Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Духовное чтение и беседы. О православном воспитании дошкольников

Кравцова М. В.
Мыживем в довольно странное время, когда ни у кого не вызывающая сомнений истина«чтение для души – все равно, что пища для тела» практически уже и невспоминается. Пищей для души довольно часто объявляется что угодно, но тольконе книги. И это весьма актуально звучит, когда речь идет о воспитании детей.Порой ту пищу для души, основу которой должно составлять духовно-полезное ипросто хорошее чтение, заменяет что угодно, мультфильмы и компьютеры, но тольконе книги. А между тем, ничего не имея против хороших мультфильмов и обучающихкомпьютерных игр, все-таки скажем, что книгу до сих пор не заменит ничто. Темболее не заменят они родительскую беседу. А что для малышей важнее всего?Конечно, родительское слово. Тут уже и книга порой подчиняется этому слову.Поначалу родители сами рассказывают детям истории и сказки, потом читают импростые книжечки и, если родители заинтересованы в своем чаде, то этому чтениюсопутствуют разговоры. Разговоры обо всем. И в том числе – о самом главном.
Поэтому,начиная работу над книгой о современном детском чтении, автор этой статьи немогла не вспомнить о собственном детском ощущении – добрая детская книга – этолюбовь в семье, тепло и уют, это мама, читающая вслух или наблюдающая, как тынеумело еще водишь пальчикам по строчкам, это всегда повод к интересномуразговору со взрослыми.
Но,может быть, в ваших семьях не так?
Наверное,книги маленьким детям взрослые читают до сих пор (хотя, увы, часто приходитсяслышать и о том, что даже двух-трехлетних малышей замотанные родители доверяютлишь экранным телепузикам и прочим покемонам). Но что происходит, когда ребенокуже научился самостоятельно складывать буквы в слова, слова – в предложения?По-прежнему ли детская книга остается другом ребенка?
Такслучается далеко не всегда. Дети порой с пеленочного возраста попадают в тотускоренный ритм жизни, в котором существуют их родители. Почитать что-то с ребенкомили, напротив, выслушать его рассказ о прочитанном, оценить, обсудить – на этозачастую не хватает времени. Тем более времени нет на то, чтобы прежде самимпросмотреть книгу, которую собирается прочитать ребенок. Поэтому родителинаходят заменители – телевизор, компьютер, видеомагнитофон. Но ведь этизаменители книгам далеко не равноценны! Но, тем не менее, дети растут, непонимая, зачем нужно читать, в школе они пишут сочинения по готовым критическимстатьям. Стало быть, эти ребята могут отказаться совершенно беззащитными передагрессией современной культуры, им нечего противопоставить, собственныйкультурный багаж их оказывается очень скудным.
Вто же время в некоторых христианских семьях, где уж тем более должны быпонимать, что «учение – свет…», довольно часто ситуация складываетсяна удивление похожая. Бывают и крайние случаи, когда малышей принципиальнопросто-напросто не знакомят со светской культурой, и вырастают они к семи годамне только не знающие мультфильмов (ибо слово «телевизор» в таких семьяхзапрещено), но и даже светских сказок, детской классики. Давайте подумаем, чтополучится, если в семье руководствуются такими принципами: «Ну, назвалифею „крестной“, а образ так и остался демоническим: бесплотноесущество, волшебница, маг» (Педагог Е. Чучкалова)? Долой все сказки? Всекниги, в которых присутствует фантазия – в печь?
Нобывает и иначе, когда книга отчего-то не рассматривается именно как источникхристианских знаний. Впрочем, это, пожалуй, объяснимо – благоговение передхрамом, перед Таинствами и обрядами, перед мистикой православной духовнойжизни, будучи само по себе благом, может обернуться в той или иной мереискушением для родителей, решивших изгнать «рациональное» восприятиехристианства из жизни своих детей. По их разумению, все можно прочувствоватьтолько опытным путем, любое знание о Боге подается детской душе только вцерковной жизни, только при соприкосновении с благодатью.
Номожет быть и еще хуже – иные верующие родители просто с небрежением относятся кдуховному воспитанию малышей, «в храм водим, причащаем, что ещенужно?» А «авось» в данном случае может отозваться весьмапечально. Особенно, когда о детских вопросов о Боге отмахиваются, по нерадениюили собственному невежеству. Вплоть до того, что даже рассказам о Христе не уделяетсядостаточно внимания. А между тем священник Алексий Грачев считал, что можетбыть даже чуть раньше семи лет детям вслух можно читать канонический текстЕвангелия «чтобы дитя приучалось к полноценной духовной пище. Неискусственным питанием его вскармливать, а грудным молоком». От себядобавим, что (и об этом речь шла в предыдущей статье) читать отрывки изЕвангелия надо выборочно, приноровляясь к восприятию маленького ребенка вцелом, и, в частности, к его индивидуальным способностям. Много читать неследует. Ребенок не должен утомляться, не должен скучать, слушая Божие слово.Это не тот случай, когда малыша надо вынуждать фактически на подвиг радиблагочестия.
Читаяс малышом Евангелие, необходимо приучать его к благоговейному отношению ккниге, несущей в себе жизнь человечеству. Он должен понимать, что это книганепростая, что она хранится на почетном месте, на нее никогда, даже в случаекакой-то крайней надобности, не ставят чашки с чаем, не бросают ее на столе,стирают с нее пыль. Перед началом чтения нужно помолиться с ребенком понятнымиему молитвами. Лучше всего, если они будут исходить из сердца самого ребенка,если он будет понимать, о чем он сейчас попросил вместе с родителями«Боженьку». То же самое надо делать и перед чтением «ДетскойБиблии». Конечно, надо просить Господа о том, чтобы Он вразумил читающих,чтобы чтение пошло на пользу душе и уму, чтобы маленький слушатель хорошоусвоил прочитанное. Но для этого и самим родителям необходимо приложитьстарания. Тут мы подошли к весьма важному моменту. Если ребенку читать вслухсам текст Нового Завета, то без толкования его ребенку родителями не обойтись.Так же не обойтись без пересказов его сюжетов до того момента, как ребенокповзрослеет для прослушивания именно канонического текста. А стало быть –родители хорошо сами должны знать Священную историю, знать Новый Завет, иметьпредставление о толкование его святыми отцами.
Необходимоговорить с ребенком о Христе, о событиях Его земной жизни, показыватьиллюстрации к Евангелию (выполненные в духе Православия), которые он сможетлегко и радостно воспринять. Беседуя с ребенком, очень важно даватьвысказываться ему самому, побуждать его задавать вопросы. Необходим не монолог,а диалог.
Какмы уже отмечали в прошлой статье, при пересказе маленьким детям Житий святыхнужно воздерживаться от яркого, подробного описания страданий святых мучеников.Конечно, дети бывают разные, но вообще-то детская психика неподготовлена дляэтого, и маленький ребенок может сильно испугаться, а то, как мы опять же приводилипример в прошлой статье, даже отказаться быть христианином.
Разговорыо Боге – дело очень серьезное, но, однако же, это не школьные уроки, на которыенужно выделять какое-то определенное количество времени. Такие разговоры, нетерпящие менторства и занудства, должны происходить постоянно, возникать какреакция на какие-нибудь события, не обязательно важные. Кроме того, ребенокдолжен видеть родителей, постоянно благодарящими Господа за все Его дары.Научить благодарить с помощью наставлений – невозможно. Только ощущая любовь кГосподу самых дорогих для себя людей, которые воспитывают ребенка и являютсяему примером для подражания, малыш сможет сам воспринять в душу чувство кТворцу. Так мы вновь возвращаемся к тому, что главная школа для ребенка во всем– пример старших.
Оченьестественно и органично связать разговоры о Боге с наблюдением окружающейприроды, в красоте которой маленький человек может научиться видеть чудесностьи премудрость творческого замысла Господа. Наблюдения за сменой времен годаможно приурочить к рассказу о празднике Пасхи – Торжестве Вечной Жизни, которыйбывает весной, когда оживает вся природа, и о том, что предшествует этомупразднику. Может быть, сравнение времени постов, предшествующего большимпраздникам, с зимним периодом, когда природа как бы замирает, но тоже готовитсяк празднику весны, поможет малышу лучше осознать духовную сущность христианскихпостов.
Однаконадо помнить, что до семи-девяти лет ребенок мыслит конкретно, а не отвлеченно.Поначалу он воспринимает рассказы о чудесных событиях как нечто естественное,его впечатляют чудеса не сами по себе, а проявления в них Божьей любви, добра,которое Господь делал людям, радости, которую Он им приносил.
«Умениеотделять события чудесные от событий, совершающихся по законам природы, уребенка проявляется примерно в шесть-семь лет. И тогда ему нужно будетобъяснить, что Божии чудеса – не сказки, сочиненные людьми, что Господь самсоздал законы, по которым происходит развитие жизни, но Он же, как высшийХозяин, в любую минуту может изменить их для какого-нибудь конкретного случаяпо Своему произволению.
Квосьми-девяти годам можно уже растолковывать ребенку духовное значениеЕвангельских сюжетов — теперь ему доступно не только конкретное, но иабстрактное мышление». (В. Зоберн, М. Кравцова, «Здоровьеребенка», изд-во «Русская миссия», 2000).
Повторим,что ребенок есть ребенок, и стараться насытить его только духовной пищей,забывая о душевной, было бы большой ошибкой. Очень хорошо, если первыми книгамималыша, которые он прочтет самостоятельно, станут книги духовного содержания.Однако они не должны ограничивать круг его чтения. Хорошие сказки, рассказы оживотных, о природе, об отношениях людей, стихи и прочее так же могут послужитьтемой для духовной беседы. Для примера приведем один случай, весьмапоказательный (хотя речь здесь пойдет о детях старше дошкольного возраста,однако пример весьма поучительный, и жаль было бы обойти его в этой статье).Рассказывает друг одного священника:
«Речьпойдет об одном уроке в Воскресной школе, который провел священник изЦарицынской церкви. Было это в классе, где учились дети возраста 9-12 лет. Отецпришел к ним не в начале года, а, где-то, зимой, или даже — весной. То есть, сребятами уже успели основательно поработать наши православные преподаватели инаучить их, как правильно отвечать — как правильно жить.
Батюшканачал с вопроса:
— Что вы больше всего любите делать?
Напервой парте поднимает руку аккуратный мальчик в очках и, встав, говорит:
— Я больше всего в жизни люблю молиться.
— Ну, я тебе не верю, — говорит священник.
Тогдаподнимает руку его соседка по парте (девочка-пятерошница) и елейным голоском:
— А я больше всего люблю читать Евангелие.
— Да ну, — говорит недоверчивый батюшка, — тебе я тоже не верю.
Туттянет руку с последней парты осмелевший пацан вида „оторви да брось“:
— А я, — говорит, — больше всего люблю смотреть мультики!
— Вот тебе я верю, — отвечает о. Алексий, — А какие мультики ты любишь?
— Ну, я люблю такие, где погони там, знаете?, стреляют: дж, пгбррджпгбшш,джиу-джиу (звуки могу передать только приблизительно)!
— Хорошо, а о чем они, можешь рассказать?
Пареньозабочено заковырял в носу, как будто задумался, улыбнулся и говорит:
— Не, не помню:
— Ну, а раз не помнишь даже о чем там, значит все это для тебя и неважно, — махнув рукой, вынес приговор священник.
Тутподнимает руку еще одна девочка и говорит:
— А я тоже очень люблю смотреть мультфильмы. Про зверей, лесные. Недавнопоказывали, рассказать?
Истала рассказывать. Другие подхватили, включились, стали делиться, дополнять,спорить, удивляться. А так как, в наших нормальных сказках добро всегда нетолько борется, но и побеждает зло, то и вышел серьезный, небанальный разговор.И о дружбе, и о добре и прощении, и о помощи, и о верности, и, даже, о любви.Это в „Сказке о Царевне-лягушке“. Ведь „добрым молодцамурок“. Хочешь во мне Царевну увидеть, так, сначала меня вот такойлягушечкой прими! Этот вывод о. Алексия, мне кажется, очень глубоким и оченьхристианским. Одинаково понятным и взрослым и детям. И выходящим далеко зарамки, собственно, сказки. Непреложно работающий в реальной жизни.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rusedina.org


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.