Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Изобразительная деятельность дошкольников, ее использование в подготовке к обучению в школе

«Истокиспособностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образноговоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческоймысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнееребенок,» – утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольномвозрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшениюхудожественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимонаучить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства,красоту и богатство родной природы.
Кизобразительной деятельности относятся рисование, аппликация, лепка.
Рисованиепопулярно среди детей дошкольников 5 — 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет своестремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степениможно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие,наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражаютони действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки.В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такиеспецифические особенности их мышления, как конкретность, образность.Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только сотдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и сличностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент, некоторыеполовые различия.
Лепкапозволяет изобразить предметы в трехмерном пространстве. В ходе лепки ребенокможет передать форму человека, животных, птиц, фруктов, посуды и т.д. Ценно,что свойства используемых в лепке материалов позволяют неоднократно менятьформу, достигая желаемой выразительности. Именно развитию способности передачивыразительности образа в лепке необходимо уделить особое внимание в работе сдетьми поступающими в школу.
Важно,чтобы ребенок умел вылепить не просто фигуру человека, а человека определенноговозраста, героев конкретной сказки – Незнайку, Чебурашку и т.д. Он должен уметьпередать движения человека, животных, отражая характер образов и динамику действий.
Занимаясьаппликацией, дети учатся вырезывать из бумаги разнообразные сюжеты, узоры,орнаменты, наклеивать их на цветной фон. Дети выполняют как индивидуальные, таки коллективные работы. Дети учатся аккуратности, усидчивости, осваиваютосновные приемы вырезывания, правила работы с клеем.
Впроцессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость,зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка кписьму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создаютизображения не по частям, а из целого куска пластилина, одной линией контура врисовании.
Ребенокуспешно овладевает письмом, если но умеет производить рукой ритмичные,равномерные, плавные движения. Формированию такого рода движений способствует рисованиерастений, декоративное рисование по мотивам вышивок, росписей и др. В процессерисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются уменияудерживать определенное направление.
Знакомстводетей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими,так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить ихпо величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемогопредмета и их пространственное положение на занятиях по лепке, аппликации ирисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями науроках математики в 1 классе.
Назанятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развитияличности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение кдействительности, нравственное воспитание. Процесс рисования, лепки, аппликациивызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы сизобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ,формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовыватьсвои действия с товарищами.
Назанятиях изодеятельностью формируются и закрепляются умения и навыки,необходимые в учебной деятельности: умение слушать и запоминать задание,выполнять его в определенной последовательности, укладываться в определенныйотрезок времени, умение оценить свою работу, найти ошибки и исправить их,планировать свою деятельность, умение довести дело до конца, содержать впорядке рабочее место, инструменты и материалы, организованность.
Занятияизодеятельностью проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 30 минут, 1 разв неделю – рисование, 1 раз в неделю – аппликация или лепка.
2. Учебно-тематическое планирование Название тем количество часов 1. Вводное занятие. Беседа «Как прекрасен этот мир» 1 2. Рисование 2.1. Сюжетное рисование 13 2.2. Рисование с натуры и по представлению 12 2.3. Декоративное рисование 18 3. Лепка 3.1. Правила работы с пластилином. Основные инструменты и приспособления. Основные приемы лепки. 2 3.2. Лепка овощей, фруктов, посуды. 6 3.3. Лепка животных и человека. 9 4. Аппликация 4.1. Аппликация из осенних листьев. 3 4.2. Аппликация из геометрических фигур. 5 4.3. Мозаичная аппликация 2 4.4. Сюжетная аппликация 7 5. Экскурсии на выставку декоративно-прикладного искусства в художественный музей. 2 6. Подведение итогов. Заключительное занятие. 2 Всего 72
3. Программа
Воспитыватьу детей эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира,устойчивый интерес к изодеятельности. Учить самостоятельно применятьизобразительные умения и навыки в рисовании, аппликации, лепке, используявыразительные средства. продолжать учить детей изображать предметы с натуры.
Учитьпередавать форму, величину и цвет предмета, композицию в рисунке, ритм, цветовыесочетания в декоративном узоре, пластичность движения в лепке, выразительностьсилуэта в аппликации.
Учитьвыполнять последовательно все этапы работы.
Продолжатьучить выполнять работу коллективно.
Развиватьхудожественное восприятие произведений изоискусства, учить эмоциональнооткликаться на воздействие художественного образа, понимать содержаниепроизведений. Формировать у детей представления о видах изобразительногоискусства и народного творчества.
Познакомитьдетей с произведениями живописи: Шишкин «Рожь», Васнецов«Аленушка». Пластов «Первый снег» и др.
Расширятьпредставления детей о выразительных средствах в иллюстрациях к детским книгамхудожников Ю.Васнецова, В.Канашевича, Е.Рачева. Е.Чарушина, о народномдекоративно-прикладном искусстве (хохломская, городецкая росписи), окерамических изделиях и народной игрушке (Гжель, Дымка).
Рисование
Предметноеи сюжетное рисование
Следитьза правильной посадкой детей при рисовании.
Учитьразличать и правильно использовать цвета и оттенки. Закреплять навыки работы сакварелью. Продолжать учить смешивать краски для получения новых оттенков.
Учитьвыбирать формат бумаги в соответствии с задуманным сюжетом.
Продолжатьучить детей способам изображения предметов, явлений, передаче в рисунке формы,пропорций, расположения частей, окраски.
Учитьвыделять в рисунке главное и существенное цветом, формой, расположением налисте, величиной изображаемого.
Учитьизображать по представлению и с натуры отдельные предметы и персонажилитературных произведений.
Учитьпередавать композицию в сюжетном рисунке, располагать персонажи и предметы навсем листе, на широкой полосе, располагая их ближе, дальше.
Отражатьв рисунках общественные события и труд людей, явления природы, времена года,сюжеты или эпизоды из сказок, рассказов, стихов.
Декоративное рисование
Продолжатьучить детей рисовать узоры по мотивам дымковской, хохломской, городецкойросписей и керамических изделий, передавая их колорит.
Учитьсоставлять узоры на бумаге разной формы, а также на силуэтах, изображающих предметыбыта.
Закреплятьумение рисовать кольца, круги, точки, волнистые линии, травку, ягоды, листья,цветы.
Развиватьчувство цвета при составлении гаммы из нескольких цветов по мотивам хохломской,городецкой росписей и др.
Лепка
Учитьдетей лепить из куска пластилина предметы более сложной формы с натуры и попредставлению, обрабатывать поверхность формы пальцами и стекой, украшать еерельефом.
Учитьпередавать характерные движения человека и животного, достигать выразительностипоз.
Развиватьу детей чувство композиции, учить лепить скульптурные группы из 2-3 фигур,передавать пропорции и динамику действия, соотношение предметов по величине.
Закреплятьнавыки соблюдения правил личной гигиены.
Совершенствоватьнавыки детей в применении основных приемов лепки:
делениикуска пластилина на части
откручиванием
отщипыванием
разрезаниеми надрезанием стекой
приданииформы изделиям
раскатыванием
скатыванием
сплющиванием
вытягиванием
вдавливанием
способахсоединения деталей
прижиманием
примазыванием
защипыванием
сглаживанием
Использоватьпри изготовлении поделки разные способы лепки (конструктивный, пластический,комбинированный)
Аппликация
Продолжатьучить детей создавать изображения в аппликации с натуры и по представлению,композиционно правильно располагать аппликацию, вырезать симметричные формы избумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
Продолжатьучить составлять узоры, декоративные композиции на бумаге разной формы.
Учитьдетей сочетать приемы вырезывания ножницами с приемами обрывной аппликации (взависимости от характера образа), используя бумагу разной фактуры.
Продолжатьучить детей составлять сюжетные аппликации.
4. К концу года дети должны уметь:
различатьвиды изобразительного искусства,
высказыватьпростейшие суждения о картинах, предметах народного декоративно-прикладногоискусства
врисовании
правильносидеть за партой, верно держать лист бумаги и карандаш;
свободноработать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных направлениях, невращать при этом лист бумаги;
передаватьна рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цветпредметов;
правильноработать акварельными и гуашевыми красками – рисовать и смешивать краски, ровнозакрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы этой поверхности);
выполнятьпростейшие узоры в полосе, квадрате, круге из декоративных форм растительногомира
применятьприемы рисования кистью элементов декоративных изображений (примакивание,способ тычка и др.);
узнаватьглавные элементы народной росписи.
влепке
уметьпользоваться пластилином и стекой, соблюдая правила личной гигиены;
лепитьпредметы с натуры и по представлению (овощи, фрукты, посуду, животных,человека);
уметьукрашать изделие углубленным рельефом и налепом.
ваппликации
композиционноправильно располагать изображения;
составлятьузоры и декоративные композиции из геометрических и растительных форм;
использоватьприем симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой;
сочетатьспособ вырезания с обрыванием для создания выразительного образа;
правильнодержать ножницы и пользоваться ими.
5. Условия для реализации программы
Мебель,соответствующая росту детей.
Укаждого ребенка
Пластилин.стек.
Доскадля лепки.
Цветнаябумага.
Белаябумага.
Клей,кисточка для клея
Ножницы.
Альбомдля рисования.
Простойкарандаш.
Акварельныекраски.
Кисточкитонкая и толстая.
Баночкадля воды.
Клеенкана стол.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.prescool.km.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.