Иванова Т. Ф.
Ответственностьв психологической литературе — волевое качество, связанное с морально-ценностнойориентацией личности (А.И.Голубева, Л.С.Славина, Р.С.Немов). Существеннымипризнаками этого качества являются точность, пунктуальность, верность личностив исполнении обязанностей и ее готовность отвечать за последствия своихдействий. Наблюдается тесная связь ответственности с рядом других волевыхкачеств (настойчивостью, выдержкой).
Наиболееактуальным формирование ответственности становится с момента поступленияребенка в школу. Переход к школьному обучению означает коренную перестройкувсего образа жизни ребенка. Перед первоклассником выдвигается целый рядтребований: он должен ходить в школу, заниматься тем, что предусмотреношкольной программой, выполнять требование учителя, неукоснительно следоватьшкольному режиму, подчиняться правилам поведения, добиваться результатов вучебе. Однако из-за недостаточной произвольности и несформированности волевыхкачеств многие первоклассники не могут подчинить свое поведение установленнымправилам. Часты случаи, когда учащиеся с трудом могут высидеть целый урок, ивместо того, чтобы слушать учителя, начинают заниматься своими делами:рисовать, играть. Ребенок может покинуть класс посреди урока со словами:«Мне надоело, я хочу домой». С каждым годом требования, предъявляемыеученику со стороны школы, возрастают. Учение в школе — «деятельностьобязательная, ответственная, требующая систематического организованноготруда» [5. С. 318].
Учителяи родители нередко требуют от ребенка прилежания и ответственности, не проявляядостаточной заботы о формировании этих качеств. Задача обучения и воспитаниядолжна заключаться в том, чтобы на протяжении первых лет обучения ребенка вшколе научить его сознательно управлять своим поведением и сформировать у неготребуемые для этого качества личности, в том числе ответственность.
Отом, что такое ответственность, как проявляется это качество у младшегошкольника в учебной деятельности, как изучать и формировать ответственность,можно узнать из этих методических рекомендаций.
Ответственность и методики её изучения
1.1 Понятие ответственности.
Ответственность- один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют«качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной,нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражаетсклонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальныхнорм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действияперед обществом и самим собой.
Понятиеответственность предполагает наличие субъекта и требует указания на объект.Субъект — конкретная личность, взаимодействующая с миром. Объект — это то, зачто субъект несет ответственность, «что возложено на него или принято имдля исполнения». Это может быть поручение, просьба, судьба общего дела и др.Взаимосвязь субъекта и объекта создает временную перспективу понятия:ответственность за совершенное действие — ретроспективный аспект;ответственность за то, что необходимо совершить — перспективный аспект.
Принимаярешение поступить так или иначе, человек выбирает между своимиузкоиндивидуальными интересами и интересами более широкого общественногоокружения, между «должен» и «хочу». Речь идет о нормативнойрегуляции, особом механизме регуляции поведения людей в ситуации свободноговыбора. Различают два вида нормативной регуляции: 1. Обычно-традиционнаярегуляция. Основными критериями этой регуляции поведения являются нормы,существующие на сегодня в обществе. За выполнением этих норм следят такназываемые «инстанции», перед которыми надо держать ответ [ 9, 34].Инстанция оценивает деятельность субъекта ответственности и налагает санкции взависимости от степени вины и заслуг. Именно такой подход наблюдается втрадиционной системе обучения. В силу возрастных особенностей ребенок не можетуправлять своим поведением, отвечать за последствия своих действий в тойстепени, как это необходимо. Поэтому организацией общего дела, распределениемобязанностей между детьми, проверкой правильности выполнения заданий ипоручений занимается преимущественно школьный учитель. Он берет на себя функции«инстанции», лишая детей возможности проявить самостоятельность. 2.Морально-нравственная регуляция. В качестве критериев выступают обобщенныеэтические принципы из сферы должного и ценного для самой личности. В ролиинстанции выступает сам субъект ответственности. В этом случае ответственность- средство внутреннего контроля (самоконтроля) и внутренней регуляции(саморегуляции) деятельности личности, которая выполняет должное «посвоему усмотрению, сознательно и добровольно» [21. С.19]. Таким образом,ответственность предполагает наличие определенного уровня саморегуляции,самоконтроля и самооценки. Система обучения, отражающая эти положения,существенно отличается от традиционной: учащиеся самостоятельно планируютвыполнение тех или иных дел, распределяют обязанности, контролируют выполнение,определяют для себя систему санкций. Педагог осуществляет ненавязчивуюпомощь-поддержку на всех этапах выполнения задания.
Вкачестве составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд другихкачеств и умений личности. Среди них честность, справедливость,принципиальность, готовность отвечать за последствия своих действий. Названныекачества не могут реализоваться успешно, если у человека не развитыэмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению кдругим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевыхкачеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом,ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии,осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности.
Рассмотримпроявление этого качества у детей младшего школьного возраста. Средипоказателей ответственности этой возрастной группы К.А.Климова [13] выделяет:осознание ребенком необходимости и важности выполнения поручений, имеющихзначение для других; направленность действий на успешное выполнение порученныхзаданий (ребенок вовремя приступает, старается преодолеть трудности, доводитдело до конца и др.); эмоциональное переживание задания, его характера,результата (доволен, что дали серьезное поручение, беспокоится за успех,испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения, переживает оценкудругих и т.п.); осознание необходимости держать ответ за выполнение порученногодела.
Большойкруг исследователей рассматривает волевые качества, в том числеответственность, как устойчивую характеристику субъекта, стабильную чертуличности. В младшем школьном возрасте это качество находится в процессеформирования. Этот процесс зависит от того, как развивается и усложняетсядеятельность ребенка (игра — учение — труд), какая деятельность в настоящиймомент является ведущей, как изменяется место, занимаемое им в системеобщественных отношений. Поэтому об ответственности младшего школьника можно говоритькак об относительно устойчивом качестве, проявляющемся на уровне привычки,эмоционального порыва или на уровне сознательно-волевой напряженности.Целесообразно рассматривать проявление ответственности у младших школьниковотдельно в разных видах деятельности.
Вкачестве основных критериев проявления ответственности в учебной деятельности,по мнению М.В.Матюхиной и С.Г.Яриковой [41], могут выступать: умение выполнятьтребования учителя сразу и до конца; умение планировать и организовывать своюдеятельность; умение проявить самостоятельность на уроке и в подготовкедомашних заданий; умение дать нравственную оценку своего поведения и поведениятоварищей; проявление положительного отношения к учению и требованиям учителя,получение удовлетворения от преодоления трудностей в учении; применение волевыхусилий при выполнении задания и др. Ответственный ученик понимает социальныеценности учения, проявляет критичность в оценке своего отношения к учению,своего поведения, своих личностных качеств, умеет признавать свои ошибки,правильно истолковать их причины.
ИсследованияС… Я.Лайзане [ 16] показали, что волевые качества, в том числе ответственность,проявляются в младшем школьном возрасте преимущественно в игровой деятельности,затем — в трудовых действиях, и только на третьем месте, по мере формированияпозиции школьника, — в учебной деятельности.
1.2 Методы и методики изученияответственности.
Дляизучения ответственности младшего школьника можно использовать различные методыи методики.
Изучениепредставлений об ответственности. Чтобы выявить, как младшие школьники осознаютпонятие «ответственность», какого ученика они считают ответственным,можно провести опрос:
Какты понимаешь, что такое ответственность?
Какогоученика ты бы назвал ответственным?
Назовисамых ответственных ребят в классе. Почему?
Назовисамых безответственных ребят в классе. Почему?
Учительфиксирует ответы и делает вывод, насколько правильно ученик понимает значениеэтого слова, умеет ли он оценить проявление ответственности у своихсверстников. Наши исследования показали, что младший школьник недостаточноосознает, что такое ответственность, ответственный человек. Для многих учащихсяначальных классов слово «ответственность» выступает синонимом длядругих качеств личности (хороший, умный).
Изучениесамооценки ответственности. Методика, разработанная М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой[ 41], позволяет определить, как ученик оценивает свою личную ответственность.Предлагается инструкция: «Внимательно прочитай утверждения и подчеркни то,которое описывает тебя».
Яочень ответственный ученик.
Яответственный, но не всегда.
Яне очень ответственный.
Ябезответственный.
Далееучитель просит ребенка объяснить, почему он выбрал то или иное утверждение.Было выявлено, что младшему школьнику достаточно сложно отделить свойконкретный поступок от образа себя в целом: «Я хорошо решил задачу,поэтому я ответственный», «Вчера я сделал уборку в своей комнате, именя похвалила мама», «Я безответственный, потому что потерял тетрадьпо математике». Очень редко встречались ответы типа: «Я не всегдаответственный, потому что одни дела я делаю так, как нужно, другие не всегдахорошо».
Длятого чтобы рассмотреть, как учащиеся начальных классов оценивают свой уровеньсформированности ответственности, также можно использовать методику«Самооценка волевых качеств» М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [ 41].Методика представляет собой модифицированный вариант шкалы оценки личностныхкачеств Дембо-Рубинштейна. Учащимся предлагаются бланки, на которых изображена5-ступенчатая лесенка (рис. 1). Дается инструкция: «Представь себе, чтознакомые тебе сказочные персонажи расположились на 5 ступеньках лестницы так,что самые ответственные из них находятся на верхней (пятой ступеньке), а самыебезответственные — на нижней (первой ступеньке)». Оговаривается, что такое«ответственность», каких людей (сказочных персонажей) можно назватьответственными. Экспериментатор записывает или зарисовывает ответы детей,распределяя сказочных героев на пяти ступеньках. Затем предлагается задание:«А теперь обозначь „крестиком“, на какой ступеньке, рядом скаким персонажем стоишь ты». Количество набранных баллов приравниваетсявыбранному номеру ступеньки. 5 4 Высокий 3 Средне-высокий 2 Средний 1
Средне-
низкий
Низкий
уровень
Рис.1 Лесенка ответственности.
Одновременноучителю и воспитателю предлагается оценить проявление ответственности уучащихся по 5-балльной шкале. Если ученик проявляет ответственность в учебнойдеятельности практически всегда, то он получает 5 баллов; не всегда, нодостаточно часто — 4 балла; иногда проявляет, иногда нет — 3 балла; проявляетредко — 2 балла; не проявляет совсем — 1 балл. Уровни ответственностиопределяются так: 5 баллов — высокий уровень, 4 — средне-высокий, 3 — средний,2 — средне-низкий, 1 — низкий уровень ответственности.
Результатыметодики «Самооценка волевых качеств» сопоставляются с мнениемучителей и воспитателей для того, чтобы определить, насколько критично подходятучащиеся к оценке своих волевых качеств. Если оценки ученика и учителейсовпадают, то можно говорить об адекватной самооценке ответственности. Еслиученик оценивает проявление качества выше, чем учитель, то самооценканеадекватная, завышенная. В случае если оценка ученика ниже оценки учителя, мыговорим о неадекватной, заниженной самооценке.
Изучениенаправленности ответственности. Бесспорным является факт, что люди, которыесклонны брать на себя ответственность за события, происходящие в их жизни,лучше адаптированы, нежели те, кто стремится приписывать ответственность за всевнешним факторам. Один человек чувствует себя хозяином своей судьбы, другойпредпочитает «плыть по воле волн». В первом случае ответственность завсе, что происходит в жизни человека, заранее приписывается собственнымспособностям и стараниям, во втором — внешним силам (другие люди, окружающаясреда, судьба или случай) [20, 21].
Речьидёт о разных видах локуса контроля, означающего «качество,характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результатсвоей деятельности внешним силам (экстернальный, внешний локус контроля) либособственным способностям и усилиям (интернальный, внутренний локусконтроля)» [ 14. С.168 ]. По мнению Дж.Роттера, предложившего этитермины, интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивымисвойствами личности, сформированными в процессе её социализации. Люди,обладающие внутренним локусом контроля, более уверенны в себе и настойчивы вдостижении поставленной цели, склонны к самоанализу, уравновешенны, общительныи независимы, у них доминирует мотив стремления к успеху.
Дляизучения характера личной ответственности младшего школьника, её направленности(интернальной — экстернальной) может быть использована методика решениявоображаемых экспериментальных ситуаций, разработанная М.В.Матюхиной,С.Г.Яриковой [ 41]. Детям предлагается представить 10 конкретных школьныхситуаций, связанных с невыполнением учащимися каких-либо заданий учителя,школьных правил поведения. Возможные причины невыполнения заданий учителя можноразделить на два вида: 1) причиной невыполнения является сам ученик, егоособенности (субъективные причины); 2) причиной невыполнения является другойчеловек, внешние обстоятельства (объективные причины). Учащиеся должныпроанализировать предложенные суждения и объяснить причину своего поведения вподобной ситуации. Создавая эту методику, авторы исходили из того, чтоответственный ученик не винит других людей, сложившиеся обстоятельства, аобъясняет невыполнение поручений своими субъективными особенностями.
Каждомуученику дается карточка, на которой описаны 10 событий и их возможные причины.Учащимся предлагается инструкция: «У каждого из нас могут произойтинеприятности: мы можем забыть учебник дома, не выполнить важное задание,опоздать на урок. На карточках, которые вы получили, описано 10 таких ситуаций.Представьте, что это случилось с вами. Постарайтесь объяснить причину того, какэто могло произойти. Для этого внимательно прочитайте два варианта ответа,указывающие на возможную причину произошедшего, и выберите один. Обведитевыбранный ответ кружком».
Яне выполнил поручение, потому что:
янеорганизованный,
унас дома была уборка.
Яне выучил стихотворение, потому что:
забыло задании,
ненашел книги с этим стихотворением.
Яне выполнил свое обещание, так как:
ходилс родителями в гости,
забыло своем обещании.
Яотвлекался на уроке, потому что:
уменя нет усидчивости, хорошего внимания,
соседмешал работать.
Яне справился с контрольной, потому что:
плоховыучил правила,
соседпросил подсказать ему.
Яопоздал на урок, так как:
медленнособирался,
часыподвели.
Яне выполнил задание учителя, потому что:
заданиебыло очень трудное,
яненастойчивый.
Яне решил задачу, потому что:
былневнимательным,
забылдома ручку.
Язабыл учебник дома, потому что:
ярассеянный,
маленькийбратик или сестренка все берет
иперекладывает.
Яплохо вел себя на уроке, так как:
яне всегда дисциплинированный,
урокбыл неинтересный.
Приобработке результатов учитывается количество ответов с указанием субъективнойпричины произошедшего. Таким образом, каждый ученик класса может набрать от 0до 10 баллов. Если ученик набирает количество баллов от 0 до 5, то можноговорить об экстернальной направленности ответственности, от 5 до 10 — интернальной.
Изучениеатрибуции ответственности. Локус контроля тесно связан с атрибуциейответственности (приписывание ответственности за успех и неудачу). Достигнувуспеха или потерпев неудачу, школьник объясняет их причины, т.е. осуществляеткаузальную атрибуцию. Для изучения типа атрибуции младшим школьникам может бытьпредложена анкета, разработанная М.В.Матюхиной, Т.А.Саблиной [ 40], состоящаяиз двух вопросов и перечня ответов на них. Ответственность за успехи и неудачив учебной деятельности приписывается двум интернальным — усилие и способности — и двум экстернальным факторам — трудность задачи и случай. На вопрос «Вчем ты видишь причину своих успехов в учебе?» примерные ответы таковы:«Я хорошо стараюсь»; «Я хорошо думаю»; «Задание легкое»;«Просто везет». На вопрос «В чем ты видишь причину своих неудачв учебе?» — «Я мало стараюсь»; «Я мало думаю»;«Задание трудное»; «Просто не везет». Если причину успехаили неуспеха ученик видит в себе самом и приписывает это усилиям или способностям,то считается, что у него внутренняя атрибуция. Если же причина успеха илинеуспеха объясняется учеником внешними обстоятельствами, и он приписываетпричину успеха (неуспеха) уровню сложности задания или случайности, везению, тоу него внешняя атрибуция.
ИсследованияМ.В.Матюхиной, Т.А.Саблиной [40] показали, что внутренними факторами объясняютсвою удачу прежде всего дети, стремящиеся к успеху, внешними — учащиеся,избегающие неудач. Таким образом, атрибуция ответственности оказывается тесносвязанной с мотивацией достижения учащихся, их стремлением добиться в учебнойдеятельности каких-либо результатов. Однако следует помнить, что любыекрайности: и атрибуция ответственности за исход всех жизненных событий целикоминтернальным факторам (способности, усилия), и приписывание ответственностиисключительно только внешним условиям (случай, судьба, стечение обстоятельств)могут ухудшить продуктивность деятельности [21].
Оченьважно, чтобы дети объясняли свои неудачи недостатком усилий, стараний. Это невызывает сильного огорчения, так как не заставляет усомниться в своихспособностях. Исследования Х.Хекхаузена [ 36] и других авторов показали, чтоесли школьники терпят неудачу, а их заставляют почувствовать ответственность засвой провал, приписывая его недостаточным усилиям, то такая «атрибутивнаятерапия» способствует улучшению деятельности, росту достижений
Изучениереального проявления ответственности в учебной деятельности. Методика«Задание с пятницы на понедельник» М.В.Матюхиной, С.Г.Яриковой [41]позволяет определить реальное проявление ответственности у учащихся в учебнойдеятельности. Учитель после окончания уроков в пятницу предлагает ученикамвыполнить задание (например, составить и решить примеры на изучаемое правило),не акцентируя внимания на запись этого задания в дневнике. В понедельник, послевыходных, учитель спрашивает, кто из учеников класса выполнил это задание.Выполнение задания качественно и в срок означает, что ученик в данной ситуациипроявил ответственность (оценивается 1 баллом). Невыполнение заданиясвидетельствует о недостаточно сформированном качестве (0 баллов). Учительтакже отмечает детей, которые выполнят задание во вторник, в среду, т.е. позженазначенного срока. Ответственность у этих учеников оценивается 0,5 баллами.
2. Особенности проявления ответственностив младшем школьном возрасте
Даннаяглава содержит материалы обследований 86 учащихся начальных классов гимназии«Эврика» г. Анапа. Основная задача этой работы — изучение характерапроявления ответственности у младших школьников, выявление общихзакономерностей и на их основании создание программы формирования этогокачества в процессе школьного обучения. В проведении методик принимали участиеучителя и воспитатели обследуемых классов.
Намине были выявлены существенные возрастные различия в проявлении ответственностиу младших школьников первых и вторых классов. Это позволяет рассматриватьответственность как относительно устойчивую, индивидуально проявляющуюся чертуличности и не заострять внимание на проявлении этого качества у учащихсякаждого класса, работая сразу со всей выборкой.
Методика«Самооценка волевых качеств» позволила выяснить, как учащиесямладшего школьного возраста оценивают проявление у себя ответственности.Проведение методики потребовало большой подготовительной работы. Многие дети несовсем четко представляли, что такое ответственность, какого ученика можноназвать ответственным. Это слово было синонимом к словам «отличник»,«добрый», «дружит со всеми». Мы рассматривали конкретныеситуации, учились выделять в них ответственное поведение. Акцентироваливнимание на том, что человеку не всегда удается проявить ответственность вовсех ситуациях, но он должен стараться это делать. Дети самостоятельнораспределили героев сказок по «полюсам нашей лесенки», и им было данозадание оценить свой уровень ответственности.
Большинствообследуемых учащихся (48,84%) высоко оценивают проявление этого качества,ставят себя на самую высокую ступеньку лесенки. Мы попросили объяснить, почемувыбрана именно эта ступенька, и получили ответы: «Я такая, как Золушка,все успеваю делать, много учусь», «Я отличница», «Так мамасказала», «Учитель всегда хвалит меня». В оценке своихличностных качеств учащиеся младшего школьного возраста ориентируются на мнениевзрослых (сравнение с результатами других учеников, похвала, отметка). Многиеученики (37%) этой группы указали на нежелание находиться на более низкойступеньке: «Не хочу быть на низкой ступеньке рядом с Емелей», «Яне хуже других».
30,23%обследуемых учащихся поставили себя на 4 ступеньку (средне-высокий уровеньответственности): «Я ответственная, но иногда могу бытьнеответственной», «Сегодня получила плохую отметку по чтению» идр.
На3 ступеньке (средний уровень ответственности) расположились 12, 79% учащихся.На 2 ступеньке (средне-низкий уровень) — 2,33% обследуемых учеников. И только5,81% учащихся оценивают свой уровень проявления ответственности как низкий,ставят себя на первую ступеньку лесенки. Дети, проявившие критичность,переживали, что похожи на безответственных героев сказок (Емеля, Иван-дурак):«Я забываю тетради дома», «Люблю играть на компьютере, а надоучить уроки», «Не убираю в своей комнате».
Мыспрашивали ребят, что необходимо делать для того, чтобы стать болееответственным человеком. Практически все учащиеся (93%) связывают формированиеэтого качества с определенными усилиями, которые необходимо прикладывать привыполнении любого задания. Они указали, что «надо стараться»,«если что-то обещал — надо сделать», «уроки всегда учить»,«слушаться взрослых». 7% учащихся считает, что это качество «неразвивается», оно либо проявляется, либо не проявляется вовсе. Эти жеребята предположили, что ответственным человек становится, когда получаетпаспорт, а до достижения совершеннолетия за него несут ответственностьродители. «А за свою учебу ты несешь ответственность?» — был заданвопрос второкласснику. «Сейчас нет, а в старших классах буду».
Сравнительныйанализ представлений детей о собственном уровне сформированностиответственности и соотнесение их с оценкой взрослых позволяет выявитьадекватность и неадекватность самооценок учащихся.
Исследованиепоказало, что только 25,58% учащихся младшего школьного возраста достаточноправильно оценили проявление у себя ответственности. Их самооценка совпала смнением учителя и воспитателя (адекватная самооценка). 74,42% учащихся несмогли адекватно оценить проявление этого качества: у 46,51% обследуемыхсамооценка завышенная, у 27,91% заниженная.
Исследованияотечественных психологов А.В.Захаровой, А.И.Липкиной, Г.Б.Тагиевой и другихавторов показали, что от самооценки зависит большая или меньшая уверенностьученика в своих силах, возможностях, отношение к допущенным ошибкам, трудностямв учебной деятельности [ 10, 11]. Заниженная самооценка может сигнализироватьо том, что ребенок не видит своих успехов, продвижений, во всех ситуацияхчувствует себя «плохим», безответственным. На уроках такой ученикредко проявляет инициативу, самостоятельность, учится с большим напряжением. Из5 учеников нашей выборки, поставивших себя на самую низкую ступеньку лесенки, 4не проявили ответственность реально в методике «Задание с пятницы напонедельник». Однако, немного заниженная самооценка может заставитьчеловека повысить требования к себе, заставить его больше работать над собой. Внашем исследовании 20 из 24 учащихся с заниженной самооценкой (83,33%),поставившие себя на 2-4 ступеньки лесенки, реально проявили ответственность.
Завышеннаясамооценка также может тормозить проявление ответственности у учащихсяначальных классов. Из 40 детей с завышенной самооценкой только 20 учащихся(50%) проявляют ответственность реально. На вопрос, хотят ли они стать болееответственными людьми, эти учащиеся отвечали: «Я и такответственный», «Не знаю, я учусь хорошо». Они не задумываются овозможности личностного роста, уверены в своих силах, легко относят неудачи засчёт внешних обстоятельств.
Адекватнаясамооценка позволяет ребёнку увидеть свои положительные и отрицательныестороны, определить, над чем ему необходимо поработать, создаёт возможности длясамосовершенствования. 100% учащихся с адекватной самооценкой ответственностиреально проявляют это качество в учении. Можно сделать вывод, что самооценкаответственности связана с реальным проявлением этого качества у младшегошкольника. Возможно, формирование самооценки у учащихся является одним изприёмов развития ответственности.
Реальноепроявление ответственности у младших школьников в учебной деятельностипозволила выявить методика «Задание с пятницы на понедельник». Впятницу, после уроков, учащимся было предложено сделать иллюстрации к сказке ипринести их в понедельник. В назначенный срок учитель попросил ребят сдатьвыполненные работы. Учащиеся разделились на три группы: 1) ученики, выполнившиезадание в срок; 2) ученики, выполнившие задание позже назначенного срока (вовторник, в среду); 3) ученики, не выполнившие задание. Таким образом, можносделать вывод об уровне сформированности волевого качества. У учащихся первойгруппы он достаточно высокий, у второй — средний, у третьей — низкий.
Какпоказали результаты исследования, задание учителя выполнили только 37,21%учащихся младшего школьного возраста (высокий уровень ответственности). Онипонимают значимость и важность учения, охотно выполняют школьные обязанности,серьёзно относятся к требованиям учителя. Ученики, не выполнившие задание всрок, очень переживали, пытались найти объяснение тому, что случилось: «ясделал, но забыл дома тетрадку», «помогал маме, не успел».Однако, только 24,42% учащихся выборки сдали свои работы на следующий день(средний уровень ответственности), а 38,37% обследуемых вообще забыли о задании(низкий уровень ответственности). Эти ученики, полагаясь на свою память, незаписывали задание в дневник, неоднократно обещали принести работу завтра,спрашивали учителя, будет ли выставлена отметка за её выполнение. Причинуневыполнения задания они старались искать во внешних обстоятельствах, а не всебе самих. Ни один ребёнок с низким уровнем ответственности не назвал самогосебя в качестве причины, из-за которой не было выполнено задание.
Проведённыеисследования свидетельствуют, что ответственность младшего школьника являетсянедостаточно сформированным качеством. Он переживает невыполнение заданияучителя, однако неохотно берёт ответственность за результаты своей учебы насебя, оправдывает своё поведение рядом внешних причин. Результаты исследований(«Методика изучения направленности ответственности») показывают, чтотолько у 25,58% обследуемых учащихся — интернальный локус контроля. Вбольшинстве предлагаемых ситуаций они стараются брать ответственность на себя.Из них только 2,32% учащихся во всех 10 ситуациях не полагаются на судьбу ислучай, полностью отвечают за свои возможные действия. 12,79% учащихся в 5предлагаемых ситуациях приписывают ответственность внешним факторам, в 5 — берут ответственность на себя, связывая все события со своим поведением,характером, способностями. У большинства обследуемых (61,63%) — экстернальныйлокус контроля. В предлагаемых ситуациях они объясняют происходящеепреимущественно внешними факторами. Из них 5,81% учащихся ни в одной из ситуацийне берут ответственность на себя. Младшему школьнику очень важно выглядеть«примерным», «ответственным» учеником в глазах учителя иэкспериментатора, ему трудно признаться, что в невыполнении задания учителявиноват он сам. Гораздо легче сослаться на другие причины, как произошло внашем случае.
Исследованияпоказали, что ученики, ответственно подходящие к учению, добиваются большихрезультатовии. Показатели ответственности положительно коррелируют суспеваемостью учащихся ( r = 0,45).
Резюмируявыше сказанное можно сделать некоторые выводы о развитии ответственностимладшего школьника:
Ответственностьв младшем школьном возрасте является недостаточно сформированным качеством. Внашей выборке лишь 37,21% учащихся готовы выполнять требование учителя сразу идо конца.
Учащиесямладшего школьного возраста недостаточно четко осознают, что такое«ответственность», «ответственный ученик», не всегдаправильно оценивают проявление этого качества у себя. 7% детей считают, что заих поступки, результаты учебы несут ответственность взрослые.
Самооценкаответственности оказывает влияние на реальное проявление этого качества.Исследования показали, что ученики с немного заниженной самооценкой болееответственно относятся к делу.
У61,63% обследуемых нами учащихся экстернальный локус контроля. Они склонныискать причины невыполнения задания во внешних обстоятельствах и не принимаютответственность на себя.
Ученик,ответственно подходящий к учению, добивается больших результатов. Исследованияпозволили проследить тесную связь между проявлением ответственности иуспеваемостью школьников.
Проблема формирования ответственности впсихологической литературе
Волевыекачества не даны от рождения и формируются только в ситуациях, требующих ихпроявления. Способностью предвидеть конечный результат своих действий ипоступков, брать на себя ответственность и руководить своими действиями, помнению Л.И. Божович [11. С.302-332], обладают далеко не все зрелые,сформировавшиеся личности. Психологи полагают, что если развивать и тренироватьэти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласияи совершенства в управлении самим собой.
Экспериментальныеисследования З.Н.Борисовой, А.И.Жаворонко, К.А. Климовой, Л.С.Славиной и другихавторов свидетельствуют, что ответственное отношение к порученным обязанностями их исполнение формируются у детей в дошкольном возрасте [ 7, 13, 30, 31]. Кпяти годам ребёнок усваивает и соблюдает правила коллективной жизни, несмотряна то, что эти правила пока недостаточно им осознаны.
Вопросамиформирования представлений, суждений об ответственности у детей занималисьПиаже, Хайдер, Колберг [ цит. по: 21. С.89-105; 23; 35]. Ж.Пиаже рассматриваетответственность в рамках морального развития детей. По мнению автора, всякаямораль есть система правил и сущность её — добиваться уважения, почитания этихправил. Большинство моральных правил ребёнок получает от взрослых. Процесс этотпостепенный. Сначала дети усваивают образцы социального поведения благодаряпознанию и исполнению правил различных детских игр. В отношении правил игрыЖ.Пиаже описывает два феномена:
1.«Практические правила». Это способы, при помощи которых дети разноговозраста применяют правила. Процесс овладения практическими правиламиразделяется на несколько стадий. Перечислим их:
— моторные, двигательные правила (ребенок придерживается собственных схем игры исовершенно не соблюдает общепринятые правила);
— ребёнок начинает имитировать правила, увиденные у старших, но, играя с другими,не пытается выиграть (от 2 до 5 лет);
— зарождаются кооперативные навыки, появляется стремление выиграть, все игрокизаинтересованы во взаимном контроле и унификации правил (7-8 лет);
— стадия кодификации правил, когда наступает осознание правил и безоговорочное имподчинение (11-12 лет).
2.«Осознание правил». Это знания, идеи, которые ребёнок формирует охарактере игры. Пиаже различает стадии осознания детьми правил игры:
— правила не воспринимаются ни как принудительные, ни как обязательные, они ещене вошли в жизнь ребёнка;
— усвоение детьми правил игры как священных, неизменных, продиктованныхавторитетом взрослых;
— правила видятся детьми как закон, установленный благодаря обоюдному согласию.Правила теперь не считаются вечными и могут быть изменены, если все игрокисогласны.
Отношениеребёнка к правилам не остаётся неизменным. Большое внимание в своих работахЖ.Пиаже уделяет исследованиям генетических изменений в нравственных сужденияхдетей. Автор предлагает испытуемым два рассказа. Герой каждого из них совершаеткакой-либо поступок, имеющий нравственный смысл. Приведём примеры.
А.Мальчик по имени Джон находился в своей комнате. Его позвали обедать. Он пошелв столовую. За дверью стоял стул, на котором лежал поднос с 15 чашками. Джон незнал об этом. Входя, он стукнул дверью поднос, и все чашки разбились.
Б.Мальчик по имени Генри в отсутствии матери пытался достать джем из шкафа. Онвлез на стул и протянул руку. Но джем был слишком высоко, и он не мог достатьего, только задел чашку, которая упала и разбилась.
Рассказываяподобные истории, экспериментатор просил испытуемого сравнить степеньвиновности героев, определить, кого из них он считает более непослушным ипочему: того, кто случайно разбил 15 чашек, или того, кто разбил только однучашку, пытаясь добыть джем без разрешения? Кого из провинившихся следуетнаказать строже? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откудапроисходят правила, можно ли их изменить, какое наказание называютсправедливым, что такое ложь, почему плохо красть и др.
Оказалось,что дети 7-8 лет определяют виновность героя рассказа по величине нанесённогоущерба. Они не смотрят на то, злым или добрым было намерение героя, случайноили умышленно был нанесён ущерб. Для оценки в этом возрасте важен лишьфизический аспект последствия, но не мотивы действия. Такие сужденияхарактеризуют, по мнению Пиаже, объективную ответственность в развитии ребёнка.Ребёнок в этом возрасте всецело подчиняется нормам и требованиям, приходящим«извне», от взрослых. Свой долг и прямую обязанность он видит в беспрекословномподчинении взрослым, всецело зависит от их мнений и оценок. Если ребёнокнарушает установленные правила, его ждёт наказание. Наказание будет тем больше,чем больше не слушался ребёнок. Поэтому, рассуждает он, за 15 разбитых чашекнаказание будет большим, чем за 1. Ребёнок верит в то, что и другие людирассматривают происходящие события так же.
В9-11 лет дети начинают принимать во внимание мотивы неправильного поступка иусловия, побудившие совершить поступок. Формируется субъективная ответственностьв моральном развитии. Ребёнок может поставить себя на место других людей.Поэтому многие дети этой возрастной группы оправдывают поведение мальчика,разбившего 15 чашек, и осуждают того, кто разбил 1 при таких обстоятельствах.Правила уже не считаются священными и неизменными. Возможны отступления от них,их можно даже подвергать изменениям. Правила устанавливаются на основесотрудничества, кооперации со сверстниками или взрослыми. Долгом отнынеявляется не простое послушание внешним правилам, а оправдание взаимныхожиданий.
ИсследованияАрмсби и Колберга [ 21. С.94-95] подтвердили выводы Ж.Пиаже о стадияхморального развития детей, однако, им удалось доказать, что уже в 6 лет 75%обследованных способны судить о последствии поступка с учётом его намерения.Таким образом, возрастные границы были сдвинуты на 2 года. Это важно, так какименно этот период развития ребёнка связан с началом включения его в учебную,следовательно, коллективную деятельность.
Ж.Пиажеподчёркивает роль кооперации, сотрудничества для перехода от объективнойответственности к субъективной. Автор отмечает важность усвоения социальныхобразцов поведения на самых ранних этапах развития ребёнка. Большую роль в этомпроцессе Ж.Пиаже отводит детской игре. Знакомясь и исполняя правила различныхигр, ребёнок приобретает опыт социального взаимодействия.
Рольигры в формировании волевых качеств ребёнка, в том числе ответственности,подчёркивают также отечественные психологи. В своей работе «Развитие волив онтогенезе» Л.И.Божович отмечает: «В игре ребёнок долженподчиняться определённым правилам:. Избрав для себя ту или иную роль, ребёнок: действительно подчиняется правилам этой роли; должен вести себя соответственнотому, как ведёт в себя жизни персонаж, роль которого он на себя взял. Например,выполняя роль матери, девочка проявляет к своему „ребёнку“заботливость, внимание, доброту, ухаживает за ним, готовит ему пищу, укладываетспать:» [ 5. С. 315]. Автор отмечает, что в игре ребёнок подчиняется этимправилам не по принуждению, а по собственному желанию. Играя, дети испытываютудовлетворение и радость, а это «накладывает светлый эмоциональныйотпечаток на сами эти правила, требования и нормы». Игра требует отребёнка «самопринуждения», а не принуждения «извне».Л.И.Божович приводит пример игры, проведённой Д.Б.Элькониным со своими двумядочерьми (5 и 7 лет). Он предложил им игру в «сестёр». Следуяправилам игры, девочки перестали ссориться, что часто случалось в обычнойжизни, старались вести себя так, как должны вести себя сёстры. Это показывает,что «у игры есть не только план действий, в ней строятся реальныеотношения».
Игратребует проявления определённых качеств личности в зависимости от выполняемыхфункций. Например, взяв на себя роль часового, ребёнок должен проявитьнастоящее терпение и выдержку. Игра в «дочки-матери» требуетпроявления ответственности. В «Лекциях для родителей» А.С.Макаренкопишет, что игра является первоначальной школой воли и характера ребёнка.Однако, по его мнению, разные игры несут в себе неодинаковый воспитательныйпотенциал: «Между игрой и работой нет такой большой разницы, как многиедумают. Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохуюработу» [ 18. С.56]. А.С.Макаренко подчёркивает важность коллективнойигры с правилами. В коллективной игре каждый участник оценивает поведениепартнёра, и сам получает оценку от окружающих, что говорит о развитиисамооценки и рефлексии своих действий.
Конечно,ответственность и обязанности в игре качественно иные, чем в учебной и трудовойдеятельности. «Ответственность в игре дошкольника не выходит за пределыконкретной ответственности перед коллективом детей, участвующих в данной игре,тогда как ответственность в учебной и трудовой деятельности носит общественный,государственный характер», — пишет А.С.Макаренко. Но автор усматривает вэтом не различие, а сходство между игрой, ученьем и трудом.
Особенностиигры важно использовать на начальном этапе школьного обучения. Если ребёнокначинает выполнять свои школьные обязанности охотно, по собственной инициативе,подобно тому, как он выполнял правила роли в игре, то он легче преодолеваеттрудности обязательной школьной работы. Это способствует формированиюправильной внутренней позиции школьника, делает учение личностно значимым иэмоционально привлекательным для ребёнка, создает возможности для развития еголичностных качеств.
Вотечественной психологии ответственность и её формирование преимущественнорассматривались в конкретной деятельности, ведущей на данном этапе развитияребенка. Считалось, что ребёнок формируется и нравственно, и социально по меретого, как развивается и усложняется его деятельность. Ответственностьрассматривалась преимущественно как свойство личности, и все экспериментыносили формирующий характер.
Одиниз таких экспериментов был выполнен В.А.Горбачевой, изучавшей, как Ж.Пиаже,закономерности процесса усвоения детьми-дошкольниками правил поведения [ 8].Исследования показали, что их усвоение обусловлено постепенным обогащениемребёнка разными видами деятельности. Автором были рассмотрены правила, нанарушение которых жаловались сами дети. Жалобы детей В.А.Горбачева разделила нажалобы пострадавших и на жалобы-заявления. Жалобы первого типа возникаютвследствие нарушений правил взаимоотношения между детьми. Пострадавший ребеноксетует на кого-то, кто незаслуженно, на его взгляд, обидел его.Жалобы-заявления констатируют нарушение бытовых правил (кто-то сломал игрушку идр.). В заявлениях жалобщик не является пострадавшим. Автор сделала вывод, чтотрёхлетние дети почти не делают заявлений о нарушении правил. Ребёноквоспринимает правила как относящиеся только к нему, только для данного случая иисходящие только от воспитателя. В 5 лет заявления детей становятся болееразнообразными, и правила уже не центрируются исключительно вокруг «Я»ребёнка. В 7 лет количество заявлений резко падает, но преобладают заявления особственных нарушениях, чего не было в более раннем возрасте. Таким образом,дети в 5-6 лет уже могут обосновывать свое поведение, к 7 годам приобретаютспособность критически относиться к своему поведению и встать на точку зрениядругих. Исследования В.А.Горбачевой подтвердили выводы Пиаже. Однакосущественным дополнением стало утверждение, что понимание, усвоение правил невсегда приводит к их исполнению. Требуется длительная тренировка воли ихарактера ребёнка, формирование определённых навыков.
Методупражнения, как наиболее эффективный для формирования ответственности, былиспользован К.А.Климовой [ 13]. В «Лекциях для родителей»А.С.Макаренко отмечает: «Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можнокрепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным являетсяпостоянное упражнение в правильном поступке» [ 18. С. 46]. В экспериментеК.А.Климовой принимали участие 77 воспитанников детского сада 6-7 лет. Детямдавали посильные поручения, такие, например, как раздача и сбор игрушек.Делался акцент на формировании социально направленных мотивов деятельности.Детям объяснялась значимость и необходимость обязательного и хорошеговыполнения данного им поручения. Детей учили планировать свою деятельность.Экспериментатор контролировал выполнение поручения. К концу года числоответственных детей повысилось почти в три раза. Эффект такой системывоспитания, как видно, повышает ответственность ребёнка уже в раннем возрасте.
З.Н.Борисовойдля формирования ответственности у детей использовалось дежурство в столовой [7]. Детям подробно разъяснялся круг обязанностей дежурного, показывалось, каквыполнять ту или иную функцию. Дежурные назначались от числа детского коллектива,чтобы ребёнок чувствовал ответственность перед сверстниками. Сами детиосуществляли контроль за работой дежурного. Таким образом, создавалась системаответственной зависимости в коллективе. В ходе этого эксперимента дети изменилисвое отношение к дежурству. Они стали приступать к нему без напоминаний, неотвлекались, выполняли намеченное. Дети овладели не только трудовыми навыками,но и стали осознавать необходимость своего труда для детского коллектива.Теория воспитания ответственности З.Н.Борисовой основывается на воспитанииличности в коллективе и через коллектив.
Л.И.Божовичподчеркивала, что «качество личности: является результатом устойчивозакрепившейся привычки» [ 5. С. 324]. Человек испытывает потребностьделать то, что он привык делать «в определённое время и при определённыхобстоятельствах». Поэтому для развития ответственности большое значениеимеет режим. Важно, чтобы ребёнок составил его самостоятельно. Если онпривыкнет начинать занятия в определённое время, то эта привычка поможет емузаниматься без контроля со стороны взрослого.
Вэкспериментах Л.С.Славиной по формированию ответственности у детей акцент былсделан на планирование ребёнком своей работы [ 30, 31]. Экспериментаторполагал, что установление связи между заданием и его планированием являетсяустановлением связи между поручением и действием. Планирование — это мысленноеосуществление действия, это начало действия реального. В экспериментеЛ.С.Славиной пионеры изготовляли квадратики для детского сада. Квадратикиизготовлялись в два срока: немедленно, в присутствии экспериментатора, иотсроченно, дома в течение трёх дней. При первом способе все дети выполнялипоручение сразу и до конца. Отстроченное задание не все дети могли выполнить всрок. Экспериментатор повысил выполнение отсроченных поручений. Для этогоиспользовались следующие приёмы: 1) поручение разбивалось на части; 2) послеполучения задания ребёнок повторял его; 3) ребёнку предлагали спланироватьвыполнение задания: когда он будет делать квадратики, какое количество он будетделать ежедневно, успеет ли он сделать работу в срок и др. Контрольосуществлялся за каждой частью поручения. В результате таких воздействий вэкспериментальной группе дети выполнили поручение на 82%, в то время как вконтрольной группе — только на 62%. Эксперименты Л.С.Славиной показалинеобходимость формирования мотивов действия и важность обучения детей способаморганизации своего поведения.
В.И.Селивановвсе методы и приёмы формирования волевых качеств, в том числе ответственности,сводит к четырем основным группам [ 25. С. 126]. К первой группе можно отнестите методы работы, которые непосредственно направлены на сознание человека,преследуют цель создания у него правильных убеждений и понятий, без которых неможет быть правильного поведения. Это разъяснение, чтение, беседа, все формыколлективного обсуждения, где наиболее ярко представлены критика и самокритика.Все эти методы можно назвать методами убеждения. Во второй группе объединяютсяметоды, помогающие человеку на практике развивать и закреплять ответственноеповедение. Это методы упражнения. К третьей группе относятся многочисленныеметоды и приёмы, побуждающие человека увеличивать волевые усилия, работать надформированием ответственности. Это поощрение, требование и принуждение. Кчетвёртой группе методов В.И. Селиванов относит методы и приёмы воспитательнойработы над собой. Это методы самовоспитания.
Следуетпомнить, что названные методы и приёмы носят чисто инструментальный характер.Формировать ответственность можно только в том случае, если удастся наполнитьих общественным смыслом. К.Муздыбаев подчёркивает, что для формированияответственности необходимо, чтобы ребёнок эмоционально переживал порученное емузадание, осознавал важность, необходимость своей деятельности не только длянего самого, но и для других людей [ 21] .
Коррекция ответственности.
Воснове коррекционной работы лежит ориентация на развитие морально-нравственнойрегуляции поведения у младшего школьника. Как уже отмечалось в главе 1.1,морально-нравственная регуляция призвана обеспечить выбор«правильного» поступка в ситуации альтернативы между своимиузколичными интересами и интересами других людей, общества в целом в отсутствиивнешнего контроля.
Коррекционнаяработа проводилась нами с выборкой учащихся 1-2 классов (14 чел.), которые непроявляли ответственность, активность в учении и имели низкую успеваемость.Работа велась по двум направлениям: 1) формирование представлений учащихся обответственности; 2) упражнение, тренировка в проявлении ответственности.Большое внимание уделялось формированию адекватной, обоснованной,дифференцированной самооценки ответственности. Для этого введена индивидуальнаяшкала роста «Я сам», на которой учащиеся фиксировали своиответственные поступки, отмечали продвижение в своем личностном развитии. Такимобразом, даже незначительные продвижения в развитии ответственности каждогоучащегося выявлялись путём сравнения с его собственными достижениями, а не срезультатами других учеников (ориентация на индивидуальные относительные нормы).
Занятияс детьми проводились через день в течение 3 месяцев на уроках поматематическому конструированию и экономике, а также во внеучебное время.Формой проведения коррекционных занятий стала игра. Введение игры несёт большуюсмысловую нагрузку:
Играинтересна детям, что обеспечивает вовлечение в эксперимент всех учащихся,поддерживает их желание посещать занятия.
Играпредполагает постановку чётких, ясных ребёнку целей и вариативность ихдостижения.
Времяигры, её продолжительность устанавливают сами дети, что исключает давление состороны взрослых.
Играпредполагает разумное соревнование и каждый её участник не чувствует себяпроигравшим.
Вигре каждый её участник имеет возможность совершить рискованное действие, и егопоследствия не отражаются на результатах учебы.
Вигре не ограничивается, а только поощряется рост участников.
Вигре каждый может отличиться, показать свои знания и умения.
Напоследних занятиях осуществлялся перенос приобретённых в игре навыков в учебнуюдеятельность: сначала с помощью организации дежурства детей на переменах, затемчерез систему поручений, непосредственно связанных с учением. Мы получилисогласие учителей и родителей содействовать эксперименту. Учитель организовывалдежурство детей на переменах и во внеучебное время (см.? 4.2, занятия?18-24). Родители поручали своим детям выполнение посильной работы по дому.Таким образом, процесс формирования ответственности у младших школьников былнепрерывным.
Черезтри месяца мы получили положительный результат. 14 (100%) учеников, принимавшихучастие в эксперименте, проявили ответственность в проведённой повторнометодике «Задание с пятницы на понедельник». Ответственное отношениек учению, проявление самостоятельности на уроках и в приготовлении домашних заданийбыло отмечено педагогами у 10 (71,43%) учащихся экспериментальной группы.Зафиксировано повышение успеваемости у 12 (85,71%) учащихся. Из них у 4(28,57%) учеников, ранее учившихся удовлетворительно, впервые коэффициентуспеваемости по математике составил 4 балла и выше. Изменился характерсамооценки ответственности: учащиеся стали более критично относиться к оценкесвоих личностных качеств. Если раньше они ставили себя на самую верхнююступеньку лесенки ответственности (71,43%), то после эксперимента стали выбиратьпозицию 2-4, обосновывая своё решение. Методика «10 воображаемыхситуаций» показала, что 14 (100%) учеников стали объяснять причиныневыполнения поручения недостатком своих усилий, а не вмешательством внешнихобстоятельств.
Формирование представлений обответственности.
Основнымизадачами при проведении занятий по формированию представлений обответственности были:
формированиепредставлений о содержательной и социальной значимости существующих в общественорм;
выработкаличного отношения к существующим нормам;
развитиеумений анализировать поступки людей и свое собственное поведение, формированиесамооценки ответственности.
Назанятиях рассматриваются темы, близкие и понятные детям: «Семья»,«Профессии». Учащиеся, анализируя отношение членов семьи друг кдругу, отношение представителей разных профессий к выполняемой работе, приходятк выводу, что такое «долг», «обязанность»,«ответственность», приводят примеры ответственного ибезответственного поведения. Большое внимание уделяется анализу собственныхпоступков учащихся. Предлагаем разработки некоторых занятий по формированиюпредставлений об ответственности.
Занятие1.
Задачи:
выявитьотношение к нравственным нормам, определяющим сущность волевого качества«ответственность»;
способствоватьформированию представлений об ответственности через понятия «долг»,«обязанность» по отношению к членам своей семьи.
Наибольшийопыт взаимодействия с людьми ребёнок приобретает в семье. Поэтому целесообразнопровести знакомство с понятием «ответственность» через системуобязанностей между членами его семьи. Для занятия потребуется книжка-раскраска«Моя семья» и набор цветных карандашей. Книжка-раскраска представляетсобой чистые листы с надписями: «Кто ходит в магазин? Кто помогает нестипокупки?», «Кто кладет игрушки на место?», «Кто выноситмусор?», «Кто готовит обед?», «Кто убирает комнату?»,«Кто провожает вас в школу?» К книжке могут прилагаться готовыепортреты всех членов семьи, которые необходимо раскрасить и приклеить на нужнуюстраницу. В конце книжки имеется таблица с колонками: «Члены моейсемьи», «Профессия», «Обязанности».
Занятиеначинается с работы над книжкой-раскраской. Готовая книжка помогает ребёнкупредставить всех членов своей семьи, перечислить их обязанности.Экспериментатор задаёт вопросы: «Что делает папа, чем занята мама? Чемобычно занят ты?» и др. Дети перечисляют домашние обязанности всех членовсемьи, отмечают свои обязанности. Делают вывод, что:
обязанность- это определённое обязательство перед другими выполнить посильную работу;
обязанностивозлагаются на человека либо по его инициативе, либо по договоренности сдругими членами семьи;
обязанностипозволяют распределить работу, сэкономить время каждого члена семьи;
обязанностивыполнять не всегда легко, но необходимо, так как от одного члена семьи зависитблагополучие других;
всечлены семьи ответственны друг перед другом за выполнение своих обязанностей.
Проводитсябеседа, всегда ли дети выполняют свои обязанности, или им приходится постоянноо них напоминать? Рассуждают о том, что произойдёт, если один из членов семьизабудет выполнить свои обязанности (пример безответственного поведения).Занятие завершается тем, что дети ещё раз отмечают, что во многих случаяхсуществует разница между их желаниями и тем, что необходимо делать, между«хочу» и «должен». Человек выбирает сам, как ему поступить.Но он должен думать не только о себе, но и о тех, кто находится рядом.
Еслиучитель считает, что полученные детьми знания необходимо закрепить, можнопровести игру «Идём в поход». Дети делятся на две группы. Это двесемьи, решившие отдохнуть и отправиться в поход. Распределяются роли всехчленов семьи. Разыгрывается ситуация подготовки к походу. Экспериментаторобъясняет, что для того, чтобы отправиться путешествовать, требуется длительнаяподготовка. Необходимо заранее распределить обязанности между всеми членамисемьи, чтобы поход прошёл организованно. Кто-то заготавливает продукты, кто-тоготовит рыболовные снасти, кто-то пакует вещи и палатки и др. На доскуприкрепляются листочки с изображением «важных и необходимых дел».Экспериментатор может усложнить задачу, отметив только некоторые дела,необходимые для выполнения, и дать детям возможность самостоятельнораспределить обязанности. Две «семьи» независимо друг от друганачинают готовиться к походу. Под картинками с изображениями членов семьи ониотмечают поручаемые им дела. Это также можно сделать с помощью рисунков.
Внашем эксперименте дети старались распределить обязанности поровну между всемичленами семьи: «Мы всю работу маме поручили, так нельзя». Интересенпоиск обязанностей для «ребёнка», ученика 1-2 класса. Среди ребят этозадание вызвало много споров: «Ты поможешь маме купить продукты»,«Ты поможешь папе собирать ветки для костра», «Сложи мусор,оставленный нами после игр и обеда в ямку, ведь надо стараться, чтобы посленашего отдыха лес остался чистым» и др. «Ребёнок» в нашей игреотказался от выполнения последнего поручения, данного «родителями»:«Я не буду убирать мусор, пусть дедушка убирает». Тут же последовалоосуждение со стороны всех членов семьи: «Дедушка и так много работал,собирал в дорогу удочки, палатки», «Дедушка уже пожилой, ему труднонаклоняться, а ты можешь это сделать». Вспомнили разговор на прошломзанятии: «Выбирай между своим „хочу“ и общим „надо“.Тебе поручили дело, но посмотри, сколько обязанностей у мамы и других членовсемьи. Может, ты хочешь с ними поменяться работой? Но ведь ты не умеешь варитьсуп или разводить костер. Выполняй посильную работу. Почему кто-то долженработать для того, чтобы тебе было хорошо, а ты будешь только отдыхать?»Экспериментатор подчёркивает, что ребёнок несет ответственность за выполнениепорученного ему дела. Выполняя порученное ему дело, ребёнок проявляет заботу очленах своей семьи. Если он выполнит поручение плохо, то взрослым придётсяпеределывать работу заново. Это потребует новых затрат времени и сил. Ситуациюможно моделировать, проигрывая отдельные моменты, анализируя поведение всехчленов семьи, отмечая примеры ответственного отношения к делу.
Этуработу необходимо проводить, наладив тесный контакт с родителями учащихся. Спервых дней занятий у ребёнка должно появиться несколько посильных обязанностейв семье.
Занятие2.
Задачи:
— показать, что человек несёт ответственность за свои поступки не только передчленами своей семьи, но и перед другими членами общества;
— развитие умения анализировать примеры ответственного и безответственногоповедения.
Детизаполняют последнюю таблицу в книжке-раскраске «Моя семья». Отмечают,что члены их семей имеют разные профессии, подчёркивают большое значение этихпрофессий для всех членов общества. Каждая профессия требует выполненияопределённых профессиональных обязанностей и ответственного отношения к ихвыполнению. Например, пекарь работает для того, чтобы мы могли купить хлеб. Онработает с раннего утра до вечера: готовит тесто, раскладывает его в формы,выпекает, складывает. Пекарь должен следить за качеством своей работы, чтобыхлеб был вкусным, пропечённым, радовал покупателей. Для того, чтобы хлебпоявился на прилавках наших магазинов, необходим труд не только пекаря. Детиперечисляют профессии, связанные с производством хлеба и его транспортировкой,продажей (хлебороб, пекарь, водитель, продавец). Если одно звено выпадает изэтого процесса, то продукт не будет произведен или его качество будет хуже.Некачественный хлеб может привести к различным заболеваниям людей. Поэтомухлебороб, пекарь и другие производители хлеба ответственны перед нами,покупателями, за свой труд.
Вводитсяпонятие «общество». Это группа людей, которые живут, работают ивзаимодействуют между собой. Все люди в обществе зависят друг от друга. Так,врач нуждается в том, чтобы у него было новейшее оборудование, котороевыпускают другие люди, а производитель оборудования нуждается в услугах врача.Швея покупает хлеб, а пекарю нужен новый костюм. Если кто-то будет выполнятьсвою работу некачественно, пострадают другие люди. Дети могут привести примеры,составить модель мира безответственных людей. Они перестают ходить на работу,для них больше не существуют правила. Пекарь печёт хлеб из глины, врач ставитне тот диагноз, швея шьёт только летнюю одежду. Дети приходят к выводу, что такжить нельзя, необходимо выполнять свои обязанности, ответственно подходить кделу, которое сам выбрал. Ответственность — это быть в ответе перед кем-либо(родителями, учителями, обществом, самим собой) за свои дела и поступки.
Проводитсяобсуждение, могут ли ученики проявлять ответственность в учении. На доскеэкспериментатор записывает слова: общество, обязанность, ответственность,образование, качество. В ходе обсуждения дети делают вывод, что не тольковзрослые, но и ученики ответственны за выполнение своего дела. Их задача — хорошая учёба. Знания помогут им в будущем обрести хорошую профессию, статьмастером своего дела. Уровень благосостояния общества зависит от образованных,знающих, умеющих людей.
Занятие3-4.
Задачи:
выделениеструктурных компонентов ответственности;
формированиесамооценки ответственности.
Напредыдущих занятиях учащиеся узнали, что человек должен выполнять требования,предъявляемые ему обществом. Ему хочется посмотреть телевизор, но надо проявитьответственность, идти на работу. Школьники также являются членами общества иимеют много обязанностей: нужно посещать школу, делать уроки, много заниматься.При этом им приходится отказываться от более приятных занятий. Убедиться в этомможно, заполнив таблицу «Я должен, я могу, я хочу»:
Ядолжен хорошо учиться, выполнять домашние задания, отвечать у доски, учитьанглийский, посещать кружок по математике и др.
Ямогу для этого сделать:
— готовить уроки вовремя;
— заниматься по 20 минут в день английским языком;
— быть активным на уроке, настойчивым;
— относиться к учебе ответственно и др.
Яхочу…
Обращаетсявнимание на те случаи, когда «я должен» и «я хочу» несовпадают. Экспериментатор говорит о том, что у человека всегда есть выбор впринятии решения. Можно сделать работу как хочется, как легче, в ущербкачеству. Можно вообще отказаться от выполнения этой работы и заняться тем, чтохочется. Можно заставить себя выполнить работу так, как нужно. Во многихситуациях мы должны отказаться от того, чего хотим, ради того, что должны.Иначе нас ждёт осуждение окружающих (вводится понятие «системасанкций»: осуждение, выговор, плохая отметка, замечание) и собственный стыд.Каждый из нас — контролёр своих дел и поступков. Мы несём ответственность занаш выбор, за результаты своей работы. Если занятие проводится послепрактического занятия «Строительство дома» (? 4.2), то важновспомнить, как строился дом: дети приняли решение много работать, чтобыпостроить для кукол хорошее жильё («должен», «надо»), но невсе из них были готовы к преодолению трудностей, к выполнению сложной,однообразной работы. Некоторые ученики хотели отказаться от выполнения возложенныхна них обязанностей, или завершить свою работу быстрее за счёт снижениякачества («хочу»). Потребовалось волевое усилие, чтобы завершитьстроительство качественно и в срок.
Записив колонке «я должен» в нашем исследовании практически совпали сзаписями «я могу». Внимание детей следует акцентировать на том, чтовсе требования, предъявляемые им со стороны школы, посильны для них. Требуетсятолько проявление их волевых усилий и ответственное отношение к учению.
Итогомработы является составление модели ответственного ученика, позволяющей ребёнкусравнить, насколько его собственное поведение соответствует данному образцу, инаметить пути самосовершенствования. На доске и в тетради каждого ребёнкаподготовлена таблица:Показатели ответственности Примеры Оценка проявления ответственности у себя
Впервой колонке под диктовку учащихся учитель записывает, в чем может выражатьсяответственное поведение ученика: выполняет требования учителя; серьёзноотносится к порученным обязанностям; умеет преодолевать трудности; еслиначинает дело, то доводит его до конца; работает самостоятельно на уроке;самостоятельно выполняет домашнее задание; если допускает ошибки, то стремитсяих исправить и др. Ученики приводят примеры, в каких ситуациях им удавалосьпроявить ответственность, и оценивают у себя степень проявления перечисленныхпоказателей этого качества. В каждом пункте они ставят значки:«плюс», если они считают, что качество сформировано; «знаквопроса», если качество проявляется в некоторых ситуациях, а в некоторыхнет; «минус», если качество не проявляется.
Занятие5-15.
Задача:формирование самооценки ответственности.
Формироватьсамооценку ответственности у учащихся можно непосредственно на учебных занятияхс помощью введения системы жетонов, которыми награждается ученик, ответственноотносящийся к делу. Жетоны самые разнообразные: «Самому ответственномудежурному», «Самому аккуратному», «За оказание помощитоварищу», «Самому внимательному», «За серьёзное отношениек учению» и др. Важно, чтобы поощрение было немедленным после исполнениядействий. Отсроченное поощрение не вызывает научения [18]. В нашем исследованииполученные жетоны дети наклеивали в тетрадь «Ответственныхпоступков». Тетрадь содержала несколько разделов: «Учение»,«Труд», «Игра». Дети отмечали своё ответственное отношениек делу в разных видах деятельности. Мы считали, что ребёнок, имеющий маложетонов в разделе «Учение», не будет считать себя «плохим»,ведь он сумел проявить себя в других видах деятельности. Подчёркивалось, чтоесли он постарается, то сможет добиться успехов и в учении. Акцент в этойработе делался не на сравнение ученика с другими детьми, а на его собственныйличностный рост.
Черезполгода после формирующего эксперимента мы спросили детей, какой жетон каждыйиз них заработал на уроке. 7 учащихся написали, что они были хорошоподготовлены к уроку, 8 — старались много отвечать на уроке, 2 — аккуратноделали записи в тетради, 2 — пока себе не возьмут жетон, постараются лучшеработать на следующем уроке. Никто из детей не взял себе 3-4 жетона, как это делалосьв начале первого класса. Учащиеся проявили критичность в оценивании своегоповедения на уроке.
Вовтором классе ученики решали всем коллективом, кто из них отличился, проявилответственность. Интересно, что учащиеся стали разделять оценку усилий испособностей: «Он весь вечер занимался, не ходил гулять», «Он удоски раньше плохо отвечал, а сегодня у него получилось», «Она хорошодумает, но все время спешит». В начале первого класса эти ученикиговорили, что если ученик отвечает у доски плохо, то он не старается. Теперьони могут поставить себя на место другого ученика, определить, нужна ли емупомощь, порадоваться за его успехи. К концу второго года обучения педагогистали отмечать серьёзное, ответственное отношение учащихся к учению, стремлениеулучшить результаты своей деятельности.
Втретьем классе можно ввести соревнование в ответственных поступках междуучащимися двух классов. Теперь ученики будут вести общую тетрадь и отдаватьжетоны не в личную копилку, а в общее дело коллектива.
Занятие16.
Задача:развитие умений анализировать ситуации нравственного поведения людей, учитываяих намерения.
Учащимсяпредлагается для анализа несколько ситуаций нравственного поведения.Анализируются: 1) преднамеренный и случайный поступок (неловкость персонажа);2) случаи преднамеренной и неумышленной кражи; 3) случай сознательной лжи ибезвредного преувеличения. Герой каждого из рассказов совершает какой-либопоступок, имеющий нравственный смысл. Например:
А.Вера хотела сделать подарок маме на день рождения, погладить её любимое платье.Она включила утюг, достала из шкафа платье. Утюг оказался слишком горячим,платье было сильно испорчено. Вера очень расстроилась.
Б.Надя шила куклам платье, не хватило маленького лоскутка. Надя достала маминоплатье и аккуратно вырезала небольшой лоскуток так, что было почти незаметно.
Методикапроведения этого эксперимента подробно описана в главе 3. Рассказывая истории,экспериментатор просит испытуемого заполнить таблицу «Лист ответов»,сравнить степень виновности героев, определить, кого из них он считает наиболеенепослушным и почему: того, кто случайно разбил 15 чашек, или того, кто разбилтолько одну, пытаясь добыть джем без разрешения? Кого из провинившихся следуетнаказать строже? Задаются также различные уточняющие вопросы о том, откудапроисходят правила, можно ли их изменить и др… Анализируются основанияоценивания детьми поступков и действий героев: 1) оценка действий человека наоснове его мотивов и намерений; 2) оценка действий и поступков по ихпоследствиям, ориентация на поощрение или наказание взрослых.
Впредложенном задании возможны следующие пути обсуждения: 1) виноваты обедевочки, потому что испорчены платья (буквальная ответственность); 2) виноватата, что причинила больший ущерб (объективная ответственность); 3) учитываютсянамерения, смягчающие вину обстоятельства (субъективная ответственность). Детирассуждают, что в случае с Верой был «нечаянный поступок»: хорошаядевочка нечаянно причиняет кому-то вред. А Надя поступила безответственно, нарушилатребование мамы. Надя должна быть наказана больше, хотя причинённый ею ущербнезначителен. Делается вывод, что в некоторых случаях человек не виноват в том,что были нарушены правила. Человек несёт ответственность только в случаесознательного нарушения правил. Чтобы определить степень виновности героя,необходимо проанализировать ситуацию.
ЛИСТОТВЕТОВ? ситуации Ответ участника Правильный ответ Количество набранных баллов 1. Надя Надя 10 2. Витя Витя 10 3. Серёжа Коля
4.2Упражнение в проявлении ответственности.
Заданияэтого направления предполагают тренировку учащихся в проявленииответственности. Основными задачами направления являются:
развитиеумений учащихся планировать и организовывать свою деятельность;
тренировкаучащихся в осуществлении выбора между двумя альтернативными поступками иразвитие умений брать ответственность за результат своего решения на себя;
развитиесамооценки и самоконтроля.
Внашем исследовании на одном из теоретических занятий экспериментатор говорит,что на следующем занятии дети будут строить дом для кукол. Обсуждается, чтонеобходимо для строительства дома (план, материалы). Учащиеся указывают на то,как должен быть построен дом: качественно, аккуратно, как для самих себя,старательно, быстро. Как должны работать строители? Они должны подойти к своейработе ответственно, именно от строителей зависит, насколько быстро вселятсяжильцы, и в каких условиях они будут жить.
Занятие1.
Задача:обучение учащихся планированию и организации своей деятельности.
Науроках экономики ребята познакомились, что такое план. Выполнялась практическаяработа по составлению плана одного из этажей гимназии. На этом занятии учащиесяготовят план дома, который они хотели бы построить для кукол. Подготовленные«планы» рассматриваются «комиссией» с точки зренияпрактической пользы (размеры, удобство планировки и др.), доступностиизготовления. Работа по строительству дома коллективная, поэтому утверждаетсяодин, общий план. Экспериментатор отмечает, что строительство дома — это оченьсложная, трудоёмкая работа. Важно не ошибиться, сделать всё правильно. Дляэтого необходимо планирование работы. Вниманию детей предлагается плакат«Строительство дома»: Цель Планирование Выполнение работы Контроль
Каждуюколонку дети обозначают условным значком: «цель» — стрела,направленная вверх; «планирование» — цифры 1,2,3 и др. Дети планируютсвою работу по строительству дома, выделяют наиболее трудные и ответственныеучастки работы. Отмечают, сколько времени отводится на определённый вид работы.Повторяют, что строители должны чувствовать ответственность перед жильцами,стараться работать быстро и качественно.
Занятие2.
Задача:вызвать переживания детей за судьбу общего дела.
Детиготовы к выполнению практической работы, но экспериментатор говорит, чтоорганизации-поставщики нарушили договоренность и не завезли на стройку кирпичи.Есть всё для строительства дома (цемент, шифер для крыши и т.д.), кромекирпичей. Что делать? Интересны замечания детей в адрес поставщиков (онипоступили безответственно, нужно им звонить, так как куклы нуждаются в жилье ит.д.). Ещё раз проговаривают, что такое ответственность, ответственный ибезответственный поступок. Поступили предложения детей начать работу с крыши.Но один ученик высказал мнение, что нужно придерживаться плана, который самисоставили. Это настоящее строительство, и начинать строить дом с крыши нельзя.Решают отложить работу на следующий день, поручают экспериментатору дозвонитьсядо поставщиков.
Занятие3 — 17.
Задача:тренировка в проявлении волевых качеств (ответственности и настойчивости).
Материалы:плакат «Строительство дома», индивидуальный план строительства,бумага, ножницы, клей, набор фломастеров.
Экспериментаторсообщает детям, что сегодня они освоят профессию строителя: «Мы будемстроить дом по заказу кукол. Это коллективная работа, мы будем строить домвместе. Работа должна быть выполнена в срок — 15 занятий. Одно из занятий мыпропустили из-за безответственного отношения к делу наших поставщиков. Остаётся14 занятий. Необходимо работать быстро, но качественно». Обращаетсявнимание детей на содержание рабочего места в чистоте.
Сначаладети работают над изготовлением объёмных кирпичей из бумаги. Экспериментаторпредлагает шаблон для изготовления кирпича. Объясняет этапы работы: 1) обвестишаблон; 2) вырезать; 3) сложить по линиям сгиба; 4) раскрасить; 5) склеить.Устанавливается объём работы: каждый строитель должен сделать по 3 кирпича зазанятие. Качество изготовленных кирпичей проверяет назначенный детьмиученик-контролёр. Экспериментатор выступает в роли наблюдателя, оказываетненавязчивую помощь в тех случаях, когда это необходимо.
Напервых занятиях некоторые дети пытаются получить более высокий количественныйрезультат, делают по 5-6 кирпичей. Как правило, это достигается за счётснижения качества выполняемой работы. Многие кирпичи идут в «брак»как не пригодные для строительства дома. Важно провести беседу о том, чтопотрачено много материала, а работа нерезультативна. Это случилось, потому чтокто-то из строителей хотел быть первым, не думал о качестве, надеялся, чтоконтролёр будет оценивать работу не так строго. Учащиеся делают вывод, чтовыполнение коллективной работы требует ответственности от каждого из них.
Напоследующих занятиях по строительству дома учащиеся доделывают кирпичи, делаютфундамент, скрепляют кирпичи «цементом» (полоски бумаги), делаютперекрытия между этажами и черепичную крышу. Эту работу ученики выполняютсамостоятельно, им уже не нужен контролёр. Они научились оценивать и следить закачеством своей работы.
Вконце работы учащихся спрашивают, что бы они хотели улучшить в своей работе (внашем случае ребята сделали лужайку перед домом, ограждение). Задаются вопросы:трудно было строить дом? были ли моменты, когда хотелось оставить работу назавтра? что было наиболее трудным? как вам удавалось преодолевать трудности?Учащиеся делают вывод, что ответственное отношение к делу позволило импреодолеть все трудности, выполнить работу в срок.
Занятие18 — 24.
Задачи:
тренировкапроявления волевых качеств;
развитиеумений планировать и организовывать деятельность;
формированиесамоконтроля и самооценки.
Работарассчитана на 7 дней. Ребята назначаются дежурными в столовой (методикаК.А.Климовой). Изучаются обязанности дежурного (помощь воспитателю врасстановке стульев, сервировке стола, учёте порций и др.) Детям показывают,как выполнять ту или иную функцию, учат планировать свою работу. Дежурныеназначаются учителем сроком на одну неделю. Учащимся объясняется значимость инеобходимость обязательного и хорошего выполнения данного им поручения.Подчёркивается, что выполнение поручения имеет большое значение для всех членовколлектива. Контроль за работой дежурных в первое время осуществляетвоспитатель. При выполнении ребёнком поручения учитывается: 1) осознаниеребёнком необходимости и важности обязательного выполнения данного поручения,имеющего значение для других; 2) характер действий, направленных на успешноевыполнение порученного задания (вовремя приступает, старается преодолетьтрудности, доводит дело до конца); 3) эмоциональное переживание задания, егохарактера, результата (доволен, что дали серьёзное поручение; беспокоится зауспех; испытывает удовлетворение от сознания успешного выполнения; переживаетоценку других и т.д.); 4) осознание необходимости держать ответ за выполнениепорученного дела.
Внашем исследовании контроль за выполнением поручений осуществлялся с помощьюзаполнения «Рабочего листа». Рабочий лист выдаётся в конце дня, тоесть ребёнок получает задание на завтрашний день, формулирует цель, планируетвыполнение задания. Последний рабочий лист выдаётся в субботу. Если впонедельник ребёнок забывает о своём поручении, целесообразно увеличитьколичество практических занятий, ввести дополнительные поручения в школе идома. Ежедневно учащиеся делают отчёт о выполнении работы, говорят о своихуспехах, пытаются объяснить причины недоработок.
Рабочий лист
Дата___________________________________________________________________________
Дежурныйпо столовой___________________________________________________________
Ответствененза_________________________________________________________________
Времяисполнения_______________________________________________________________
Отчёто выполнении______________________________________________________________
Список литературы
ВеденовА.В. Воспитание воли у ребенка в семье. — М., 1952.
ВеденовА.В. Воспитание воли школьника в процессе учебной деятельности. — М., 1957.
БобневаМ.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М., 1978.
БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
БожовичЛ.И. Проблемы формирования личности. — М., 1997
БожовичЛ.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психологии. — 1978.? 4;1979. ?2,4.
БорисоваЗ.Н. Дежурства в детском саду как средство воспитания ответственности у детейдошкольного возраста: Автореф. канд.дис. — Л., 1953.
ГорбачеваВ.А. К освоению правил поведения детьми дошкольного возраста // Известия АПНРСФСР. — 1945. — Вып.1. — С.125-164.
ГрядуноваЛ.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. — Киев, 1979.
ЗахароваА.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор психологической готовности к школьномуобучению. Сообщ. 1. Структура и содержательные характеристики самооценкистаршего дошкольника // Новые исследования в психологии. — М.: Педагогика,1985.? 2. С. 22-25.
ЗахароваА.В., Тагиева Г.Б. Самооценка как фактор готовности к школьному обучению //Новые исследования в психологии. М.: Педагогика, 1986.? 1. С. 41-43.
ИванниковВ.А. Психологические механизмы волевой регуляции. Изд. 2-е, испр. и доп. — М.:Изд-во УРАО, 1998.
КлимоваК.А. О формировании ответственности у детей 6-7 лет. — В кн.: Формированиеколлективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М., 1968.С. 328-353.
Краткийпсихологический словарь. — М. 1985.
КрутецкийВ.А. Воспитание воли. — М., 1957.
ЛайзанеС.Я. Диагностика уровня развития воли и внимания детей // Диагностикаинтеллектуального развития учащихся. — Рига, 1980.
ЛюблинскаяА.А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1959.
МакаренкоА.С. Лекции для родителей. — М.: Учпедгиз, 1940.
МатюхинаМ.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: Учеб.пособие / ВГПИ. — Волгоград, 1983.
МуздыбаевК. Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации. — В кн.: Современныеметоды исследования массовой коммуникации. — Таллин, 1983.
МуздыбаевК. Психология ответственности. — Л., 1983.
ОреховскийА.И. Ответственность и ее социальная природа. — Томск, 1978.
ПиажеЖ. Избранные психологические труды. — М.,1995.
СартанГ.Н. Тренинг самостоятельности у детей. — М.,1998.
СеливановВ.И. Воспитание воли школьника. — М., 1954.
СеливановВ.И. Воспитание воли и характера детей в семье. — Рязань, 1960.
СеливановВ.И. Воспитание воли в процессе соединения обучения с производственным трудом.- М.: Профтехиздат, 1960.
СлавинаЛ.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. -М.,1958.
СлавинаЛ.С. Знать ребенка. Чтобы воспитывать. — М… 1976.
СлавинаЛ.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебныхобязанностей // Вопросы психологии. — 1956.? 4. С.96-105.
СлавинаЛ.С. Роль мотива и способов поведения при выполнении школьниками общественныхпоручений. — В кн.: Вопросы психологии личности школьника. — М., 1961.
СубботскийЕ.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника:Автореф. дис.: докт. психол. наук. — Тбилиси, 1985.
СухомлинскийВ.А. Рождение гражданина / Изб. педагогич. соч. — М., 1979. Т. 1. С.267-538.
ФартуховаГ.В. Социальная ответственность личности и атеизм. — М., 1980.
ФлейвеллД.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. — М., 1967.
ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: В 2 т.; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского.- М.: Педагогика, 1986.
ШульгаТ.И. Возрастные особенности волевых качеств школьников и их формирование впроцессе физического воспитания: Автореф. дис.:.канд. психол. наук. — М., 1986.
ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопр.психологии. — 1971. ?4.
ЯкобсонС.Г. Психологические проблемы этического развития детей. — М., 1984.
Изучениеи формирование мотивации достижения у младших школьников: Метод. Рекомендации /Сост. М.В.Матюхина, Т.А. Саблина. — Волгоград, 1994.
Теоретико-методологическиеосновы учебно-воспитательного процесса в школе и вузе. Сборник научных трудов/ВГПИ. — Волгоград, 1984.