Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Задачи как форма реализации целей, средств и содержания воспитания культуры безопасности студентов

Мошкин Владимир Николаевич Алтайская академияэкономики и права, г. Барнаул
Нефедова Марианна Степановна Алтайская академияэкономики и права, г. Барнаул
Встатье сформулированы выводы о системе задач в воспитании культуры безопасностистудентов, раскрыты виды и соотношение разных типов и видов, признакиэффективной системы задач в педагогическом процессе вуза. На основе анализарезультатов анкетирования студентов изложены некоторые выводы о наличиипризнаков взаимосвязи беседы как формы реализации задач в воспитания культурыбезопасности с результатами воспитания.
Впедагогической науке признается, что основными категориями, в которых можетбыть описана любая деятельность, являются понятия «цель», «средства», «результат»[4, с. 109]. В связи с этим в педагогике к важнейшим относится проблемареализации целей, содержания и средств воспитания студентов. В ходе поискаответа на вопрос о путях организации целостного процесса воспитания культурыбезопасности мы пришли к выводу о перспективности использования задачногоподхода к обоснованию целей, содержания и средств воспитания.
Входе исследования сделаны следующие выводы о взаимосвязанных свойствах системыпедагогических задач в воспитании культуры безопасности:
педагогическиезадачи, основанные на опасных ситуациях различных видов, являются формойпостроения и реализации целей (развитие деятельности, способностей и личностныхкачеств как основа подготовки к адекватным действиям в разнообразных опасныхситуациях), содержания (прежде всего мировоззренческая, нравственная, психологическаяи физическая готовность к профилактике, преодолению, минимизации вредных иопасных факторов жизнедеятельности), средств воспитания (вопросы, задания, игры,упражнения и т. д., основанные на опасных ситуациях), критериев диагностикикультуры безопасности (эталонов и показателей успешных действий по профилактикеи преодолению опасных ситуаций и др.);
припостроении системы педагогических задач используются элементы методическойструктуры (формы опредмечивания культуры безопасности, способы предъявлениязадач и т.д.), для реализации (конструирования, предъявления, организациидеятельности и т.д.) дидактической (характеризует цели, предмет, способы, средства,форму, результаты деятельности учащихся) и психолого-педагогической (личностнаязначимость деятельности для учащихся и т. д.) структур задач;
системапедагогических задач включает в себя типы и виды задач, основанием выделениякоторых являются признаки: характер опасной ситуации (потенциальная, информационная,имитационная и т.д.); факторы риска, к которым готовит задача; содержаниеценностей, которым угрожает фактор риска; кому угрожает опасный фактор;используемые факторы защиты; способы обеспечения безопасности; средстваобеспечения безопасности; наличие в задаче элементов
контркультурыдеструктивности; наличие ограничений во времени;
полнотаи достоверность информации об опасности; наличие в задаче
неожиданныхсложностей и т. д. Таким образом, задачи являются основной формой реализациицелей, содержания и средств воспитания культуры безопасности студентов. В связис этим сформулируем основные выводы о свойствах системы задач, эффективноспособствующей воспитанию культуры безопасности студентов.
Длязадач, позитивно влияющих на готовность студентов к безопаснойжизнедеятельности, в составе которых присутствуют элементы культурыбезопасности, характерны следующие признаки:
Культурабезопасности выступает в качестве предмета, средства или способа деятельностипо профилактике, преодолению вредных и опасных факторов (в том числе винформационных, игровых и реальных опасных ситуациях).
Положительныйопыт успешного применения культуры безопасности студентами в учебном процессе.
Позитивноеотношение студентов к усваиваемым формам безопасной жизнедеятельности, используемымв учебном процессе ценностям культуры безопасности.
Педагогическимзадачам, позитивно влияющим на готовность студентов к безопаснойжизнедеятельности, в составе которых присутствуют элементы контркультуры, присущиследующие признаки:
Контркультуравыступает предметом критического анализа студентов с применениемпсихологических, медицинских, физических, биологических, лингвистических, экономическихи иных научных знаний, позволяющих вскрыть истоки, сущность, структуру, механизми последствия, способы профилактики влияния на человека и общество.
Отрицательноеотношение студентов к деструктивным ценностям, формам поведения, обсуждаемымфрагментам контркультуры.
Позитивноеотношение студентов к формам безопасной жизнедеятельности, ценностям культурыбезопасности, которые альтернативны контркультуре, включенной в задачу.
Формированиюположительного отношения студентов к культуре безопасности способствуютследующие характеристики методической структуры педагогических задач:
Организациядеятельности студентов по присвоению культуры безопасности авторитетным длястудентов педагогом.
Демонстрацияобразцов культуры безопасности человеком (преподавателем, приглашеннымспециалистом, героем кинофильма и т.д.), у которого такая культура сформированана высоком уровне, который имеет необычно высокие результаты в данной области, изобретения,открытия, рекорды и т.д.
Оформлениефрагмента культуры в виде процесса и результата деятельности популярного длястудентов человека (ученого, писателя, певца, поэта и т. д.).
Предъявлениефрагмента культуры безопасности привлекательным (в каком-то отношении) дляучащихся сверстником (в том числе заснятым на видеопленку, изображенным вучебнике, на плакате и т.д.).
Предъявлениестудентам фрагмента культуры безопасности в виде популярных для молодежи жанровискусства (песни, стихи, танцы, картины и
т.д.).
Предъявлениекультуры безопасности в виде информации об опыте безопасной жизнедеятельности вусловиях, которые характерны для жизни студентов.
Предъявлениеинформации об опыте безопасности жизнедеятельности на примере местных(региональных) условий.
Включениеинформации о высоком уровне эффективности использования изучаемых средствбезопасности.
Применениесовременных средств наглядности (видеофильмов, компьютерной графики и т.д.) впредъявлении фрагмента культуры безопасности.
Наличиев задаче информации о возможностях использования фрагмента культурыбезопасности в реализации актуальных потребностей студентов (в общении сосверстниками, самопознании, самоутверждении и
т.д.).
Участиев организации деятельности по использованию фрагментов культуры безопасностистудентов (положительно оценивающих и воспринимающих их как личные ценности исмыслы), имеющих высокий авторитет у молодых людей.
Включениев педагогический процесс фрагмента культуры в форме информации об опытебезопасной жизнедеятельности конкретного человека, обладающего привлекательнымидля студентов чертами (путешественника, спортсмена, военного, актера и т.д.).
Предъявлениекультуры безопасности в виде настоящих материальных предметов, которыемалодоступны многим студентов в повседневной жизни (бронежилет, газовыйпистолет, огнетушитель, дозиметр и т.д.).
Организациядеятельности студентов по использование знаний и умений безопасности в реальныхусловиях жизнедеятельности (в лесу, в горах, подземном убежище, у реки и т.д.).
Анализструктуры задач (методической, дидактической, психолого-педагогической структурво взаимосвязи) свидетельствует о том, что позитивному влиянию на культуру безопасностистудентов способствуют воспитательные задачи, которым присущи следующиехарактеристики структурных компонентов (отдельных задач и их совокупности):
Высокийуровень развития культуры безопасности педагога.
Низкийуровень развития черт виктимности и деструктивности педагога.
Представленностьв предмете, средствах, способах деятельности студентов основных элементовкультуры безопасности.
Положительноеотношение студентов к используемой культуре безопасности.
Отрицательноеотношение студентов к включенной в задачи контркультуре.
Использованиеинформации, форм и средств предъявления культуры безопасности, стимулирующихположительное отношение к безопасной жизнедеятельности.
Применениеинформации и форм организации деятельности, стимулирующих отрицательноеотношение студентов к контркультуре.
Сочетаниезадач, обеспечивающих формирование опыта успешной деятельности в опасныхситуациях.
Системепедагогических задач, реализуемых в воспитании культуры безопасности, присущиследующие признаки:
Наличиезадач для подготовки к профилактике, минимизации и преодолению всех типов ивидов факторов риска, всех типов и видов опасных ситуаций.
Представленностьв задачах всех компонентов культуры безопасности (знаний, представлений, образов,ценностей, правил, традиций и т.д.), форм воплощения (материальные объекты, деятельность,отношения, знаки, символы и т.д.), структурных компонентов духовнойдеятельности (наука, искусство, идеология, религия и т. д.).
Наличиезадач для формирования готовности противодействовать основным содержательнымэлементам и формам проявления контркультуры.
Наличиезадач для подготовки к самосовершенствованию основных компонентов безопаснойжизнедеятельности на основе присвоения культуры безопасности.
Включенностьзадач на основе информационных, имитационных, дозированных и реальных опасныхситуаций.
Полнотаформ опредмечивания культуры безопасности.
Интегративнымсвойством системы педагогических задач являются функции: формирование культурыбезопасности студентов; профилактика виктимности; коррекция деструктивности.Внешними системообразующими факторами совокупности педагогических задачявляются факторы риска, социальные и природные факторы безопасности, культурабезопасности, контркультура. Это, в частности, означает, что система задачадекватна факторам риска, которые угрожают студентам в настоящей и будутугрожать в будущей жизни. Система педагогических задач взаимосвязана исогласована с содержанием подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности впроцессе социализации. Кроме того, системообразующими факторами построениясовокупности педагогических задач в педагогическом процессе также являетсясодержание воспитания культуры безопасности в семье, во внеаудиторнойвоспитательной работе, в воспитании по месту жительства и т. д.
Входе исследования выделены следующие этапы подготовки к прогнозированию, профилактикеи преодолению опасности, основанные на разработанной типологии опасных ситуаций,имитируемых и создаваемых в педагогическом процессе:
педагогическиезадачи, обеспечивающие формирование предметных действий в обычных условиях, когдафакторы риска отсутствуют;
задачи,предусматривающие выполнение предметных действий в информационных опасныхситуациях, в которых содержится информация об опасности;
задачи,предусматривающие выполнение предметных действий в имитационных опасныхситуациях;
задачи,предусматривающие выполнение предметных действий в ситуациях дозированногориска;
задачи,предусматривающие выполнение предметных действий в реальных опасных ситуациях.
Входе исследования нами были изучены эмпирические данные, раскрывающие свойствабеседы как формы реализации задач в воспитании культуры безопасности студентовв педагогической практике. Изложим и проанализируем некоторые из этих фактов, полученныхна этапе констатирующего эксперимента.
Входе анкетирования, проведенного в декабре 2005 г., изучались мнения 899 студентов (413 юношей и 486 девушек) 1-3 курсов экономического июридического факультетов Алтайской академии экономики и права (ААЭП). Дляопроса студентов была использована анкета, включавшая в себя 20 вопросов(вопросы 1-20) закрытого типа, в которых предлагалось выбрать вариант ответа изтрех (да, нет, затрудняюсь ответить) и 12 вопросов (вопросы 21-32) закрытоготипа, в которых предлагалось выбрать вариант ответа из шести (шестой вариантответа — затрудняюсь ответить), предложенных по поводу утверждений анкеты.Поскольку при заполнении электронной анкеты студенты имели возможность отметитьнесколько вариантов ответов, общая сумма выбранных вариантов ответов по каждомувопросу превышает количество проанкетированных студентов.
Вприводимых ниже таблицах с результатами статистической обработки ответовприводятся как полные, так и видоизмененные формулировки утверждений анкеты (втом числе формулировки, фиксирующие содержание ответов, но не полностьюсовпадающие с текстом анкеты). В связи с этим приведем полные формулировкивопросов (26, 27, 28) и варианты ответов на вопросы анкеты, приводимые встатье.
26.Как часто преподаватели беседуют со студентами на занятиях по физкультуре вААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените эти занятия)?
Вариантыответов:
1.На всех занятиях.
2.На большинстве занятий.
3.На половине занятий.
4.На некоторых занятиях.
5.На занятиях беседы не проводятся.
27.Как вы оцениваете информацию и беседы преподавателя на занятиях по физкультурев ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените беседы на этих занятиях)?
Вариантыответов:
1.Все беседы полезны.
2.Более половины беседы полезны.
3.Половина бесед полезна.
4.Некоторые беседы полезны.
5.Все беседы бесполезны.
28.На какие вопросы помогают Вам ответить беседы преподавателя на занятиях пофизкультуре в ААЭП (если занимаетесь в спортивной секции, оцените беседы на этизанятиях)?
Вариантыответов:
1.Как стать здоровым.
2.Как стать сильным.
3.Как обеспечить безопасность.
4.Как стать красивым.
5.Как стать счастливым.
Ответыстудентов на вопросы заключительной части анкеты дали информацию о том, накаком факультете они учатся (вопрос 39), на каком они курсе (вопрос 40), ответына вопрос 41 дали информацию о половой принадлежности анкетируемых.
Мнениястудентов о том, как часто преподаватели беседуют на занятиях физическойкультуры, зафиксированы в таблице 1.Содержание ответов 3 курс 2 курс 1 курс Преподаватели беседуют на всех занятиях 80 76 145 На большинстве занятий. 77 73 166 На половине занятий 31 24 36 На некоторых занятиях 41 41 65 На занятиях беседы не проводятся 9 19 11 Затрудняюсь ответить 1 4 ИТОГО 238 234 427 Содержание ответов 3 курс 2 курс 1 курс Преподаватели беседуют на всех занятиях 33, 61% 32, 48% 33, 96% На большинстве занятий 32, 35% 31, 20% 38, 88% На половине занятий 13, 03% 10, 26% 8, 43% На некоторых занятиях 17, 23% 17, 52% 15, 22% На занятиях беседы не проводятся 3, 78% 8, 12% 2, 58% Затрудняюсь ответить 0, 00% 0, 43% 0, 94%
Еслисуммировать данные о студентах, признавших, что с ними беседуют на всехзанятиях или на большей части занятий, из данных таблицы 1 следует, что состудентами 1 курса проводится несколько больше бесед (чем со студентами 2-3курсов). Видимо, это связано с необходимостью более тщательного и частогоинструктирования студентов в ходе занятий физической культурой.
Информацияо том, на какие вопросы помогают студентам 1, 2, 3 курсов ответить беседы назанятиях по физической культуре, содержится в таблице 2. В таблицах 2-5включены статистические данные, выраженные в процентах.
Таблица2
Соотношениеответов на вопрос № 28 с ответами на вопрос № 40Содержание ответов 3 курс 2 курс 1 курс Как стать здоровым 40, 11% 39, 79% 44, 76% Как стать сильным 17, 89% 16, 23% 16, 62% Как обеспечить безопасность 21, 68% 22, 51% 21, 86% Как стать красивым 12, 20% 14, 66% 11, 08% Как стать счастливым 7, 32% 6, 02% 4, 64% Затрудняюсь ответить 0, 81% 0, 79% 1, 05%
Соотношениеответов на вопрос № 26 с ответами на вопрос № 40
Изданных таблицы 2 следует, что вопросы безопасности затрагиваются в равной мерев ходе бесед со студентами 1, 2, 3 курсов (21-22% студентов выразили этомнение).
Информацияо том, на какие вопросы помогают девушкам и юношам ответить беседы на занятияхпо физической культуре, содержится в таблице
3.
Таблица3
Соотношениеответов на вопрос № 28 с ответами на вопрос № 41Содержание ответов Девушки Юноши Как стать здоровым 43, 31% 40, 94% Как стать сильным 14, 57% 19, 48% Как обеспечить безопасность 19, 42% 24, 96% Как стать красивым 16, 80% 7, 15% Как стать счастливым 4, 72% 6, 85% Затрудняюсь ответить 1, 18% 0, 61%
Изданных таблицы 3 следует, что юноши в ходе бесед чаще узнают о безопасности, силе,девушки более часто узнают о том, как стать красивой.
Выясним,имеются ли признаки взаимосвязи между содержанием усваиваемой из бесединформации и оценкой практической пользы этих бесед. Соотношение ответов навопрос № 28 с ответами на вопрос № 27 зафиксировано в таблице 4.
Таблица4
Соотношениеответов на вопрос № 28 с ответами на вопрос № 27Содержание ответов Затрудняюсь ответить Все беседы бесполезны
Некоторые
беседы
полезны
Половина
бесед
полезна Более половины бесед полезны
Все
беседы полезны Как стать здоровым 0, 00% 48, 15% 40, 14% 42, 65% 36, 71% 45, 30% Как стать сильным 16, 67% 18, 52% 15, 65% 16, 18% 17, 53% 16, 80%
Как
обеспечить безопасность 0, 00% 7, 41% 23, 13% 25, 74% 25, 21% 20, 16% Как стать красивым 0, 00% 11, 11% 13, 61% 9, 56% 15, 07% 11, 42% Как стать счастливым 0, 00% 7, 41% 6, 12% 5, 15% 4, 93% 6, 18% Затрудняюсь ответить 83, 33% 7, 41% 1, 36% 0, 74% 0, 55% 0, 13%
Втаблицах 4-5 результаты статистической обработки анкет сгруппированы следующимобразом. В трех правых вертикальных столбцах приводятся данные о том, какстуденты, согласные с приводимыми в верхних частях столбцов утверждениями, относятсяк другим утверждениям, зафиксированными в левых частях горизонтальных строктаблицы (содержат данные об ответах студентов по поводу других утвержденийанкеты).
Изтаблицы 4 следует, что среди студентов, признающих полезность всех бесед, почтиполовина узнают из этих бесед о здоровье (45, 3%), каждый пятый узнает обезопасности (20, 16%). На третьем месте группа студентов (среди признавших всебеседы полезными), узнающих из бесед о силе (16, 8%).
Изменимракурс анализа статистических данных. Выясним, как студенты, узнающие из беседо безопасности, оценивают практическую значимость бесед. Соотношение ответов навопрос № 27 с ответами на вопрос № 28 зафиксировано в таблице 5.
Таблица5
Соотношениеответов на вопрос № 27 с ответами на вопрос № 28Содержание ответов Затрудняюсь ответить Как стать счастливым Как стать красивым
Как
обеспечить безопасность
Как
стать
сильным Как стать здоровым Все беседы полезны 7, 69% 56, 10% 48, 30% 47, 92% 52, 08% 56, 07% Более половины бесед полезны 15, 38% 21, 95% 31, 25% 29, 39% 26, 67% 22, 30% Половина бесед полезна 7, 69% 8, 54% 7, 39% 11, 18% 9, 17% 9, 65% Некоторые беседы полезны 15, 38% 10, 98% 11, 36% 10, 86% 9, 58% 9, 82% Все беседы бесполезны 15, 38% 2, 44% 1, 70% 0, 64% 2, 08% 2, 16% Затрудняюсь ответить 38, 46% 0, 00% 0, 00% 0, 00% 0, 42% 0, 00%
Изданных таблицы 5 следует, что среди студентов, узнающих из бесед о безопасности,47, 9% выражено мнение «все беседы полезны». Существенным моментом вприведенных статистических данных является то, что среди студентов, узнающих обезопасности в ходе бесед, самая низкая процентная доля опрошенных, давшихвысшую оценку этих бесед, 47, 9% (по сравнению со студентами, узнающими избесед о счастье, красоте, силе и здоровье). В других группах студентов(узнающих из бесед о счастье, красоте, силе, здоровье), процентная доля давшихмаксимальную оценку беседам (все беседы полезны) больше на 1-9% (по сравнению сузнающими о безопасности).
Завершаярассмотрение проблемы построения системы задач в воспитании культурыбезопасности студентов, сформулируем основные выводы.
Интегративнымсвойством системы педагогических задач являются функции: формирование культурыбезопасности студентов; профилактика виктимности; коррекция деструктивности.Внешними системообразующими факторами совокупности педагогических задачявляются факторы риска, социальные и природные факторы безопасности, культурабезопасности, контркультура.
Изучениесвойств педагогических задач в массовой педагогической практике свидетельствуето следующем.
Каждыйпятый студент при заполнении анкеты сообщил, что в ходе бесед (форма реализациизадач) на занятиях физической культурой обсуждаются вопросы безопасности.
Средистудентов, признающих полезность всех бесед на занятиях по физической культуре,почти половина узнают из бесед о здоровье, каждый пятый узнает о безопасности.
Средистудентов, узнающих из бесед о безопасности, почти половина выразили мнение«все беседы полезны».
Подводяитоги, отметим, что изучение теории и практики реализации системы задач ввоспитании культуры безопасности создает предпосылки решения проблемыпрактической подготовки студентов к безопасной жизнедеятельности.
Список литературы
1.Балашов А.В. Педагогические условия формирования культуры безопасностижизнедеятельности будущих менеджеров в вузе: автореф. дис. канд. пед. наук.Йошкар-Ола, 2007. 22 с.
2.Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие. Екатеринбург:Деловая книга, 1996. 344 с.
3.Горина Л.Н. Многоуровневая педагогическая система формирования культурыбезопасности жизнедеятельности человека на основе изо- и гомоморфизма: автореф.дис. докт. пед. наук. Тольятти, 2002. 40 с.
4.Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологическийанализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.
5.Лызь Н.А. Формирование безопасной личности в образовательном процессе вуза:автореф. дис. докт. пед. наук. Ставрополь, 2006. 43 с.
6.Немкова И.Н. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности студентов впроцессе профессиональной подготовки в вузе: дис. канд. пед. наук. Тамбов, 2005.238 с.
7.Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: опыт популярной монографии сэлементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
8.Сорокина Л.В. Формирование готовности студентов средних специальных учебныхзаведений к обеспечению безопасности жизнедеятельности: автореферат дис. канд.пед. наук. Самара, 2006. 19 с.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.uni-altai.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воспитание как средство преодоления трудновоспитуемости подростков
Реферат Доклад школьного преподавателя, претендующего на повышение квалификации
Реферат АгроЖаршы. – 2011. №10. – 15 марта Көбекбай Ж. Балам, өскенде кім боласың?
Реферат Воспитание и образование в РОССИИ (Х-ХVII ВЕКА)
Реферат Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Реферат Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле
Реферат Воспитательное мероприятие: личность в системе межличностных отношений
Реферат Зрелая семья
Реферат Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных технических средств обучения
Реферат Добукварный период обучения грамоте
Реферат Идея школы Френе
Реферат Защита прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в 20-30-е годы ХХ века на материалах отечественной педагогики
Реферат Саид-Бей Арсанов
Реферат Как ужиться в коллективе
Реферат 1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения