Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Выбор

Гарипова Д.Г., студентка 5 курса
Уменя есть несколько вариантов того, как начать это эссе, все они сейчас передмоими глазами; у меня есть выбор, альтернативы, возможности… Прокручивая вголове тот или иной вариант, я думаю и о ситуации экзамена по экзистенциальнойпсихологии, и о степени свободы, с которой можно выражать свои мысли, и остройности слога, и (чего уж греха таить) о возможной реакции преподавателя. Я,словно ребенок, играю с формочками для своих рассыпающихся мыслей, мучаюсь и немогу выбрать самую красивую и подходящую… И тут в памяти всплывает: «Выбор – это не то, что Вам предстоит сделать, а то,что Вы уже делаете» . Холодный душ. Мгновенно меняется структураанализа; он становится неоднозначным и разноплановым… узнаю в себестудента-психолога.
***
Итак,выбор. Это одна из ключевых проблем экзистенциальной психологии, котораярассматривает природу человека совершенно беспредпосылочно, которая не даетникаких ответов, а только ставит вопросы. Проблема выбора является закономернопроистекающей из такой философии человека. Насничего не толкает, ничего не влечет, мы, такие, как есть, выбираем своесуществование здесь и сейчас. Мы, такие, как есть, со своими проблемами инеудачами, выбираем свое существование здесь и сейчас. Мы, такие, как есть, сполным набором защитных механизмов и деструктивных импульсов, выбираем своесуществование здесь и сейчас. Да… Немного не по себе становится отфразы «выбор – это то, что Вы уже делаете», от того, что в каждый моментсуществования ты сам выбираешь, каким тебе быть, сам выбираешь этосуществование, хотя далеко не всегда осознаешь это. И тогда проявляется чувствоответственности за свою жизнь, которую невозможно переложить ни на окружающих,ни на судьбу, ни на характер или темперамент. Тут нельзя не вспомнить Босса,который указывал на то, что все наше существование в мире – одна большаявозможность, и на то, что человек несет ответственность не только за тевозможности, которые осуществляет, но и за те, которые не осуществляет.Согласно Боссу, круг возможностей представляет собой различные восприятия мираи различные к нему отношения, а то единственное, что мы выберем, зависит отнаших ценностей (Франкл).
Выборнапрямую связан с ощущением проживания жизни: либо я живу (и тогда я выбираю),либо «жизнь меня живет» (и тогда я тоже выбираю этот ригидный способсуществования, только неосознанно); либо я могу в любой момент стать иным, либовоспроизвожу стандартный набор реакций (живу «на пленке», по Бьюдженталю). И тои другое будет моим выбором, но тогда в чем будет их коренное различие? На мойвзгляд, основной критерий различия – степень осознанности, и самого фактавыбора, и наличия множества возможностей. Но, для того, чтобы осознанновыбирать осуществление себя, нужна смелость, нужно «мужество быть» (по Тиллиху)или «упрямство духа» (по Франклу), чтобы справиться с тревогой, с осознаниемтого, что одной из возможностей является собственное небытие. Если же выбратьединый способ осуществления, не понимая этого и не принимая наличия иныхвозможностей, то это будет означать, что ты выбрал способ избавления оттревоги, от небытия путем избавления от бытия, что ты выбрал невроз (Тиллих).
Итак,выбор есть всегда, это то, чтонеотъемлемо присутствует в нашей жизни, но тогда возникает самый интересныйвопрос: «А кто выбирает?» Где то «место», тот «кусочек» личности, которыйспособен делать глубинный экзистенциальный выбор? Ответ на этот вопрос хорошосформулирован в концепции Бьюдженталя. Анализируя проблему «Я», он выделяет I,Me, и Self. Me – это то, что мы говорим про себя, это можно сделать фокусомсвоего внимания; Self – это то общее, что есть в Me. А вот I – это процессощущения себя как субъекта, это источник самовыражения, это жизненность,сохранение постоянной возможности изменения. Р.Мэй, который во многом повлиялна взгляды Бьюдженталя, также выделял организующую функцию, с помощью которойчеловек соотносится с другими. Благодаря этой функции человек знает, что играетроли, это некий центр, который Мэй назвал Self. Становление личности Мэйрассматривал как большее осознание этого Self. Однако на теоретическом уровневсе гораздо понятнее, чем на субъективном, т.к. ощущение себя выбирающего невсегда улавливается четко, а чаще не улавливается совсем. Это непрерывныйпроцесс, который постоянно меняет свои характеристики.
***
Выбор,выбор, выбор… Один бесконечный выбор, связанный с самопознанием, сответственностью, с тревогой, с ценностями, с бытием и небытием и еще с оченьмногими вещами, которые здесь не упоминались. Вот и сейчас, написав эту работу,я тоже сделала выбор: осуществив одну из возможностей, я «убила» все остальные(они могли быть хуже, а могли быть и лучше). Ну что ж, такова «трагедия выбора»(Бьюдженталь), за который несу ответственность только я.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.temenos.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Система органів управління в сфері забезпечення екологічної безпеки у плануванні та забудові міст України
Реферат Вечные сны
Реферат Правила поведения при эвакуации
Реферат Великобританія Комплексна країнознавча
Реферат Особенности экономико-математического моделирования
Реферат Алгебраические уравнения с одной неизвестной и способы их решения в основной школе
Реферат Гипертоническая болезнь: этиология, патогенез, диагностика и клиническая характеристика
Реферат Фразеологизмы в речи современного старшеклассника
Реферат Санкции в уголовно-процессуальном праве
Реферат Роль упражнений в овладении иностранным языком
Реферат Фонвизин Д И
Реферат Знаки препинания в сложных предложениях с несколькими придаточными: однородные придаточные.
Реферат «середньовічний світ західної європи», «релігійно-церковне життя середньовічної європи», «візантія. Арабський світ», «європейські держави в добу середньовіччя», «культура західної європи в v—xv ст.», «слов’яни та їхні сусіди», «індія. Китай». І семес
Реферат Capital Punishment Essay Research Paper Capital PunishmentWhat
Реферат Перспективы устойчивого развития Бразилии