Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Задача и методология психофизиологии

/>
Предмети принципы психофизиологии
Психофизиология — раздел психологии, посвященный изучению ролибиологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в реализациипсихической деятельности. В зависимости от исследовательской области выделяютпсихофизиологию ощущений и восприятий, речи и мышления, эмоций, внимания,произвольных действий, дифференциальную психофизиологию.
Психофизиология — междисциплинарная область естественнонаучныхзнаний об организации отношений вероятностных физических, психических идуховных сущностей и явлений человека, это морально оправданное научноепознание вероятностных физических, психических и духовных сущностей и явленийчеловека и организации их отношений. Для эффективного познания психофизиологияиспользует совокупность предпосылок, принципов, методов и средств познания, соответствующихсущности объектов познания — вероятностную методологию.
Человек является объектом исследования в психофизиологии иобъектом приложения психофизиологических знаний. Здоровый человек являетсяобъектом познания и применения знаний общей психофизиологии. Объектомисследования клинической психофизиологии и применения ее знаний являетсябольной человек.
Человек трехипостасен, обладает единством трех иерархическихвероятностных сущностей и явлений:
духовное,
душевное (психическое),
телесное, (плотское, физическое).
Отсюда, предметом психофизиологии являются вероятностныедуховные,            психические и физические сущности человека в ихвзаимосвязи и взаимообусловленности.
В связи с успехами изучения активности отдельных нейроновмозга животных и в условиях клинического обследования у человекапсихофизиология стала наукой не только о физиологических, но и о нейронныхмеханизмах психических процессов, состояний и поведения. Современнаяпсихофизиология включает исследование нейрона и нейронных сетей, чтоопределяется тенденцией в науке к интеграции различных дисциплин, изучающихработу мозга (нейрофизиологии, нейрохимии, молекулярной биологии,психофизиологии, нейропсихологии и др.), в единую нейронауку.
Становление психофизиологии как одной из ветвей нейронаукисвязано с успехами, достигнутыми в области изучения нейронной активности. В20-х годах в Англии (Кембридж) сложилась сильная школа электрофизиологов воглаве с А. Эдрианом. Она внесла большой вклад в изучение электрическойактивности нейронов и в общую теорию ЭЭГ. Значительное влияние на развитиепсихофизиологии оказала теория нервных сетей, сформулированная У. Мак Каллахоми У. Питсом. Ее экспериментальное обоснование было представлено в их публикациисовместно с Дж. Летвиным, X. Матураной под названием«Что говорит глаз мозгу лягушки» (1959). Исследователями впервые был описанособый тип нейронов сетчатки, избирательно реагирующих на некоторые физическиесвойства зрительных стимулов. Для обозначения этих нейронов они ввели новыйтермин — детектор. В сетчатке лягушки они открыли несколько группнейронов-детекторов: движущего угла, контраста, границы и др. Успех этой группыисследователей в значительной мере был обусловлен введением ими новой методикидля изучения свойств нейронов. Вместо стандартных точечных раздражителей (пятенсвета) или включения и выключения диффузного освещения они применили стимулы,встречающиеся в естественной среде обитания лягушки: светлые или темные фигурыразной формы и размера (движущиеся линии, полоски, углы). Кроме того, прирегистрации электрической активности отдельных нейронов исследователиотказались от стандартной формы эксперимента с наркозом и обездвиживаниемживотного.
На развитие детекторной теории сильное влияние оказали работыД. Хьюбела и Т. Визеля, которые в 60-х годах сформулировали модульный принципорганизации нейронов коры больших полушарий, показав существование «колонок» —объединения нейронов в группы со сходными функциональными свойствами (ХьюбелД., 1990).
Открытие нейронов с детекторными свойствами, избирательнореагирующих на определенные физические параметры стимулов, имело принципиальноезначение для развития психофизиологии. Это стимулировало изучениефункциональных характеристик нейронов и их роли в реализации различных этаповповеденческого акта. Были открыты многие новые классы нейронов, специфическисвязанных с различными психическими процессами. Среди них — особый типсенсорных нейронов — гностические единицы, кодирующие целостные образы.Концепция гностических единиц принадлежит Ю. Конорскому, который предположил,что узнаванию знакомого лица с первого взгляда, знакомого предмета, знакомогоголоса по первому произнесенному слову, знакомого запаха, характерного жеста ит.п. соответствует возбуждение не клеточного ансамбля, а единичных нейронов,отвечающих отдельным восприятиям. Прямое изучение нейронной активности корывысших животных подтвердило его концепцию гностических нейронов. Внижневисочной коре обезьяны найдены нейроны, избирательно отвечающие напоявление лица конкретного человека, обезьяны, на мимику, выражающуюопределенную эмоцию, на положения руки (жесты), а также на различныенеодушевленные предметы.
Описан особый класс нейронов, получивший название нейроновцели. Эти нейроны избирательно реагируют на появление целевого объекта: на видили запах пищи. Нейроны цели найдены в гипоталамусе, височной коре, хвостатомядре обезьяны. А.С. Батуев обнаружил у обезьяны нейроны цели в теменной илобной коре. Их реактивность зависела от мотивационного возбуждения животного(голода). Только у голодной обезьяны нейроны цели реагируют на вид пищи, снасыщением животного их реакция исчезает.
Нейроны целевых движений у кролика были описаны В.Б.Швырковым. Их активация предшествует акту хватания пищи либо нажиму на педаль,за которым следует подача кормушки с пищей. Активация этих нейронов наблюдаетсяпри любых вариантах приближения к цели (справа, слева) и при любом способенажатия на педаль (одной или двумя лапами) и всегда прекращается при достижениирезультата. Нейроны целевых движений зарегистрированы в моторной,сенсомоторной, зрительной коре, гиппокампе кролика. Они не активируются переддвижениями, которые не направлены на достижение цели, например передпережевыванием пищи.
У обезьян в лобной и теменной коре А.С. Батуевым обнаруженынейроны моторных программ. Активация отдельных групп этих нейронов предшествуетвыполнению различных фрагментов сложного инструментального двигательногорефлекса, обеспечивающего получение пищевого подкрепления. Изучена функциямногих командных нейронов, запускающих определенные двигательные акты. Нейроны,которые реагируют на тоническое мотивационное возбуждение, были исследованыК.В. Судаковым и получили название нейронов «ожидания». При пищевомвозбуждении, возникающем естественным путем или в результате электрическогораздражения «центра голода», расположенного в латеральном гипоталамусе, этинейроны разряжаются пачками спайков. С удовлетворением пищевой потребностипачечный тип активности заменяется одиночными спайками.
Нейроны новизны, активирующиеся при действии новых стимулов иснижающие свою активность по мере привыкания к ним, обнаружены в гиппокампе,неспецифическом таламусе, ретикулярной формации среднего мозга и другихструктурах. В гиппокампе найдены также нейроны тождества, опознающие знакомые(многократно повторяющиеся) стимулы. В.Б. Швырковым выделена группа нейроновпоискового поведения, которые становятся активными только во времяориентировочно-исследовательского поведения кролика.
Особую группу составляют нейроны среды, избирательновозбуждающиеся при нахождении животного в определенной части клетки. Нейронысреды найдены Ю.И. Александровым в моторной, соматосенсорной и зрительной кореу кролика. Нейроны среды в коре сходны с нейронами места, найденными О'Кифом вгиппокампе кролика. Нейроны места также активируются лишь при определенномрасположении животного в экспериментальном пространстве.
Выделенные группы нейронов заложили основу функциональтериальное давление и др. Однако регистрация вегетативных реакций не относитсяк прямым методам измерения информационных процессов мозга. Скорее всего онипредставляют некоторую суммарную и неспецифическую характеристикуинформационных процессов. Кроме того, одна и та же вегетативная реакция(например, кожно-гальванический рефлекс — КГР) может быть связана синформационными процессами самого различного содержания. Появление КГР можнонаблюдать как при усилении внимания, так и при оборонительной реакции. Однакопо некоторым вегетативным реакциям можно дифференцировать различные рефлексы.Так, Ф. Грэм и Р. Клифтон предложили использовать фазическую реакцию сниженияЧСС в качестве признака, отличающего ориентировочный рефлекс отоборонительного; в последнем случае ЧСС меняется в противоположном направлении,т.е. увеличивается. Ранее Е.Н. Соколов (1958) предложил различать эти рефлексыпо сосудистым реакциям головы и руки. Ориентировочный рефлекс сочетается срасширением сосудов головы, тогда как оборонительный — с сужением. При этом вобоих случаях сосуды руки реагируют сужением.
Существует несколько причин, по которым вегетативные реакциимогут быть использованы только в качестве непрямого метода изученияинформационных процессов:
они слишком медленны и протекают с задержкой;
слишком тесно связаны с изменением функционального состояния иэмоциями;
они неспецифичны в отношении стимулов и задач.
Однако это не означает, что вегетативные показатели необладают высокой чувствительностью. Так, во время дихотического прослушиваниязначимые стимулы (произнесение имени испытуемого), хотя и подаются черезигнорируемый слуховой канал, т.е. не контролируемый произвольным вниманием,часто вызывают КГР.
Некоторое преимущество перед вегетативными реакциями имеетрегистрация электрической активности мышц — электро-миограмма (ЭМГ), которуюотличает высокая подвижность. Кроме того, по некоторым специфическим паттернамЭМГ, зарегистрированным от мышц лица, с высокой степенью точности можноидентифицировать различные эмоциональные состояния. Регистрация движений глаз(окулограмма) находит применение в эргономике. В целях безопасности этотпоказатель используется для контроля за состоянием водителей, долго находящихсяза рулем автомашины или локомотива.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайтаhttp://www.studentu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.