Дрёмов С.В., Семин И.Р.
Еслив XIX в. психика отождествлялась с собственно сознанием и ведущим методомисследования был метод интроспекции, то открытие 3. Фрейдом бессознательныхпластов психики значительно расширило рамки предмета психологической науки ипородило новые психоаналитические методы исследования. Нечто подобноенаблюдается в конце XX в., когда психотерапия, психофармакология, этнография, антропологияи другие научные направления вскрывают огромный пласт новой феноменологии, условноназываемой измененными состояниями сознания (ИСС). Эта новая феноменологиятребует систематизации, осмысления и рефлексии с позиций академической науки, разработкисобственных методов исследования.
Измененныесостояния сознания (altered states of consciousness) возникают при воздействииналичность человека, пребывающего в обычном состоянии сознания, различныхфакторов: стрессовых, аффектогенных ситуациий; сенсорной депривации илидлительной изоляции; интоксикации (психоделические феномены, галлюцинации нафоне высокой температуры и др.); гипервентиляции легких или, напротив, длительнойзадержки дыхания; острых невротических и психотических заболеваний;когнитивно-конфликтных ситуаций, выбивающих сознание субъекта из привычных формкатегоризации (например, необычное поведение наставника в чань-буддизме, применениекоанов, т. е. парадоксальных изречений, используемых буддизмом), парадоксальныхинструкций, не выполнимых в логике обычного состояния сознания и приобретающихосмысленность для субъекта лишь в «логике ИСС»; в гипнозе и медитации и др.
Влитературе ИСС определяется как психическое состояние, вызванное тем или инымфизиологическим, психологическим или фармакологическим агентом, субъективноописываемое индивидом в терминах внутреннего опыта и при объективном наблюденииза ним характеризуемое как отклонение от определенной нормы функционированияпсихики (Ф. Д. Гудман, 1983). Ч. Тарт (1972) определяет ИСС как качественнуюперестройку в индивидуальном паттерне психического функционирования.
Наиболееранней формой фиксации и развития в человеческой культуре сознательногоиндуцирования ИСС и их активного применения с различными целями являетсяшаманизм. В этнографии описаны измененные состояния, известные под названиями«шаманская болезнь», «шаманский транс», состояния коллективного транса, напримерв процессе проведения шаманского обряда камлания и т. д. В дальнейшем ИСС иприемы их наведения нашли свое место как в различных религиях, так и в«народной» культуре: в знахарстве, гаданиях, деревенской магии, карнавалах идр. Привлечение внимания науки к феноменам ИСС и способам их регуляциисвязывается с эпохой месмеризма, когда Ф. А. Месмером (1733-1815) были заложеныосновы гипноза и начато его активное терапевтическое использование.
Всовременной психологии разрабатываются различные модели, описывающие ИСС:дискретные, континуальные и дискретно-континуальные. Наиболее яркимпредставителем первого подхода является Ч. Тарт. Основываясь на представлении осознании как о сложно организованной, системной конструкции, он развиваетконцепцию прерывных или дискретных состояний сознания.
Поддискретным ИСС понимается новая по отношению к базисному дискретному состоянию(например, обычному бодрствованию) система, обладающая присущими только ейхарактеристиками, своей хорошо упорядоченной, целостной совокупностьюпсихологических функций, которые обеспечивают ее стабильность и устойчивостьдаже при значительных изменениях отдельных подсистем или определенной переменевнешних условий. Переход от дискретного состояния сознания к дискретномуизмененному состоянию, называемый Ч. Тартом процессом наведения дискретного ИСС,происходит скачкообразно, с полным разрывом специфических взаимосвязейпсихических подсистем и их последующей перестройкой в новую, стабильнуюструктуру сознания. Аналогично происходит переход к следующему (например, кболее глубокому) дискретному измененному состоянию.
Вседискретные ИСС, по Ч. Тарту, представляют собой качественно различныединамические структуры, непрерывно изменяющиеся только внутри самих себя. Ксозданию теории дискретных состояний сознания Ч. Тарта привели исследованиядинамики изменения сознания при погружении индивида в гипнотический сон. Онобратил внимание на то, что переход от обычного бодрствования к гипнотическомусостоянию происходит по типу «квантового скачка». Основные подсистемы при этомрезко перестраиваются и организуются в новую, стабильную системную конструкцию,характеризуемую, в отличие от прежней, относительной пассивностью большинстваструктур сознания, слабым функционированием ряда важнейших психическихпроцессов.
ПротивоположнойЧ. Тарту точки зрения придерживается К. Мартиндейл, являющийся представителемконтинуального подхода к моделированию ИСС. В своей теории непрерывныхсостояний сознания он основывается на предположении о том, что по мерепостепенной регрессии сознания, происходящей при воздействии совершенноразличных факторов, основные психологические показатели меняются плавно, безскачков, и ИСС непрерывно переходят одно в другое.
Так,например, при приеме психоделических препаратов (например, ЛСД), пригипнотическом или медитативном воздействии, при сенсорной депривации илипостепенном засыпании индивид, погружаясь во все более глубокие состояния, плавнопроходит не различные, а идентичные ИСС. При этом индуцирование ИСС придействии таких различных процессов происходит практически по одному и тому жемеханизму — постепенной регрессии от обычного, базового состояния сознания(бодрствования) к измененным состояниям, характеризующимся активизацией болеедревних, архаичных структур сознания. В подтверждение своего подхода К.Мартиндейл ссылается на психоанализ, в котором утверждается, что, например, приуглублении психического заболевания происходит регрессия от обычного, «вторичного»способа мышления к пралогиче-скому, «первичному».
К.Мартиндейл предлагает одномерную ось: вторичный процесс — первичный процесс, являющуюсяосновным измерением, вдоль которого изменяется не только мышление, но и вседругие аспекты сознания. Так как ось одномерная, то различные ИСС отличаютсятолько одним значимым параметром — положением на оси регрессии, а разныевоздействующие факторы, приводящие к одному и тому же состоянию сознания, приравниваютсядруг к другу. Верхняя точка такого одномерного измерения соответствует обычному,исходному состоянию сознания, а все остальные точки прямой — всевозможным ИСС, непрерывнопереходящим одно в другое. Ниже верхней точки по оси регрессии располагаютсясостояния, возникающие при сенсорной депривации или монотонии, дальшерасполагаются неврозы, еще ниже — уровень, достигаемый при применениимедицинских препаратов или слабых психоделиков, ниже — ИСС, индуцированныеприменением различных техник трансперсональной психологии, еще ниже — сны, заними — глубокие гипнотические состояния, дальше — психозы и ИСС, вызываемыедействием сильных психоделических препаратов типа ЛСД.
Здесьобозначены только самые глубокие уровни ИСС, вызываемых тем или иным способом, нопо мере постепенного углубления состояния от обычного к предельному индивид втой или иной степени может проходить все остальные, менее глубокие ИСС.Например, с помощью медитативной практики, во всяком случае теоретически, можетбыть достигнуто любое ИСС, характеризующееся своей точкой на оси регрессии. К.Мартиндейл ссылается также на новое, интенсивно развивающееся направление впсихофизиологии, в рамках которого для объяснения ИСС привлекаетсямежполушарная асимметрия и появляются работы, описывающие изменение состояниякак следствие изменения степени асимметрии мозга, и показывающие, что любоеотклонение асимметрии от нормы приводит к регрессии мышления и языка к болеедревним структурам.
Представительдискретно-континуального подхода А. Дитрих в своей теории смежных состоянийсознания опирается на работы В. Вундта, схематично описывавшего психику в видекруга, в центре которого бодрствующее сознание, на окружности — бессознательное,а внутри круга — переходные структуры сознания, качественно различающиеся(разные радиусы), но сравниваемые друг с другом (принадлежащие одномуконцентрическому кольцу, т. е. равноудаленные от центра). С точки зрения В.Вундта, по мере удаления от центра к периферии отдельные психические состоянияпостепенно теряют свойство сознательности. А. Дитрих описывает обычное, бодрствующеесознание как исходное, наиболее отчетливое состояние, существующее при заданныхкачественно различающихся начальных условиях (например, состояние нормы исостояние патологии).
Всвою очередь, каждое из обычных состояний сознания является центром своегособственного круга (модель В. Вундта), внутри которого располагаются ИСС, выражающиесяв градациях, степени выраженности исходного базового состояния. А. Дитрихпоказывает, что, хотя обычные состояния сознания бывают разные, наборыпеременных, характеризующих ИСС различных кругов, часто линейно коррелируютдруг с другом и, следовательно, ИСС, различающиеся по интенсивности, глубине, средствамвызывания, принадлежности к тому или иному начальному обычному состояниюсознания, имеют большую степень смежности друг с другом.
Такимобразом, в соответствии с моделью А. Дитриха, состояния сознания прерывны, таккак ими управляют разные закономерности, но и одновременно в большой степенисмежны, что устанавливается их корреляцией между собой. В связи с этим А.Дитрих предлагает новый взгляд на патологию: по данным эмпирическихобследований влияния психофармакологии на больных шизофренией и на здоровыхлюдей, измененные состояния патологии обнаруживают значительную смежность сизмененными состояниями нормы. Метафорически это можно представить следующимобразом: у кругов патологии и здоровья центры различные, а перифериясоприкасается.
Применениеэтих теорий для осмысления современных исследований продемонстрируем на примерекритического анализа трансперсональной психотерапии. В ИСС, индуцированныхинтенсивным дыханием, возникают разнообразные переживания, которые, поутверждению С. Грофа, аналогичны феноменам психоделического опыта и могут бытьполностью описаны с помощью модели (расширенная картография психики), построеннойдля объяснения результатов исследований воздействия сильных наркотическихпрепаратов на психику человека.
Каких-либодоказательств адекватности такого расширения объяснительного потенциала своеймодели С. Гроф не приводит. Однако обращение к теории дискретных состоянийсознания (СС) Ч. Тарта, теории непрерывных СС К. Мартиндейла, теории смежных ССА. Дитриха, показывает, что такой подход возможен (по К. Мартиндейлу), неверен(по Ч. Тарту) и может привести к деструктивным последствиям (по А. Дитриху). Сточки зрения теории непрерывных СС одно и то же ИСС может вызыватьсявоздействием совершенно различных факторов (например, дыханием ипсиходеликами). Анализируя способность различных технических приемовиндуцировать ИСС той или иной глубины с точки зрения континуальной модели, можноотметить, что отсутствие качественных различий между разными формами трансовыхсостояний предполагает и отсутствие качественных различий между существующимисредствами их достижения. В этом случае они представляют собой лишь различныепути, разные «входы» в мир ИСС.
Например,воспроизведение пережитых ранее ИСС возможно при использовании гипноза;феноменология состояний, возникающих в результате использования ЛСД (С. Гроф), прирассуждениях с позиций континуальной модели, полностью воспроизводится и приприменении дыхательных техник и т. д.
Прямопротивоположный результат дает анализ проблемы с позиции теории дискретных СС:состояния сознания, индуцированные разными причинами, качественно отличаютсядруг от друга. Из теории дискретных состояний сознания следует, что прииспользовании разных способов наведения ИСС будут обнаруживаться качественныеразличия между разными формами и ступенями индуцированных ИСС. Каждый приемимеет свой определенный «радиус действия», т. е. позволяет попасть лишь вопределенную область сферы ИСС. Чтобы попасть в другую область, следуетиспользовать другой технический прием. Поэтому описание ИСС, индуцированныхинтенсивным дыханием, с помощью модели С. Грофа, построенной для объяснениярезультатов воздействия сильных наркотических препаратов на психику человека, спозиций дискретного подхода не совсем адекватно.
Всоответствии с дискретно-континуальной моделью рабочая зона каждой психотехникиопределяется ее количественными и качественными характеристиками. Качественнаяхарактеристика отражает направленность приема, его релевантность определеннойобласти континуума ИСС, соответствие качественным характеристикам доступных емувидов или форм ИСС. Количественная характеристика — сфера охвата, размерыобласти континуума ИСС, доступной при использовании данной техники. Как мы ужеотмечали, в соответствии с теорией смежных СС, измененные состояния патологиимогут обнаруживать значительное сходство с измененными состояниями нормы.
Интересно,что подобный подход развивается в психиатрических исследованиях еще с 60-х гг.Например, считается, что существует сильная корреляция между переживаниямиздорового человека при действии различных психоделиков и симптоматологиейшизофрении (теория «смоделированного психоза»). С этой точки зренияиспользование в холотропной терапии С. Грофа (основной метод трансперсональнойпсихотерапии, его другое название — пневмокатарсис, что означает достижениекатарсиса посредством интенсивного дыхания) для интерпретации феноменов ИСС, полученныхс помощью дыхательной техники, модели, описывающей результаты ЛСД-психотерапии,является проблематичным.
Изучениефеноменологии ИСС позволяет переосмыслить проблему сознания, расширить границытрадиционного понимания личности. Трансперсональными психологами предложен рядклассификаций, систематизирующих и описывающих необычные переживания личности вИСС, и модели психики, на них основывающиеся (самые известные из них: спектрсознания К. Уилбера; картография внутренних пространств С. Грофа; модельхолодвижения (Holomovement — от греч. hobs — цельный, movement — движение) Д.Бома(1980); основанная на философии буддизма модель личности Р. Уолша и Ф.Воган.
Вотечественной психологии в рамках психосемантического подхода ИССрассматриваются через изменения форм категоризации сознания субъекта, трансформацииего семантических пространств. В результате исследований влияния эмоций напроцессы категоризации при построении семантических пространств в измененныхсостояниях сознания были выделены следующие критерии ИСС. В измененныхсостояниях сознания происходят изменения:
1)формы категоризации субъекта, сопровождающиеся переходом отсоциально-нормированных культурой форм категоризации к иным «точкам сборки»(нестандартным способам упорядочения внутреннего опыта и переживаний); этотпроцесс включает переход от преимущественной опоры на вербально-логические, понятийныеструктуры, к отражению в форме наглядно-чувственных (до-вербальных) образов;
2)эмоциональной окраски отражаемого в сознании внутреннего опыта (например, возникаютинтенсивные эмоциональные переживания новизны, необычности, ирреальности, сопровождающиепереход к новым формам категоризации);
3)процессов самоосознания, рефлексии, проявляющиеся в том, что некоторые элементыфеноменологии измененных состояний сознания переживаются субъектом не какпродукты собственной психической активности, а как нечто объективное инезависимое от него, например, интерпретация внутреннего опыта как откровениясвыше: «было мне видение», «слышал я голос» и т. п.;
4)восприятия времени, последовательности происходящих во внутренней реальностисобытий, частичная или полная их амнезия, обусловленная трудностью, а иногда иневозможностью перевода внутреннего опыта, полученного в измененных состоящих, наязык социально-нормированных форм категоризации, например сложность воспроизведенияпоследовательности событий сновидения в бодрствующем состоянии.
Новыйпласт психической реальности вскрывается при изучении осознаваемых сновидений ианализе взаимоотношений сознательного Я и «сновидческого Я» в исследованиях, проводимыхА. В. Брушлинским, А. В. Россохиным, М. В. Егоровой. В настоящее времяэкспериментально показана возможность активизации рефлексивной способности всновидно-измененных состояниях сознания, изучены некоторые условия ееформирования, проведен качественный анализ полученной в этих состоянияхфеноменологии и выделены типы рефлексивных (осознаваемых) сновидений.
ИсследованияИСС не только дают богатую феноменологию для психотерапии и клиническойпсихологии и позволяют разрабатывать новые, высокоэффективные методы терапии, нои намечают пути к ответу на многие сложные вопросы теоретической психологии, напримерк выяснению механизмов функционирования творческого мышления на бессознательномуровне. Тематика ИСС, являясь фундаментальной проблемой психологии сознания, вто же время имеет междисциплинарный характер и представляет собой область науки,в которой тесно пересекаются интересы общей психологии, клинической психологии,психиатрии, области искусственного интеллекта, социальной психологии и др.
Теоретическиеи экспериментальные исследования ИСС находят отражение в многочисленныхобобщающих монографиях и в научных статьях, печатающихся в, психологическихжурналах (основные из них: «Журнал ИСС» — «Journal of Altered States ofConsciousness», издается с 1973 г., с 1981 г. название изменено на «Imagination, cognition and personality»; «Журнал трансперсональной психологии» — «Journalof Transpersonal Psychology»; журнал «ReVision —Journal of Consciousness andChange»). Периодически проводятся симпозиумы и конференции по ИСС. На многихмеждународных конгрессах по психологии есть секции ИСС. Осуществляютсякрупномасштабные программы, направленные на изучение ИСС (проект ISASC, рядпроектов Эсаленского института, США, и др.).
Список литературы
КуликовЛ.В. Психология сознания
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.psyarticles.ru/