Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Жизнь как постоянное учение

Евгения Семеновна Полат, профессор, докторпедагогических наук, заведующая лабораторией дистанционного обучения Российскойакадемии образования в Москве.
Квалификацияи знания являются единственным стойким преимуществом в современном обществе.Если человек умеет учиться, достигать цели и получать знания, то ему легчеповысить свой профессиональный уровень и приобрести новые знания, — что и нужнов жизни.
Чтонужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новыхсоциально-экономических условиях жизни? Какую роль должно играть обучение икаким оно должно быть, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?
Средисформулированных рекомендаций нам представляются наиболее существеннымиследующие:
усилениепрактической направленности содержания курсов естественно-научного цикла;изучение явлений, процессов, объектов, веществ, окружающих учащихся в ихповседневной жизни;
изменениеакцентов в учебной деятельности, нацеленных на интеллектуальное развитиеобучающихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности;
использованиезаданий, проверяющих различные виды деятельности, увеличение веса заданий наприменение практических знаний;
Проведенныенезависимые международные исследования показывают не только недостатки общегообразования в разных странах мира, но и пути преодоления этих недостатков.Главный из них — интеллектуальное развитие учащихся.
Вкниге «Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С.Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей и функционеров,подчеркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от обучения?» получал, как правило,один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно».Это и понятно, рассуждает автор, если человек знает, как учиться, способендостигать цели, если он умеет получать знания, искать и находить необходимуюинформацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразныеисточники информации для решения этих проблем, то ему легче будет повысить свойпрофессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимыедополнительные знания, — а ведь именно это и нужно в жизни. Конечно, добитьсяэтого значительно труднее, чем научиться читать, писать, считать и усваиватьсумму разнообразных знаний по различным предметам. Здесь уместно привестимнение одного из ведущих экономистов мира Лестера Туроу о том, что «Знаниестановится единственным источником долговременного устойчивого конкурентногопреимущества, поскольку все остальное выпадает из уравнения конкуренции; нознание может быть использовано только через квалификацию индивидов».
Современныйи будущий работодатель заинтересованы в таком работнике, который:
умеетдумать самостоятельно и решать разнообразные проблемы (т.е. применятьполученные знания для их решения);
обладаеткритическим и творческим мышлением;
владеетбогатым словарным запасом, основанном на глубоком понимании гуманитарныхзнаний.
Поубеждению Ф.С. Шлехти, те учащиеся, которые успешно освоят стандартныепрограммы обучения, научатся применять свои знания в знакомой ситуации, получатдипломы, но не будут уметь самостоятельно работать с информацией и приобретатьзнания, не смогут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века.
Такимобразом, человек, который будет жить и трудиться в третьем тысячелетии, впостиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности,в частности:
гибкоадаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретаянеобходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразныхпроблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней своеместо;
самостоятельнокритически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности иискать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;
четкоосознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены вокружающей действительности;
бытьспособными генерировать новые идеи, творчески мыслить;
грамотноработать с информацией (уметь собирать необходимые для исследованияопределенной задачи факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решенияпроблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными илиальтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать статистическиезакономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлятьи решать новые проблемы);
бытькоммуникабильными, контактными в различных социальных группах, уметь работатьсообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя изних;
самостоятельнотрудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурногоуровня.
Какизвестно, США после запуска советского искусственного спутника Земли быличрезвычайно обеспокоены своим отставанием в стратегически значимых областяхтехники и технологии. Корни причин такого отставания вполне резонно искали всостоянии системы образования вообще и школьного образования, в частности. Вначале 1980-х годов был опубликован известный доклад комиссии по изучениюпроблемы качества образования в школах «Нация в опасности: необходимостьреформы школы». С тех пор лучшие умы страны пытались выработать определеннуюпедагогическую доктрину, которая бы показала путь из тупика. Подобных попытокбыло множество. Среди них имеет смысл обратиться к масштабному проекту«Образование мирового класса» (World Class Education. Richmond, 1993),разработанному педагогической общественностью штата Верджиния. В нем выделеныосновные «жизненные роли», т.е. кем учащиеся должны стать в процессе обучения:
1.Реализовавшаяся личность. Человек, отличающийся хорошо развитым осознаниемсвоих способностей и потребностей, последовательно использующий это знание длявыбора альтернатив, с наибольшей вероятностью дающих возможность вестиздоровую, продуктивную и наполненную самоосуществлением жизнь. Данная рольохватывает физические, умственные и эмоциональные аспекты жизни, обеспечивающиеоснову для личной самореализации.
2.Личность со стремлением к поддержке других людей. Это жизненная роль человека,умеющего ценить взаимоотношения с другими людьми и развивающего многообразиеплодотворных связей с ними. Данная роль воплощает весь спектр семейных, личных,микросоциальных связей на уровне общины, деловых и международных точексоприкосновения, без чего трудно себе представить жизнь каждого человека.
3.Жизнь как постоянное учение. Это — роль человека, постоянно приобретающегоновые знания наряду с умением реагировать на изменяющиеся условия внешнегомира. Данная роль учитывает тот факт, что новые модели, идеи, информация ивозможности проявляются как внутри, так и вне самого учебного заведения, —порой много лет спустя после завершения формального образования.
4.Деятельный участник культурного развития. В этой роли человек умеет ценитькультурную и творческую деятельность, участвует в ней и понимает наиболееважные стороны и аспекты культуры, формирующие личность и общество. Данная рольвключает в себя ту или иную деятельность и собственное участие в процессекультурного обогащения личности и общества.
5.Высококвалифицированный работник. Это человек, который берет на себяответственность за последовательное производство высококачественной продукции исоответствующих сервисных услуг. Данная роль подразумевает диапазон умений,способностей и внутренних установок, необходимых для производства, сбыта идоставки качественной продукции и сервисных услуг.
6.Информированный гражданин. Это личность, хорошо осведомленная в вопросахистории, политической ситуации и реальных нужд своей общины, с глубокиминтересом реагирующая на локальные, национальные и международные проблемы.Данная роль включает в себя разнообразие политических, экономических исоциальных видов деятельности наряду с гражданской ответственностью в рамкахлокальных, национальных и международных сообществ.
7.Защитник окружающей среды. Выступая в этой роли, личность хорошо осознаетвзаимосвязь и существующие механизмы природы, ценит их важность, а также умеетэффективно и ответственно использовать природные богатства. Эта роль охватываетвсе аспекты понимания природы с целью защиты, регулирования и увеличения еересурсов.
Второйблок программы развития современной американского образования составляютобщеучебные интеллектуальные умения, различные мыслительные и коммуникативныенавыки, умение решать разнообразные проблемы, работать с количественнымиданными, наконец, тесно и продуктивно сотрудничать с другими людьми.
Каквидно из всего сказанного, взгляды педагогов разных стран мира на развитиесистем образования весьма близки. Постиндустриальному обществу необходимысамостоятельно мыслящие люди, способные к самореализации, разумеется, на основеобъективной самооценки. Сошлемся еще раз на прогностический анализамериканского экономиста Лестера Туроу: «Технология и идеология потрясаютосновы капитализма двадцать первого века. Технология делает квалификации изнания единственным источником стойкого стратегического преимущества».Осознание этого факта становится достоянием сегодняшнего дня. Все большевыпускников школ и вузов понимают, насколько им нужны знания, практические иинтеллектуальные умения для самоутверждения, самореализации в этой жизни.Конкурсы в высшие учебные заведения, приток в аспирантуру, несмотря наочевидную недальновидность власть предержащих, достаточно убедительно этодемонстрируют. Да и студент нынче уже не тот. Сегодняшнего студента не надопринуждать к посещению лекций, он сам стремится в аудитории.
Гуманистическаяпсихология и соответственно педагогика связывают свои исследования, разработки,рекомендации с личностью обучаемого человека, ее индивидуальностью. По существупсихологи всегда осознавали необходимость ориентации на индивидуальныеособенности обучаемых, но предлагали разные пути. Наиболее яркий представительгуманистического направления в психологии Карл Роджерс среди основных принциповэтого направления выделял следующие:
индивиднаходится в центре постоянно меняющегося мира. Отсюда следует два вывода: длякаждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности;этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне;
человеквоспринимает окружающую действительность сквозь призму собственного отношения ипонимания;
индивидстремится к самопознанию и к самореализации; он обладает внутреннейпотребностью к самосовершенствованию;
взаимопонимание,столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результатеобщения;
самосовершенствование,развитие происходят на основе взаимодействия со средой, с другими людьми.Внешняя оценка весьма существенна для человека, для его самопознания, чтодостигается в результате прямых или скрытых контактов.
Еслипри традиционной системе образования преподаватель вместе с учебником былиосновными и наиболее компетентными источниками знания, а преподаватель являлсяк тому же и контролирующим субъектом познания, то при новой парадигмеобразования преподаватель выступает больше в роли организатора самостоятельнойактивной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта ипомощника. Его профессиональные умения должны быть направлены не просто наконтроль знаний и умений, а на диагностику их деятельности, чтобы вовремяпомочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности впознании и применении знаний. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционномобучении, и требует от преподавателя более высокой степени мастерства.
Такововеление времени, и оно относится не только к нашей стране, но и в любомразвитом обществе, что, естественно, предполагает определенные требования кобразовательным системам. В настоящее время практически все развитые странымира осознали необходимость реформирования национальных систем образования стем, чтобы ученик и студент действительно стали центральными фигурами учебногопроцесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центревнимания преподавателей-исследователей, разработчиков образовательных программи средств обучения, административных работников.
«Приходитсяпризнать, — пишет Б.С. Гершунский, — что именно личностно-ориентированныеценности образования, которым столь большое внимание уделялось в религиозных,философских и собственно педагогических работах ученых и мыслителейдореволюционной России, в дальнейшем были во многом утрачены, подчиненыгипертрофированно выпячиваемым коллективистским концепциям педагогическойдеятельности. Тем самым человеческая личность низводилась до уровняпримитивного «винтика» государственно-общественного механизма со всемивытекающими отсюда разрушительными и для человека, и для обществапоследствиями».
Итак,общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальноеобщество, в отличие от индустриального общества конца XIX — середины XX веков,гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане былиспособны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибкоадаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Какиеже это условия? Прежде всего, это условия, которые смогут обеспечить следующиевозможности:
вовлечениекаждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не пассивногоовладения знаниями, а активной познавательной деятельности, применениеприобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и длякаких целей эти знания могут быть применены;
совместнойработы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуетсяпроявлять соответствующие коммуникативные умения;
свободногодоступа к необходимой информации в информационных центрах не только своегообразовательного центра, но и в научных, культурных, информационных центрах всегомира с целью формирования собственного независимого, но аргументированногомнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования;
постоянногоиспытания своих интеллектуальных, физических, нравственных сил для определениявозникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями,выполняя подчас разные социальные роли.
Другимисловами, школа должна создать условия для формирования личности, обладающейкачествами, о которых говорилось выше. И это задача не только и даже не столькосодержания образования, сколько используемых технологий обучения.
Процессобучения современного человека не заканчивается в школе, колледже, вузе. Онстановится непрерывным. Система непрерывного образования — не декларация, анасущная потребность каждого человека. Поэтому уже в настоящее время возникланеобходимость в дистанционном, на основе современных информационных технологий.Естественно, это требует значительных материальных затрат. Но здесь, как внародной мудрости: кто не успел, тот опоздал. Если мы хотим видеть Россию средиведущих стран мира, если мы хотим, чтобы наши дети были способны не толькостроить собственную судьбу, но и судьбу России, надо искать, искать и находить.
Индивидуальныйстиль обучения (The Learning Style Approach) основан на учете индивидуальныхособенностей каждого обучающегося — особенностях психического развития,темперамента, типа нервной деятельности и пр. Можно обратиться к педагогическимвоззрениям гуманистов. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, М. Монтессори настаивали натом, что преподавателю следует уважать предшествующий данному этапу обученияопыт ученика, особенности его развития. Начинать надо с того, что знакомоученику, и постепенно раскрывать перед ним все более сложные явления, опираясьна самостоятельную активность учащегося.
Людипо природе своей разные. Дело в том, что одни учащиеся трудоспособнее по утрам,другие — во второй половине дня; одни — нуждаются в четком, иногда буквальнопошаговом руководстве со стороны учителя, другие — предпочитают инициативное,самостоятельное учение, не терпят опеки; одни — лучше усваивают материал созрительной опорой, другие — легче воспринимают материал на слух; одни — могутсосредоточенно работать в течение 20—30 мин, другие — отвлекаются уже через5—10 мин, у одних — предшествующий опыт познания достаточно богат и на негоможно спокойно опираться в дальнейшем развитии, у других — в силу разных причинон может оказаться незначительным и приходится прилагать немало усилий, чтобыего обогатить. Традиционное обучение, разумеется, не может учесть весь спектрразличий личности обучаемого. За такими системами будущее, особенно если учестьвозможности дистанционного обучения, которое предоставляет нам глобальная сетьИнтернет. Но пока это лишь идеал, который, к сожалению, не может быть массовым.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.