Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Исследование генотипической обусловленности черт личности

Базыма И.В.
Проблемасоотношения наследственности и среды в психическом развитии человека остаётсяактуальной, несмотря на то, что задачи психогенетики сформулированы Холломболее полувека назад [1]. Являются ли различные формы поведения ипредпочтительные способы адаптации индивидуума наследственнодетерминированными, обусловленными генотипом? Передаётся ли данный типповедения из поколения в поколение и как определить число и природугенетических факторов? Решение этих вопросов требует совместных усилийспециалистов в области психологии и генетики.  
Известно,что на разных уровнях взаимодействия человека с миром «соотношениебиологического и социального» выступает в различных формах. В психогенетике уженакоплен обширный фактический материал о влиянии генотипа на развитиепсихических функций: по многим признакам констатировано повышение внутрипарногосходства с повышением уровня родства, т.е. количества общих генов.Посредствующим звеном между генотипом и психологическими характеристиками выступаютфизиологические особенности (свойства нервной системы) и, следовательно,генотипические особенности влияют на поведение, оказывая влияние нанейрофизиологические процессы. В рамках дифференциальной психофизиологии (Б. М.Теплов, В. Д. Небылицын и др.) «проблема соотношения генотипа и среды» приобрелахарактер изучения индивидуально-типологических различий. Исследовано соотношениегенотипических и средовых факторов в формировании уровня силы нервной системыпо отношению к возбуждению; выявлена генотипическая обусловленность сенсорныхвызванных потенциалов, индивидуального темпа выполнения действий и двигательныхспособностей, сенсорного зрительного и слухового различения; наследственнаядетерминация произвольного внимания, индивидуальных особенностей памяти,параметров ЭЭГ покоя и др. [2]. Более того, установлена генетическаяобусловленность параметров вербальных и невербальных тестов интеллекта,показателей экстраверсии-интроверсии и нейротизма (в том числе уполусиблингов), личностных особенностей [3, 4]; отмечен незначительныйгенетический контроль маскулинности-фемининности [5] и агрессивности [6].Имеются указания на то, что одни черты имеют большую наследуемость, чем другие;а корреляции между членами МЗ и ДЗ близнецовых пар по личностным чертамзначительно ниже, чем по отдельным психическим функциям.  
Средиличностных переменных только параметр экстраверсии-интроверсии и некоторыефакторы, описывающие формально-динамическую сторону личности [7] явно зависятот генотипических влияний. Значительное их сходство получено даже у разлученныхМЗ [4]. Черты, отражающие социальный статус личности, т.е. социального генеза,демонстрируют меньшую зависимость от генотипических влияний, что указывает на сложностьпричинно-следственных зависимостей между гено- и фенотипом. Считают, чтогеномом кодируются только формальные параметры психического (проявлениепсихических функций в поведении), а содержательная сторона психики необусловлена генотипом, имеет социальное происхождение и передаётсяисключительно по программе «социального наследования».  
Индивидуальныеособенности ВНД (сложные психические реакции) формируются в течение всей жизни индивида,в непрерывном взаимодействии генотипической основы и факторов внешней среды (вт. ч. социальных воздействий). Особую роль, следовательно, в формированииличностных и психопатологических признаков играет индивидуальная, «уникальная»среда, обеспечивающая их «культурно-историческое развитие». Ранее показано, чтоаномалии характера часто обусловлены действием пренатальных, натальных, раннихпостанатальных вредностей и специфическими условиями воспитания [8]. Т.о,психологические характеристики «не закодированы в генетической программе в ихконкретном выражении», а есть результат «траектории» развития, подчиняющегося закономерностямгено-средового взаимодействия» [3]. Классификация индивидуально-типологических различийв рамках психогенетики сводится к проблеме соотношения генотипических ипаратипических факторов в формировании межиндивидуальной вариативностипризнаков и/или межиндивидуальной вариабельности психологических ипсихофизиологических функций, в типе и темпе их развития. Целью данной работы былоизучение возможной генотипической обусловленности личностных черт (факторов).
Материалы и методы
Материалдля исследования собран в 2000-2004 гг. в г. Харькове, половозрастная структуранаселения которого представлена информацией о 2 949 599 индивидах [9]. Всегобыло обследовано 1735 (657 мужчин и 1078 женщин) представителей харьковскойпопуляции различной социальной принадлежности, материальной обеспеченности иобразовательного уровня в возрасте от 16 до 67 лет. Изучена информация о 412родственниках первой степени родства, составивших родственные пары:родитель-ребенок 376, мать–сын 56, мать–дочь 132, отец-сын 56, отец-дочь 132,сибс-сибс 78, брат-брат 8, сестра-сестра 34, брат-сестра 36, муж-жена 112 пар,и 1323 неродственников (контрольная группа). Пробанды (основная группа) намомент обследования являлись «условно здоровыми», т.е. не состояли надиспансерном учёте по поводу хронических соматических, психосоматических,психоневрологических и психических заболеваний. 
Данныедля генетического анализа получены путём сбора генеалогических сведений ииндивидуального тестирования методом многофакторного исследования личности [7],позволяющего определить шестнадцать первичных личностных факторов (составляющих«профиль личности») и получить информацию об особенностях интеллектуальной иэмоционально-волевой сферы личности, её коммуникативных свойствах иособенностях межличностного взаимодействия; и др. методов экспериментально-психологическогоисследования.
Результаты и обсуждение
Медико-генетическоеконсультирование призвано решать проблемы риска появления наследственныхзаболеваний, установления точного диагноза и определения типа наследования. Liability,или возможность реализации генотипа, зависит от совокупности факторов:генетических, эпигенетических, взаимодействия генома со средой. Это важно приизучении нормы реакции, т.е. всех возможных вариантов генотипа, или диапазонареакций при данном генотипе, влияющего на приспособленность индивида. Литературныеданные указывают на то, что ряд эндогенных заболеваний (шизофрения, аффективныепсихозы: маниакально-депрессивные, шизоаффективные) часто либо дебютируютизменениями характера, либо исчерпываются изменениями характера, либомаскируются изменениями характера, сопровождающими психопатоподобное поведение [8].Специфические личностные особенности, аномалии характера, наблюдаются примногих наследственно детерминированных заболеваниях [10]. Имеются генетическидетерминированные фенотипически «сквозные» особенности психики (познавательныхпроцессов, мыслительной и речевой деятельности) у пробандов и их родственников,отражающие особенности генетической структуры этой группы индивидов, являющиесяпредиспозиционными (Поляков В.Н., 1978). Генетические факторы могут обусловливатьаномалии характера и, по-видимому, определять форму нарушения поведения [11].Т.о, «личностные профили» могут служить минимальными диагностическимипризнаками при вероятностном прогнозировании.  
Методологиямедико-генетического консультирования предполагает различение менделирующих инеменделирующих заболеваний. В первом случае задача сводится к идентификации ивероятностной оценке у консультирующихся определенного дискретного генотипа,лежащего в основе заболевания. При мультифакториальных заболеваниях выделениеспецифических и дискретных патологических генотипов, невозможно. Генетическийанализ неменделирующих признаков затруднён, т.к. один и тот же эффект можетбыть вызван разными генами и\или факторами среды. Проявлению фенотипа могутпрепятствовать эпистаз, неполная пенетрантность и вариабельная экспрессивность[10]. Это затрудняет изучение генетической обусловленности личностных черт и выдвигаетнеобходимость выяснения как наследственных, так и средовых причин формированиямежиндивидуальной изменчивости по психологическим признакам. Т.к., генетическийфон партнеров МЗ пар идентичен, то непенетрируемость гена вызвана либосредовыми факторами, либо взаимодействием среды и генотипа и активацией генома;дискордантность МЗ указывает на неполную пенетрантность или очень низкуюэкспрессивность гена. Близнецовые исследования, позволяющие изучатьпенетрантность гена и её причины, имеют свои ограничения, т.к. не исключено влияниепренатальных и ранних постнатальных средовых воздействий на формированиеиндивидуальных различий и степень сходства как МЗ, так и ДЗ. Поэтому они должныбыть дополнены сопоставлением с людьми других степеней родства инеродственников. 
Всвоей предыдущей работе мы уже рассматривали ряд аспектов, связанных сгенотипической обусловленностью некоторых черт личности, определяемых с помощьюопросника 16-PF [12]. На основе генеалогических сведений о структуре браковродителей установлена степень гибридности обследуемых; индивиды различнойгибридности отличаются по степени выраженности личностных черт. Исследованиекорреляций между родственниками и генетический анализ полигенных признаковпроводился на основе семейных корреляций. «Фенотипическая варианса» признакасвязана с непрерывным варьированием степени его выраженности в популяции,указывает на величину межиндивидуальных различий по признаку, распределениегенотипов в популяции и фенотипов в семьях. Были вычислены коэффициентыкорреляции внутри указанных родственных пар, на основе которых проведеноразложение общей фенотипической дисперсии на генетическую и средовую компоненты.Частотный анализ выявил, что наибольшая вероятность генотипическойобусловленности во всех рассмотренных парах родственников отмечается пофакторам «H» и «M» («робость-смелость» и «прагматизм-аутизм», соответственно).В отношении других личностных факторов такой однозначной картины ненаблюдается. Оценка выраженности черт личности в зависимости от пола показала,что достоверные различия между мужчинами и женщинами получены по шестиличностным факторам: «B», «F», «L», «N», «Q», «Q1», т.е. мужчины и женщины отличаютсяпо своим интеллектуальным особенностям («В», «Q1»), коммуникативным свойствам иособенностям межличностного взаимодействия («F», «L», «N»).  
Исследованиягенетической детерминации полигенных признаков часто ограничены сравнительнымизучением близнецов, сибсов и сравнениями в парах «родитель-ребенок»;корреляции между супругами отсутствуют. Однако, влияние ассортативности браковявляется важным для оценки корреляций между родственниками, т.к. положительнаябрачная ассортативность по своим генетическим последствиям аналогичнаинбридингу. Разнополые сравнения для группы «родитель-ребенок» («мать-сын»,«отец-дочь») представляют интерес с т.з. установления «материнского эффекта» ивозможного эффекта Х-хромосомы. В случаях, когда корреляция «мать-дети»существенно выше, чем корреляция «отец-дети» дифференциация идёт между влияниемцитоплазматических факторов, формирующих вариабельность признака и общностьювнутрисемейных средовых факторов. При этом ожидается, что коэффициентнаследуемости в группе «отец-сын» будет наименьшим среди всех других корреляций«родитель-дети». Анализ полученных данных показал, что значения фактора «L»(«соревновательность») для группы «родитель-ребенок» имеют более высокуюстепень сходства в однополых парах («отец-сын» и «мать-дочь»), а «профильличности» в парах «отец-сын» и «отец-дочь» более схожи, чем в парах «мать-сын»и «мать-дочь».
Выводы
Имеютсяметодические и методологические трудности изучения личностных черт как объектагенетического исследования, т.к. по своим психологическим механизмамфенотипически идентичные признаки могут быть разными генотипически.
Существуетгенотипическая обусловленность некоторых личностных черт.
Предположительно,тип контроля личностных черт носит полигенный характер.
Список литературы
ХоллК.С. Генетика поведения. – В кн.: Экспериментальная психология. М.: Мир. 1960.
Проблемыгенетической психофизиологии человека / Под ред. Ломова Б.Ф., Равич-Щербо И.В.М.: Наука. 1978. 264 с.
Психогенетика/ Под ред. Равич-Щербо И.В. c соавт. М. 2000. 477с
Cattell R.B. Methodological and conceptual advances in evaluatinghereditary and environmental influences and their interaction. – In: Methodsand goals in human behavior genetics. N.Y. 1965
КочарянА.С., Атраментова Л.А., Родина С.А. Генетические аспекты маскулинности ифемининности / Актуальные проблемы современной психологии. Харьков, ХГУ. 1993.С. 347-349
ШустиковаМ.В., Атраментова Л.А., Кочарян А.С. Генетический анализ агрессивности учеловека / Там же. С. 368-369
Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook for the 16personality factor questionnaire. Champaign. IL: IPAT. 1970.
ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина. 1983. 256с.
Складнаселення України за статтю та віком. Ки1в. 2000. 416 с.
Наследственныесиндромы и медико-генетическое консультирование: Справочник / Козлова С.И. ссоавт. Л.: Медицина. 1987. 320 с.  
АлтуховЮ.П., Шереметьева В.А., Рычков Ю.Г. Гетерозис как причина акселерации учеловека / Доклады АН. М. 2000. Т. 370. № 1. С. 130-133
БазымаИ.В. К вопросу о наследовании некоторых черт личности / Biomedical andBiosocial Anthropology. 2004. С.2-3
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.colorpsy.boom.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.