Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Диагностика трудностей графической деятельности у детей дошкольного возраста

Марынкина М.Н.
Современнаяжизнь предъявляет высокие требования не только к взрослым людям, но и к маленькимдетям. Для того чтобы ребенок был успешен в обучении, ему еще до школынеобходимо многому научится. Один из видов работы с детьми дошкольного возраста— рисование, помогающее подготовиться к письму, черчению. Письменнаядеятельность берет свое начало в детских рисунках — в графической деятельности.И, несмотря на то, что занятия проводятся регулярно, большое количество школьников(и не только первоклассников) испытывают трудности при письме. По даннымзарубежных и отечественных психологических исследований, около 80- трудностей вобучении связано с нарушением графической деятельности.
Графическаядеятельность — исполнительный компонент художественной деятельности [Комарова Т.С.].В данной работе под графической деятельностью понимается деятельность,направленная на графическое воспроизведение предметов и геометрическихобъектов.
Анализлитературы, посвященный проблеме графической деятельности, свидетельствует о том,что ее эффективное осуществление связывается разными авторами со сформированностьюразных компонентов.
Перваягруппа исследователей (С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) обращает внимание на сформированностьмоторных навыков.
Втораягруппа (И.С. Якиманская и др.) определяет развитие графической деятельности в зависимостиот уровня развития пространственных представлений.
Третьягруппа (Frostig) считает, что развитие графической деятельности связано с развитиемкомпонентов зрительного восприятия.
Висследовании была предпринята попытка определить компонент, являющийся базовымдля развития графической деятельности и методики, наиболее информативнопрезентующие развитие графической деятельности. Анализ информативности методикзаключался в сопоставлении полученных с их помощью данных, свидетельствующих о наличииу детей тех или иных трудностях графической деятельности на различныхвозрастных ступенях.
Длядиагностики сформированности графической деятельности были использованы следующиеметодики: Тест зрительного восприятия М. Frostig и его адаптированный вариант:методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5 — 7,5 лет М.Безруких, Л. Морозовой; Методика «Геометрические рисунки» (стимульный материалВекслера); Рисунок человека; Графомоторная проба «заборчик»; Трехмерный объект«Дом» (Хомская); Трехмерный объект «Стол»; Фигура Рэя-Тейлора; Фигура Рэя.
Висследовании приняло участие 81 детей посещавших старшую и подготовительнуюгруппы я/с № 1510 г. Москвы.
Использованиеразных методик на одних и тех же детях показало различные результаты.
Приисследовании зрительно-моторного компонента ГД наиболее информативной оказаласьметодика «Геометрические фигуры» (стимульный материал Векслера), посколькуотличалась большим разнообразием заданий и не содержала в себе вспомогательныхэлементов (ограничительных линий и точек, готовых изображений).
Сформированностьвосприятия фигуро-фоновых отношений и константности наиболее полно выявлялись специальнымсубтестом методики Frostig, содержащим разнообразные задания, направленные на исследованиеэтих особенностей.
Развитиевосприятия положения фигур в пространстве одинаково хорошо выявили оба вариантаметодики Frostig.
Высокоинформативны в выявлении особенностей развития пространственных отношенийметодика «Геометрические фигуры» и соответствующий субтест Frostig, благодарявключению в задания самостоятельного планирования действий в отношениииспользования пространства листа.
Результаты,полученные в результате проведенного обследования, показали различия в сформированностикомпонентов графической деятельности у детей дошкольного возраста. Детей,испытывающих трудности в заданиях:
назрительно-моторную координацию (З-М) — 59,25%
навыделение фигуры из фона (ФФ) — 37%
наконстантность восприятия (К) — 45,67%
навосприятие положение в пространстве (ПП) — 34,56%
напространственную ориентацию (ПО) — 25,92%
Дети4,5 — 7,0 лет испытывают затруднения по всем составляющим ГД. Из-занесформированности отдельных компонентов успешность ГД находится на низкомуровне, ситуация неуспеха снижает мотивацию к графической деятельности. Привыполнении заданий дети непоследовательны и торопливы; не умеют работать с образцом,не уделяют ему необходимого внимания.
Науспешность графической деятельности влияет уровень развития компонентовзрительного восприятия. Трудности графической деятельности возникают принарушении даже одного компонента из этого комплекса. Несформированностьзрительно-моторного компонента восприятия больше, чем всех остальныхкомпонентов, отражается на успешности ГД. Соответственно, развитие именно этогокомпонента оказывается наиболее важной для успешности ГД.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предмет задачи и методы возрастной физиологии
Реферат Системный подход к обучению английского языка
Реферат Функционирование рынка ценных бумаг в условиях нестабильной экономики России
Реферат America In World War 2 Essay Research
Реферат Федерализм как идеология самоуправляющегося общества
Реферат The Process Of Acting Essay Research Paper
Реферат Music And Violence Essay Research Paper Rap
Реферат Взлом компьютерных систем
Реферат Виды преступлений и наказаний по "Русской Правде"
Реферат Самооценка молодёжи как индикатор её идентификации
Реферат Некоторые элементы опыта белорусских объединений предпринимателей по лоббированию и защите прав предпринимателей
Реферат " topical problems of education " Конференция состоится 17-24 октября 2008г в Греции
Реферат Federalist Vs AntiFederalist Essay Research Paper Federalists
Реферат Классическая теория организации 3
Реферат Влияние удобрений на картофель