Память у людейразличается по многим параметрам: скорости, прочности, длительности, точностии объему запоминания. Все это количественные характеристики памяти. Но существуюти качественные различия. Они касаются как доминирования отдельных видов памяти— зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и ихфункционирования. В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют,выделяют следующие индивидуальные типы памяти: зрительную, слуховую,двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания.
Один человек для того,чтобы лучше запомнить материал, обязательно должен его прочесть, так как призапоминании и воспроизведении ему легче всего опираться на зрительные образы.У другого преобладают слуховое восприятие и акустические образы, ему лучшеодин раз услышать, чем несколько раз увидеть. Третий легче всего запоминает ивоспроизводит движения, и ему можно рекомендовать записывать материал илисопровождать его запоминание какими-либо движениями.
“Чистые” виды памяти всмысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чащевсего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной,слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являютсязрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память.Однако у большинства людей все же доминирующей выступает зрительная память.
Наибольшего развития учеловека обычно достигают те виды памяти, которые чаще всего используются.Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность.Например, у ученых отмечается очень хорошая смысловая и логическая память, носравнительно слабая механическая память. У актеров и врачей хорошо развитапамять на лица.
Процессы памяти теснымобразом связаны с особенностями личности человека, его эмоциональным настроем,интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает,хранит и припоминает. Запоминание также зависит от отношения личности кзапоминаемому материалу. Отношение определяет избирательный характер памяти. Мыобычно запоминаем то, что для нас интересно и эмоционально значимо. Эмоциональнонасыщенное будет лучше запоминаться, чем эмоционально нейтральное.
Существенную роль в памятипомимо эмоционального характера впечатления может играть общее состояниеличности в момент получения этого впечатления, а также ее физическое состояниев целом. То, что память теснейшим образом связана с физическим состоянием,доказывают случаи болезненного нарушения памяти. Практически во всех такихслучаях (они называются амнезиями и представляют собой кратковременные илидлительные потери различных видов памяти) происходят характерные расстройствапамяти, которые в своих особенностях отражают расстройства личности больного.
Каждодневные изменения нашего поведения связаны с тем,что в какой-то момент времени мы что-то помним и что-то забываем о себе.Существуют, по-видимому, не очень заметные, но похожие на болезненныерасстройства нормальной человеческой памяти, которые мы не замечаем так же, каки акцентуации характера. В жизни нередко проявляются те же расстройствапамяти, которые в крайне выраженной форме наблюдаются у больных, поэтому важноиметь представление о типичных таких нарушениях.
По динамике протеканиямнемических процессов амнезии делятся на ретроградную, антероградную,ретардированную. Ретроградная амнезия представляет собой забывание прошлыхсобытий; антероградная — невозможность запоминания на будущее; ретардированнаяамнезия — вид изменения памяти, связанный с сохранением в памяти событий,пережитых во время болезни, и последующим их забыванием. Еще один вид амнезий —прогрессивная — проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до ее полнойпотери. При этом вначале утрачивается то, что неустойчиво в памяти, а затем иболее прочные воспоминания.
Склонность к забыванию неприятного широко распостранена в жизни.Особенно часто такоемотивированное забывание чего- либо проявляется, если оно связано своспоминаниями, порождающими отрицательные эмоциональные переживания.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта stroy.nm.ru