Ксения Федосова
Вобразовательной практике нашего лицея компьютерные технологии используютсяшироко. Если не упоминать о том, что делается с помощью компьютера для учеников,а говорить только о том, что делают сами лицеисты в течение учебного года, то впервую очередь стоит упомянуть владение Power Point. Все наши ребята за учебныйгод успевают дополнительно к обычным занятиям написать курсовые работы — собственныеисследования по самым разным предметам и направлениям. В конце года проходитзащита курсовых работ: каждый лицеист представляет полученные им результаты ввиде доклада и презентации. Способность быстро и грамотно работать в MicrosoftWord, чтобы набрать текст курсовой и подготовить нужные графики-схемы-диаграммы,а потом еще и выполнить презентацию – это тот базовый уровень, которыйприходится осваивать всем тем, кто еще не успел этого сделать до поступления кнам.
Намоей специализации – фольклористике – курсовые работы пишутся по материалам, записаннымв экспедиции. То есть сами ребята, прежде чем выполнять исследование, едут вглухие деревни и расспрашивают старожилов об истории их края, о местныхтрадициях и самых разных интересностях: во что одевались бабушки, когда всебыло самотканое; что танцевали, когда не было магнитофонов; как и что ели, когдав деревне еще не построили магазина, а про холодильники и слыхом не слыхивали –обо всем том, что сегодняшнему горожанину, а особенно москвичу, и в головуприйти не может. Другой мир – именно это хочется показать. Что была возможнажизнь без электричества и супермаркетов. И вот здесь поджидает парадокс: та, возможная,другая жизнь, которая «была» и уже почти прошла, — та жизнь, которая, казалосьбы, по своей природе противоположна современным информационным технологиям, — именнос помощью этих технологий только и может быть зафиксирована, сохранена, актуализированаи тем самым засвидетельствована в современном пространстве. Потому чтосовременное пространство – информационное. Когда это стало понятно, пришлосьнам разрабатывать такие технологии, которые бы позволяли как-то транслироватьнаш опыт встречи с иной культурой, при этом не ломая и не искажая саму этукультуру.
Итак,что это за технологии. Иными словами — как мы работаем. Сложно представить себекомпьютер в деревенском доме, не так ли? Тем более – несколько компьютеров иноутбуков, сканер, принтер, десяток цифровых диктофонов рядком на длинном столеу бревенчатой стены. Тем не менее, именно такова мизансцена нашейэкспедиционной работы. Наш рабочий инструмент – цифровой диктофон, с которым мыкаждый день отправляемся на запись. Улов – два-три часа звучания каждый день –пространные интервью с жителями деревни. Таким образом, прежде всего каждомуучастнику экспедиции приходится потренироваться в чисто технических навыках:освоить сам диктофон, повозиться с перекачиванием файлов с компьютера и накомпьютер, разобраться с форматами записи.
Следующийшаг: каждое интервью требуется описать – составить к нему своего родасодержание. Иначе запись будет лежать мертвым грузом, никто и никогда не выудитиз нее нужной информации. А если этих записей – 15-20 часов от каждогоучастника за десять дней работы? А участников – 15 человек? Значит, необходимоизобретать такую форму описания и систематизации материала, чтобы можно былонаходить информацию разного типа, да не только по своим записям, а по записямколлег, и не только по свежим следам, а и через несколько месяцев в Москве, когдаподзабудешь уже, о чем говорил с Марьей Ивановной и что сказал в интервью ФедорМатвеевич, а дело как раз дойдет до курсовой. Эту проблему более-менее решили:изобрели такую базу данных, в которую сами школьники уже в экспедиции могутдобавлять материал и в которой его удобно хранить и использовать. Конечно, ребятамприходится попотеть, пока они разберутся с принципами хранения записей. Но мнекажется, это совершенно необходимо. И не только потому, что без этогоневозможно пользоваться архивом. То, как укладывается материал в базу данных, сразуочень много говорит об устройстве местной традиции в целом, как бы дает егопортрет. Это – сразу ключ в руках исследователя и небезразличного гостя.
Нуа дальше, когда необходимое — техника записи и обработки освоена, — начинаетсятворчество.
Последниегоды с помощью компьютера удается прямо в экспедиции делать довольно серьезныепроекты. Один из наиболее объемных – электронная энциклопедия старинногопоморского села Варзуга, что на Терском берегу Белого моря. Проект лежит вИнтернете в открытом доступе(http://e-project.redu.ru/virtual/varzuga/index.htm). В тот год удалось нетолько обработать и выложить и рассказы варзужан (то есть взятые у них намиинтервью), но и отсканировать и отснять много материала, который собраливарзужские школьники, очень интересующиеся собственной историей. В энциклопедиювключили большое интервью с настоятелем Успенского прихода с. Варзуги о.Митрофаном (Баданиным). Отсканировали и несколько больших книг о Варзуге.Ребята составили диалектный словарь. С помощью GPS навигаторов сделали картусела. В общем, работали дружно. Хотели составить максимально полное, наскольконас хватит, описание самых разных сторон жизни села.
Ав последний год вышли на другой принцип – сделали википедию одного села, аименно с. Азаполье Мезенского р-на Архангельской области. Она тоже доступна вИнтернете: www.1553.ru/projects/azap/cath.htm. Википедия отличается отэнциклопедии своей открытостью. В этот раз мы пришли к тому, что описание недолжно претендовать на исчерпывающую полноту, потому что где же будет тогдаместо изменениям, живой жизни? То, что получилось, — это скорее взгляд изодного мира на другой: ребята выбирали себе те темы, которые казались иминтересными, и писали на эти темы небольшие статьи, делали и подбиралифотографии. Так и сложилась википедия Азаполья. Там есть и простые статьи оконкретных предметах: цепахи, братыня, ладка, рюжа – не знаете, что это такое?Загляните, там написано. Есть – о праздниках, природе, местных названиях, церковнойжизни, о наших замечательных собеседниках, которых принято называть серьезнымсловом «информант». Мезенское село глазами московской школьной экспедиционнойгруппы. Маленькие открытия, поэзия конкретного, удивление известному ималоизвестному.
Вэтом году поедем в Забайкалье. Мы уже работали там несколько лет назад, нотогда никакого проекта выполнить не получилось. А запрос был: директор школыочень хотела, чтобы получилось что-то подобное. Будем надеяться, что сможем вэтом году. Что в виртуальность компьютерных пикселей удастся уловить нашувстречу с настоящей жизнью.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.portal-slovo.ru