Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Индикаторы речевого поведения

Речевоеповедение человека служит индикатором его общей эрудиции, особенностейинтеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния. По нему можно такжеопределить эмоциональную напряженность человека, которая проявляется в выбореслов и стиле построения фраз.
Николай Иванович Тимченко, психолог, членМеждународной академии наук информации, информационных процессов и технологий(МАН ИПТ).
Речевоеповедение человека в целом служит индикатором его общей эрудиции, особенностейинтеллекта, мотивации поведения и эмоционального состояния.
Эрудицияможет быть в известной степени оценена содержательностью речи и предполагаетпрежде всего наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретнымвысказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах,быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используяпри этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированныйчеловек.
Отметим,что речь является важным информативным сигнализатором при оценке эмоциональногосостояния лица, в частности его эмоциональной напряженности, проявляющейся вособенности выбора слов, специфике стилистического построения высказывания.
Можносделать вывод, что личность несет в себе опыт языкового развития поколений, втом числе и опыт мастеров слова, опыт страны, среды, а также и свойсобственный, что она всегда находится в рамках заданного многообразнымиусловиями речевого поведения.
Всостоянии эмоциональной напряженности многие люди, высказывая свою точкузрения, с трудом подбирают слова. В частности, по сравнению с речью в обычныхусловиях, возрастает количество и длительность пауз. Иногда их называют паузаминерешительности. В этом легко убедиться, если сравнить речь одного и того жечеловека в спокойном состоянии и состоянии эмоциональной напряженности.
Затрудненияв выборе слов могут проявляться в произнесении различных бессмысленныхповторов, в употреблении слов: «это», «видите ли», «знаете», «такой», «ну»,«вот» и т. д.
Вусловиях эмоциональной напряженности словарный запас становится менееразнообразным. Речь в этих случаях характеризуется шаблонностью: говорящийглавным образом употребляет те слова, которые наиболее типичны для него,активно пользуется речевыми штампами.
Другойважнейший показатель эмоционально напряженной речи — грамматическаянезавершенность фраз, конкретизирующаяся в грамматической неоформленности,нарушении логической связи, последовательности между отдельными высказываниями,что приводит к двусмысленности. Говорящий отвлекается от основной мысли,сосредотачиваясь на деталях, что, безусловно, затрудняет понимание. Вдальнейшем он, как правило, осознает допущенную ошибку, однако, пытаясь ееисправить, обычно еще больше путается. Следует отметить, что важнейшиминдикатором психического здоровья человека является речь, по ней четкофиксируются практически все психические отклонения.
Интонацииголоса являются также тонкими сигнализаторами не только состояний, но иглубинных личностных параметров человека. Можно менять тембр голоса, пребыватьв разном настроении, но при этом лишь 20% ваших характеристик будут новыми —остальные 80% постоянны. Учет голосовых признаков в изучении собеседника даеточень важную и надежную информацию, скрыть которую от внимательного наблюдателяговорящий может только при соответствующей специальной тренировке.
Известныйотечественный лингвист A.M. Пешковский писал о связи эмоций и интонации:«… выражение эмоциональной стороны речи — основная и, надо думать, исконнаяфункция. В то время как в значениях собственно звуковой стороны речиэмоциональная сторона почти не отражается, значения интонационной стороны на0,9 заполнены ею. Стоит только вспомнить обилие восклицательных высказываний внашей повседневной речи и их интонационное, особенно тембровое (а тембр,конечно, тоже часть интонации) многообразие, чтобы признать, что чувства нашимы выражаем не столько словами, сколько интонацией». Интонация, тембрсоставляют тот фонд значимых фонации, которыми мы широко пользуемся в общении.И здесь опять-таки вся гамма чувств и весь спектр социальных и личностныхотношений. В одной из газет читаем: «В самом деле, печаль, радость, фальшь,триумф — сотни нюансов настроения и внутреннего состояния собеседникараспознаем мы безотчетно, не успев вдуматься в смысл. Интонации, нужноотметить, универсальны. И даже когда человек молчит, его эмоциональноесостояние сказывается на электрической активности мышц речевого аппарата». Какчасто писатель обозначает именно голосовое сопровождений произносимыхперсонажами высказываний: сказал он — мягко, вкрадчиво, грубо, вызывающе, сулыбкой, сквозь зубы, радушно, приветливо, угрюмо, злобно. И по тому, как слово«прозвучало» в художественном тексте, мы распознаем чувства, отношенияперсонажей. И каждый из оттенков будет выявлен особенностями интонационного,голосового выражения, а также «языком глаз», улыбкой.
Вситуациях общения голос человека является весьма характерной чертой,позволяющей составить общее впечатление о нем. В массовых исследованиях былополучено от 60 до 90% правильных суждений относительно величины тела, полноты,подвижности, подвижности внутреннего состояния и возраста, опираясь только наголос и на манеру говорить.
АнтонШтангль на основе голоса характеризует личностные особенности человекаследующим образом:
оживленная,бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности,импульсивности собеседника, его уверенности в себе;
спокойная,медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность,основательность;
заметныеколебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности,неуверенность, легкую возбудимость человека;
сильныеизменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;
ясноеи четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность вясности;
нелепое,расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости,вялости воли.
Говоряо личностных характеристиках голоса, нельзя не сказать о смехе. Смех — одна извыразительнейших особенностей личности. Наиболее ярко свое отношение к немувыразил еще в XVIII столетии известный немецкий врач Кристоф Гуфеланд: «Из всехтелесных движений, потрясающих тело и душу вместе, смех — есть самое здоровое».Человек распознает множество оттенков смеха: радостный, веселый, беззаботный,звонкий, грохочущий, блеющий, горький или сладкий, грязный (сальный), ядовитый,ненавидящий, издевательский, злорадный, степенный, уютный, смущенный, скрытый,деланный, искусственный, вымученный и т.д. Рассмотрим несколько вариантовсмеха:
на«а» (ха-ха): совершенно открытый, идущий от сердца. Свидетельствует онеомраченной радости, беззаботности, наивно-веселом нраве человека;
на«э» ( хе-хе ): не слишком симпатичный, вызывающий, дерзкий, завистливый. Чемболее открыта гласная, тем больше злорадства, хамства, презрения он выражает;
на«и» (хи-хи): хихиканье, уходящее вглубь себя. Свидетельствует о скрытности,хитрости, иронии и злорадстве (типичен для молодых девушек);
на«о» (хо-хо): звучит хвастливо-угрожающе, с некоторым критическим удивлением,протестом, в своей основе — издевательский и протестующий;
на«у» ( ху-ху): указывает на скрытый страх, робость, боязливость натуры.
Висследовании П.М. Ершова особо подчеркивается полная непроизвольность смеха,хотя в перечне его нюансов далеко не все они рождаются без участия сознания.Напротив, иронический, ехидный, покровительственный, саркастический и другиеоттенки его хоть и воспроизводятся с использованием одних и тех же механизмов,но мимика, сопровождающая их, все же искусственная. Поэтому целесообразноразличать: а) истинно непроизвольный смех; б) произвольный демонстративный; в)непроизвольный, но контролируемый.
Такимобразом, не только речевые, но и экстралингвистические, паралингвистическиеособенности произношения, с одной стороны, дают нам возможность судить опартнере и, с другой, характеризуют каждого из нас.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Задача составления оптимального графика ремонта инструмента
Реферат Понятие преступления и его признаки 2
Реферат Роль приставки в словообразовании
Реферат Роль телефона доверия в профилактике суицидального поведения подростков
Реферат Основные мотивы лирики АС Пушкина
Реферат Роль легенды о маге и чернокнижнике в создании произведения Гете "Фауст".
Реферат Антагонистические штаммы bacillus subtilis cohn как агенты биоконтроля грибов рода fusarium link 03. 02. 03 микробиология
Реферат Роль гротеска в романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
Реферат England Industrial Revolution Essay Research Paper First
Реферат Самый таинственный герой романа Л.Н. Толстого “Война и Мир”
Реферат Ценности и принципы в индивидуальной социальной работе
Реферат Психологічні типи особистості
Реферат Створення проекту з використанням технології Drag&Drop та контекстних підказок
Реферат Оценка эфективности управления инвестиционным портфелем ОАО "Север"
Реферат Россия у А.Блока и поэтическая традиция