Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Гендерные аспекты управленческой деятельности

Татьяна Павловна Aвдyлoвa, кандидат психологическихнаук, доцент кафедры возрастной психологии Московского государственногопедагогического университета.
Входе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходитсоциально-психологический аспект, тогда как у мужчин —профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональнуюдеятельность, мужчины и женщины по-разному относятся к ней. В планированиисобственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущее положение дел, нежелина перспективу развития. На профессиональном пути женщин выделяют три основных видакарьеры.
Напротяжении всего XX в. стремительно росла занятость женщин профессиональнымтрудом. Они активно включились во все сферы деятельности, не оставив безвнимания и менеджмент. К концу 90-х годов в США постоянно не работали только 11% женщин, в России эта цифра еще ниже. Больше 80 % работников медицины иобщественного питания в нашей стране — женщины. В области образования эта цифраприближается к 70 %. Среди научных работников женщины составляют около 40 % отобщего числа. Реальный вклад женского труда в производство огромен.
Темне менее, несмотря на высокую занятость женщин, именно сейчас появиласьобратная тенденция — отток женщин из производства. Б. Фридан (1994) такиллюстрирует это движение: «Более чем странным парадоксом является тот факт, чтосегодня, когда женщина в Америке наконец может выбрать себе любую профессию, выражение«работающая женщина» стало чем-то ругательным; что по мере того, как высшееобразование становится доступным любой, имеющей к нему способности, оновызывает такое подозрение; что все больше и больше девушек оканчивают школу иколледж лишь для того, чтобы выйти замуж и иметь детей; что в современномобществе женщинам предоставлено столько возможностей, а они упорно ограничиваютсебя только одной ролью».
Распределениемужчин и женщин по сферам деятельности неоднородно, а предпочтения впрофессиональной ориентации наблюдаются с самого раннего возраста. Девочки чащепроявляют интерес к человеческому лицу, природе, семейным отношениям, амальчики — к технике, геометрическим фигурам, индустриальным достижениям.Девочки больше склонны к сопереживанию, состраданию. Для мальчиков нормойсчитаются умеренно агрессивные проявления, решительность, склонность к рискуибольшая подвижность по сравнению с девочками. С. В. Ковалев (1988) отмечает, чтов возрасте 1, 5 — 2 лет отчетливо проявляется большая склонность мальчиков кпреобразующей деятельности, тогда как девочки предпочитают проявлять активностьв установленных рамках. Девочки этого возраста чаще обращают внимание накачество и полезность объектов, а мальчики стремятся к анализу внутреннихмеханизмов и смысла явлений. Социальное окружение предъявляет к мальчикамтребование хладнокровия, сдержанной эмоциональности. Девочкам разрешаетсябольшее проявление чувств, культивируется слабость, эмоциональность. На ребенкас самого рождения начинают влиять полоролевые стереотипы.
Биографическиеисследования успешных женщин-руководителей показали, что в большинстве своемэти женщины были единственным или старшим ребенком, росли в полной семье иимели хорошие отношения с отцом. Родители девочек имели достаточно высокийобразовательный уровень. Будущие руководительницы часто принимали участие втрадиционно мужских сферах деятельности и рано научились у своих отцовсознательно взвешивать собственные шансы на успех или проигрыш, сталииспытывать радость от способности идти на риск. В процессе профессиональногостановления эти женщины использовали компетенцию как важнейший факторсамоутверждения, стремились опережать требования занимаемых должностей. Смужчинами, которые были их непосредственными руководителями, у женщинскладывались хорошие и прочные дружеские отношения.
Впланировании собственной карьеры женщины чаще ориентированы на текущееположение дел, нежели на перспективу развития. Как правило, женщины позжеустраивают свою карьеру, чем мужчины, но формы построения профессиональнойкарьеры у женщин гораздо разнообразнее. На профессиональном пути женщинвыделяют три основных вида карьеры:
линейная— постоянное ведение домашнего хозяйства;
прерывистая— женщина на определенное время прекращает работать ради семьи, а затем вновьвозвращается на работу;
параллельная— женщина работает и ведет домашнее хозяйство.
Существуюти различия в мотивации между мужчинами и женщинами. Как показывают исследования,для женщин характерна большая дифференциация мотивов, а для мужчин — стремлениек реализации более высоких потребностей (по пирамиде А. Маслоу). Сложностиудовлетворения потребности в самореализации у женщин ведут к частым внутреннимразочарованиям и, как следствие, к невыходам на работу по болезни и другимуважительным причинам. Это связано с противоречивой ориентацией женщин науспешность в профессиональной и семейной сферах.
Опросыженщин показывают, что в профессиональном самоопределении их в первую очередьпривлекают возможность общения, социального взаимодействия, отношения, складывающиесяв организации. Ориентация на личные, комфортные отношения на производстве можеткомпенсировать неудовлетворенность заработной платой или неблагополучнымисемейными отношениями. Возможно, как подчеркивает американский психолог Г.Крайг, что по крайней мере для части женщин межличностные отношения на работепотому особенно значимы, что помогают им в определении своей профессиональнойЯ-концепции. Кроме того, социальная поддержка на работе связана с меньшимпроцентом депрессий и физических недомоганий у женщин. На втором месте позначимости стоит материальная оплата труда и лишь на третьем — интерес ксодержанию профессиональной деятельности.
Средиразличных ориентиров выбора карьеры мужчины чаще стремятся кпредпринимательской активности, менеджменту, соревновательности, испытываютпотребность создавать новый продукт, услугу или организацию. Женщины в работечаще ориентированы на независимость, стабильность, безопасность, профессиональнуюкомпетентность. Важным мотивом выбора работы для женщин являются условия труда,санитарно-гигиенические характеристики деятельности, организация работы.
Женщинычаще воспринимают карьеру как личный рост, как самореализацию, а мужчиныотносятся к карьере как к перспективной и престижной должности. Мужчинысоотносят работу с продвижением по службе, тогда как женщины разделяют двапонятия: выполняемая работа и карьера. Существует ряд различий, и в первуюочередь в мужских и женских мечтах. Если мужские мечты о будущем в целом носятоднородный характер и связаны с работой, то женским мечтам часто присущараздробленность, они стремятся сочетать карьеру и замужество. При этом женщиныпо-разному распределяют свои планы в отношении традиционной роли жены и материи перспективы карьерного роста, склоняясь в одну или в другую сторону, чередуяосуществление целей или пытаясь совместить их.
Успешностьженщины во многом зависит от наличия у нее наставника. Проблема заключается втом, что не так уж много женщин занимают положение, позволяющее им руководить, даватьсоветы или оказывать покровительство молодым женщинам по месту работы. Когда жероль наставника женщины берет на себя мужчина, отношения между ними могут бытьнарушены «сексуальным влечением друг к другу». Исследования Д. Левинсонапоказали, что в противоположность мужчинам женщины дольше находятся в периодеученичества и продолжают числиться новичками вплоть до достижения ими среднеговозраста.
Воценке собственного труда женщина в существенной мере ориентирована на похвалуили негативную оценку со стороны других участников деятельности. Не менееважной по сравнению с оценкой профессиональной компетентности для женщинявляется оценка их личных качеств, в том числе физических достоинств инедостатков. Для мужчин определяющей становится оценка их профессиональнойдеятельности.
Стремлениек профессиональному успеху у многих женщин носит противоречивый характер, получившийназвание «конфликта боязни успеха». Профессиональный успех зачастую вызывает уженщин тревогу, сомнения в собственной женственности и способностиреализовывать роли матери и жены. Культурные традиции, как правило, усиливаютэту тревогу, формируя взаимоисключающий выбор женщины по отношению к работе исемье. Отсутствие внешнего давления в традиционноженских профессиях приводит крезкому снижению страха успеха.
Входе профессиональной адаптации у женщин на первый план выходитсоциально-психологический аспект, тогда как у мужчин —профессионально-деятельностный. Даже осуществляя одинаковую профессиональнуюдеятельность, мужчины и женщины по-разному относятся к ней. Можно привестипример (табл. 1), описанный Е.П. Ильиным, в отношении дифференциации значимостиразличных «врачебных качеств» у мужчин-врачей и женщин-врачей.
Таблица1. Гендерная дифференциация значимости врачебных качеств
Оценочный показатель
врачебных качеств
у женщин
Оценочный показатель
врачебных качеств
у мужчин
Гуманизм — 4, 83
Доброта — 4, 82
Ответственность— 4, 81
Отзывчивость— 4, 80
Вежливость— 4, 79
Чуткость— 4, 77
Чувство долга — 4, 74
Жалость— 4, 61
Сострадание — 4, 57
Сожаление — 4, 46
Сдержанность— 4, 32
Гармоничность чувств — 4, 27
Ответственность— 4, 76
Чувство долга — 4, 68
Доброта — 4, 6
Гуманизм — 4, 59
Отзывчивость— 4, 58
Чуткость— 4, 51
Вежливость— 4, 49
Сдержанность— 4, 41
Жалость— 4, 36
Гармоничность чувств — 4, 31
Сострадание — 4, 24
Сожаление — 4, 20
Вцелом у мужчин-врачей на первом плане стоят ответственность, чувство долга, сдержанность,а у женщин — эмпатийность.
Отечественныйпсихолог А.Е. Чирикова приводит сравнительную характеристику деловых и личныхкачеств российских мужчин и женщин.
Уженщин первые позиции (в порядке убывания по значимости) занимают следующиекачества и умения:
умениеидти на компромисс, гибко вести переговоры, учитывая позиции других сторон;
уверенностьв себе и своей миссии;
умениедействовать в ситуации конфликта и угрозы риска;
постояннаяготовность к изменениям, нововведениям;
способностьбыстро делать выбор;
умениеэффективно использовать способности и умения других людей;
трезвоеотношение к новшествам, здоровый консерватизм;
умениепротивостоять давлению и нажиму, отстаивать свою позицию;
умениежить сегодняшним днем, «здесь и сейчас»;
Умужчин отмечены следующие ведущие качества и умения:
постояннаяготовность к изменениям, к нововведениям;
умениепри необходимости навязывать свою позицию;
умениечувствовать себя свободным и извлекать выгоду в рамках принятых ограничений иправил;
умениеэффективно использовать способности и умения других людей;
умениеиспользовать чужие идеи для реализации своих целей;
умениедействовать в ситуации конфликта и угрозы риска;
умениепроизводить впечатление, налаживать и поддерживать отношения с другими людьми;
уверенностьв себе и своей миссии;
умениепротивостоять давлению и нажиму, отстаивая свою позицию.
Мужчиныв бизнесе доминируют в силу большей демонстративности, умений действовать вситуации неопределенности и угрозы риска, эффективно использовать других людей.Женщины преуспевают благодаря способности достигать компромисса, уверенности всебе, гибкому поведению в различных ситуациях.
Вбизнесе женщины часто продолжают реализовывать феминное консервативное начало, стремясьрационально использоватькапитал, предупреждать конфликты и стабилизироватьорганизацию. Мужчины чаще становятся «игроками» в бизнесе, ориентируясь надостижение цели, конкретного и значимого результата, соперничество, творческуюсамореализацию. Мужчины больше склонны к риску и инновациям. И тот и другойпуть может привести как к расцвету организации, так и к ее поражению.
Уженщин и мужчин часто различаются стили осуществления одной и той жедеятельности, в том числе и управленческой. Женщины чаще, чем мужчины, склонныиспользовать демократический стиль руководства. Женщины-менеджеры ориентированына группу, они характеризуются контактностью, умением общаться, делегироватьполномочия. Женщина-лидер умеет мотивировать подчиненных на сверхдостижения, формироватьу сотрудников профессиональное самоуважение. Мужчины-руководители чащеиспользуют авторитарную стратегию, опору на власть, директивность, контроль.
Однимиз проявлений дифференциации в стилях управления является различие в характерелидерства среди мужчин и женщин. Исследования показывают, что мужчины чащереализуют деловую модель лидерства (стремление к власти, доминирование, формированиецелей, стратегическое развитие), а женщины — социальную (направленность наобщение, взаимодействие, урегулирование межличностных отношений). Е.П. Ильинприводит данные зарубежных исследователей, которые полагают, что женщина-лидерв мужском коллективе может играть одну из четырех неформальных ролей:
«матери»— от нее ждут неформальной поддержки, а не деловой активности;
«соблазнительницы»для начальника, что вызывает негодование у коллег-мужчин;
«игрушки,талисмана» — милой, но не деловой женщины, приносящей удачу;
«железнойледи», обладающей неженской жесткостью, вследствие чего она бывает больше всегоизолированной от группы.
Вряде исследований лидерства было выявлено, что роль лидера традиционновоспринимается как маскулинная. Поэтому в отношении женщины-лидера изначальноформируется ситуация ролевого несовпадения, формирующего внутренний и внешнийконфликт. Смягчить подобный конфликт удается женщинам, демонстрирующим стильлидерства, ориентированный на развитие взаимоотношений, а не на решение задачи.
Вситуации стресса мужчины и женщины руководители обычно ведут себя по-разному:мужчины-менеджеры склонны впадать в диктаторство, замыкаться в себе, а женщинычаще прибегают к советам, могут поделиться проблемами с окружающими. Мужчины иженщины переживают одни и те же эмоции, но выражают их по-разному.
Важнойпроблемой является дифференцированный подход к оценке труда мужчин и женщин.Независимо от объективных результатов труда женщины во многих странах получаютза свою работу более низкую заработную плату; им предоставляется меньшеинформации, а сроки выполнения заданий ставятся более жесткие. Без каких-либообъективных оснований женщинам приписывается недостаточная компетентность, отсутствиелогики и притязаний, стремления к продвижению по службе. Чтобы стать лидером, женщинеприходится преодолевать больше препятствий, нежели мужчине. По выражениюамериканских специалистов, «для женщины путь к власти связан с преодолениеммногочисленных препятствий, а для мужчины — с реализацией многочисленныхвозможностей».
Помере развития общества традиционная картина начинает размываться, но скрытаядискриминация женщин продолжает сохраняться. Причинами этого являются разныефакторы. В психологии менеджмента сформировалось несколько точек зрения напричины гендерных предубеждений:
Людив организациях предъявляют к лидерам разного пола разные требования, и вотношении женщин эти требования выше. Чтобы получить руководящую должность, женщинадолжна продемонстрировать большую компетентность.
Другаяточка зрения объясняет гендерные предрассудки в менеджменте тем, что из-замалочисленности в управленческой среде женщины более заметны, их характеристикипреувеличиваются, они воспринимаются стереотипно. А женщина — кандидат наруководящий пост — оценивается на основании быстро сформировавшихся личностных,ситуационных, ролевых стереотипов обработки информации. Психологи Н. Райджер иК. Гэллиган, изучив данные опросов женщин-управленцев, предположили, что манераповедения и результаты работы «символических женщин» придирчиво анализируются имогут оцениваться по более высоким меркам, чем те, которые существуют длямужчин. Аналогичным образом женщины-руководительницы могут испытывать в своейработе сильное давление, находясь под прессом завышенных ожиданий со стороныорганизационного окружения.
Психоаналитическийподход к женскому лидерству оценивает его как проявление женской ущербности изависти к мужчине, стремление преодолеть комплекс неполноценности.
Рядисследователей считают, что основой успешного лидерства является умениеустанавливать тесные позитивные отношения с другими людьми. Эти отношенияскладываются на почве сходства (уподобления) членов группы друг с другом. Вэтом, с их точки зрения, кроется проблема гендерных различий. Женщине в мужскомколлективе трудно установить позитивные отношения и добиться лидерства, напервое место в этом случае выходят отнюдь не деловые качества.
Скептическоеотношение общества к возможности женщин быть руководителем заставляет их прибегатьк защитным стратегиям (названным гендерным менеджментом):
тратитьбольше времени и усилий на работе;
использоватьспецифически женские способы ведения деловых переговоров с мужчинами (кокетство,принижение своих способностей);
применять«маску», стремясь скрыть под ней свою эмоциональную и личную жизнь, чтобы неполучить ярлык неэффективного работника.
Однакосуществуют и противоположные данные, показывающие, что женщины-руководителименьше подвержены «срывам», с ними продуктивнее решаются разнообразные спорныевопросы, они внимательнее относятся к подчиненным. При этомженщин-руководителей отличают выраженная доминантность, эмоциональнаяустойчивость, социальная смелость и стремление к самореализации, умениеустанавливать высокие деловые отношения.
Всущности, гендерные различия заведомо уступают индивидуальным. В ходемногочисленных исследований, проведенных в конце 80-х годов, выяснилось, что умужчин и женщин гораздо больше схожих качеств, чем отличий. Более того, многиеиз действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, приперемене жизненного уклада и социальных ожиданий.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.