Горшкова Е.В., кандидат педагогических наук, доценткафедры «Дошкольная психология и педагогика».
Можновыделить три подхода к пониманию природы выразительности движений:психологический, искусствоведческий и психофизиологический.
Впсихологической литературе известно понятие «выразительные движения»; онирассматриваются в контексте повседневного (невербального) общения между людьмии понимаются как неотъемлемый компонент эмоций человека (С.Л. Рубинштейн), или —иными словами — как носители информации (сигналы) о его настроении,самочувствии, намерениях, отношении к окружающим и т.д. Можно сказать, что подвыразительностью движений подразумевается информативность, в которой слитывоедино значение, закрепленное в самом движении, и личностный смысл,проявляющийся в том, как выполняется движение. Если использовать терминологию А.В.Запорожца, то значение движения прочитывается по «срочным фазическим актам»,которые больше отражают предметные (объективные) особенности внешней ситуации;а личностный смысл усматривается в «позо-тонических компонентах», которыебольше отражают личные (субъективные) особенности человека и переживаемого им самимотношения к внешней ситуации. В таком контексте движения человека не могут быть«не выразительными», т.е. не информативными, т.к. они всегда, по меньшей мере,сообщают о наличии или отсутствии переживания, отношения человека: информацияоб отсутствии чего-либо — это тоже информация.
Вискусствоведческой литературе, в частности, рассматривающей игру артистатеатра, выразительность («пластическая выразительность актера») понимается какстепень, яркость проявленности содержания воплощаемого им сценического образа.В этом контексте движения артиста могут выглядеть более или менеевыразительными или совсем невыразительными. Это зависит не только от развитияфизического аппарата актера (эластичности мышц, подвижности суставов и т.п.),но и от его воображения, веры в предлагаемые обстоятельства, способностиорганично действовать в них с позиции образа, наделенногоконкретно-индивидуальными пластическими качествами. И хотя артист длянаибольшей органичности игры привлекает опыт собственных пережитых им когда-тоэмоций, однако он представляет на сцене образ не себя самого, а другогодействующего лица (персонажа). Сложность в понимании природы выразительностиприменительно к искусству воплощения художественного образа средствамивыразительных движений (пантомима, танец, театр), состоит в специфике этихвидов искусств. Здесь тело и движения артиста выступают одновременно какинструмент и материал его художественной деятельности. Более того, сценическийобраз живет только в моменты исполнения и не фиксируется самим артистом в предметно-материальномпродукте, что затрудняет при анализе четкое отделение артиста-творца от продуктаего деятельности. Тем не менее, природа игры актера (по К.С. Станиславскому)предусматривает удерживание им двойной позиции, которая позволяет емудействовать как персонаж (согласно предлагаемым обстоятельствам) и в то жевремя наблюдать за этим как внутренний зритель, критик, с тем, чтобыкорректировать свою игру, стремясь к более совершенному исполнению.
Влитературе по психофизиологии движений понимание природы выразительностивысказано Н.А. Бернштейном в рамках его теории об уровнях построения движений.Точнее, он говорил о художественности исполнения (например, музыкальныхпроизведений пианистом), которое есть результат особого качества движений. Онодостигается, с одной стороны, богатой поддержкой уровня, ведущего основноедвижение или действие, всевозможными фоновыми (нижележащими) уровнями, чтообеспечивает высокую исполнительскую технику, а с другой стороны, — и этоглавное — участием в координации движений вышележащих уровней, осуществляющихих смысловую координацию, благодаря чему исполнение артиста приобретает особуюэмоциональность и проникновенность.
Вкаждом из названных подходов существует то или иное понимание образа. С позицийпсихологии и психофизиологии, это — внутреннее образование, представление —результат психического отражения (например, восприятия) человеком окружающегомира и себя самого, помогающее ему ориентироваться в изменяющихся условияхжизни, деятельности. В искусствоведении образ рассматривается как внешнееобразование. Он может выступать, с одной стороны, как исходный комплекснекоторых характеристик персонажа (в том числе, телесно-двигательных, связанныхс его возрастом, габаритами тела, родом занятий и пр.); многие из характеристиктого или иного образа могут существовать в культуре как архетипы (например,сказочных персонажей) или в виде сложившихся сценических традиций. Все этоможет стать отправной точкой для индивидуально-творческой работы артиста. С другойстороны, образ понимается как результат творчества артиста, воплощающего и проживающегоего на сцене.
Учетэтих подходов и дополнение недостающих звеньев позволяет сформулировать краткоследующую концепцию двигательно-пластической выразительности детей 3 — 7 лет.
Средствомразвития двигательно-пластической выразительности в дошкольном детствевыступает освоение языка выразительных движений. Обычно оно происходит в повседневнойжизни — стихийно и преимущественно неосознанно — в силу подражательногоприсвоения ребенком норм невербального общения, принятых в его ближайшемокружении (семье), поэтому может быть более или менее ограниченным. Наиболеепродуктивно освоение дошкольниками языка выразительных движений протекает приосмысленном и произвольном его освоении и использовании, условия для которогосоздаются в рамках целенаправленного обучения детей от 3 до 7 лет.
Двигательно-пластическаявыразительность предполагает сочетание двух составляющих. Первая — структурнаявыразительность движений — это присущая самому движению содержательность,информативность, которая прочитывается по определенным опорным элементам, фазами направлению протекания движения. С одной стороны, она существует в культуре —в общепринятом языке движений, особенно в жестикуляции — и передается ребенкувзрослыми. С другой стороны, структурная выразительность — как результатосвоения и присвоения ребенком того или иного движения — это способность четковоспроизвести («артикулировать») структуру движения в соответствии с культурнымобразцом и тем самым сделать понятным для окружающих содержание своегоневербального сообщения. Она отражает интеллектуальный компонент познания языкадвижений
Втораясоставляющая — пластическая выразительность движений. Пластика проявляется в болееили менее тонких изменениях тонического напряжения мышц ребенка в зависимостиот содержания переживания и степени его эмоциональной включенности в выполняемоедвижение. Это может порождать дополнительные смыслообразующие нюансы, штрихи,наслаивающиеся на основу (структуру) движения, определяющие своеобразиепротекания движения от одной фазы к другой, благодаря чему наблюдаетсяцелостность, связность, тот или иной характер движения. Поэтому пластическаявыразительность движений — это, с одной стороны, качество эмоциональногопроживания, смыслового наполнения движений, а с другой, — это способностьребенка передать другому человеку свои индивидуально переживаемые смыслы.Видоизменение пластики может менять смысл движения и даже деформировать егозначение. Пластическая выразительность чаще отражает эмоциональный компонентпознания языка движений.
Произвольныевыразительные движения для дошкольника — прежде всего образные движения, т.е.внешние движения самого ребенка, посредством которых он создает образконкретного персонажа; в результате воплощаемый образ (игровой образ)становится двигательно-пластическим. Игровой образ — как задача и результатдвигательно-пластического воплощения, — отвечая природе образного мышлениядошкольника, оказывается оптимальным не только с точки зрения интересного дляребенка содержания деятельности. Он становится фактором, который наиболееестественно позволяет сочетать в едином действии как структурнуювыразительность (поступки персонажа, его внешние движения), так и пластическуювыразительность (характерные особенности его движений, переживания, внутренниесостояния). Решение ребенком задачи осмысленного и произвольного перестроениясвоих движений в соответствии с характеристиками игрового образа позволяетзадействовать и, следовательно, развивать высшие уровни управления движениями —уровни смысловой координации, благодаря чему постепенно приобретается особоекачество движений: слаженность, выразительность, и др. — а также способностьребенка к их тонкой и сложной регуляции. Произвольное и осмысленноедвигательно-пластическое воплощение игрового образа постепенно развивает у дошкольникаспособность отделять себя самого от исполняемого образа: собственные действия иэмоции от образных движений и переживаний. Такое различение становитсянеобходимым условием развития способности к управлению собственными эмоциями.Иными словами, управление собственными движениями и эмоциями, мотивированноеинтересной для ребенка деятельностью, развивает у него способность к регуляциисобственного поведения в целом.
Образныевыразительные движения связаны с продуктивным воображением, так как, по Л.С. Выготскому,детскому воображению присуща двигательная природа, и оно наиболее органичноразвивается, когда ребенком используется «действенная форма изображения припосредстве собственного тела». Развитие у дошкольников образных выразительныхдвижений чрезвычайно активно влияет на развитие у них воображения и творческих способностей,особенно если произвольное и осмысленное использование этих движений проходит вусловиях соответствующей творческой деятельности — двигательно-пластическоготворчества в контексте игровых (сюжетных) ситуаций, построенных на взаимодействииразнохарактерных персонажей. Различаются два вида двигательно-пластическоготворчества дошкольников. «Сочинение» больше связано со структурнойвыразительностью движений и состоит в самостоятельном поиске движений,отвечающих образному содержанию, и выстраивании их в более или менее целостныекомпозиции. Творческое исполнение больше связано с пластическойвыразительностью и проявляется, в частности, в том, что в образное движениеребенок включается «всем телом». В силу импровизационного характера детскоготворчества пластически выразительное исполнение может порождать интересныерешения в «сочинении» образа.
Благодарядвигательно-пластическому воплощению взаимодействия разнохарактерных персонажейв контексте различных сюжетных ситуаций у детей развиваются не толькопредставления о выразительных возможностях языка движений, но и коммуникативныеспособности в плане использования движений, жестов как средств невербальногообщения
Итак,выразительное движение дошкольника может рассматриваться как движение, котороенесет в себе все многообразие психики ребенка, а двигательно-пластическаявыразительность — как система способностей: познавательных (нормативных и творческих),коммуникативных и регуляторных.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/