Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Государство мне отчим или отец? (попытка психопатологического анализа)

Сукиасян Самвел Грантович, д.м.н., ПредседательАссоциации психического здоровья “Психея", Республика Армения
Вопрос,поставленный в заглавие данной статьи, не является праздным и сформулирован втаком виде не для красного словца. В самом деле, что такое государство? Длячего оно нам нужно? Нужны ли мы ему? И если да, то для чего? Что делает оно снами?! Эти и ряд других вопросов беспокоят меня, когда очередной пациентпокидает мой кабинет, и я задумываюсь о том, как же мы живем и почему мы такживем. Я далек от мысли связывать любые психические нарушения с отклонениями всоциальном бытии, но, в то же время, я убежден, что любое такое отклонениебезусловно вызывает ответные реакции со стороны личности как на уровнефизического, так и психического функционирования. Нормальныесоциально-политические и экономические условия общественной жизни являютсясоставным элементом сложных этиопатогенетических соотношений, обеспечивающихсостояние психического здоровья общества и личности.
В“Философском словаре” под редакцией И.Т. Фролова, государство определяется какосновной институт политической системы классового общества, осуществляющийуправление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. Ононаходится в руках политически господствующего класса и используется им преждевсего для подавления своих социальных противников. Если абстрагироваться отидеологизированного марксистского понятия “класс” и заменить его болеенейтральным определением “слой” или “прослойка”, то данное определение,безусловно, имеет общефилософское содержание. Обусловленный характеромпроизводственных отношений и способом производства, государство является надстройкойнад экономическим базисом.
Любоегосударство, независимо от его типа, формы власти и т.д., выполняет вполнеопределенные функции — внешние и внутренние. К внутренним функциям относятсязащита существующего способа производства, экономической и социальной системы,“подавление” классовых, социальных и других противников, управление экономикойлибо регулирование хозяйственной деятельности, охрана общественного порядка,регулирование социальных отношений, культурно-воспитательная и идеологическаядеятельность. Внешние функции составляют: защита интересов данного государствав его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене,обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношениидругих государств, развитие нормальных отношений с другими государствами,развитие взаимовыгодного сотрудничества.
ЕщеПлатон писал, что в устройстве государства явственней всего проявляетсясправедливость и несправедливость, поскольку государство и человеческая душаимеют аналогичное строение. И не только государство, но все человеческоесообщество, начиная со времен Адама и Евы, проявило это триединство (разума,чувств и желаний), имея в качестве социальной единицы семью — как основнойформы организации и первичной ячейки общества. С древнейших времен человек жилв сообществах типа род. клан, племя, переросшие затем в более крупные идифференцированные образования — государство, народ, нация, которые в нашевремя уже закладывают основы перспективного сообщества — ОрганизацииОбъединенных Наций (мирового сообщества)
Причемне в порядке юридического договора с определенными правами о обязанностямисторон как это имеет место сейчас, а как объективной реальности, жизненнойнеобходимости для выживания общего дома человечества — планеты Земля.
Тремосновным сословиям государства, которые по Платону составляют правители,охранники и производители — ремесленники и земледельцы, соответствуют три частидуши — разумная, аффективная и вожделеющая. Им же соответствуют три добродетели- мудрость, мужество и воздержанность. Хоть и сказано было это очень давно (4-йвек до.н.э.), но актуальность сохраняет в наше время, особенно спсихологической точки зрения. Игнорирование этого конструктивного иструктурного сходства между ними чревато многими последствиями, которые сталиуже неизбежной реальностью для нашего государства и общества.
Основнаяпредпосылка, из которой я буду исходить, заключается в том, что государство — это та же самая семья в плане его организации, строения, управления,выполняемых функций, прав и обязательств и т.д. Тем более, той семьи, котораяполностью соответствует смыслу латинского слова famillia (семья), означающей“совокупность принадлежащих одному человеку рабов”.
Методика,которой я попытаюсь анализировать поставленный в заглавие вопрос, — это методтрансактного анализа Э. Берна, так называемая теория “Эго-состояний”.“Эго-состоянием” автор этой теории называет актуальный способ существованияличности (Я-субъекта). Наиболее актуальными состояниями Э. Берн считает, и сним нельзя не согласиться, состояния Я-родитель, Я-взрослый и Я-ребенок.Эго-состояние “взрослый” включает в себя способность оценки ситуации,рациональность, независимость, компетентность. Эго-состояние “родитель”проявляется в запретах, контроле, требованиях, заботах, содержит и предполагаетопределенные нормы, правила, предписания, требования и указания, то есть всето, что касается “можно” и “нельзя”. Эго-состояние “ребенок” определяетсячувственными, эмоциональными комплексами, которые проявляются в ситуациях, похожихна те, которые их породили. Это состояние характеризуется живостью, веселостью,раскованностью, а, с другой стороны, этот “ребенок” проявляет себя бунтующим,отчужденным, соглашающимся. В различных жизненных ситуациях одна и та желичность может проявляться в разных эго-состояниях. Одно Эго-состояние можеттрансформироваться в другое, они могут сочетаться и перекрещиваться. КаждомуЭго-состоянию Э. Берна соответствуют платоновские разумная, аффективная ивожделеющая части души с тремя их добродетелями — мудростью, мужеством ивоздержанностью. Адекватное сочетание Эго-состояний, иначе, идеальное сочетаниеразличных эмоций и стремлений, приводит, в конечном итоге, к справедливости.Она проявляется в выполнении каждым соответствующей ему в государстве (семье,сообществе) функции.
Взаимодействиеличности с социальной средой происходит в одном из этих основных состояний.Попытаемся трансполировать сказанное на государство, рассматривая последнее какотдельный элемент и составная часть мирового сообщества, как “отдельнуюличность". Государство, так же как и отдельный человек, вступает вовзаимоотношения со своей “социальной средой” (то есть с мировым сообществом),создает и решает свои внутренние проблемы, соотнося их тем или иным образом свнешними проблемами, проблемами других государств и т.д. Это взаимодействиепроявляется в различных формах поведения, которые Берн назвал “играми”. Воснове этих игр лежат так называемые “скрипты”, то есть пройденный жизненныйпуть, сценарий” жизни каждого человека, семьи, этноса и государства с первогодня рождения, формирования, создания возникновения. Именно жизненный путьармянского этноса и государства от древности до наших дней, переполненныйдостижениями и драматическими и трагическими потерями и переживаниями, предопределяетте “игры”, в которые играет наше государство и наш народ.
Вконце 20-го века Армения вновь восстановила свою государственность — третьюРеспублику, провозгласившую себя социальным государством. Это означает, что врешении социальных и экономических проблем, особенно в отношении своих граждан,государство берет на себя определенные обязанности. Однако уже в конце 1994года армянское государство решительно перешло к полной либерализации своейэкономики, позабыв о тысячах “производителях” — “земледельцах и ремесленниках”,и отдав все своим “охранникам и правителям”. Вместо цивилизованных формвзаимоотношений рыночного общества, вместо рыночного закона свободнойконкуренции в нашем обществе и государстве стали главенствовать “законыджунглей” с самыми трагическими последствиями для народа — реальное проявлениемудрости (по Платону) со стороны “правителей”. В навязанной народу дарвиновскойборьбе за существование, а точнее будет сказано, за выживание, гражданегосударства остались незащищенными и бесправными.
Врезультате мы имеем такие “завоевания”, как обнищание 80% населения, армиюбезработных, составляющую 35% трудоспособного населения, эмиграцию 25%населения, снижение естественного прироста населения с 18,2 до 6,2, 4-хкратное разрушение научного потенциала страны, потеря народных сбережений всумме 8 млрд. долл. США и т.д. и т.п.
Чтоже это за государство? Есть ли у него понимание того, для чего оно вообщесуществует. К этой проблеме можно подойти, конечно, с разных позиций. Мояпозиция — медико-психологическая, точнее клинико-психопатологическая. Какврач-психиатр я старался понять особенности психических нарушений в современныхусловиях, с клинико-психопатологических позиций подойти к анализуэтнопсихологических, социальных категорий, каждый раз абстрагируя этнос, семью,государство до уровня отдельной личности .
Ростусоциально-стрессовых, постстрессовых психических нарушений, появлениювыраженных форм социальной, социально-психологической патологии способствовалине только ломка устоявшихся морально-нравственных принципов, ценностей,изменения мировосприятия, потеря смысла существования, нравственный кризис, нои невыполнение государством или неадекватное, неполное выполнение своих прямыхобязанностей и ролей. Иными словами, такая государственная добродетель, какмудрость, проявлялась извращенно или половинчато, что неизменно вызываетфрустрационные состояния, как на уровне отдельной личности, так и всегообщества.
Нашавозродившаяся государственность, как хронологически, так и по своемувнутреннему содержанию, находится в Эго-состоянии “ребенок”, которомуприходится решать проблемы “взрослых”. Как “ребенок” это государство сталозаявлять о своих обидах, накопившихся в течении жизни армянского этноса игосударственности. Конфликт, возникший на межнациональном уровне, являетсяпрямым продолжением того исторического конфликта, который породил эти “обиды”.“Бунтующий ребенок”, в лице некоторых политических и государственных деятелей,заявил на уровне “взрослых” о своих претензиях и не был “понят”. Более того,был “поставлен в угол”, практически полностью заблокированный от мировогосообщества, и посаженный на благотворительные хлеб и воду. Это было бы не стольстранно, если бы тот же “ребенок” в своих внутригосударственных проблемахпроявил бы себя как “родитель”. А он возомнил из себя “взрослого”. И, пожалуй,наиболее трагичным в сложившихся условиях является тот факт, что не только“правители”, но и “охранники” этого государства решили, что они и естьнезависимое свободное армянское государство и, подводя под свою деятельностьвыгодную им, но совершенно чуждую армянскому этносу, либеральную идеологию,управляют народом и государством. В результате общество не только оказалось вглубоком кризисе, что можно понять и допустить, с учетом произошедших революционныхпо сути событий, но и стало скатываться в еще более глубокую яму, и, по крайнеймере, на сегодня конца этому процессу не видать.
Формируетсякриминогенная ситуация, распространяются различные формы девиантного поведения,алкоголизм, наркомания, увеличивается суицидальность, что в целом характерно идля постсоветских республик.
Говоряо морально-нравственном кризисе, я имею ввиду состояние безысходности ибессмысленности той жизни, которой вынужденно стали жить многие люди врезультате крушения государства. Подавляющее большинство народа оказалось всостоянии, исключающем возможность выбора. Кризис — это потеря старыхценностей, традиций, отсутствие новых или не восприятие и неприятие их в видунесоответствия их ментальности, чуждости их мировосприятию и образу жизни. Еслив прежней государственной системе человек был “винтиком”, которым “затыкали”дырку или “закручивали” гайку от имени партии и народа, то новаягосударственность (в той форме, в которой она зародилась и стала развиваться)превратила своего гражданина в пылинку, пух одуванчика. Более того,переменчивые ветры нестабильного и прогредиентного социального, политического,экономического и духовного характера засасывают эту пушинку в хаотическийкруговорот нашего бытия, не поддающегося каким-либо логическим закономерностям(за исключением криминальных) и основательно втаптывают в грязь нашегосуществования. Причем, так основательно, что в образовавшемся месиве грязи“лица не увидать”. Отсутствие возможности выбора хотя бы своего направления вэтом тотальном круговороте привело к множеству трагедий: нравственному кризису,экзистенциальному вакууму или кризису смысла.
Возникаетвопрос, был ли этот кризис неминуем? Особенно в той форме, в котором онпроявился в нашей стране. Безусловно, любые революционные потрясения приводят кломке всех форм общественно-духовного бытия. История знает тому бесчисленноемножество примеров. Однако, и восстание рабов под предводительством Спартака, икрестьянские движения в средневековье, и Великая Французская Революция, иОктябрьская революция в России, и национально-освободительные движения Нового иСтарого Света, и многие и многие другие крупные и малые, мирового и местногозначения революции, перевороты, движения и войны, приведшие к истиннонациональному и государственному расцвету, подчинялись исключительно своемувнутреннему мотиву и целям. С одной стороны, органы революции имели настолькоглубокие корни в национальном и общественном сознании, настолько адекватно ичетко выполняли свои функции и роли (по Э.Берну), что даже внешние и внутренниевоздействия (интервенции, гражданские войны и др.) оказывались бессильными всвоем противодействии. С другой стороны, с начала и до конца эти движенияподчинялись своим внутренним законам развития, а не выполняли условий и заказовсильных мира сего — военных, политических, финансовых и экономическихолигархов, имеющих свои жизненные интересы в любом регионе мира.
Новаяобщественно-политическая система и государство явно запутались в своих целях изадачах, извратили свои роли и функции. Прежде всего, наше государство неразобралось со своими “родительскими” функциями по отношению к своим гражданам- “детям”. Государство, как отец, обязано заботиться о своей “семье”, защищатьего интересы, заботиться о будущем, уважать прошлое, обеспечивать настоящее.Адекватное понимание Эго-состояний “взрослый”, “родитель” и “ребенок” ивыполнение их в соответствии с условиями и целями — необходимое условиежизнедеятельности и развития. Нормальное государство, как хороший “родитель”,обязано заботиться о своих гражданах-детях. Причем, не винфантильно-социалистическом виде, когда оно решает “что-где-когда и сколько”,а в духе самостоятельности, инициативности, решимости, деятельности.Государство-родитель создает, предлагает и развивает определенные нормы,требования, указания, контролирует их выполнение, заботится о духовном ифизическом развитии. Оно обязано создавать равные условия для всех своихграждан, представлять равные права и обязанности для роста, образования, работыи отдыха каждого члена общества. Тем самым создавать максимально благоприятныеусловия для полного раскрытия и развития всех возможностей, заложенных в каждойличности. Причем, при равных условиях возможности совершенно не равные и неодинаковые, что дает возможность каждому члену занимать место в соответствии сосвоими возможностями. В этом и суть социального государства — не социальноеравенство, а социальная справедливость при активной и соответствующей поддержкегосударства-родителя.
ЕслиЭго-состояние “родитель” адекватно в решении внутригосударственных проблем, тоЭго-состояние “взрослый” более уместно в межгосударственных взаимоотношениях,требующих именно таких качеств, как независимость, рациональность,компетентность, возможность оценки ситуации и, что особенно важно, функционирование“здесь-и-сейчас” независимо от прошлого, то есть лишенного ранних впечатлений ипереживаний эмоционального характера, что более свойственно Эго-состоянию“ребенок”.
Таккто же мне мое государство сегодня — заботливый отец или равнодушный отчим,навязавшийся моей древней Родине-матери?! С моей точки зрения, на этот вопросотвечает статистика, даже та, которую от нас не скрывают, которую, якобы, неподделывают. По статистическим данным (...), доля капиталовложений в ВВПсократилась с 14,5% в 1992 году до 7,3% в 1996 году — практически в два раза.Объем промышленной продукции за 1995-96 г.г. увеличился на 4,4%. Но цифра этапечально смехотворная, поскольку лишь только 10-12%-й годовой приростпромышленной продукции приблизит нас всего лишь на 1% к прежней индустриальноймощи. И причина этого в тотальном спаде всего промышленного производства. Та жекартина и в сельском хозяйстве. В результате “революции” сельскохозяйственноепроизводство за 1991-97 годы не только не увеличилось (что должно было произойтиминимум в два раза, как свидетельствует мировой опыт), но даже сократилось посравнению с “предреволюционными” годами (1985-88 г.г.) на 22%, в том числеживотноводство на 40%. Объем жилищного строительства за последние 6 летсократился в 10 раз, это при том, что почти 2 млрд. долларов тратиться настроительство роскошных особняков “новых армян”. Наше государство -“отец”постепенно и последовательно углубляет разрыв между тем, что завозится в странуи тем, что вывозится. Отрицательное сальдо внешнеторгового баланса выросло с 52млн. в 1992 г. до 570 млн. в 1996 г., а внешний долг увеличился со 130 млн. до617 млн. $ США. Нормальный отец такого по отношению к своим детям не позволилбы, по крайней мере, подумал бы о том, как будет отдаваться долг своими детьми.
Нельзясказать, что государство не думало о своих гражданах-детях вообще. Это было бынесправедливо. Оно увеличило зарплату и пенсии за последние 2-3 года в 3-4 разаи довело их до 10 $ в месяц. Предмет особой гордости государства! Но, в то же время,расходы населения лишь только на 1 кг хлеба с 3% среднемесячной зарплаты в 1990году выросли до 50% в 1997 году. За те же годы “завоеваний и достижений”среднегодовые цены на платные услуги возросли в 33,5 тыс. раз, опережая ростзаработной платы в 25 раз.
Поведениеи деяния нашего государства более характерны отчиму- временщику, нежелилюбящему отцу, хоть и слабому, немощному, но родному, кровному,
КогдаВы в последний раз были на кладбище? Не думаю, что очень давно. Вы, наверняка,обращали внимание на массу “свежих” могильных холмиков без надгробий. И ужточно зачитывали надписи на надгробных камнях. Вы заметили как рано мы сталиуходить из жизни — в 20, 30, 40 лет? Это, конечно, — война, дисстресс нашейжизни, болезни. Поражают данные той же статистики по здравоохранению имедицине. За последние годы резко увеличилась заболеваемость населенияпрактически по всем формам нозологий; появились болезни, которые, казалось,окончательно были ликвидированы, особенно те, которые имеют так называемуюсоциальную природу; резко подскочила инвалидизация и смертность и, что болееплачевно, в молодом и среднем возрасте.
Конечно,пора делать выводы. Скоро десять лет нашей независимости и государственности.Срок, конечно, неизмеримо маленький в историческом аспекте, но более чемдостаточный, чтобы определиться и проявить конструктивную тенденцию встановлении экономики страны — как основы всех основ — и политических, исоциальных, и бытовых, и национальных. Мы народ маленький (в количественномотношении). От былого величия, которым мы любили когда-то бравировать (а томуесть основания) остались лишь манускрипты да разваленные и разрушенные храмы.Но, мы — народ особенный. Не в смысле того, что мы лучше или хуже других. Моеглубокое убеждение в том, что таковых вообще не существует. Но не надо бытьпсихологом, чтобы заметить, что при всей нашей приземленности и фетишизме, мывсе же неисправимые романтики и наивисты, эгоцентрики и чужелюбы. Будучиматериалистами (даже 1700-летнее христианство не сделало нас не то, что лучшими,даже хорошими христианами), мы склонны к созданию идолов и символов. Самыепростые, утилитарные вещи и явления для нас приобретают особый смысл изначение, которому, порой, поклоняются больше, нежели Богу. И самое трагичное внашей сегодняшней психологии — это потеря доверия к ближнему, старшему, себеподобному и т.д. Мы не видели в своей жизни, как писал Дереник Демирчян,счастья и отчаяния. А теперь мы потеряли доверие. И чтобы вернуть его, нужны непраздники, лозунги и обещания. Маленькие народы объединяются вокруг какого-либонационального символа. Это может быть сильная личность, национальная идея,национальный фетиш, историческая ценность или достижение и т.д. Для этогонеобходимо государство или правительство, которому бы доверял народ. А это, в своюочередь, возможно, если он — народ будет работать и жить в соответствии с“затраченным потом и потерянной кровью”. Мерой адекватности здесь будет служитьуровень доверия народа. И тогда настанет время создания национального мифа илилегенды, время национального символа, что бесповоротно объединит народ игосударство. И в этом проявиться высшая добродетель государства — справедливость.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rusmedserv.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.