Теремок» (для младших дошкольников), «Василиса Премудрая»,«Иван-царевич и серый волк» (для старших дошкольников).
2.Использование иллюстративного комментария при чтении вслух младшим дошкольникамнебольших по объему произведений, например стихотворений А. Барто, Б. Заходера,К. Чуковского. Методика работы следующая: воспитатель читает вслуххудожественный текст, дети показывают предметы и героев, изображенных наиллюстрации к книге. Например, взрослый читает стихотворение А. Барто«Слон»:
Спатьпора! Уснул бычок,
Легв кроватку на бочок.
Сонныймишка лег в кровать,
Толькослон не хочет спать
Головойкачает слон,
Онслонихе шлет поклон.
Младшиедошкольники показывают, где на иллюстрации расположены бычок, кроватка, мишка,слон, качающий головой, и т.д.
Привыборе книг предпочтение надо отдавать тем иллюстрированным изданиям, гдеизображение животных, людей, предметного мира максимально реалистично.
3.Иллюстрирование старшими дошкольниками художественных произведений детскойлитературы. Взрослый может предложить детям нарисовать запомнившегося героя,понравившийся сюжет. Так, слушая «Федорино горе» К. И. Чуковского,дошкольники с удовольствием рисуют грязную посуду, убегающую от Федоры. Такаяработа способствует развитию не только литературного вкуса, любви к чтению, нои творческих способностей, фантазии, воображения.
4.Литературные викторины. Их организацию необходимо досконально продумать, иначенеизбежны шум, гвалт и, что самое недопустимое, обиды и даже необъективностьоценки детских достижений. Особое значение придается подготовительному этапу,который включает чтение книг, организацию книжной выставки, предварительноеознакомление с вопросами и т.д.
Примерныевопросы для литературной викторины:
Изкакой русской народной сказки эти отрывки?
Курочкакудахчет:
«Неплачь, дед, не плачь, баба,
Яснесу вам яичко другое,
Незолотое — простое». («Курочка Ряба».)
— Я мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить!
Истали они жить вдвоем. («Теремок».)
Кликнулакошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка забабку, бабка за дедку… («Репка».)
Ккаким художественным произведениям относятся эти иллюстрации?
Волк,опустивший хвост в прорубь (русская народная сказка «Лисичка-сестричка иволк»).
Слон,оживленно разговаривающий по телефону (К. Чуковский «Телефон»).
Бычок,качающийся на доске (А. Барто «Бычок»).
Большойящик, в котором лежат апельсины и Чебурашка (Э. Успенский «Крокодил Гена иЧебурашка»).
Вставьтенедостающие слова в стихотворения А. Барто.
Идет…качается, Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! (Бычок.)
Ялюблю свою… (лошадку),
Причешуей шерстку гладко,
Гребешкомприглажу хвостик
Иверхом поеду в гости.
Нет,напрасно мы решили
Прокатитькота в машине:
Коткататься не привык
Опрокинул…(грузовик).
(Самолет)…построим сами,
Понесемсянад лесами,
Понесемсянад лесами,
Апотом вернемся к маме.
Назовитеавторов следующих литературных произведений.
«Муха-цокотуха»(К. Чуковский).
«Сказкао рыбаке и рыбке» (А. Пушкин).
«Сказкао глупом мышонке» (С. Маршак).
«Мойдодыр»(К. Чуковский).
5.Кукольные драматизации. В современной методике дошкольного воспитания кукольнымспектаклям уделяют серьезное внимание, поэтому следует досконально овладетьметодами и приемами использования кукольных постановок. Дошкольники могут подруководством воспитателей или родителей заниматься изготовлением кукол, быть нетолько слушателями, но и полноценными участниками спектакля. Кукольный театрпоможет ребенку более осознанно слушать литературный текст, ярче представлятьгероев, активнее следить за развитием действия.
Помимоуказанных методов работы по формированию у детей литературного вкуса, взрослыйдолжен владеть приемами, позволяющими включать художественное слово вповседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулкузимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?».После дневного пробуждения прочитать стихотворение Е. Благининой «НашаМаша рано встала...».
Важноеусловие успешной педагогической работы — сопровождение чтения игровымидействиями. Дошкольники способны слушать понравившееся им произведениемногократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этомуспособствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя,который занимает позицию зрителя или участника событий. Начинать знакомство сновой книгой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрастемалыши учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы поиллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?»и т.п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей(не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждомуобеспечить доступ к книге.
Списокхудожественных произведений, способствующих формированию литературного вкуса
Малыежанры фольклора: Детские песенки, потешки: «Идет коза рогатая...»,«Кошкин дом», «Жили у бабуси...»,«Пальчик-мальчик...», «Сорока, сорока...», «Водичка,водичка...», «Сидит белка на тележке...», «Уж ты, радуга-дуга...»,«Гуля, гуля...», «Петушок, петушок...», «Вот и людиспят...», «Поехали, поехали...», «Наша Машамаленька...», «Дождик, дождик...», «Скок-поскок...»,«Солнышко катилось...», «Ночь прошла...», «Тырябинушка...», «Ножки, ножки...», «Катился месяц...»,«Зайчишка-трусишка...», «Огуречик, огуречик...»,«Иголка, иголка», «Уж ты, котинька-коток», «Ходит коньпо бережку...», «В печи калачи...» и д.р.
Русскиенародные сказки: «Коза-дереза», «Петух да собака» (обр. К.Ушинкого), «Лисица и тетерев» (обр. Л.Н. Толстого),«Колобок», «Теремок», «Репка» (обр. К.Ушинского), «Курочка Ряба» (обр. К. Ушииского), «Соломенныйбычок», «Лисичка-сестричка и волк» и д.р.
Литературныесказки:
А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
К.Чуковский «Муха-цокотуха», «Федорино горе», «Мойдодыр».
Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка».
Стихотворныепроизведения:
А.Майков «Голубенький, чистый...».
А.Плещеев «Травка зеленеет...».
А.Пушкин «Ветер по морю гуляет...».
А.Блок «Зайчик».
Д.Хармс «Кораблнк», «Веселые чижи».
А.Барто «Игрушки».
В.Берестов «О чем поют воробушки», «Веселое лето»,«Песочница», «Карусель», «Юла».
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке», «Мяч».
Э.Мошковская «Мчится поезд», «Гав! Гав!».
И.Токмакова «Как на горке»
Н.Саконская «Где мой пальчик?».
Э.Успенский «Тигр вышел погулять».
Рассказы:
Л.Толстой «Нашли дети ежа», «Спала кошка...», «У Варибыл чиж...», «Пришла весна...», «Птица свилагнездо...», «Тетя дала Варе меду…», «Была у Настикукла...».
К.Ушинский «Петушок с семьей», «Уточки», «Коровка».
Н.Калинина «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в детскийсад».
В.Сутеев «Под грибом», «Три котенка», «Кто сказал»мяу" и др.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.