Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Зависимость от виртуальной реальности компьютера - новый вид зависимого поведения

«Компьютерстал теоретической метафорой  разума, помогающей нам понять природу  нашегосознания.»
В.В.Налимов.
"… Вмозгу профессора появились строки «повреждён системный файл реальности.перезагрузить вселенную, ДА/НЕТ ?».
БонхоффМайя К.
«Укаждого времени свои неврозы», — говорил Виктор Франкл, и был безусловноправ. На рубеже двух столетий и, даже, тысячелетий психиатрия начинает иметьдело с новыми психопатологическими состояниями порождёнными научно — техническим развитием человечества, резким ростом социально — экономическойнапряжённости и имеющими в качестве базиса такие широко распространённые ивзаимосвязанные страдания, как социофобия, тревожность и депрессия. Как всегдав переходную эпоху наряду с образцами красоты и гармонии оживляется всёуродливое, болезненное, мистическое способствующее невротизации общества.Активные процессы биопсихогенетической перестройки приводящие к нарушениямпроцессов гомеостаза с одной стороны, изменение морально — нравственныхкритериев в обществе, резкое снижение жизненного и культурного уровня с другойстороны ухудшают психическое здоровье населения, особенно заметно у детей иподростков. Распространённость нервно — психических расстройств у детей сейчасдостигает 79 процентов ( «Мед.газета», ї 98 от 09.12.98г. ). В общейже сложности впервые в жизни выявленные непсихотические психические заболеванияувеличились с 6,9 на 10 тыс. населения в 1970г. до 22, 6 в 1993г. ( ГуровичИ.Я., Прейс В.Б., Голланд В.Б., 1995г. ). Среднегодовые средневзвешенные уровнираспространённости пограничных психических расстройств в 15 экономическиразвитых странах возросли с 9,6 до 205,3 случая на 1 тыс. населения, в т.ч.неврозы с 2,4 до 148,1 случая ( Петраков Б.Д., 1972,1996 гг. ). За этимицифрами стоят постоянно озабоченные, эмоционально подавленные люди,напряжённые, бледные, страдающие нервной дрожью, сердцебиением, испытывающиенеадекватные страхи, неловкость, опасения. Все они, то ли дети, подростки, толи взрослые неизбежно начинают искать пути для облегчения состояния, начинаялибо бороться с такими состояниями и вызывающими его причинами, либо убегать отних. «Бегством» может быть и суицид ( их абсолютный рост иотносительное «омоложение» становятся катастрофическими ), но чаще«бегство» от реальности вызывающей психо — эмоциональное напряжение достигаетсяпосредством изменения своего психического состояния, в основном состояниясознания, как высшего уровня психического отражения действительности. Изменениепсихического состояния достигается приёмом психоактивных веществ — алкоголя,наркотиков. Этим пагубным привычкам и пристрастиям традиционно и справедливоуделяется много внимания. Но есть и иные порочные склонности, позволяющиеменять своё психическое состояние для уменьшения напряжения и невротизации, чтоприводит к повторению опыта вплоть до подчинения всего образа жизни этойпагубной привычке подтверждая правдивость афоризма: «привычка — втораянатура». На английском языке порочные, болезненные пристрастия называютсяaddiction, отсюда возник термин «аддиктивное поведение» — addictivebehavior, о котором писали Miller W., Landry M., а у нас Короленко Ц.П.,Донских Т.А., Личко А.Е. и др. Сам термин «аддикция» сталииспользовать как равнозначный термину «зависимость». Принятие МКБ — 10 позволяет более широко и последовательно использовать синдромологическийподход, что удобно для более тщательного и подробного изучения и систематизацииповеденческих расстройств к которым относится «аддикция» и даётвозможности диагностировать такие зависимости как участие в азартных играх,переедание и пр. В возникновении аддиктивного поведения имеют значение многиефакторы: личные особенности, характер средовых воздействий, биологическиефакторы. Дестабилизирующее воздействие психогений требует от центральнойнервной системы поисков устойчивого повторяющегося состояния — стереотипа,который может быть не только физиологическим, но и патологическим. Этосостояние фиксируется в долговременной памяти и после прекращения действийпервичных психогений. Любой стереотип поведения имеет собственнуюнейрофизиологическую базу, что косвенно подтверждается регистрациейфенотипических сходств. Мозг ищет и находит в долговременной памяти устойчивые(в т.ч. и патологические) состояния для снятия тревоги и иных болезненныхпроявлений. Возникновение гиперактивных детерминантных структур ( КрыжановскийГ.Н.) приводит к возникновению «порочного круга» аддикции. Появилисьпубликации ( Schowalter G.E. ) указывающие на связь генетического контроляактивности допаминовой системы с предрасположенностью людей к «поискунеизведанного». Таким образом можно предположить наличие связи междуактивностью допамина и склонностью к аддиктивному поведению.
Средивидов аддиктивного поведения наиболее известны: приём алкоголя, приём другихвеществ изменяющих психическое состояние ( химические аддикции ). Менееизвестны, но уже классифицируются: участие в азартных играх, сексуальноеаддиктивное поведение, переедание или голодание ( нехимические аддикции ). Ещёменее изучены: «работоголизм», длительное прослушивание ритмичноймузыки. Практически не изучена тема аддикции о которой пойдёт речь — зависимость от виртуальной реальности компьютера в частности и кибераддикциякак таковая. Определяя аддиктивное поведение, как уход от реальностипосредством изменения психического состояния ( Короленко Ц.П., Сигал М., 1990г.) можно говорить, что создаваемая компьютером реальность несомненно изменяетпсихическое состояние, чем склонные к аддикции личности и стали пользоваться,тем более, что взаимодействие с компьютером не только не порицается обществом,но и служит показателем определённой значимости, включая и материальныйдостаток.
Мирсоздаваемый компьютером называется виртуальной реальностью (ВР). По определениюсловаря: «виртуальный ( лат. virtualis ) — значит пребывающий в скрытомсостоянии и могущий проявится, случится, возможный». Учитывая, что нашанервная система не в состоянии отличить подлинную реальную ситуацию отвоображаемой для невротиков ВР компьютера это замена настоящей реальности, как«осмысленной части мира» ( Stenius E., Wittgenstein L. ) на новуюреальность, которая лучше настоящей. Она позволяет развиваться субъективноприятным эмоциональным состояниям искусственно меняя «настроениедуха». По целому ряду причин ( мода, доступность, заинтересованность и пр.) в России виртуальная аддикция распространяется среди детей и подростковмужского пола, реже среди мужчин до тридцати лет. Однако есть сообщениязарубежных источников о подверженности американских домохозяек этому видуаддикции.
Самтермин «виртуальная реальность» был предложен в МассачусетскомТехнологическом Институте в конце 1970-х годов, чтобы выразить идею присутствиячеловека в компьютерно создаваемом мире ( Hammet F., 1993г. ). В России впервыеэто понятие было упомянуто в 1984г. Генисаретским О.И. и Носовым Н.А. ВРперсонального компьютера соединённая с ВР других компьютеров ( Интернет )создаёт киберпространство ( КП ), которое в настоящий момент охватывает почтивесь мир, соединяя миллионы людей, как психически здоровых, так и психическибольных. ВР рассматривается как один из видов реальностей и, чаще всего, как психологическаяВР. Пользователь начинает относится к компьютеру, как к живому существу или женачинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается грань междуживым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным, междуреальностью компьютера и истинной реальностью. Благодаря особенностям нервнойсистемы человека, о которой я упомянул ранее, сливаются воедино нефизическое ифизическое пространство и время, что позволяет пользователю«избежать» энтропии, как функции линейного времени, служащей причинойвозникновения тревожности ( как черты личности ) или тревоги ( как продуктаэмоциональной сферы человека ). Компьютер становится фетишем ( происходитпроцесс фетишизации ), составной частью того или иного ритуала, заменяя собой наркотик,азартные игры и коллекционирование одновременно. Пользователь компьютерасклонный к аддикции при использовании его находится в изменённом состояниисознания — психологическом трансе. Застывшее лицо, уставленное на экранмонитора, замедленная реакция ( или её отсутствие ) на внешние раздражители — вот характерный вид некоторых пользователей склонных к аддиктивному поведению.Реальность, как осмысленная часть мира преломляется через особое состояниесознания. Первыми обратили внимание на настойчивое желание людей повторять иповторять опыт общения с ВР компьютера, либо с ВР компьютерного пространстваGriffiths M. и Young K.
Наосновании наблюдения и изучения пациентов можно выделить зависимость от ВРперсонального компьютера «изолированного» ( связанную чаще всего скомпьютерными играми ) — «виртуальную аддикцию» ( Галкин К.Ю. 1998г.), и зависимость от сетей Интернет — «Интернет — зависимость» (Goldberg I. 1997г. ). Считается, что распространённость Интернет — зависимостисходно с распространённостью патологической азартности и составляет от 1 до 5процентов пользователей. В целом зависимость от компьютерной реальности можноназвать «кибераддикцией» ( Griffiths M. 1995г. ). Если психическаязависимость перейдёт в психическую болезнь можно будет говорить о«виртуальной мании». В случае виртуальной аддикции страдают чащевсего лица мужского пола, а в случае Интернет — зависимости такие различия пополу не установлены. Есть мнения, что в наиболее технологическом своёмвоплощении ВР можно сравнить с сильнодействующим наркотиком, поскольку конечнымобъектом воздействия этой системы является мозг человека. Неспособныйадаптироваться и жить в реальном мире невротик уходит в мир ВР. К социальнымфакторам способствующим развитию виртуальной аддикции прежде всего отнесёмобщественное одобрение. Как сказала мать одного из аддиктов: «Лучшекомпьютер, чем наркотики». Большую роль играет «мода» накомпьютеры, которые становятся всё более доступными и социальный инфантилизмчасти пользователей. Следует отметить, что лица с пограничными расстройствамиотдают предпочтение аддиктивным реализациям в нехимической форме ( КороленкоЦ.П., Дмитриева Т.Б., 1999г. ). Из типов акцентуации наиболее подвержены рискуразвития виртуальной аддикции неустойчивый и шизоидный, реже другие типы. Кпсихологическим факторам способствующим развитию виртуальной аддикции следуетотнести также привлекательность переживаний, выработку гедонистическойустановки ( получение удовольствия любой ценой ), реакции имитации,компенсации, группирования ( например, при пользовании чатов Интернета ), хобби- реакция. Особенно следует отметить информативно — коммуникативное хобби — «жажда постоянного получения новой лёгкой информации, не требующей никакойкритической интеллектуальной обработки, а также потребность во множествеповерхностных контактов, позволяющих этой информацией обмениваться» (А.Е.Личко ). Аддиктивное поведение у виртуальных аддиктов становится стилемжизни, в процессе которого человек оказывается в ловушке постоянного ухода отреальной действительности в состояние изменённого сознания. Возникла и крепнетс каждым годом субкультура компьютерных пользователей со своим языком (жаргоном ), непонятным для непосвящённых, со своими ритуалами, символами,юмором и пр., аналогичная субкультурам криминального мира, потаторов инаркоманов. Отношения с компьютером у аддиктов становятся всё более интимными,эмоциональными, создавая иллюзию стабильности и комфорта, являясь на самом делепатологическим стереотипом. С течением времени нарастает диссоциация — суживаетсякруг интересов, падает учебная и производственная работоспособность, в ещёбольшей степени нарастают трудности коммуникации, аддикты снижаются этически иэстетически, перестают следить за собой. Потребность в занятиях на компьютереили игровых приставках становится всё сильнее, вступая в конкуренцию с голодом,жаждой, потребностью в живом общении, отдыхе и пр. Ещё десять лет назад о такихсостояниях ничего не было известно, их практически не существовало. Сейчасобследуя учащихся школ можно выявить не один десяток склонных к виртуальнойаддикции молодых людей. Всё проще и дешевле доступ в Интернет. По мере развитиякомпьютерных технологий ситуация будет однозначно ухудшатся. Уже сейчаснеобходимо исследовать проблему как с точки зрения медицинских психологов, таки психиатров для выработки методов профилактики и лечения. Можно предположить,что основным методом лечения виртуальной аддикции станет психотерапия и, вчастности, экзистенциальная психотерапия. Возможность помощи аддиктным мынаходим в трудах Н.А. Носова и других исследователей виртуальной реальности.Можно также предположить основываясь на принципе «нет худа бездобра», что зависимость от виртуальной реальности может послужить основойметода лечения наркотической зависимости. В любом случае в наступающем столетииэта проблема получит дальнейшее развитие.
Список литературы
ГалкинК.Ю. Зависимость от виртуальной реальности компьютера — новый вид зависимогоповедения


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.