1. О СМЫСЛЕ СМЕРТИ
Какбы то ни было, ответов на вопрос: «Что такое жизнь?»- имеется слишкоммного. Складывается впечатление, что ни одно из толкований сути жизни не будетубедительным до тех пор, пока не удастся постичь смысл смерти. Что такоесмерть? Противостоит ли она жизни или главенствует над ней? Возможно либессмертие для живых существ? А есть ли свет иной?
Врагвсего живого – смерть. Оригинальный русский мыслитель Н.Ф.Федоров утверждал,что дальняя и высшая цель человечества — победа над смертью, воскрешение всех,обитавших на Земле. Он пытался приговорить смерть к смерти. Пожалуй, попыткаэта вызвана, прежде всего, отчаянием и стремлением во, чтобы то ни сталопреодолеть леденящий ужас небытия.
Вспомнимстрах смерти, знакомый каждому из нас. В религиозных учениях этот страх обычно«нейтрализуется» верой в бессмертие души. «Неизбежность смерти — наитягчайшая из наших горестей »,- утверждал французский мыслитель 18 в.Вовенгарт. Смерть — это осознанная необходимость. Полнейшая наша несвобода.Высшая мера наказания, к которой приговорила каждого из нас равнодушнаяприрода.
Собъективных научных позиций — отрешенных от наших личных переживаний и страхов- смерть представляется регулятором и организатором жизни. Все организмы, какизвестно, в благоприятной среде размножаются в геометрической прогрессии. Этотмощный «напор жизни» (выражение В.И.Вернадского) очень быстропревратил бы земную в биосферу в кишащий сгусток организмов.
Ксчастью, одни поколения освобождают арену жизни для других. Только в такойсмене залог эволюции организмов. Человеческий ум не мирится с мыслью о полнойсмерти человека за пределами его земной жизни, и религиозные верования всехстран создают образы бесплотной души, существующей за гробом человека в формеживого бестелесного существа, а мировоззрение Востока создало идею опереселении душ из одного существа в другие.
Спозиций естествознания смерть живого организма — это разложение на мельчайшиесоставные части, атомы и молекулы, которые продолжат свои странствия из однихприродных тел в другие. Животные и растения, звезды и планеты, даже Вселенная(или точнее, Метагалактика, наблюдаемая нами часть мироздания), по современнымпредставлениям имели когда-то начало, а значит, будут иметь и конец. В такомслучае смысл смерти понятен: ограничивать экспансию жизни. Однако тогда смыслжизни вовсе пропадает: для чего нужны сложнейшие создания, если им заранеепредопределена смерть, появление разумных существ, сознающих бренность своейжизни? Поэтому следует выяснять, как все произошло.
Опоявлении живых организмов люди задумывались очень давно. В некоторых мифахвысказана мысль о рождении первых растений и животных из грязи, ила. Особеннораспространено было мнение, восходящее к Аристотелю, о саморождении личинокмногих организмов в гниющем мясе. Эта легенда была опровергнута опытамиитальянского ученого Франческо Реди во второй половине 17 в. Как же возниклипервые организмы?
Изученых XXв. на этот вопрос большинство ответит примерно так. Некогда набезжизненной Земле сложились условия для химической эволюции, в результатекоторой синтезировались сложные органические молекулы., а из них послебесчисленных проб и ошибок сформировались крохотные сгустки органическоговещества, способные осуществлять обмен веществ и размножение. Предполагается,что немалую роль сыграли глинистые частицы- коллоиды — такие природные силы,как разряды молний, извержение вулканов, распад радиоактивных минералов, вторженияметеоритов в атмосферу. У всех этих гипотез есть один — серьезный единственныйнедостаток: нет, не единого факта, подтверждающего теоретическую возможностьсамопроизвольного зарождения живых организмов на Земле из неорганическихвеществ. И вновь господствующие в современной науке представления о зарожденииВселенной, Солнечной системы, Земли, организмов приводят нас к признаниюнеобязательности жизни в Космосе, где абсолютно преобладает — во времени и впространстве — мертвые тела, осколки и шлаки, пыль, пепел и отсветыколоссальнейшего фейерверка, учиненного неведомо кем и неизвестно для кого. Поподсчетам американских ученых Ф.Хойла и Ч.Викрамасингхе в нашей Галактикеимеется около 10 в 52 биомолекул и примитивнейших организмов, чтосвидетельствует, что жизнь на Земле произошла, как представляется имвсепроникающей живой общегалактической системы. Свои собственные философскиепредставления они отдают вечной и безграничной Вселенной, в которой каким-тоестественным путем возник творец жизни — Разум, значительно превосходящий наш.
Извсех планет Солнечной системы только одна оказалась в таком чрезвычайномаловероятном относительно светила положении, что на ней появились газовая иводная оболочки — атмосфера и гидросфера, взаимодействие которых с земной коройопределило" питательную среду" для зародышей живых организмов. Ну асами зародыши, когда и как возникли? Если естественным путем, то это означает,что в мертвом Космосе где-то и когда-то синтезируется живое вещество изкосного. Значит, нет космической вечности жизни!
Иснова после долгих блужданий наша мысль замыкается на той же исходной позиции:в мировоздании господствует мертвая материя, торжествует смерть. На Земле современем из-за сверхмощных всплесков солнечной активности, угасания светила илиеще по какой-либо причине, природная обстановка станет невыносимой для жизни.Следовательно, подвержены смерти не только отдельные особи, не только каждый изнас, не только все человечество, но и вся земная жизнь до нового благоприятногослучая возрождения жизни где-то в иных звездных системах. Ужасна мысль опрекращении сознания, разума, восприятия жизни. Это означает безнадежную потерютого, к чему мы так привыкли: окружающего живого мира, Вселенной, собственныхчувств и мыслей.
Толькоорганизованные тела способны развиваться в определенном направлении. Но всякаяорганизация имеет свой предел совершенства. Достигнув его, остается либосохранять устойчивость, либо деградировать. В первом случае рано или поздноначинают сказываться законы природы: в изменяющейся среде активно живущийорганизм, достигнув относительного совершенства, начинает«срабатываться», нести невосполнимые потери. «Если быкакой-нибудь организм,- утверждает Страхов,- мог совершенствоваться до конца,то он никогда бы не достигал зрелого возраста и полного раскрытия своих сил; онпостоянно был бы только подростком, существом, которое постоянно растет икоторому никогда не суждено вырасти. Если бы организм в эпоху своей зрелостистал вдруг неизменным, следовательно, представлял бы только повторяющиесяявления, то в нем прекратилась бы развитие, в нем не происходило бы ничегонового, следовательно, не могло быть жизни.
Итак,одряхление и смерть есть необходимое следствие органического развития; онивытекают из самого понятия развития. Вот те общие понятия и соображения,которые объясняют значение смерти».
Кактолько появляется смысл смерти, тотчас появляется для нее оправдание. Болеетого, она начинает мыслиться как великое благо! Это уже не простоколичественное ограничение живых существ, способных к чересчур быстромуразмножению. Речь идет об умирании достигших совершенства особей не только радиосвобождения арены жизни, но и для возможности достижения более высокого уровнясовершенства и поддержания наивысшей биологической активности живого вещества.Как медленно растет человек! И как быстро, по большей части, он исчезает!Причина этой скорости заключается именно в высокой организации человека, всамом превосходстве его развития. Высокий организм не терпит никакогозначительного нарушения своих отправлений.
Влаборатории природы идут постоянные поиски все более активных, развитых,наилучшим образом организованных форм. Неудачные экземпляры отбраковываютсябыстро, а удачные имеют возможность сохраняться более долго, но и они должныуступить свое место новым еще более совершенным видам. Творящая природа в своемнеутолимом стремлении к совершенству вынуждена использовать смерть как средствовсе большего разнообразия и процветания жизни.
Конечно,не исключено, что мы просто-напросто не понимаем величия и мудрости замыслаПрироды. Но ведь понимание наше остается на поверхности океана чувств, эмоций,бессознательного. А все наше существо — не только рассудок — противится смерти,воспринимает ее как нечто ужасное, как абсолютное зло по отношению к личности,как нечто прямо противоположное жизни и свободе.
Природаприговорила человека к осознанию необходимости смерти. Самое разумное творениеЗемли оказалось в этом отношении и наиболее несчастным.
Нет,о гордости и спокойствии нынешнего человека перед лицом смерти говорить неприходится. Самые смертоносные войны в истории произошли именно в нашем веке. Ачто сулит будущее? Если не глобальную военную, то не менее гибельнуюэкологическую катастрофу.
Обратимсяк показателям продолжительности жизни видов. В геологической истории известнывиды, обитавшие на Земле десятки, а то и сотни миллионолетий. Скажем, семействокрокодилов сохраняется со времен мезозоя, эры господства рептилий, а скорпионы-с еще более ранних эпох, когда высшие животные начали осваивать сушу. Акулы,судя по всему, существенно не изменились почти полмиллиарда лет. Ну асине-зеленые водоросли обитают на планете с незапамятных времен — несколькомиллиардолетий. Из всех видов за последние 2-3 миллионолетия сохранился толькоHomosapiens. Получается, что творящая Природа особенно быстро браковала,обрекая на смерть, наиболее разумных обитателей Земли. Да и человечество в нашуэпоху выглядит обреченным видом: за 40 тысячелетий оно так преобразило средусвоего обитания, что начался глобальный экологический кризис.
2. ВЕЧНОЕ МГНОВЕНИЕ
Всудьбе любого живого существа наименее определена дата рождения, наиболееопределена — смерти. Рождение каждого из нас есть конечный результат бесконечнодолгого складывания по частям и передачи из поколения в поколение генетическойинформации, биологической идеи, которая реализуется в виде того или другогоорганизма. Рождение – это и есть материализация такой идеи. Но она при этом неисчезает, а продолжает храниться в генах, записанная на молекулярном уровне.Получается, что любой ныне живущий организм, включая и нас с вами, какноситель, воплощение биологической информации значительно старше каждогокристалла, камня. Ведь кристалл, «умирая», полностью растворяется вокружающей среде. Иное дело – живое вещество. Оно постоянно впитывалоинформацию, обучалось, видоизменялось. Увеличивалось разнообразие организмов,возрастала их сложность. Живые организмы хранили и хранят информацию каквеличайшую ценность. Умирает особь, но генетическую информацию она передаетсвоим потомкам. Исследуя следы биомолекул в древних осадочных породах, ученыеустановили, что более миллиарда лет тому назад живые организмов биохимическомотношении принципиально не отличались от современных. Для сложныхмногоклеточных организмов с внутренним разделением функций ситуация не стольоднозначна. В них сохраняются простейшие молекулярные структуры (гены), обладающие потенциальным бессмертием. В этом смысле и для них можно говорить онепрерывности ткани от начала геологической истории до наших дней. Но какбиологический вид или как особь представители таких групп, осуществляющихстратегию творческого поиска новых форм, обречены на смерть.
Нашасознательная жизнь пребывает в вечном настоящем. Мы сохраняем память о прошлом,о настоящем и так же думаем о будущем. Можно предложить гипотезу, основанную насубъективности момента смерти человека. Последний миг для него не прерывается,а переходит в вечность. В каждый миг бытия мы соединяемнастоящее-прошлое-будущее в единый сгусток. И не время течет, как обычно говорят,а сменяются события все в том же вечном настоящем. Смерть прекращает дляумершего поток событий. Остается – вечность…
Конечно,объективно жизнь человека прекращается. Но ведь и жизнь, и смерть –индивидуальны. И все-таки последняя вспышка сознания – прощание с жизнью –может быть, необыкновенной, разворачивающей целые каскады событий(воображаемых) и ярких эмоций, зависящих от того, каким пришел человек в этосостояние, что раскроет перед ним совесть, неявно ведущим счет добрым и дурнымпоступкам.
Недаромво многих религиях существует обряд приобщения к близкой смерти, покаяния иотпущения грехов. Очищение от духовной порчи, скверны дает надежду наумиротворение перед вечным покоем. Тайну жизни и смерти пытались понятьвеличайшие мыслители всех времен народов. Возможно, кого-то вполне устраиваютпредставления о рае и аде, кого-то – атеистический взгляд на смерть, какабсолютную и безнадежную реальность, а кого-то – утешительный образ вечногомгновения. Человек, приняв любую из сложившихся концепций, волен, отказаться отинтеллектуальных дальнейших исканий.
Продолжаярассуждения о вечном мгновении, завершающем деятельную жизнь и раскрывающемвечность, невольно приходишь к печальным выводам. В нашем изменчивом мире жизнипреобладают… мертвые! Для многих и многих миллиардов наших предков ужеосуществился переход в безвременье. И если каждый из них привнес в мир свою«каплю вечности», то в результате возник поистине океан вне движения,изменений, жизни.
Древниеегиптяне не случайно самые грандиозные строения предназначали не живымфараонам, а мертвым. Судя по всему, египтяне прекрасно понимали величие и«многолюдность» царства мертвых. Но это не примеряло их со смертью.Царство мертвых древних египтян имеет серьезное преимущество перед «всевластиеммертвенности», характерным для научных космогоний и материалистическихвоззрений. Сводя жизнь к скоротечному существованию белковых тел, сложныхорганических молекул, составляющих организм, приходится признавать, чтоподобное явление в масштабах космоса ничтожно, да и на Земле абсолютногосподствует косная материя.
Трудносвыкнуться с мыслью, что столь тонко организованное, сложно чувствующее,разумное и красивое существо, как человек, отбыв на Земле короткий срок,напрочь исчезает, растворяясь в окружающем мире без следа. Тело умершегочеловека разлагается и прекращает свое существование – это бесспорный факт.Атомы и молекулы, слагавшие его организм, переходят в новые состояния, вступаютв новые соединения. Материя, можно сказать, полностью преобразуется. А что происходитс энергией?
Вприроде действует закон сохранения энергии, не имеющий исключений. Энергия невозникает и не исчезает, лишь переходит из одной формы в другую. Этораспространяется и на явления нервно-психической деятельности. Этот закон поотношению к данному предмету,- пишет Бехтерев,- может быть выражена так: ниодно человеческое действие, ни один шаг, ни одна мысль, выраженная словами илидаже простым взглядом, жестом, вообще мимикой, не исчезают бесследно".
Человекживет среди людей, и его духовному воздействию в той или другой мере подверженымногие окружающие, а они, в свою очередь, оказывают влияние на него. Такимобразом, нервно-психическая энергия организуется в форме обобщенной социальной«сверхличности». Она живет задолго до рождения данного конкретногочеловека и продолжает жить после его смерти. В наше время стало общепринятым:организмы, включая человека, — часть биосферы. Но живые чувствующие создания немогут быть частями бесчувственной неживой механической системы. Ведь ониобъединены с окружающей средой обменом веществ, энергии, информации.
Сознание,разум, душа – это феномены идеальные. Они проявляются в окружающем материальноммире опосредованно. Уловить их с помощью приборов или органов чувствневозможно.
Привсей своей малости и эфемерности мы остаемся воплощением непостижимо сложной,одухотворенной, разумной биосферы Земли, а она в свою очередь – носитель жизнии разума Вселенной. В причастности к вечному бытию и сознанию – залог нашегобессмертия.
Наконец,вспомним о так называемой реинкарнации – перевоплощении душ, передаче памяти опрошлых жизнях в иные поколения. Некоторые исследователи приводят сведения оботдельных случаях воспоминаний – обычно в гипнотическом сне – о событиях давнопрожитой жизни. К началу 90-х годов нашего столетия накоплен уже огромный иуникальный материал. Он неопровержимо доказывает, что речь идет не о частныхпримерах, исключительных ситуациях или патологических случаях.«Покойный» действительно сохраняет связь с земным бытием…
Ночто тому причиной? Выдвинуты и проанализированы самые различные версии –религиозные, психологические, биологические, фармакологические,… Нодостоверность посмертных видений, связанных с земным существованием,непоколебима. Эти открытия реаниматоров радикально изменили современноепредставление о смерти. Когда она наступает? При угасании клиническиопределенных проявлений жизни? После распада мозга? Или только отделение душиот тела может свидетельствовать о роковом мгновении? Обсуждение этих вопросовпозволяет выдвигать принципиально новые концепции жизни и смерти.
Носуть проблемы не только в зыбкости самого феномена смерти. Современныеисследователи все чаще приходят к мысли, что жизнь вообще существует в разныхформах. Вполне возможно, что душа, покинув тело, получает иное облачение.Согласно версиям многих ученых, каждый человек имеет три тела, которые всовокуплении образуют некий комплекс, целостность. Во-первых, это плотноевнешнее физическое тело, во-вторых, эфирная субстанция и, в-третьих, духовнаясущность. Все три тела вполне реальны, но имеют различную природу. Что жепроисходит с человеком после его смерти? Он освобождается от своей физическойоболочки, но продолжает жить в эфирном теле, постепенно переселяется вастральный мир.
Стоилоученым высказать эту гипотезу, как обнаружились потрясающие факты. Оказалось,что люди древности знали об этом и оставили нам поразительные свидетельствасвоей осведомленности. Физики, обосновывая новейшие космогонии, обращаются кдревним текстам. Психологи составляют карты духа, которые, оказывается, были>давно известны мистикам. Реаниматоры читают как некое пособие ТибетскуюКнигу мертвых, написанную в 18 веке. Метафоры и символы старины содержат в себеинтереснейшую информацию о свойствах сознания.
Неттакой эпохи, когда тайна смерти не тревожила бы умы людей. Но неужели человек,испытав земной удел, уходит, чтобы вернуться вновь? Именно так считали мудрецыдревности — Платон, Будда. Более того, далекие предки учили опыту умирания иперевоплощения. Об этом говорится в уникальных памятниках прошлого – ЕгипетскойКниги мертвых, Тибетской Книге мертвых. К такому выводу подходит постепенно исовременная наука.
Общеизвестно,что большинство из нас отождествляет себя со своим телом. Мы, конечно,признаем, что у нас есть также и разум, но большинству разум представляетсячем-то значительно более эфемерным, чем тело. Разум, в конечном счете, можетбыть нечем иным, как результатом электрических и химических процессов,происходящих в мозгу, который в свою очередь составляет часть физического тела.Многие люди просто не могут себе представить, что могут существовать в каком –либо ином состоянии, вне физического тела, к которому они привыкли.
3. РЕИНКАРНАЦИЯ
Перевоплощаютсяли люди? С философской точки зрения, идея о том, что личность человека можетсуществовать после смерти тела, кажется фантастической. Эта идея наводит напредположения, что для личности человека его тело не является главным, чтопосле смерти тела личность, душа человека может избрать для себя новое тело иставить перед собой новые цели.
Несмотряна всю фантастичность подобные идеи, многие серьезные философы, по статусу нениже Платона, находили аргументы в пользу реинкарнации, при чем не нарелигиозной почве. Конечно, многие из тех, кто верил в реинкарнацию,основывались на религиозных доводах, это видно уже на примере пифагорейцев, длякоторых вера в реинкарнацию (то есть в переселение душ) была простой верой,воспринимаемой как религиозная вера.
Вконце концов, даже если чья-либо личность и может так или иначе выжить после егобиологической смерти, из этого еще не следует, что эта личность перевоплотится.В настоящее время споры о природе человеческой личности значительноосложнились. Мы допускаем, что вера в выживание личности человека после егосмерти, по меньшей мере, не абсурд и не невозможное явление. И еще, является лиреинкарнация универсальным свойством людей, или ей подвержены только отдельныелюди? Если допустить, что реинкарнации подвержены все люди, какова цена в ееверу? Иначе говоря, помимо того, что вера в реинкарнацию делает неактуальнымтрадиционный вопрос о соотношении сознания и тела и помимо ориентациифилософских спекуляций в область этики, будет ли она иметь какую-либо ценностьи значение для самого человека?
Возможноли, что человеческое сознание в неких экстремальных обстоятельствах можетпереступить границы времени и пространства и предвидеть грядущие события?Другими словами, существует ли различие между астральным странствием иясновидением? Это жизненно важный вопрос для исследователей, заинтересованныйизучением жизни после смерти. Ясновидение может быть способностью человеческогоразума, исчезающей со смертью человека. А доказательством астральногостранствия будет означать, что любое физическое тело обладает эфирнымдвойником, представляющим собой квинтэссенцию самой жизни, который может житьпосле физической смерти тела.
Верав загробную жизнь составляет часть нашей религиозной традиции, но для человекарелигия почти полностью утратила присущие ей изначально жизненность и значение.В не – западных культурах остались в прежней силе положения космологий,религиозных и философских систем, в соответствии с которыми смерть не являетсяабсолютным и безвозвратным концом существования, а сознательная жизнь в тех илииных формах продолжается после биологической смерти.
Этиконцепции загробного существования охватывают широкий круг представлений,начиная от совершенно абстрактных состояний сознания и кончая образомзагробного мира, сходного с земным существованием. Но во всех этих верованияхсмерть рассматривается как переход, или трансформация, а не как полноеуничтожение индивидуума.
Отрицаниезападной наукой концепции сознательной жизни после смерти как построения,основанного на суеверии и страхе смерти, не было, тем не менее, результатомтщательного изучения вопроса, характерным для научного подхода. Как раз,наоборот, до недавнего времени медицина, и психиатрия старательно избегалиэтой проблемы. Возможность существования сознания после смерти отвергалась непотому, что ей противоречили данные клинических наблюдений, а априори, потомучто, сама концепция была несовместима с существующими научными теориями.
Фрейдбыл уверен, что в основе личности лежат две противоположные силы, сознательное«Я» и подсознательное «ОНО», и что неврозы возникают врезультате конфликта между ними. Его система психоанализа в действительностибыла обучением биологической обратной связи, так как он пытался примиритьпротивоположные интересы, открывая подсознание сознанию, нередко через скрытыев сновидениях символы.
Внастоящее время существуют яркие клинические свидетельства в пользу положенийрелигии и мифологии о том, что биологическая смерть – это начало существованиясознания в новой форме. Многие описывают последовательности ощущений,переживаемых на уровне клеточного сознания и, очевидно, являющихся отражениемсуществования индивидуума в виде сперматозоида или яйцеклетки в момент«слияния».
Иногдарегрессия идет еще дальше, и человек «вспоминает» эпизоды из жизнисвоих предков и даже видит образы из области расового или коллективногобессознательного. В некоторых случаях человек идентифицирует себя с разнымиживотными в эволюционном ряду или имеет отчетливое ощущение«воспоминаний» о предыдущих воплощениях.
Передачаподобных сведений по наследству («генетическая память») исключается.Даже если признать реинкарнацию, придется подчеркнуть ее редкость изагадочность.
Встатье американского ученого Кеннета Ринга сказано: «Основная частьисследований предметных состояний свидетельствует о том, что большинство людейничего не помнит из пережитого в результате предсмертного шока, однако довольновысок процент тех, кто утверждает, что может сознательно описатьпереживания…» А вывод его таков: «Мы должны подчеркнуть, чтодесятилетнее изучение предсмертных состояний так и не привело ни к какомуобщепринятому объяснению даже среди тех, кто годами тщательно их исследовал.…Внастоящее время вопрос о том, как можно объяснить подобные переживания –точнее, могут ли они вообще иметь место,- остается окутанным неясностью испорностью».
Окончательныхответов не и не будет, судя по всему, до самой смерти. Научная мысль – невсесильная волшебница. У нее свои законы и ограничения. Там, где нетобъективных фактов, она бессильна. А ведь наша жизнь и наша смерть субъективны,и никому на свете не дано пережить наш индивидуальный неповторимый опыт, нашубессмертную душу.
— Но ведь она оборвется!
— Воссоединится с жизнью и разумом окружающей нас природы.
— Но и земная природа не вечна!
— Она воссоединится с иными жизнями и Разумом Вселенной.
— А какая гарантия, что все именно так?
— Никакой. Каждому придется обдумывать и выбирать.
— Но ведь это полнейший произвол!
— Таково одно из проявлений свободы человека.
— Какой же окончательный вывод?
— Никакого. Будет наш личный опыт. Подождем. Каждому дарована
тажизнь и то бессмертие, которых он достоин.
— Так все-таки во что верить?
— В ЖИЗНЬ. В СМЕРТЬ. В БЕССМЕРТИЕ.
Список используемой литературы:
1.Издательство «Знание» – 1992г. Баландин Р.К.
2.Сборник «Жизнь после смерти» – 1990г. Гуревич П.С.