Шведовская А.А.
Разработканадежных средств диагностики переживания ребенком детско-родительских отношенийявляется актуальной проблемой современной психологии семьи. Одним из используемыхдиагностических средств в этой области служит диагностика в игровой форме.Различные виды режиссерских, драматизирующих игр, тесты с игрушками,построенные на использовании марионеток, кукол и небольших игровых предметов,достаточно распространены в проективном тестировании (А. Фрейд, Г.Л. Лэндред,С. Миллер, В. Оклендер, А.С. Спиваковская и др.).
Однако,несмотря на широту применения, недостаточно разработаны научно обоснованныекритерии проведения игровых диагностических процедур.
Цельнашего исследования состояла в анализе диапазона диагностических возможностейсюжетно-ролевой игры для определения особенностей переживаниядетско-родительских отношений старшими дошкольниками.
Гипотезаисследования формулировалась следующим образом: направленная сюжетно-ролеваяигра в «Семью» может быть использована для диагностики особенностей переживаниястаршими дошкольниками детско-родительских отношений.
Задачиисследования:
1.Выявление особенностей переживания детско-родительских отношений детьмистаршего дошкольного возраста.
2.Исследование особенностей сюжетно-ролевой игры.
3.Разработка и апробация диагностической методики сюжетно-ролевой игры по заданномусюжету «Семья».
4.Определение конструктной валидности разработанной диагностической процедурынаправленной игры в «Семью» на основе сравнения результата обследованиядетско-родительских отношений с помощью методик «Рисунок семьи» и «Цветовойтест отношений».
Операционализацияпроцедуры игровой диагностики переживаний внутрисемейных отношений касаласьследующих структурно-образующих частей:
1)игрового материала, позволяющего моделировать ситуации семейноговзаимодействия;
2)тактики воздействия, содержащей директивные и недирективные элементы,подводящие ребенка к воспроизведению в игре действий, отражающих реальныепереживания;
3)критериев оценки игровых действий ребенка, позволяющих проанализироватьособенности восприятия ребенком внутрисемейных отношений.
Исследованиепроведено в 1999–2000 годах в дошкольных учреждениях Москвы на группе семей,имеющих детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет. Обследуемая выборкаявлялась представительной по критерию выраженности переживании дисгармонии в детско-родительскихотношениях (ДРО).
Входе исследования нами были выявлены формы неблагополучия в семейномвзаимодействии: отсутствие семейной сплоченности, отсутствие принятия со сторонывзрослого, игнорирование кого-либо из членов семьи, межсиблинговые конфликты,доминирование какого-либо члена семьи. В качестве дополнительных данныханализировались случаи выраженного позитивного, негативного или амбивалентногоотношения к кому-либо из членов семьи, идентификации с каким-либо членом семьи(как позитивно, так и негативно переживаемой).
Былитакже выделены четыре группы неблагополучия: конфликтные отношения с матерью(мать является источником тревожности, напряжения, дискомфорта); конфликтныеотношения с отцом или другими взрослыми членами семьи (отец не дает достаточнойвозможности для формирования позитивной идентификации с ним, мало коммуницируетс ребенком); межсиблинговые конфликты (недостаточность кооперативных отношенийс сиблингом); смешанные конфликты (нет четкой локализации источниканеблагополучия, постоянного проблемного члена семьи).
Разрабатываяигровую диагностическую процедуру, мы выделили два основных блока характеристикигровой деятельности в моделировании сюжетно-ролевых отношений.
Кпервому блоку относятся формальные характеристики особенностей игровойдеятельности: продолжительность, основное содержание, степень речевойактивности, основные используемые речевые формы, особенности поло-ролевойидентификации, уровень предметного замещения, степень освоения пространства,обобщенный уровень игровой деятельности.
Ковторому блоку относятся индивидуальные особенности игры в моделированииреальных социальных взаимодействий: доминирующий сюжет игры, основныепредметные предпочтения, степень выраженности эмоционального отношения, наличиеагрессивных предметов в сюжете, наличие намеренных конфликтных ситуаций,реакция на окончание игры, особенности выхода из направленных конфликтов,характер выбора персонажей для членов семьи.
Исследованиепоказало, что дошкольники, находящиеся в определенных группах неблагополучия,имеют различные игровые стратегии, отражающие особенности переживаниядисгармонии во взаимодействии с членами семьи: привнесение агрессии(наступательной или защитной), протестных либо конфликтных элементов;нивелирование собственной активности, моделирование подчиненного положения;защитное приукрашивание, идеализация; эмоциональный нейтралитет, стандартныеправилосообразные действия.
Входе проведения исследования было показано, что разработанная намидиагностическая методика направленной сюжетно-ролевой игры «Один день из жизнисемьи» является адекватным диагностическим средством выявления особенностейпереживания ребенком ДРО.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/